«РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ – РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНОЙ, ОБРАЗОВАННОЙ, КУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ»
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
30.03.2019
Невнимательное, небрежное отношение к нормам произношения, ударения, использование в речи жаргонизмов, вульгаризмов, неоправданных заимствований загрязняют речь, разрушают литературный язык, а это ведет в конечном итоге, как утверждают лингвисты, к гибели нации. Когда учитель заинтересован в своем речевом общении: пополняет знания, расширяет кругозор, активно общается с другими людьми, усваивая не только лучшие образцы речевого поведения, но и постоянно духовно обогащая себя, когда учитель обладает актерским мастерством, хорошо поставленным голосом, чувством юмора, умением одеваться, он будет интересен, к нему потянутся, захотят быть на него похожими.
Развитие речи учащихся.docx
Е.Б.Барышева
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ – РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНОЙ,
ОБРАЗОВАННОЙ, КУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ»
«…не только интеллектуальное развитие ребенка, но и
формирование его характера, эмоций и личности в целом, находится
в непосредственной зависимости от речи»
(Л.С. Выготский).
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня русский язык переживает колоссальные перемены.
Невнимательное, небрежное отношение к нормам произношения,
ударения, использование в речи жаргонизмов, вульгаризмов, неоправданных
заимствований загрязняют речь, разрушают литературный язык, а это ведет в
конечном итоге, как утверждают лингвисты, к гибели нации. Подростки быстро
реагируют на появление нового в обществе, и эти изменения находят свое
выражение в их речи. Откуда они черпают новое? Это и СМИ, например, «По
этому вопросу возникает ещё много вопросов» звучит из передачи
«Парламентский час» /РТР/, или «Министр не сделал палец о палец в этом
направлении» слышим мы в передаче «Вести»/ Россия/. Это и молодёжная
музыкальная культура. Чего только стоят тексты разных популярных групп,
например, «Дискотека Авария», «Ленинград» и т.д. И компьютерные сети, и
подростковая среда, и взрослые. Современную литературу эти проявления тоже
не обошли. Такие явления обедняют русскую речь, делают её грубой,
агрессивной. Недаром речь всегда рассматривалась во взаимосвязи с такими
понятиями как культура, этикет. Современному учителю все сложнее и сложнее
донести до своего ученика всю важность развития интересной,
интеллектуальной, самодостаточной личности. Тем актуальнее для меня слова
Льва Семеновича Выготского, который говорил о роли учителя: «На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему предстоит
которая является
сделаться организатором той социальной среды,
единственным воспитательным фактором. Детей следует обучать тому, что они
не смогут усвоить сами, без помощи взрослых».
Речь учителя служит не только решению учебных задач. Она является
образцом для учащихся, по которому они учатся строить свою речь. При этом
следует помнить, что для учеников речь учителя зачастую является
единственным образцом литературной нормы и правильного построения речи
вообще. В своих сочинениях они говорят о потребности в культуре общения, в
необходимости использования норм литературного языка. «С самого раннего
детства я слышу, как общаются в нашей семье. Речь моих родителей напрямую
зависит от их словарного запаса. Я малопомалу начинаю её копировать.
Конечно же, в каждой семье есть свои плюсы и минусы: нет идеальных семей.
Поэтому, учитель для меня играет большую роль в развитии общения,
поведения, культуры». В силу этого особое внимание следует обращать на
форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не
только для восприятия, но в известной мере и для подражания. Она должна быть
содержательной, понятной, выразительной, действенной, правильной, богатой,
краткой и лаконичной, яркой и точной и, конечно же, эмоциональной.
Неправильное педагогическое общение рождает у подрастающего поколения
неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение
динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний
школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно. В
конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а
потому и к предмету. Не хотелось бы ещё приводить примеры из жизни, хотя, к
сожалению, они всегда имеют место. Приведу пример из киноповести Георгия
Исидоровича Полонского «Доживем до понедельника»:
Мельников замолчал. До него донесся сетующий насморочный голос
учительницы начальных классов: – И все время на себя любуются! Крохотули такие, а уже искокетничались
все... Им говоришь: не ложите зеркальце в парту! Его вообще сюда таскать
запрещается. – Ложат, будто не слышали... Вчера даже овальное, на ручке
ложили – представляете?
– Послушайте... нельзя же так!
