Развитие сольфеджио в России

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 13.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитие сольфеджио в России. Развитие сольфеджио в России тесно связано с деятельностью хоровых капелл и церковных хоров. Д. Локшин в своей книге «Хоровое пение в русской школе» интересно и детально прослеживает историю хорового дела, обучения и развития слуха в различных хоровых коллективах. Особое значение имело обучение пению в XVI-XVII веках в так называемых братских школах, в уставе которых было сказано, что «Сперва научаются складывать буквы, затем обучаются грамоте, церковному порядку, чтению и пению». В это же время создаются профессиональные придворные и боярские хоры, где обучали пению по нотам, по учебникам на «нотах линейных». Посредством линейной системы скорее совершалось обучение пению, а в этом и состояла главная цель этих- школ. В результате накопленного опыта преподавания в XVII веке появляются первые русские учебники сольфеджио: «Азбука» А. Мезенца и «Мусикийская грамматика» Н. Дилецкого. Дилецкий предлагал вначале облегчающий и заинтересовывающий учащихся способ объяснения нот на 5 пальцах, затем на «лестнице» и уже в заключении на нотном стане. Дилецкий: «Хотяще во пении голосом восприяти шестую (т.е. интервал сексты), да имеет в уме октаву и тако се оной удобнее возьмет октаву. Такожде поюще в уме септиму содержи в уме октаву и удобнее и совершенно оную гласом изобразивши». «Азбука» Мезенца построена вся на пятилинейной системе, используются слоговые названия звуков. В обучении пению всё сильней вырисовывается главная техническая задача – научить читать ноты. Основой становится абсолютная система сольмизации, в преподавании господствует муштра, зубрежка. В XIX веке усиливается борьба прогрессивной части русского общества против засилья иностранных влияний, за народность искусства. Взамен схоластического сухого изучения теории музыки, зазубривания нот и интервалов выдвигается эстетическая сторона обучения музыке, воспитания на худ. образцах; все больше внимания уделяется развитию слуха, сознательности восприятия. Лучшие музыканты того времени своей деятельностью способствуют формированию национальной русской культуры и музыкально-педагогических принципов. Среди них: Глинка, Варламов, Одоевский, Стасов, Серов. Глинка преподавал в оперном театре, в театральном училище и в Придворной певческой капелле. Изучение нот, вернее обучение пению по нотам, Глинка непосредственно связывал с упражнениями по вокалу, строя всё на развитии слухового восприятия. Б. Асафьев так раскрывает интонационно-слуховой метод Глинки: «Не тупое заучивание, хотя бы и с листа, а постоянное осмысление памяти и контроль за этим». О необходимости при воспитании музыканта не только обучать его чтению нот, но и формировать музыкальный вкус , о важности всестороннего развития слуха писали и говорили многие передовые музыканты (Серов, Писарев, Боткин). Борьба с догматизмом и схоластикой занимает большое место в работе Одоевского. При обучении пению по нотам он считает центральным вопрос о взаимосвязи слуховых и зрительных представлений. Восставая против механического обучения по нотам без предварительной подготовки слуха, Одоевский видит в том, чтобы приучить ученика соединять в своем понятии звук написанный со звуком слышимым. Одоевский поддерживает цифровую методу Шефе, считая ее педагогическим удобством, «первой ступенькой к нотной системе».
Иконка файла материала 1.docx
Развитие сольфеджио в России. Развитие сольфеджио в России тесно связано с  деятельностью хоровых капелл и церковных хоров. Д. Локшин в своей книге «Хоровое пение в русской  школе» интересно и детально прослеживает  историю хорового дела, обучения и развития слуха в различных хоровых коллективах. Особое значение  имело обучение пению в XVI­XVII веках в так  называемых братских школах, в уставе которых  было сказано, что «Сперва научаются складыватьбуквы, затем обучаются грамоте, церковному  порядку, чтению и пению». В это же время создаются профессиональные  придворные и боярские хоры, где обучали пению по  нотам, по учебникам на «нотах линейных».  Посредством линейной системы скорее совершалось обучение пению, а в этом и состояла главная цель  этих­ школ.В результате накопленного опыта преподавания в  XVII веке появляются первые русские учебники  сольфеджио: «Азбука» А. Мезенца и «Мусикийская  грамматика» Н. Дилецкого. Дилецкий предлагал вначале облегчающий и  заинтересовывающий учащихся способ объяснения  нот на 5 пальцах, затем на «лестнице» и уже в  заключении на нотном стане.Дилецкий: «Хотяще во пении голосом восприяти  шестую (т.е. интервал сексты), да имеет в уме  октаву и тако се оной удобнее возьмет октаву.  Такожде поюще в уме септиму содержи в уме  октаву и удобнее и совершенно оную гласом  изобразивши». «Азбука» Мезенца построена вся на пятилинейной  системе, используются слоговые названия звуков.В обучении пению всё сильней вырисовывается  главная техническая задача – научить читать ноты.  Основой становится абсолютная система  сольмизации, в преподавании господствует муштра,  зубрежка. В XIX веке усиливается борьба прогрессивной части русского общества против засилья иностранных  влияний, за народность искусства. Взамен  схоластического сухого изучения теории музыки,  зазубривания нот и интервалов выдвигаетсяэстетическая сторона обучения музыке, воспитания  на худ. образцах; все больше внимания уделяется  развитию слуха, сознательности восприятия. Лучшие музыканты того времени своей  деятельностью способствуют формированию  национальной русской культуры и музыкально­ педагогических принципов. Среди них: Глинка,  Варламов, Одоевский, Стасов, Серов.Глинка преподавал в оперном театре, в театральном  училище и в Придворной певческой капелле.  Изучение нот, вернее обучение пению по нотам,  Глинка непосредственно связывал с упражнениями  по вокалу, строя всё на развитии слухового  восприятия. Б. Асафьев так раскрывает интонационно­слуховой  метод Глинки: «Не тупое заучивание, хотя бы и с  листа, а постоянное осмысление памяти и контроль  за этим».О необходимости при воспитании музыканта не  только обучать его чтению нот, но и формировать  музыкальный вкус , о важности всестороннего  развития слуха писали и говорили многие передовые музыканты (Серов, Писарев, Боткин). Борьба с догматизмом и схоластикой занимает  большое место в работе Одоевского. При обучении  пению по нотам он считает центральным вопрос о  взаимосвязи слуховых и зрительных представлений.Восставая против механического обучения по нотам без предварительной подготовки слуха, Одоевский  видит в том, чтобы приучить ученика соединять в  своем понятии звук написанный со звуком  слышимым. Одоевский поддерживает цифровую методу Шефе,  считая ее педагогическим удобством, «первой  ступенькой к нотной системе».