Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
Оценка 4.7

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русский язык +1
Взрослым
08.06.2017
Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
Работа содержит описание личного опыта работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы. Развитие речи - это урок творчества. На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность. Развитие речи – главная задача уроков русского языка и литературы в средней школе, поэтому требуется постоянная и систематическая работа в этом направлении.Файл содержит описание опыта работы учителя по теме "Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы"
Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.docx
Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы Выступление из опыта работы. Актуальность Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить  более ярко, выразительно и разнообразно. Боевики, детективы, кровь, насилие с экранов телевизоров, «прикольные  хиты» и «крутые клипы» порождают языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться, но не с установлением табу, а  поиском действительно эффективных путей по формированию языковой  личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой  культуры и речевого творчества. Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к  звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и  назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки,  практического опыта. На уроках русского языка и не только надо научить ребят пользоваться  родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать  свою речь, совершенствовать свое речевое творчество. Цель и задачи работы над темой. Поэтому я считаю целью моей работы – развитие письменной речи учащихся  и формирование их лингвистической компетенции, что позволит им в  дальнейшем успешно сдать выпускные экзамены за 9 или 11 класс. Перед собой я поставила следующие задачи: 1) Изучить и проанализировать литературу и практический опыт по данной  проблеме. 2) Развивать интерес к своему предмету. 3)Активизировать самостоятельную познавательную деятельность ученика,  совершенствовать речевое творчество учащихся. 4) Формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи,  ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать  ученикам в жизни. 5) Обучать детей умению правильно воспринимать чужой текст и создавать  свой. 6) Описать свой опыт работы по данной теме.   В связи с этим я считаю, что развитие речи ­ это урок творчества. На таком  уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны  развиваться его творческие способности, любознательность. Цели образования определяются в соответствии с запросами общества, с  современными подходами к развитию образования. Современное образование  связано, в первую очередь, с развивающими и воспитательными функциями; с  личностно­ориентированными технологиями обучения русскому языку, а  также и литературе. Это предполагает необходимость всестороннего развития речевых способностей ученика, формирования языковой компетенции. Мы  должны формировать личность, в совершенстве владеющую устной и  письменной речью.  По­моему, развитие речи – главная задача уроков русского языка и  литературы в средней школе, поэтому требуется постоянная и  систематическая работа в этом направлении. Речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая  деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать.   Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает  совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения,  аудирования, чтения, письма) и осуществляется в трёх направлениях,  составляющих единое целое. Первое направление в развитии речи учащихся ­ овладение нормами русского  литературного произношения, образования форм слов, построения  словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их  лексическим значением и стилевой принадлежностью. Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.   формирование умений и навыков связного изложения  Третье направление ­   мыслей. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием,  построением и языковым оформлением высказывания, и осуществляется при  выполнении специальных упражнений и при подготовке к изложению и  сочинению. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль,  составлять план в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.   Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков  выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и  сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение  различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и  безударные слоги, определять границы предложений, повышать и понижать  голос, убыстрять темп речи, выделить слово, на которое падает логическое  ударение). Очень важно добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан  монотонно, невыразительно. Формирование навыков устной и письменной речи ведется на уроке; после  уроков (внеклассная работа) и в ходе индивидуальной самостоятельной  работы учащихся. В своей работе использую информативные и игровые технологии, личностно ­  ориентированное и дифференцированное обучение. Все это помогает понять  ученикам, что, овладев тем или иным речевым умением, они расширяют свои  возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них  какие­то эмоциональные переживания и пр.), что владение речью необходимо  для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, и тогда они  почувствуют радость творческого роста и самосовершенствования. Главное внимание на своих уроках уделяю тексту, поэтому я стараюсь  подбирать задания на основе текста. В свою работу включаю следующие основные виды работ. 1. Работа со зрительной опорой. Как правило, в качестве зрительной опоры используются картинки,  фотографии. Виды работ со зрительной опорой: а) устный диалог; б) устный рассказ; в)  письменный рассказ. 2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений: ­ музыкальные; ­ читательские; ­ жизненные; ­ фантазийные 3. Устные дискуссии. Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать  свои мысли и аргументировать их. 4. Устная или письменная газета 5. Языковые игры: ­ «Корректор» ­ «Вставь слово»  ­ Буриме ­ Продолжи рассказ по его началу… ­ Собери текст. ­ Распространи предложение ­ Найди третье лишнее и др. 6. Минутки поэзии. 7. Мини­изложения, мини­сочинения. 8. Творческие диктанты на основе картин. 9. Почему так, а не иначе. 10.Пересказ художественного текста от лица героя Составь монолог перегоревшей лампочки (старого водопроводного крана,  компьютера и т.д.) 11.Сообщения . 12. Театрализованные сценки, спектакли. Форма работы – групповая, в парах, индивидуальная Задание: «Вставь слово» (Какой?)… в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. (Какой?)…лист и  (какая?)… травинка. (Какие?)…травы и (какие?)… цветы. (Какой?) … иней и  бабочки. (Какое?) … солнце и (какой?) ветер. Увядание и расцвет. Песни и  тишина. Грустно и радостно! (Н. Сладков) А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. (Какое?) … солнце осветило  его, и теперь он уже казался с земли не (какой?)… птичкой, а (какой?) … звездочкой, вторым (каким?) … солнышком, рожденным самой землей. (По  Г.Скребицкому) Подобные задания помогают ребятам на примерах художественных текстов  подбирать слова, а потом их сравнить с исходным текстом. Такие же задания разработаны по теме «Глагол», «Имя существительное» и  др. Ключ. Текст1. Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист  и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие  цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер.  Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! (Н.Сладков) Ключ. Текст 2. А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и  теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой,  вторым крохотным солнышком, рожденным самой землей. (По  Г.Скребицкому) Задание «Продолжи» Внимательно прочитайте начало текста. Придумайте и запишите продолжение в стиле автора. 1. Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом  зеленом клювике висит большая прозрачная капля… Ключ. (Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго  все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.)  М.Пришвин. 2. Малиновый солнечный шар коснулся снизу сквозной лазури. Он всплыл  из­за леса, уменьшаясь и плавясь в золото… Ключ. (Этот слепящий золотой сгусток быстро отделился от горизонта.  Вся лесная стихия приняла невиданно сказочный образ. Безбрежная,  непорочно чистая голубая лазурь была тем гуще, чем дальше от  солнца.) В.Белов. Задание. «Составь рассказ». Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ. СОН. Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом.  Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звездочки. На полу лежал пушистый снег. Задание. «Редактирование текста». Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На березах еще были желтые листья.  Ели и сосны были зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из­ под снега желтой щеткой. Мертвая тишина была кругом. Была прозрачная  вода в озере. Ключ. ( Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На березах еще оставались  желтые листья. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя  трава выглядывала из­под снега желтой щеткой. Мертвая тишина  царила кругом. Потемнела прозрачная вода в озере. ) По Д.Мамину­ Сибиряку. Задание. Составь рассказ по его началу. 1. Собака громко лаяла. Перед ней сидел котенок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал… 2. Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел  рядом. Однажды… На уроках русского языка использую «Минутки поэзии». Предлагаю ребятам  рифмы, а они пробуют составить двустишия. …. бежит, Например: Серый волчище быстро бежит, … дрожит. Заинька белый сильно дрожит. Звонкий ручеек бежит, Вода, как стеклышко, дрожит. Лисица по лесу бежит, А заяц под кустом дрожит. … солнце Например.: Глядит весеннее солнце … оконце В мое любимое оконце. Вот взошло большое солнце, Заглянуло к нам в оконце. «Минутки поэзии» помогают развивать речь учащихся, разнообразить урок,  создают интерес к учебе. На доске записываю четверостишие с пропусками и прошу ребят восстановить текст. Скрипит мороз. Сердит мороз. И снег, ( сухой) и ( колкий) . И вяз озяб, и дуб замерз Насквозь продрогли елки. (Т.Волжина.) Осень. Обсыпается весь наш (бедный) сад, Листья (пожелтелые) по ветру летят. Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти (ярко­красные) вяжущих рябин. Упражнение « Распространите предложения». День осени. Показалось солнце. Припекало. Щебетали стайки щеглов.  Ледок таял. Носилась паутина. Подул ветерок. Все замерзло. Сочинения­миниатюры. Используя данную ниже лексику, написать миниатюру о дожде по  вариантам: ­ летний дождь, ­осенний дождь, ­ весенний дождь. Шумит, звенит, шуршит по листьям, идет, капает, моросит, накрапывает, льет, льется как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит,  хлынет, зарядит, сеет как из сита, прыгает, пляшет. Задание. Напишите рассказ о том, какие орфографические умения и навыки  получают школьники на уроках русского языка при изучении темы «Имя  существительное» ( «Глагол», «Имя прилагательное», «Местоимение»). Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы  правильной красивой речи, как письменной – это могут быть художественные  тексты, которые читаются на уроках, ­ важно постоянно обращать внимание  на красоту, совершенство языка, так и устной – это могут быть записи  выступлений артистов и ,конечно же, речь самого учителя Необходимо  обращать на удачные образцы речи самих детей. Все эти работы могут использоваться на каждом уроке. Результативность. Систематическое использование этих методических приемов позволяет  развивать речь учащихся. Ребята не боятся высказывать свое мнение,  стараются его отстаивать, пытаются доказать свою точку зрения. Они  составляют разнообразные высказывания с использованием различных  языковых средств. У них начинает развиваться чувство языка, чувство слова.  Совершенствование речевых навыков способствуют их успешной учебе,  выступлениях на различных конкурсах и олимпиадах. Дети чувствуют себя при ответах в классе уверенно. Они положительно  воспринимают предмет «Русский язык» и с удовольствием идут на эти уроки.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017