Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 1 8 . 0 9 . 1 5
У р о к 14
Тема: РАЗВИТИЕ СВОБОДЫ ДВИЖЕНИЯ РУКИ.
ПРОВЕДЕНИЕ ЛИНИЙ СЛОЖНОЙ ТРАЕКТОРИИ
Цели деятельности педагога : научить писать линии сложной траектории; способствовать
развитию фонематического слуха.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают определение линии сложной траектории, гигиенические требования при
письме; умеют ориентироваться в пространстве листа тетради и пространстве классной доски;
проводить звуковой анализ слов; составлять схемы слов; подбирать слова с одинаковым звуком;
интонационно выделять звуки; осуществлять поиск заданных звуков в словах – названиях картинок;
получат возможность научиться писать линии сложной траектории.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных
учебных действий – УУД):
П оз н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – сравнение звукового состава слов; усвоение графических
действий по проведению линий, начинающихся и заканчивающихся в заданных точках; логические –
моделирование звуковой схемы слова; построение цепочки слов с заданным звуком по порядку;
самостоятельное воспроизведение алгоритма графических действий на страницах прописей.
Р е г у л я т ив н ы е : умеют адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; высказывать собственную версию;
вносить изменения в процесс деятельности с учетом своих ошибок.
К о м м ун ик а т ив н ы е :
умеют
выстраивать конструктивные способы взаимодействия с
окружающими.
Личностн ые : имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования;
оценивают свою активность в деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения
учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; выражают
доброжелательность во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками.
I. Вступительное слово учителя.
– Сегодня мы продолжаем работу со звуками. Кроме того, мы научимся проводить зигзагообразные
Х о д у р о к а
линии и соединять точки в заданной последовательности.
II. Изучение нового материала.
Ч и с т о г о в о р к а .
С к о р о г о в о р к а .
Лулулу – наточил Коля пилу.
Лилили – суп соленый, не соли!
Пол мыла Лара.
Лиля Ларе помогала.
– Какой звук чаще других повторяется в скороговорке?
1. Работа по учебнику.
– Рассмотрите картинки в учебнике. Произнесите слованазвания, интонационно выделяя нужный
звук. Какие звуки выделяли? (Звуки [л], [л’].)2. Работа по картинкам в учебнике. Нахождение звуков [л], [л’], расположенных в начале и в
середине слова (по схемам).
– Отгадайте з а г а д к у :
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.)
– Определите, какой звук надо выделить в слове «ложка»? (Первый.) Произнесите, интонационно
выделяя этот звук. (Ллложка.)
3. Работа в парах.
– Найдите слова с таким же звуком.
П р о в е р к а р а б о т ы .
– Назовите слова, в которых звук [л] в начале (в середине) слова. Какие слова вы не назвали?
Почему?
– Догадайтесь, кто это: «Красивая, грациозная птица. Поднимает птица крыло – будто белый
парус яхты взвился. На обидчиков и врагов она шипит». (Лебедь.)
– Какой звук надо выделить в слове «лебедь»? (Первый.)
– Произнесите, интонационно выделяя этот звук. (Льльльэбедь.)
– Найдите слова с таким же звуком.
4. Работа по карточкам. «Четвертый лишний».
Для читающих детей на карточках записаны слова, для нечитающих – картинки.
– Обведите «лишнее» слово (картинку).
• лягушка, лошадь, лев, олень
• лиса, лось, слон, ласточка
• пальто, платок, валенки, гольфы
• лодка, стол, телефон, стулРаз, два, три, четыре, пять –
Будем пальчики считать.
Крепкие и дружные,
Все такие нужные.
(Сгибают пальцы в кулачки.)
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальцы на левой руке.)
Пальчики быстрые,
(Сгибают пальцы в кулачки.)
Но не очень чистые.
(Смотрят на ладошки.)
5. Работа в прописи. Проведение линий заданной траектории.
Нука, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
(Солнце.)
– Рассмотрите рисунок. Что надо дорисовать? (Лучи.)
– Расскажите, как будет двигаться ваша рука. (Надо поочередно соединить синие точки.)
– Нарисуйте и раскрасьте лучи солнца. Облака должны быть разноцветными. Заштрихуйте (сверху
вниз) самое маленькое облако синим карандашом. Розовым карандашом заштрихуйте облако справа от
солнышка. Желтым карандашом заштрихуйте самое большое облако. (Выполнение.)
– Рассмотрите ежика. Сформулируйте задание.
6. Самостоятельная работа.
Р а б о т а на резервной странице в прописи: проведение заданных линий на рабочей строке.
– Опишите направление движения руки при написании элемента.
7. Работа в тетради «Я учусь писать и читать» (с. 11, 14).
– Назовите предметы, изображенные на верхней строке. Выделите голосом нужный звук в словах.
(Стууул, сыыыр.)
– Почему соединили «сыр» и «мышь»? (В словах есть одинаковый звук «ы».)
– Назовите этот звук в других словах.
– Найдите слова со звуком [у].
– Подумайте, какое задание будем выполнять (с. 14).
– Посмотрите на условное обозначение вверху страницы. (Последний звук предыдущего слова
будет первым звуком нового.)
– Чем эта страница тетради отличается от тех, на которых мы работали? (Надо соединить
картинки и догадаться, какая картинка пропущена.)
– Назовите картинки в рамочках, двигаясь по часовой стрелке. (Аист, кот, иголка, сыр.)
– Назовите картинки, расположенные в середине страницы. (Танк, туфли, автобус, рыба.)
– Какая из этих картинок должна быть нарисована между аистом и котом? Для этого надо
подумать, с какого звука должно начинаться следующее слово? (аисТ.)
– Каким звуком оно должно заканчиваться? (Кот.)
– Значит, слово начинается со звука [т] и оканчивается звуком [к]. Какое это слово? (Танк.)– Соедините картинку «танк» с рамочкой.
– Поставьте карандаш в рамку, для которой ищем картинку. Движемся по часовой стрелке.
Аналогичная работа с остальными словами.
– Назовем цепочку слов – названий картинок – по порядку.
Аисттт – тттанккк – кккоттт – тттуфлиии – иииголкааа – ааавтобуссс – сссыррр –
рррыбааа – аааист.
III. Итог урока.
– Чему вы научились на уроке? Какое задание было самым трудным?