Современное общество заинтересовано во всестороннем развитии своих членов, ибо только такие личности могут уловить современный жизненный ритм, не потеряться и внести существенный вклад в развитие общества. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет в качестве целевых ориентиров такие социальные и психологические характеристики личности ребёнка как инициативность и самостоятельность, способность выбирать себе род занятий и участников совместной деятельности, уверенность в своих силах и открытость внешнему миру, толерантность, творческие способности, умение подчиняться социальным нормам, способность к волевым усилиям.
Развитие творческих способностей дошкольников через
театрализованную деятельность
Современное общество заинтересовано во всестороннем развитии своих
членов, ибо только такие личности могут уловить современный жизненный
ритм, не потеряться и внести существенный вклад в развитие общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования определяет в качестве целевых ориентиров такие социальные и
психологические характеристики личности ребёнка как инициативность и
самостоятельность, способность выбирать себе род занятий и участников
совместной деятельности, уверенность в своих силах и открытость внешнему
миру, толерантность, творческие способности, умение подчиняться
социальным нормам, способность к волевым усилиям.
Каждая образовательная организация, в том числе и дошкольная, ищет
свой путь раскрытия и развития личности воспитанников, соответствующий
его ресурсам, традициям, потенциалу. В поисках своего пути раскрытия и
развития многогранных способностей детей мы как раз пытались отыскать ту
«полянку», на которой каждый ребенок мог бы проявить активность. Этой
условной «полянкой» стала театрализованная деятельность.
Мир театра предоставляет поистине неограниченные возможности для
применения детских талантов. Дети не только могут попробовать себя в роли
актеров, но и в роли сценаристов, режиссеров, художников, декораторов,
костюмеров и т.д. К тому же для ребенка театрализованное представление
это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя,
услышать первые в своей жизни аплодисменты. Таким образом,
театрализованная деятельность позволяет реально развивать личность
каждого ребенка на «удовольствии», в ситуации успеха. Это педагогическое
кредо нашего коллектива.
Театрализованная деятельность вошла в часть,
формируемую
участниками образовательного процесса Основной
образовательной
программы дошкольного образования нашего ДОУ. В основу ее содержания
легла парциальная программа Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович "Театр –
творчество дети". В качестве цели определили развитие природных
способностей детей средствами театрального искусства. Задача педагога
заключается в том, чтобы на каждом возрастном этапе раскрыть природный
потенциал каждого воспитанника. Важно в младшем возрасте заинтересовать
детей театрально игровой деятельностью, показать ее привлекательность. В
среднем возрасте воспитать устойчивый интерес к театральноигровой
деятельности, подвести детей к созданию выразительного образа в этюдах,
драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях. В старшем
возрасте создать условия для всестороннего развития творческих
способностей детей средствами театрального искусства и развить
самостоятельность в создании художественного образа.Для того чтобы успешно решать эти задачи желательно наличие педагога
– руководителя детского театра, который бы не только проводил специальные
театрализованные игрызанятия с детьми, но и корректировал бы действия
всех педагогов, осуществляющих решение задач по театрализованной
деятельности. Функции такого «режиссера» в нашем детском саду выполняет
музыкальный руководитель, который помогает воспитателям изменить
традиционные подходы к организации театрализованной деятельности,
привлекает их к активному участию в работе над театрализованными играми.
Функции педагогов не ограничиваются сценарной,
режиссерской,
постановочной работой с детьмиактерами. Все эти функции определяет
главная цель через все виды деятельности способствовать формированию в
детях творческого начала.
В образовательную деятельность нашего детского сада включены
театрализованные занятия «Веселый балаганчик», которые строятся на основе
авторских методик Т.И. Петровой, Е.Л. Сергеевой, Э.Г. и представляют собой
систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий
включают в себя:
упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
задания для развития речевой интонационной выразительности;
игрыпревращения, образные упражнения;
упражнения на развитие детской пластики;
ритмические минутки;
пальчиковые игры;
упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
театральные этюды;
коррекционноразвивающие игры;
разыгрывание минидиалогов, потешек, песенок, стихов;
просмотр кукольных спектаклей.
