ПРЕДСТАВЛЕНА СТАТЬЯ НА ТЕМУ
Развитие соуправления в начальной школе (из опыта работы)
Основная цель соуправления предполагает формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности, содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника, создание сплоченного дружного коллектива.
Деятельность соуправления строится на следующих принципах:
- Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
- Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.Деятельность соуправления строится на следующих принципах:
- Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
- Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
Шаврина Ирина Владимировна,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель начальных классов,
МБОУ НОШ № 21, г. ЮжноСахалинск,
Сахалинская область
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Развитие соуправления в начальной школе (из опыта работы)
и
развития
создание
дружного
сплоченного
предполагает
взаимодействия
Основная цель соуправления
Дети начальной школы ещё не способны чётко принимать и понимать
такое понятие, как самоуправление. В самоуправленческую деятельность
необходимо рассматривать и вовлекать учащихся в среднем и старшем звене,
на мой взгляд. Поэтому в начальной школе на пути ребёнка к творческой
самостоятельности мы будем говорить о соуправлении. Соуправление это в
своём роде первые шаги к самоуправлению и способствует положению начала
для самовоспитания, самоформирования у младших школьников активной
жизненной позиции и предполагает обучение лидерству через использования
приёмов
сотрудничества.
формирование
саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности, содействие
становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего
школьника,
коллектива.
Задачи, реализуемые в процессе соуправления в классном коллективе:
Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности
через представление различных видов деятельности.
Стимуляция детей к социальному творчеству, инициативе, формирование
активной гражданской позиции.
Воспитание у школьников демократической культуры.
Формирование умения действовать в интересах совершенствования как
своей личности, так и общества, отечества.
Воспитание достойных творческих лидеров
Привлечение родителей к активному участию в КТД.
Детский коллектив это маленькая страна, в которой необходимо
построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность
другого.
Деятельность соуправления строится на следующих принципах:
Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или
иного решения.
Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности,
человеколюбии.
Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.себя
в
4
и
классов
реализуется
Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной
работе и еѐ результатах перед коллективом.
Программа по соуправлению рассчитана на 4 года для учащихся
начальных
этапа:
1этап изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа
класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив.
2 этап укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы».
Призыв взрослого "Делай как я!" основной девиз жизнедеятельности
коллектива в этот период. Формирование умения взаимодействовать.
3 этап развитие соуправленческих начал. Девиз: "Делай, как лучшие из нас!
Делай, как большинство из нас!" Приобретение опыта лидерства, умения
ставить
другим.
4 этап лучшее в жизни класса становится достоянием всего школьного
коллектива.
способов обновления
жизнедеятельности коллектива. Девиз: "Сей добро, оделяй добром!"
Ожидаемый
результат:
себе.
других.
поступки.
своих возможностях.
Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.
Стремление использовать свои умения на радость близким.
Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих
друзей,
взрос
лых.
Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.
за
Осознание
Расширение представлений о себе,
уверенности
поддерживать
Обретение
Умение
ответственности
Поиск новых идей,
форм,
чувства
пример
свои
в
ввместе
он
и
распределили
этапе
классного
–
светить везеде,
позиция
втором
и
первом
Важно подчеркнуть, что на каждом этапе развития детского коллектива
руководителя:
меняется
На
организатор,
На третьем – руководитель, На четвертом – помощник, советчик, старший
друг.
Дети очень любят и хотят выполнять в классе различные поручения. Они
чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Для
этого ребята придумали название городу – классу «Светлый» и девиз:
быть впереди и точка»!».
«Светить всегда,
Мы
поручения:
Мэр города совместно с классным руководителем составляет план работы
на четверть (на основе предложений учащихся), отвечает за работу
консультантов и успеваемость в классе, формирует советы дела для
подготовки и проведения классных мероприятий, объявляет благодарность и
замечания,
поручений.
Вицемэры – контролируют посещаемость и готовность к занятиям,
осуществляют контроль за ведением дневников, совместно с мэром руководят
группой консультантов, ведут работу с ребятами, отстающими по предметам,
замещают
отсутствие.
Медицинская служба класса – фиксирует пропуски занятий учащимися,
сдают медицинские справки в медкабинет, организуют посещения ребят,
которые находятся на лечении в больницах или дома длительное время,
готовят сообщения для классов в период эпидемий болезней и т.д.
