Развитие соуправления в начальной школе (из опыта работы)

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ПРЕДСТАВЛЕНА СТАТЬЯ НА ТЕМУ Развитие соуправления в начальной школе (из опыта работы) Основная цель соуправления предполагает формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности, содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника, создание сплоченного дружного коллектива. Деятельность соуправления строится на следующих принципах: - Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения. - Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.Деятельность соуправления строится на следующих принципах: - Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения. - Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
Иконка файла материала СТАТЬИ.docx
Шаврина Ирина Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель начальных классов, МБОУ НОШ № 21, г. Южно­Сахалинск, Сахалинская область   Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Развитие соуправления в начальной школе (из опыта работы)     и         развития   создание   дружного   сплоченного   предполагает взаимодействия  Основная цель соуправления          Дети начальной школы ещё не способны чётко принимать и понимать такое   понятие,   как   самоуправление.   В   самоуправленческую   деятельность необходимо рассматривать и вовлекать учащихся в среднем и старшем звене, на мой взгляд. Поэтому в начальной школе на пути ребёнка к творческой самостоятельности мы будем говорить о соуправлении. Соуправление ­  это в своём роде первые шаги к самоуправлению и способствует положению начала для   самовоспитания,  самоформирования   у   младших   школьников   активной жизненной позиции и предполагает  обучение лидерству через использования приёмов сотрудничества.      формирование саморазвивающейся,   активной,   самостоятельной   личности,   содействие становлению   и   проявлению   творческой   индивидуальности   младшего школьника, коллектива.           Задачи, реализуемые в процессе соуправления в классном коллективе: ­ Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через представление различных видов деятельности. ­ Стимуляция детей к социальному творчеству, инициативе, формирование активной гражданской позиции. ­ Воспитание у школьников демократической культуры. ­   Формирование   умения   действовать   в   интересах   совершенствования   как своей личности, так и общества, отечества. ­ Воспитание достойных творческих лидеров ­ Привлечение родителей к активному участию в КТД.           Детский   коллектив   ­   это   маленькая   страна,   в   которой   необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.           Деятельность соуправления строится на следующих принципах: ­ Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения. ­ Гуманность.   Действия   самоуправления   основываются   на   нравственности, человеколюбии. ­ Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.себя     в   4   и     классов реализуется ­   Ответственность.   Необходимо   регулярно   отчитываться   о   проделанной работе и еѐ результатах перед коллективом.          Программа   по   соуправлению   рассчитана   на   4   года   для   учащихся начальных этапа: 1этап ­ изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив. 2 этап ­ укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв   взрослого   "Делай   как   я!"   ­   основной   девиз   жизнедеятельности коллектива   в   этот   период.   Формирование   умения   взаимодействовать. 3 этап ­ развитие соуправленческих начал. Девиз: "Делай, как лучшие из нас! Делай,   как   большинство   из   нас!"   Приобретение   опыта   лидерства,   умения ставить другим. 4   этап   ­   лучшее   в   жизни   класса   становится   достоянием   всего   школьного коллектива.   способов   обновления жизнедеятельности   коллектива.   Девиз:   "Сей   добро,   оделяй   добром!" Ожидаемый результат: себе. ­ ­ других. поступки. ­ ­   своих   возможностях. ­   Умение   распределять   обязанности   и   действовать   в   коллективе. ­   Стремление   использовать   свои   умения   на   радость   близким. ­ Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрос­ лых. ­ Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.   за   Осознание   Расширение   представлений   о   себе, уверенности поддерживать   Обретение     Умение ответственности   Поиск   новых   идей,   форм, чувства пример свои   в   ввместе   он       и распределили   этапе классного   –     светить   везеде, позиция втором   и первом   Важно   подчеркнуть,   что   на   каждом   этапе   развития   детского   коллектива руководителя: меняется На организатор, На третьем – руководитель, На четвертом – помощник, советчик, старший друг. Дети   очень   любят   и   хотят   выполнять   в   классе   различные   поручения.  Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Для этого   ребята   придумали   название   городу   –   классу   «Светлый»   и   девиз:   быть   впереди   и   точка»!». «Светить   всегда, Мы   поручения: Мэр города ­ совместно с классным руководителем составляет план работы на   четверть   (на   основе   предложений   учащихся),   отвечает   за   работу консультантов   и   успеваемость   в   классе,   формирует   советы   дела   для подготовки и проведения классных мероприятий, объявляет благодарность и замечания, поручений. Вице­мэры –   контролируют   посещаемость   и   готовность   к   занятиям, осуществляют контроль за ведением дневников, совместно с мэром руководят группой консультантов, ведут работу с ребятами, отстающими по предметам, замещают отсутствие. Медицинская   служба   класса –   фиксирует   пропуски   занятий   учащимися, сдают   медицинские   справки   в   медкабинет,   организуют   посещения   ребят, которые   находятся   на   лечении   в   больницах   или   дома   длительное   время, готовят   сообщения   для   классов   в   период   эпидемий   болезней   и   т.д. Библиотечная служба класса – помощь классному руководителю в подборе контролирует выполнение мэра       в   егов     "Город минуток физкультурных необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных дел, поиск дополнительной информации в библиотеке по заданию учителей – предметников,   организация   получения   и   сдачи   школьных   учебников, организация   посещения   книжных   выставок,   встреч   с   писателями; Хозяйственная   служба   класса –   сохранность   мебели   класса,   обсуждение вопросов хозяйственных нужд класса, организация и проведение конкурсов, например, мастеров"; Служба  озеленения –   забота   о   растениях   класса   и   школы,   организация   и проведение   экскурсии   в   природу,   в   ботанический   сад,   организация   живых уголков, подготовка "зеленых сюрпризов" к дням рождения учащихся класса; Служба   сохранения   здоровья –   учащиеся,   которые   отвечают   за популяризацию   физической   культуры   среди   учащихся   класса,   подготовка команды класса для участия в физкультурных состязаниях школы и города, сообщения "из первых рук" о физкультурных достижениях учащихся класса, организация,   подготовка   и   участие   в   разработке   сценариев   спортивных праздников, спортивных состязаний, олимпийских игр в классе и в школе, подготовка   снаряжения   и   определение   маршрутов   походов   класса, проведение классе; Корреспондентская   служба   класса –   подготовка   материалов   из   жизни класса   для   редкол­легии   школьной   газеты,   выпуск   классных   газет   по определенной теме или по результатам классных дел, подготовка материалов из   жизни   школы   и   класса   для   редакции   школьной   газеты,   выпуск   устных журналов,   участие   в   разработке   сценариев,   организации   конкурсов, праздников; Репортерская   служба   класса,   в   обязанности   которой   входит   подготовка фоторепортаж о классе к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе. Фоторепортаж   и   видеосюжеты   можно   использовать   при   подготовке празднования дней рождения, юморин, встреч с родителями, смотрах знаний, экскурсий   и   поездок.   Репортерская   служба   занимается   оформлением альбомов,   фильмов   о   классе,   например   "Один   день   из   жизни   класса", "Последний ученика; Служба дежурных, в обязанности которой входит организация и контроль дежурства   по   школе   и   классу,   составляет   график   дежурств,   отвечает   за дисциплину   в   классе,   хранение   и   приобретение   инвентаря.      Для того, чтобы дать возможность каждому ребенку проявить себя, класс был разделен на небольшие микрогруппы (по 8 человек) учитывая желание детей,  творческие  интересы,  способности, характер  и привычки, используя прием «магнита».  Были  названы  имена   самых  популярных  детей  в  классе, выявленных   с   помощью   методики   «пьедестал».   Ребята   по   моей   просьбе составили группы из остальных детей. Пренебрегаемых и отвергаемых детей распределила   по   группам   сама,   учитывая   в   какой   группе   им   будет комфортнее, и убедила уже объединившихся детей, что именно с ними этим   школе день   в   роли     впомощь,   и     с будет оказывать справлялись детям хорошо.       Каждая  группа   выполняет  поручения  в классе  одну  неделю.  В  течение недели мэр наблюдает за тем, как дети выполняют поручения, внося запись в свою   тетрадь.   В   конце   недели   проводим   коллективное   обсуждение   итогов проведенной недели, что получилось хорошо, что не удалось и почему, что учтем   на   будущее.   Деятельность   мэра,   его   команды   обсуждает   коллектив группы, а он работу всех ребят. Фамилии детей, которые хорошо выполняли свои   поручения,   вносили   в   классную   «Книгу   Почёта».   В   конце   четверти делала запись в дневник с благодарностью учащимся за активную работу в классе.   Создан   клуб   «Кот»   и   театральная   студия   «Школа   творчества».       По сравнению с первым этапом, в результате такой формы коллективной деятельности,   дети   научились   самостоятельно   дежурить   по   группе   и столовой,   на   прогулке   организовывать   несложные   игры,   видеть   тех,   кому нужна еѐ.     Но   не   все   ребята   в   классе   выполняли   свои   поручения   удачно,   они пользовались авторитетом, но в силу возраста, возможностей, привычек и т.