Использование социоигровой методики Ершовой предполагает
качественно новый уровень взаимоотношений как между ребенком и
взрослым, так и между детьми. Каждое занятие направлено на поиск и
использование средств воплощения замысла. Например, прием превращения
дает ребенку возможность «превратить» себя, других детей, любой предмет в
кого или во что угодно. Эти упражнения помогают лучше понять сущность
вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Этюды на
взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым
предметом, с самим собой, с окружающим пространством развивают умение
не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела,
находить единомышленников, приносить радость человеческого единения.
В образовательном процессе в качестве игровой мотивации включаем
разнообразные виды театра: кукольный, теневой, пальчиковый, настольный и
другие. Накопленные знания дети позже активно используют в
художественной и самостоятельной деятельности. При организации НОДпродуктивной деятельности педагоги с помощью куклы создают игровую
мотивацию детей. Дают от лица куклы адекватную оценку продукта
деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. НОД
познавательного цикла чаще проводятся как показ кукольного спектакля,
когда персонажи рассказывают детям о буквах и цифрах, природных
явлениях. Использование персонажей способствует установлению обратной
связи, стимулирует мышление детей, корректирует реальные ситуации, где
произошли нарушения моральных норм. Кукла помогает установить контакт с
ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым. Из опыта работы
выявлено, что маленькая кукла вызывает меньше страха и опасений. С ней
ребенок быстрее идет на контакт, нежели со взрослым. Педагоги считают
куклу помощником в решении многих педагогических задач. Таким образом,
театрализованные игры выступают одним из эффективных способов
коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип
обучения – учить играя.
Вся работа с дошкольниками над спектаклем делится на девять основных
этапов:
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с
импровизированным текстом.
4. Поиски музыкальнопластического решения отдельных эпизодов,
постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и
костюмов.
5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение
предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в
сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций
и
реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и
декораций. Уточнение темпа и ритма спектакля. Назначение ответственных за
смену декораций и реквизит.
9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка
выставки рисунков детей по спектаклю.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным и этом мы
видим перспективу в нахождении точки соприкосновения с семьей. Через
различные формы и методы работы с родителями мы стремимся раскрыть им
значение театра во всестороннем развитии дошкольника. Рассказываем об
условиях, которые следует создать для ребенка в семье для развития
творчества.
успехами
достижениями, болеют за наше общее дело. Мамы шьют костюмы,
интересуются
Родители
всегда
нашимиготовят атрибуты к играм, вяжут, мастерят нужные детали костюмов.
Ведь детям всегда веселее и интереснее в группе, где есть игрушки, сделанные
руками их родителей, особенно если это персонажи любимых сказок. В
процессе работы регулярно обращаем внимание на продвижение их ребенка,
на сравнение его деятельности не с успехами других детей, а его
собственными. Участие родителей в совместных творческих спектаклях стало
доброй традицией в нашем детском саду. Организация таких мероприятий не
новинка, но не раз замечали, что данный вид взаимодействия с семьями
воспитанников – одно из самых действенных и результативных направлений
по сплачиванию коллектива сотрудников ДОУ, родительского коллектива и
детей. Особенно важно в данной деятельности – суметь увлечь, предложив
родителям интересную творческую работу, направить их усилия в творческое
русло.
Важным условием эффективной организации работы по развитию
творческих способностей дошкольников является взаимодействие детского
сада с разнообразными социальными институтами. На современном этапе
система дополнительного образования рассматривается как один из
определяющих факторов развития способностей,
интересов детей,
личностного и социального самоопределения.
Таким образом, организация эффективного сотрудничества с педагогами
учреждений дополнительного образования дает нам возможность вывести на
новый уровень и организацию театрализованной деятельности в нашем ДОУ, и
организацию работы в развитии творческих способностей детей.
Литература
2003.
–
1. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е.А.
Антипина.
с.
2. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества / М.В.
Ермолаева. М.: Московский психологосоциальный институт, 2001. 194 с.
ЛинкаПресс,
М.:
215
3. Ершова, А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в
театральном образовании // Эстетическое воспитание 2002. № 2. – С. 58.
4. Петрова, Т.И., Сергеева, Е.Л., Петрова, Е.С. Театрализованные игры в
детском саду/ Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная
пресса, 2000. – 184 с.
5. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр / Н. Ф. Сорокина . М.:
АРКТИ, 2004. 157 с.
6. Сорокина, Н. Ф., Миланович, Л. Г. Театр – творчество – дети:
программа по театрализованной деятельности детей / Н. Ф. Сорокина, Л. Г.