Говорившая обернулась и уставилась на Мельникова, как и все остальные.
Чем это он рассержен так?
– Я вам, вам говорю. Вы учитель, черт возьми, или...
– Вы – мне? – опешила женщина.
– "Ложить" – нет такого глагола. То есть на рынкето есть, а для нас с
вами – нету! Голубушка, Таисия Николаевна, как не знать этого? Не бережете
свой авторитет, так пощадите чужие уши!..
Главная цель работы по развитию речи учащихся — формирование
личности, воздействие словом на его внутренний мир, воспитание ума и сердца
учащегося, помощь ему в возможности ярко и выразительно сообщить о своих
взглядах и переживаниях, т.к. именно в речи человека проявляются его общая
культура, богатство его личности. Учащимся необходимо объяснить, каких же
полезных результатов можно достичь, развивая свою речь. Вначале это хорошая
успеваемость, т. к. умение чётко, ярко изложить хотя бы то, что знаешь, придаёт
уверенность в себе, позволяет чувствовать себя равным среди равных, затем,
когда подросток входит в пору зрелости, инфантильная обесцененная речь,
мягко говоря, может принести неудобства в общении на новых уровнях. Это, я
думаю, закрепит потребность работать над своей культурой, мышлением,
интеллектом, интересом к себе как личности.
Воспитание личности должно проходить через интерес личности к
воспитанию.
В одном из 3х педагогических законах по формирование интереса
Выготский Л.С. говорит: «Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какойлибо деятельности,
заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой
деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что
учащийся будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить
и направлять его действия».
Когда учитель заинтересован в своем речевом общении: пополняет знания,
расширяет кругозор, активно общается с другими людьми, усваивая не только
лучшие образцы речевого поведения, но и постоянно духовно обогащая себя,
когда учитель обладает актерским мастерством, хорошо поставленным голосом,
чувством юмора, умением одеваться, он будет интересен, к нему потянутся,
захотят быть на него похожими.
Планируя урок, надо думать не только об усвоении информации, но и о
создании условий для самовыражения, самоутверждения, прежде всего тех
школьников, которые нуждаются в помощи учителя; надо предвидеть приемы
обеспечения заинтересованности в работе каждого ученика и обеспечить
сотрудничество и сотворчество.
Мой выпускник в сочинении о речевой культуре пишет: «Являясь
законным наследником культуры Пушкина, Толстого, Достоевского, Блока,
вижу, какое существует противоборство между речевой культурой и языковой
малограмотностью. Но словесное бескультурье попросту не может быть моим
жизненным выбором. Я, суверенный хозяин своей речи, самостоятельно
организую свое языковое поведение. Себе в помощники всегда беру книги
Ломоносова и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Чехова, творчество
которых содействовало становлению образцовой русской речи».
Каждый взрослый должен понимать, что любое высказывание может стать
примером для подражания и поэтому за все, что мы говорим, мы должны нести
ответственность.
А ещё, если учитель обладает способностью правильно понимать ребенка,
видит происходящее его глазами, ценит в нем равноправную личность, готов критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес
со стороны ребят, не обманывает, не хитрит, всегда и везде говорит правду,
умеет оказывать влияние на детей, умеет владеть словом, то, ссылаясь на слова
Выготского Л.С., развитие речи ученика будет проходить параллельно с
«формированием его характера, эмоций и личности в целом».
В своей работе я считаю необходимым пропагандировать бережное
отношение к русскому языку, организовать консультативную службу русского
воспитывать у
языка;
пропагандировать классическую литературу,
подрастающего поколения любовь к родному языку.
Заканчивая, хочу сказать только одно: учитель активно развивает речь
своих учеников, если они уверенны в том, что трудно стать активным
участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея
грамотной речью.
Спасибо за внимание.
Литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Выготский Л.С. – М.: АСТ,
Астрель, Хранитель, 2008. 672 с.
2. Полонский Г.И. «Доживем до понедельника», 19661968г.г.
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ – РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНОЙ, ОБРАЗОВАННОЙ, КУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ»
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ – РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНОЙ, ОБРАЗОВАННОЙ, КУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ»
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ – РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНОЙ, ОБРАЗОВАННОЙ, КУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ»
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ – РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНОЙ, ОБРАЗОВАННОЙ, КУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ»
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ – РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНОЙ, ОБРАЗОВАННОЙ, КУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.