д. организаторские   способности   ещѐ   не   совсем   развиты,   они   не   всегда самостоятельно делами. Поэтому на третьем этапе было запланировано продолжить и разнообразить работу   по   развитию   организаторских,   творческих   способностей   и формированию   чувства   ответственности   и   коллективизма,   введя   прием побуждающий   к   творчеству   в   системе   ЧТТД   (чередование   традиционных творческих дел) поручая дежурной команде закончить дежурство сюрпризом, «делом по секрету», н­р: провести операцию «3 Д» (Дело для души), которые вызвали   бы   у   остальных   детей   радость,   познавательный   интерес.   Здесь возникают   не   только   отношения   «ответственный   ­   подчиненный»,   но   и отношения сотворчества, сотрудничества. А также продолжить работу клуба под названием «Кот» (клуб общения товарищей), который объединит детей  вразнообразных   секциях,   н­р:   «Почемучка»­   познавательный   интерес, «Зеркало»   ­   воспитание   навыков   самоопределения,   «Волшебный   луч»   ­ свободная   досуговая   деятельность   в   форме   праздников,   игр.   В   клубе существовала   «Золотая   книга»,   куда   после   каждого   коллективного творческого   дела   вносилась   запись   с   рисунками   и   фотографиями.  Задачи   четвертого   этапа:   расширить   познавательные   интересы,   обогатить взаимоотношения   детей,   стереть   границы   между   хорошо   успевающими   и слабоуспевающими, избавить их от тревожности. Убедить сильных учеников, что ребята, которых считают слабыми на уроках, оказываются специалистами в других делах. Добиться осознания детьми своего единства в коллективе и своей   группы   как   центр   социальной   жизни,   а   также   максимальной включенности   детей   в   итоговые   обсуждения   дел   с   увлечением   и откровенностью.       На   данном   этапе   коллективная   жизнь   группы   была   выстроена   как своеобразная   «зона   самостоятельного   выбора»:   «Вы   уже   умеете   дружноих   и   радуется активности работать,  помогать   друг   другу,  вот   и   организуйтесь,  пытайтесь   принимать решения   самостоятельно,   ищите,   придумывайте,   спорьте,   выбирайте».   Но воспитатель не отстраняется от общего дела. А, напротив, охотно принимает участие в том, что дети сами затевают и своими действиями дает им понять, что творчеству.        Чтобы  разнообразить   работу   по   развитию   организаторских,  творческих способностей   и   формированию   чувства   ответственности   и   коллективизма, была продолжена работа по введению приема побуждающего к творчеству. Дежурная команда выполняла поручение, заканчивая дежурство сюрпризом «делом по секрету». Дети сами готовили и проводили мероприятия. В конце каждого   мероприятия   ребята   выражали   свои   впечатления   при   помощи методики «настроение» (раскрашивали лепестки в красный цвет – восторг, зеленый   –   понравилось,   синий   –   не   очень   понравилось,   фиолетовый   –   не понравилось).     Подсчитывались   проценты   и   дети   наклеивали   цветок   с   надписью   на специальный   планшет   «Поляна   Радости»,   которая   без   слов   выражала   их мнение.   Имена   детей,   которые   успешно   справлялись   со   своими обязанностями, наклеивали в виде золотой рыбки на «Реку успеха». Для того, чтобы 4  этап  развития  детского  коллектива  определился,  были выстроены главные   технологические   идеи   в   работе   классного   руководителя   с коллективом правил: Правило   первое:   простор   детскому   творчеству   и   уважение   к   нему. Дети должны получить свободу творчества, но их надо не столько «зажигать», сколько   поддерживать   их   выдумки,   терпеливо   направлять   их   творческое воображение. Правило   второе:   закон   «общей   заботы».   Дети   будут   нормально адаптироваться в социуме, если привыкнут не слепо подчиняться сильным личностям   и   обстоятельствам,   а   научатся   участвовать   в   жизни   людей   и обстоятельствах,   откликаться   на   проблемы   окружающих,   сопереживать.   детей в   видеПравило   третье   ­   уважение   и   соблюдение   традиций   своего   коллектива. Что делаем, как, когда, с кем, для кого – дети знают и умеют организовать, потому   что   много   раз   уже   были   участниками   этих   дружных   дел   и увлекательных событий. Правило   четвертое:   побуждение   детей   к   позитивному   самоизмерению,   к самовоспитанию. Для этого воспитатель должен помочь детям познать себя, создавать   для   каждого   атмосферу   защищенности   и   психологического комфорта.       Вывод:   считаю,   что   4   этап   в   развитии   детского   коллектива   успешно реализован, т. к. дети не только усвоили определенные знания и навыки, но и накопили   собственный   опыт   пользования   ими,   привыкли   самостоятельно определяться в различных жизненных ситуациях. Ожидаемый результат был достигнут. Источники Н.И.Дереклеева   "Справочник   классного   руководителя",   ­   Москва,   «Вако», 2005 М.И.Рожков "Развитие   самоуправления   в   детских   коллективах", ­   М., «Владос», 2002  Е.Н.Степанова   "Воспитательный   процесс:   изучение   эффективности",   ­ Москва, «Сфера», 2001