Миланович. М.: МИОО, 1995. 118 с.
7. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной
деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. М.:
Владос, 2001. 182 с.Беседа с детьми познавательного характера
Цель. Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение
передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.
Ход занятия
1. Беседа о театре.
2. Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга».
Дети в творческом полукруге.
Воспитатель: «Театр – это прежде всего праздник. Спектакль должен принести зрителям
радость, пробудить в них любовь к жизни, взволновать, сделать участниками творческого
процесса. Нет такого вида искусства, где зрители могли бы аплодировать, демонстрировать
положительные эмоции, кричать: «Браво! Бис! Молодцы!» На просмотре спектакля
зритель активно переживает за судьбу героев. Главная фигура в театре – актер. Актер
должен четко, понятно произносить слова героя, красиво двигаться на сцене, поэтому игры
и упражнения на развитие двигательных способностей помогут вам увереннее чувствовать
себя на сцене, быть подвижными, ловкими, гибкими, выносливыми, музыкальными; быстро
реагировать на то или иное музыкальное произведение. Сегодня мы поиграем в игры на
развитие двигательных способностей.
Игра «Снеговик».
Даю детям задание: «Эта игра поможет вам научиться напрягать и расслаблять мышцы
шеи, рук, ног и корпуса. Встаньте в круг и превратитесь в снеговиков: ноги на ширине плеч,
согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все
мышцы напряжены. Пригрело солнышко, под его теплыми веселыми лучами снеговик начал
медленно таять».
Дети постепенно расслабляют мышцы, опускают бессильно голову, руки, затем сгибаются
пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляются.
Игра повторяется 2–3 раза.
Игра «Баба Яга».
В этой игре дети учатся напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.
Они ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя соответствующие
тексту движения:
Бабка Ежка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала! (Дети ходят по залу.)
А потом и говорит:
«У меня нога болит!» (Дети останавливаются.)
Пошла на улицу —
Раздавила курицу,
Пошла на базар —
Раздавила самовар!
Вышла на лужайку —
Испугала чайку!Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу; прихрамывают.
Беседа с детьми
О театреКонспект театрализованной деятельности.
Русская народная сказка «Маша и медведь»
Интеграция
областей «познание»,
образовательных
«здоровье»,
«коммуникация», «музыка», «художественная литература»
Цель: продолжать знакомить детей с культурой и бытом русского народа,
формировать опыт социальных навыков поведения.
Задачи:
Образовательные: Способствовать использованию как вербальных (темп, сила
голоса, интонационная выразительность), так и невербальных (жесты, мимика, поза)
средств выразительности. Вызвать в детях состояние творческого поиска,
вдохновения. Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
Развивающие: Развивать представления детей о нравственных качествах
человека, уверенность в победе доброго начала. Развивать пластику, моторику,
чувство ритма, музыкальные способности.
Речевые: Познакомить детей с новыми словами: заплутала, избушка, дороженька.
Воспитательные: Воспитывать интерес к народному творчеству.
Предварительная работа: Чтение детям русской народной сказки «Маша и
медведь», рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному, обыгрывание
отдельных диалогов, просмотр видео сказки, игры – драматизации по сказке.Декорации к сказке: В правом углу – дом медведя. В нём находится печка,
бочонок с мёдом, горшок с кашей, маленький столик, мука, скалка, рушник. На стене
висит связка чеснока, портрет медведя. Большой короб на лямках и шапочка с
нарисованными пирожками, спрятаны за домом. В левом домик самой Маши и её
родных. Дом виден только снаружи (дверь, окно), фундамент дома украшен цветами.
Середина зала – лес. Украшен елочками, грибами, ягодами.
Действующие лица: Машенька, медведь, бабка, дед, подружки, белочки,
зайчики, ведущий.
Костюмы: Детские театральные костюмы медведя, зайцев, белочек. Русские
народные сарафаны для Маши, ведущей, подружек. Фартук, косынка, юбка для
бабки. Рубаха, кушак, кепка – для деда.
Ход сказки
Ведущий: Дед Иван да бабка Даша
Жили вместе с внучкой Машей,
Доброй, умной и послушной.
Деда с бабой уважала
И во всём им помогала.