Библиотечная служба класса – помощь классному руководителю в подборе
контролирует
выполнение
мэра
в
егов
"Город
минуток
физкультурных
необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных
дел, поиск дополнительной информации в библиотеке по заданию учителей –
предметников, организация получения и сдачи школьных учебников,
организация посещения книжных выставок, встреч с писателями;
Хозяйственная служба класса – сохранность мебели класса, обсуждение
вопросов хозяйственных нужд класса, организация и проведение конкурсов,
например,
мастеров";
Служба озеленения – забота о растениях класса и школы, организация и
проведение экскурсии в природу, в ботанический сад, организация живых
уголков, подготовка "зеленых сюрпризов" к дням рождения учащихся класса;
Служба сохранения здоровья – учащиеся, которые отвечают за
популяризацию физической культуры среди учащихся класса, подготовка
команды класса для участия в физкультурных состязаниях школы и города,
сообщения "из первых рук" о физкультурных достижениях учащихся класса,
организация, подготовка и участие в разработке сценариев спортивных
праздников, спортивных состязаний, олимпийских игр в классе и в школе,
подготовка снаряжения и определение маршрутов походов класса,
проведение
классе;
Корреспондентская служба класса – подготовка материалов из жизни
класса для редколлегии школьной газеты, выпуск классных газет по
определенной теме или по результатам классных дел, подготовка материалов
из жизни школы и класса для редакции школьной газеты, выпуск устных
журналов, участие в разработке сценариев, организации конкурсов,
праздников;
Репортерская служба класса, в обязанности которой входит подготовка
фоторепортаж о классе к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе.
Фоторепортаж и видеосюжеты можно использовать при подготовке
празднования дней рождения, юморин, встреч с родителями, смотрах знаний,
экскурсий и поездок. Репортерская служба занимается оформлением
альбомов, фильмов о классе, например "Один день из жизни класса",
"Последний
ученика;
Служба дежурных, в обязанности которой входит организация и контроль
дежурства по школе и классу, составляет график дежурств, отвечает за
дисциплину в классе,
хранение и приобретение инвентаря.
Для того, чтобы дать возможность каждому ребенку проявить себя, класс
был разделен на небольшие микрогруппы (по 8 человек) учитывая желание
детей, творческие интересы, способности, характер и привычки, используя
прием «магнита». Были названы имена самых популярных детей в классе,
выявленных с помощью методики «пьедестал». Ребята по моей просьбе
составили группы из остальных детей. Пренебрегаемых и отвергаемых детей
распределила по группам сама, учитывая в какой группе им будет
комфортнее, и убедила уже объединившихся детей, что именно с ними этим
школе
день
в
роли
впомощь,
и
с
будет
оказывать
справлялись
детям
хорошо.
Каждая группа выполняет поручения в классе одну неделю. В течение
недели мэр наблюдает за тем, как дети выполняют поручения, внося запись в
свою тетрадь. В конце недели проводим коллективное обсуждение итогов
проведенной недели, что получилось хорошо, что не удалось и почему, что
учтем на будущее. Деятельность мэра, его команды обсуждает коллектив
группы, а он работу всех ребят. Фамилии детей, которые хорошо выполняли
свои поручения, вносили в классную «Книгу Почёта». В конце четверти
делала запись в дневник с благодарностью учащимся за активную работу в
классе. Создан клуб «Кот» и театральная студия «Школа творчества».
По сравнению с первым этапом, в результате такой формы коллективной
деятельности, дети научились самостоятельно дежурить по группе и
столовой, на прогулке организовывать несложные игры, видеть тех, кому
нужна
еѐ.
Но не все ребята в классе выполняли свои поручения удачно, они
пользовались авторитетом, но в силу возраста, возможностей, привычек и т.д.
организаторские способности ещѐ не совсем развиты, они не всегда
самостоятельно
делами.
