Развитие ручной моторики и моторики
артикуляторного аппарата
Работа в рамках данного направления строится с учетом следующего:
1. Уровневая организация движений (II.А. Бернштейн), которая позволяет разложить сложный двигательный акт на составные компоненты и выявить состояние церебральных уровней, их роль в регуляции движений и действий.
Практически ни одно движение не обслуживается по всем его координационным деталям только одним ведущим уровнем построения. Каждая из технических сторон и деталей выполняемого сложного движения находит для себя среди нижележащих уровней необходимые, наиболее адекватные афферентации.
Развитие ручной моторики и моторики
артикуляторного аппарата
Работа в рамках данного направления строится с учетом следующего:
1. Уровневая организация движений (II.А. Бернштейн), которая
позволяет разложить сложный двигательный акт на составные
компоненты и выявить состояние церебральных уровней, их роль в
регуляции движений и действий.
Практически ни одно движение не обслуживается по всем его
координационным деталям только одним ведущим уровнем построения.
Каждая из технических сторон и деталей выполняемого сложного движения
находит для себя среди нижележащих уровней необходимые, наиболее
адекватные афферентации. Соответственно каждая двигательная задача
находит себе в зависимости от своего содержания и смысловой структуры тот
или иной уровень, который определяется как ведущий для данного движения.
Концепция о системной организации двигательной функции,
о
взаимодействии ее разных звеньев, уровневая организация движений
позволяют в случае нарушения двигательной функции компенсаторно
перестраивать функциональную систему путем специального обучения и
упражнений.
2. Тесная взаимосвязь между тонкой дифференцированной моторикой
рук и артикуляторной моторикой (М.М. Кольцова).
При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи
одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений
рук. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук,
наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным
средством повышения работоспособности коры головного мозга.3. Сложное, взаимодействие кинестетической и кинетической основы
движений.
Для осуществления двигательного акта необходимо наличие двух
составных компонентов: его кинестетической основы, обеспечивающей
дифференцированный состав сложных движений, и его кинетической
структуры, лежащей в основе образования плавных, протекающих во времени
двигательных навыков (А.Р. Лурия). Кинетическая программа обеспечивается
участием своего мозгового механизма, отличного от механизма создания
кинестетической схемы произвольного движения.
4.Положение о роли кинестезий в управлении движениями.
Произвольные движения и действия требуют постоянного сличения
спланированного акта с реально воспроизведенным. От выполняемого
движения должны поступать непрерывные обратные сигналы, составляющие
содержание обратной афферентации и постоянно сопоставляющиеся с
запланированным действием.
В традиционной работе над звукопроизношением соблюдаются
онтогенетические закономерности (порядок появления и усложнения
артикулем, взаимообусловленность артикуляционных поз).
В процессе формирования кинетической основы движений руки
проводятся упражнения, направленные на развитие системы движений,
включающей в свой состав “основные” и “фоновые” компоненты (по А.Н.
Бернштейну), или серии однотипных движений, составляющих единый
двигательный навык.
Развитие динамической координации движений руки осуществляется в
процессе выполнения как последовательно,
организованных движений.
так и одновременно
В процессе формирования кинетической основы артикуляторных
движений основное внимание уделяется упражнениям, направленным на
выработку необходимого объема движений,
подвижности органовартикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения
удерживать артикулярные органы в заданном положении.
Работа по формированию кинестетической и кинетической основ ручных и
артикуляторных движений проводится параллельно.