Маша: (говорит под музыку)
Я у бабушки живу, я у дедушки живу,
Им во всём конечно помогу,
В доме чисто приберу, пол везде я подмету,
Потому что очень их люблю!... (имитирует, как подметает )
Бабка: Маша, а ты бельё постирала?
Маша: Постирала, бабушка. А, знаешь, у меня столько мыльной воды осталось
прямо не знаю, куда её девать.
Бабка: А давай, Маша, мы для ребят мыльных пузырей многомного выдуем (игра
с мыльными пузырями).
Вбегают подружки, танцуют. ( Хоровод под русскую народную песню «Во поле
береза стояла»)
Подружка 1: Машенька, скорей вставай,
Все грибы не прозевай.
Маша: Отпустите, Баба с Дедом!
Я вернусь домой к обеду.
Погуляю лишь в лесу,
Грибовягод принесу.
Подружка 2
Нам давно пора идти.
Солнце вон как высоко,
А до леса далеко.
Подружка 3:
Наберем мы землянички,
Говорят, пошли лисички,
Подружка 1:
Подберезовики в ряд
Возле просеки стоят…
Маша: Бабушка, дедушка ну отпустите!
Дед:
Эх, когда я молод был
Часто по грибы ходил,Сыроежки собирал,
Грузди, рыжики искал.
Суп грибной я обожаю,
Отпустить тебя решаю.
Бабка: Ладно, внученька, иди.
Только засветло вернись
Да в лесу не заблудись.
Ведущий: Вот пришли подружки в лес,
А в лесу полно чудес.
Маша: Ой, смотри, я гриб нашла!
Подружка 1 (догоняет Машу)
Ты куда одна пошла?
Далеко не уходи.
Маша: Вон еще гриб впереди!
(Убегает за деревья, слышится только ее голос.)
Маша: (изза деревьев)
Вот свинушки, вот опята,
Вот лисички, вот лисята.
Ой, а сколько земляники,
И черники, и брусники.
Подружка 2: Машенька, ты где? Ау! (оглядывается по сторонам)
Подружка 3: Где ты, Машенька, вернись,
Ну, ау! Ну, отзовись!
Подружка 2: (грустно)
Видно, Маша заплутала.
Чтото я совсем устала.
Начало уже смеркаться
И пора нам возвращаться.
Ведущий:
Думала Маша, что знает дорогу,
Но оказалось, знает немного,
И сама не поняла, как в дремучий лес зашла,
Села Маша на пенёк
И проплакала денёк.
Маша:Не найти домой дорожки.
Страшно мне. Устали ножки.
Ведущий: Зайцы, белки прискакали,
Машу дружно утешали,
Чтобы ей не горевать,
Стали весело плясать.
(Хоровод вокруг Маши)
Белочка 1: Девочкакрасавица, только ты не плачь! (гладит её по голове)
Белочка 2: Вот тебе орех,
Будь же веселее всех!
Маша: Потерялась я в лесу
И до дома не дойду.
Зайчик 1:
Возле речки, за опушкой
Видел я одну избушку,Ктото всё же там живёт,
Грустно песенки поёт...
Зайчик 2: Ты беги туда, спроси,
Как дороженьку найти.
Маша:
Спасибо, белочки, спасибо, зайчики!
Пока не стемнело, избушку найду
И у хозяев дорогу спрошу! (машет рукой на прощанье и отправляется в путь)
Маша: К дому долгая дорога...
Отдохну ка здесь немного
Ведущий: Вечером пришел медведь
Стал от радости реветь…
Медведь:
Одному в избушке скучно.
Будешь, Маша, мне подружкой.
Мы теперь с тобой вдвоем
Очень славно заживем.
Я малиной угощу.
Но домой не отпущу.
Маша (огорченно) Что ж поделать!? Хоть не рада,
Жить в лесной избушке надо!
Медведь:
Будь хозяйкой в доме, Маша!
Прибери, свари мне кашу,
Отдохнуть приляг в кровать.
Только, чур, не убегать!
Ведущий:
Вот, уснул большой Медведь,
Перестал он песни петь,
Только Маша не спала,
Думу думала она...
Маша (радостно) Ай да Маша, молодец!
Догадалась наконец!
Маша: Сыплю я на стол муку...
Замешу я тесто...
Пирожков я напеку,
Только интересно...( имитирует действия)
Догадается или нет,
Мишка косолапый,
Что я в коробе сижу,
Еду к деду с бабой!
