Развитие сольфеджио в России.
Развитие сольфеджио в России тесно связано с деятельностью хоровых капелл и церковных хоров.
Д. Локшин в своей книге «Хоровое пение в русской школе» интересно и детально прослеживает историю хорового дела, обучения и развития слуха в различных хоровых коллективах. Особое значение имело обучение пению в XVI-XVII веках в так называемых братских школах, в уставе которых было сказано, что «Сперва научаются складывать буквы, затем обучаются грамоте, церковному порядку, чтению и пению».
В это же время создаются профессиональные придворные и боярские хоры, где обучали пению по нотам, по учебникам на «нотах линейных». Посредством линейной системы скорее совершалось обучение пению, а в этом и состояла главная цель этих- школ.
В результате накопленного опыта преподавания в XVII веке появляются первые русские учебники сольфеджио: «Азбука» А. Мезенца и «Мусикийская грамматика» Н. Дилецкого.
Дилецкий предлагал вначале облегчающий и заинтересовывающий учащихся способ объяснения нот на 5 пальцах, затем на «лестнице» и уже в заключении на нотном стане.
Дилецкий: «Хотяще во пении голосом восприяти шестую (т.е. интервал сексты), да имеет в уме октаву и тако се оной удобнее возьмет октаву. Такожде поюще в уме септиму содержи в уме октаву и удобнее и совершенно оную гласом изобразивши».
«Азбука» Мезенца построена вся на пятилинейной системе, используются слоговые названия звуков.
В обучении пению всё сильней вырисовывается главная техническая задача – научить читать ноты. Основой становится абсолютная система сольмизации, в преподавании господствует муштра, зубрежка.
В XIX веке усиливается борьба прогрессивной части русского общества против засилья иностранных влияний, за народность искусства. Взамен схоластического сухого изучения теории музыки, зазубривания нот и интервалов выдвигается эстетическая сторона обучения музыке, воспитания на худ. образцах; все больше внимания уделяется развитию слуха, сознательности восприятия.
Лучшие музыканты того времени своей деятельностью способствуют формированию национальной русской культуры и музыкально-педагогических принципов. Среди них: Глинка, Варламов, Одоевский, Стасов, Серов.
Глинка преподавал в оперном театре, в театральном училище и в Придворной певческой капелле. Изучение нот, вернее обучение пению по нотам, Глинка непосредственно связывал с упражнениями по вокалу, строя всё на развитии слухового восприятия.
Б. Асафьев так раскрывает интонационно-слуховой метод Глинки: «Не тупое заучивание, хотя бы и с листа, а постоянное осмысление памяти и контроль за этим».
О необходимости при воспитании музыканта не только обучать его чтению нот, но и формировать музыкальный вкус , о важности всестороннего развития слуха писали и говорили многие передовые музыканты (Серов, Писарев, Боткин).
Борьба с догматизмом и схоластикой занимает большое место в работе Одоевского. При обучении пению по нотам он считает центральным вопрос о взаимосвязи слуховых и зрительных представлений.
Восставая против механического обучения по нотам без предварительной подготовки слуха, Одоевский видит в том, чтобы приучить ученика соединять в своем понятии звук написанный со звуком слышимым.
Одоевский поддерживает цифровую методу Шефе, считая ее педагогическим удобством, «первой ступенькой к нотной системе».
1.docx
Развитие сольфеджио в России.
Развитие сольфеджио в России тесно связано с
деятельностью хоровых капелл и церковных хоров.
Д. Локшин в своей книге «Хоровое пение в русской
школе» интересно и детально прослеживает
историю хорового дела, обучения и развития слуха в
различных хоровых коллективах. Особое значение
имело обучение пению в XVIXVII веках в так
называемых братских школах, в уставе которых
было сказано, что «Сперва научаются складыватьбуквы, затем обучаются грамоте, церковному
порядку, чтению и пению».
В это же время создаются профессиональные
придворные и боярские хоры, где обучали пению по
нотам, по учебникам на «нотах линейных».
Посредством линейной системы скорее совершалось
обучение пению, а в этом и состояла главная цель
этих школ.В результате накопленного опыта преподавания в
XVII веке появляются первые русские учебники
сольфеджио: «Азбука» А. Мезенца и «Мусикийская
грамматика» Н. Дилецкого.
Дилецкий предлагал вначале облегчающий и
заинтересовывающий учащихся способ объяснения
нот на 5 пальцах, затем на «лестнице» и уже в
заключении на нотном стане.Дилецкий: «Хотяще во пении голосом восприяти
шестую (т.е. интервал сексты), да имеет в уме
октаву и тако се оной удобнее возьмет октаву.
Такожде поюще в уме септиму содержи в уме
октаву и удобнее и совершенно оную гласом
изобразивши».
«Азбука» Мезенца построена вся на пятилинейной
системе, используются слоговые названия звуков.В обучении пению всё сильней вырисовывается
главная техническая задача – научить читать ноты.
Основой становится абсолютная система
сольмизации, в преподавании господствует муштра,
зубрежка.
В XIX веке усиливается борьба прогрессивной части
русского общества против засилья иностранных
влияний, за народность искусства. Взамен
схоластического сухого изучения теории музыки,
зазубривания нот и интервалов выдвигаетсяэстетическая сторона обучения музыке, воспитания
на худ. образцах; все больше внимания уделяется
развитию слуха, сознательности восприятия.
Лучшие музыканты того времени своей
деятельностью способствуют формированию
национальной русской культуры и музыкально
педагогических принципов. Среди них: Глинка,
Варламов, Одоевский, Стасов, Серов.Глинка преподавал в оперном театре, в театральном
училище и в Придворной певческой капелле.
Изучение нот, вернее обучение пению по нотам,
Глинка непосредственно связывал с упражнениями
по вокалу, строя всё на развитии слухового
восприятия.
Б. Асафьев так раскрывает интонационнослуховой
метод Глинки: «Не тупое заучивание, хотя бы и с
листа, а постоянное осмысление памяти и контроль
за этим».О необходимости при воспитании музыканта не
только обучать его чтению нот, но и формировать
музыкальный вкус , о важности всестороннего
развития слуха писали и говорили многие передовые
музыканты (Серов, Писарев, Боткин).
Борьба с догматизмом и схоластикой занимает
большое место в работе Одоевского. При обучении
пению по нотам он считает центральным вопрос о
взаимосвязи слуховых и зрительных представлений.Восставая против механического обучения по нотам
без предварительной подготовки слуха, Одоевский
видит в том, чтобы приучить ученика соединять в
своем понятии звук написанный со звуком
слышимым.
Одоевский поддерживает цифровую методу Шефе,
считая ее педагогическим удобством, «первой
ступенькой к нотной системе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.