Поэтому на третьем этапе было запланировано продолжить и разнообразить
работу по развитию организаторских, творческих способностей и
формированию чувства ответственности и коллективизма, введя прием
побуждающий к творчеству в системе ЧТТД (чередование традиционных
творческих дел) поручая дежурной команде закончить дежурство сюрпризом,
«делом по секрету», нр: провести операцию «3 Д» (Дело для души), которые
вызвали бы у остальных детей радость, познавательный интерес. Здесь
возникают не только отношения «ответственный подчиненный», но и
отношения сотворчества, сотрудничества. А также продолжить работу клуба
под названием «Кот» (клуб общения товарищей), который объединит детей
вразнообразных секциях, нр: «Почемучка» познавательный интерес,
«Зеркало» воспитание навыков самоопределения, «Волшебный луч»
свободная досуговая деятельность в форме праздников, игр. В клубе
существовала «Золотая книга», куда после каждого коллективного
творческого дела вносилась запись с рисунками и фотографиями.
Задачи четвертого этапа: расширить познавательные интересы, обогатить
взаимоотношения детей, стереть границы между хорошо успевающими и
слабоуспевающими, избавить их от тревожности. Убедить сильных учеников,
что ребята, которых считают слабыми на уроках, оказываются специалистами
в других делах. Добиться осознания детьми своего единства в коллективе и
своей группы как центр социальной жизни, а также максимальной
включенности детей в итоговые обсуждения дел с увлечением и
откровенностью.
На данном этапе коллективная жизнь группы была выстроена как
своеобразная «зона самостоятельного выбора»: «Вы уже умеете дружноих
и
радуется
активности
работать, помогать друг другу, вот и организуйтесь, пытайтесь принимать
решения самостоятельно, ищите, придумывайте, спорьте, выбирайте». Но
воспитатель не отстраняется от общего дела. А, напротив, охотно принимает
участие в том, что дети сами затевают и своими действиями дает им понять,
что
творчеству.
Чтобы разнообразить работу по развитию организаторских, творческих
способностей и формированию чувства ответственности и коллективизма,
была продолжена работа по введению приема побуждающего к творчеству.
Дежурная команда выполняла поручение, заканчивая дежурство сюрпризом
«делом по секрету». Дети сами готовили и проводили мероприятия. В конце
каждого мероприятия ребята выражали свои впечатления при помощи
методики «настроение» (раскрашивали лепестки в красный цвет – восторг,
зеленый – понравилось, синий – не очень понравилось, фиолетовый – не
понравилось).
Подсчитывались проценты и дети наклеивали цветок с надписью на
специальный планшет «Поляна Радости», которая без слов выражала их
мнение. Имена детей, которые успешно справлялись со своими
обязанностями, наклеивали в виде золотой рыбки на «Реку успеха». Для того,
чтобы 4 этап развития детского коллектива определился, были выстроены
главные технологические идеи в работе классного руководителя с
коллективом
правил:
Правило первое: простор детскому творчеству и уважение к нему.
Дети должны получить свободу творчества, но их надо не столько «зажигать»,
сколько поддерживать их выдумки, терпеливо направлять их творческое
воображение.
Правило второе: закон «общей заботы». Дети будут нормально
адаптироваться в социуме, если привыкнут не слепо подчиняться сильным
личностям и обстоятельствам, а научатся участвовать в жизни людей и
обстоятельствах, откликаться на проблемы окружающих, сопереживать.
детей
в
видеПравило третье уважение и соблюдение традиций своего коллектива.
Что делаем, как, когда, с кем, для кого – дети знают и умеют организовать,
потому что много раз уже были участниками этих дружных дел и
увлекательных
событий.
Правило четвертое: побуждение детей к позитивному самоизмерению, к
самовоспитанию. Для этого воспитатель должен помочь детям познать себя,
создавать для каждого атмосферу защищенности и психологического
комфорта.
Вывод: считаю, что 4 этап в развитии детского коллектива успешно
реализован, т. к. дети не только усвоили определенные знания и навыки, но и
накопили собственный опыт пользования ими, привыкли самостоятельно
определяться в различных жизненных ситуациях. Ожидаемый результат был
достигнут.
Источники
Н.И.Дереклеева "Справочник классного руководителя", Москва, «Вако»,
2005
М.И.Рожков "Развитие самоуправления в детских коллективах", М.,
«Владос»,
2002
Е.Н.Степанова "Воспитательный процесс: изучение эффективности",
Москва, «Сфера», 2001