Медведь: Что ты, Машенька печёшь?
И о чём ты там поёшь?
Маша: Напекла я пирожки,
Ты в деревню их снеси,
Бабу с дедом угости.
По дороге только, знай,
Пирожки не вынимай,
А я сяду на сосну,
За тобою прослежу.Медведь: Ладно, Маша, отнесу.
Только выйду, посмотрю,
Вдруг там дождичек идёт,
Пирожки твои зальёт.
В это время Маша прячется в короб. На голову одевает шапочку с пирожками.
Входит медведь, взваливает короб на плечи и шагает в лес.
Медведь: Сяду, что ли, на пенек.
Съем румяный пирожок!
Маша (выглядывая из корзинки, за спиной медведя)
Вот лентяй! Шагайка дальше.
Сесть не вздумай на пенек,
Есть румяный пирожок!
Медведь: Ох, глазаста эта Маша!
Знать, идти придется дальше.
Высоко, видать, сидит —
Далеко она глядит.
Медведь (подходя к другому пеньку, присаживаясь)
Охохох... Устали ноги.
До чего ж хорош пенек...
Сяду, съемка пирожок!
Маше тут не углядеть...
Маша: Ошибаешься, Медведь.
Все я вижу, все я слышу!
И не вздумай даже, Миша,
Ты садиться на пенек.
Есть румяный пирожок!
Медведь: Где же девочка сидит.
Что далёко так глядит?
Эта Маша — всех хитрей!
Побегука поскорей!( идет к дому Маши)
Медведь (подходя к дому)
Уф!.. Закончена работа—
Вот он дом, а вот ворота. (Стучит в ворота.)
Кто тут в доме? Отпирайте
И гостинцы принимайте.
Пирожки прислала Маша,
Дорогая внучка ваша.
(Выходят бабушка с дедушкой.)
Дед: Ну, а где ж она сама?
Маша: Баба, деда! Вот и я! (Маша выскакивает из короба, обнимает бабушку и
дедушку)
Медведь: Ох ты, Машенька моя!
Обманула ты меня!
Маша: ( подходит к медведю, гладит по голове, выходят все участники сказки)
Ты, Мишутка, не грусти,
За обман меня прости.
И пословицу одну
Ты, Мишутка, заучи.
А пословица такая:
Пословицу все герои говорят вместе:Нет милей родного края,
И милей твоих родных.
Лучше бабушки и деда,
Лучше пап, и лучше мам
Никого на свете нет.
Говорим ребята вам.
Организация театрализованной деятельности создает условия для приобретения
новых знаний, умений и навыков; расширяет круг общения детей, помогает каждому
ребенку найти своё особенное место, стать полноценным членом сообщества.
Именно в общем спектакле дети естественно и непринужденно усваивают
богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Участвуя в совместной с
взрослыми деятельности с «открытым», незапрограммированным результатом, дети
знакомятся с разными моделями поведения людей, усваивают правила хорошего
тона, этикета.Конспект театрализованной деятельности.
Русская народная сказка «Маша и медведь»Игрыпревращения
Игрыпревращения развивают у детей фантазию, воображение, творческие способности.
«Зеркало»
Дети стоят в парах лицом друг к другу. Один из них Показывает движения, другой их повторяет
как отражение в зеркале.
Игра с тем же содержанием может называться «Обезьянки».
«Чудоюдо»
Дети присаживаются, опускают голову и обхватывают руками колени, изображая таинственный
кокон. Под музыку из коконов начинают появляться фантастические обитатели других планет.
«Насос»
Играющие располагаются по кругу. Дети приседают и превращаются в ненадутые резиновые
игрушки, каждый задумывает про себя свой будущий образ. В центре взрослый или ребенок. Он
начинает «надувать» игрушки, изображая «насос» и произнося звук «Ш». Дети постепенно
поднимаются и изображают задуманную игрушку.
Вариант. Можно играть в парах, меняясь ролями. Сначала один придумывает фигуру, потом
другой.
«Мокрые котята»
Дети изображают промокших под дождем котят, которые лежат на ковре, «свернувшись
клубочком». После дождя котята вытягивают лапки, стряхивают капельки, выгибают спинку,
умываются, греются, веселятся.
