Развитие ручной моторики и моторики артикуляторного аппарата

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 04.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитие ручной моторики и моторики артикуляторного аппарата Работа в рамках данного направления строится с учетом следующего: 1. Уровневая организация движений (II.А. Бернштейн), которая позволяет разложить сложный двигательный акт на составные компоненты и выявить состояние церебральных уровней, их роль в регуляции движений и действий. Практически ни одно движение не обслуживается по всем его координационным деталям только одним ведущим уровнем построения. Каждая из технических сторон и деталей выполняемого сложного движения находит для себя среди нижележащих уровней необходимые, наиболее адекватные афферентации.
Иконка файла материала Развитие ручной моторики и моторики.doc
Развитие ручной моторики и моторики  артикуляторного аппарата       Работа в рамках данного направления строится с учетом следующего:              1.  Уровневая   организация   движений   (II.А.   Бернштейн),   которая позволяет   разложить   сложный   двигательный   акт   на   составные компоненты   и   выявить   состояние   церебральных   уровней,   их   роль   в регуляции движений и действий.              Практически   ни   одно   движение   не   обслуживается   по   всем   его координационным   деталям   только   одним   ведущим   уровнем   построения. Каждая из технических сторон и деталей выполняемого сложного движения находит   для   себя   среди   нижележащих   уровней   необходимые,   наиболее адекватные   афферентации.   Соответственно   каждая   двигательная   задача находит себе в зависимости от своего содержания и смысловой структуры тот или иной уровень, который определяется как ведущий для данного движения. Концепция   о   системной   организации   двигательной   функции,   о взаимодействии   ее   разных   звеньев,   уровневая   организация   движений позволяют   в   случае   нарушения   двигательной   функции   компенсаторно перестраивать   функциональную   систему   путем   специального   обучения   и упражнений.        2. Тесная взаимосвязь между тонкой дифференцированной моторикой рук и артикуляторной моторикой (М.М. Кольцова).             При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук.   Систематические   упражнения,   тренирующие   движения   пальцев   рук, наряду   со   стимулирующим   влиянием   на   развитие   речи   являются   мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.3. Сложное, взаимодействие кинестетической и кинетической основы движений.              Для   осуществления   двигательного   акта   необходимо   наличие   двух составных   компонентов:   его   кинестетической   основы,   обеспечивающей дифференцированный   состав   сложных   движений,   и   его   кинетической структуры, лежащей в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных навыков (А.Р. Лурия). Кинетическая программа обеспечивается участием   своего   мозгового   механизма,   отличного   от   механизма   создания кинестетической схемы произвольного движения.        4.Положение о роли кинестезий в управлении движениями.              Произвольные   движения   и   действия   требуют   постоянного   сличения спланированного   акта   с   реально   воспроизведенным.   От   выполняемого движения должны поступать непрерывные обратные сигналы, составляющие содержание   обратной   афферентации   и   постоянно   сопоставляющиеся   с запланированным действием.                    В   традиционной   работе   над   звукопроизношением   соблюдаются онтогенетические   закономерности   (порядок   появления   и   усложнения артикулем, взаимообусловленность артикуляционных поз).            В   процессе   формирования   кинетической   основы   движений   руки   проводятся   упражнения,   направленные   на   развитие   системы   движений, включающей   в   свой   состав  “основные”  и  “фоновые”   компоненты   (по   А.Н. Бернштейну),   или   серии   однотипных   движений,   составляющих   единый двигательный навык.           Развитие динамической координации движений руки осуществляется в процессе   выполнения   как   последовательно, организованных движений.    так   и   одновременно                 В   процессе   формирования   кинетической   основы   артикуляторных движений   основное   внимание   уделяется   упражнениям,   направленным   на выработку   необходимого   объема   движений,   подвижности   органовартикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикулярные органы в заданном положении.        Работа по формированию кинестетической и кинетической основ ручных и артикуляторных движений проводится параллельно.