«Снеговик»
Дети стоят врассыпную: ноги широко расставлены, руки на поясе, тело напряжено, спина прямая,
осанка горделивая. Играющие изображают «толстых» снеговиков. Под словесные указания
взрослого: «Выглянуло солнце, стаю пригревать, снежок стал таять» — «снеговики» постепенно
расслабляют мышцы, начинают «оседать», «таять», опуская голову, плечи, руки по очереди. В
конце опускаются на пол, превращаясь в «лужицу».
«Снежинкиручейки»
Игра развивает ориентировку в пространстве, пластику движений. Сопровождается нежным
звучанием колокольчиков или металлофона. Все действия выполняются по словесному указанию
взрослого.
Снегопад. Дети«снежинки» плавно кружатся по илу. Руки разведены в стороны — это лучики
снежинок, их нельзя «сломать», снежинки очень хрупкие. Замирают звуки металлофона — дети
застывают в красивой позе или опускаются на одно колено.
Выглянуло солнышко и растопило снежинки (глиссандо). Снежинки тают и превращаются в
капельки. Дети опускают руки вниз, округляют их, изображая капельку. Капельки стекаются в
ручеек. Ручейков может быть несколько. Дети встают друг за другом паровозиком и двигаются
под музыку в разных направлениях. Ручейки стекаются в лужицы. Дети из «паровозиков»
перестраиваются в кружочки и двигаются по кругу, держась за руки. Эти лужицы стекаются в
озеро. Кружочки объединяются в одни большой круг, дети приседают с окончанием музыки.
По желанию педагога капельки испаряются, поднимаются в Облачко, там превращаются в
снежинок и, снова кружась, надают на землю. Игра повторяется сначала.
«Прекрасные цветы»
Дети располагаются врассыпную по залу, изображая бутоны, из которых с началом музыкиначинают «распускаться прекрасные цветы».
Музыкальное сопровождение побуждает играющих к пластичности движения, выразительной
мимике.
Под палящими лучами солнца цветы начинают вянуть; дети, медленно расслабляясь, опускаются
на одно колено. А под дождиком снова оживают, поднимаются. Действия сопровождаются
соответствующей мимикой.
Роли Солнышка и Дождика могут исполнять дети.
«Зернышко»
Дети изображают зернышко, которое, прорастая, превращается в растение или дерево. Каждый
ребенок придумывает, во что он будет превращаться. Характерные особенности этого растения
или дерева должны отразиться в жесте, позе, движении, мимике. Например: ель — ветки вниз,
тополь — вверх, ива — руки расслаблены, кактус — пальцы растопырены.
«Карнавал животных»
Под музыку СенСанса «Карнавал животных» дети должны изобразить характерные движения
тех персонажей, о которых рассказывает произведение.
Можно использовать наиболее образные фрагменты сюиты: «Куры и петухи», «Слоны»,
«Кенгуру», «Аквариум», «Королевский марш львов», «Лебедь».
«Цыплята»
Для танцевальной миниатюры используется музыка из сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с
выставки» — «Балет невылупившихся птенцов». Дети изображают птенчиков, которые
постепенно появляются из скорлупок, отряхиваются, чистят перышки, учатся ходить, радуются,
знакомятся, танцуют.
«Магазин игрушек»
Дети изображают какуюнибудь игрушку, принимая для этого необходимую позу. Из числа
играющих выбирается продавец, который «заводит» игрушки, и покупатель, который пришел в
магазин подобрать подарок.
Задача покупателя: по движениям, мимике, жестам угадать образ задуманной ребенком игрушки.
«Марионетки»
Дети изображают куколмарионеток и по сигналу должны принять любую позу. Необходимо
обратить внимание детей на то, что в движении участвуют все части тела.Сказкаинсценировка «Колобок на новый лад»
Сказка – инсценировка «Колобок на новый лад»
(для детей младшей группы)
Программное содержание: Вспомнить с детьми знакомую сказку; побуждать к
драматизации; учить входить в роль, выразительно обыгрывая роль; поощрять
самостоятельность в игре.
Материалы. Детские стульчики, домик, плетень около домика, пенёк, ёлочки.
Костюмы героев (деда, бабы, колобка, зайца, медведя, волка, лисы) .
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи,
художественная литература.
Ход игры.
Дети (артисты) заходят в музыкальный зал, садятся на стульчики.
Ведущая: Жили, были дед да баба. Попросил дед бабу испечь колобок.
(Дед и баба встают около стульчиков)
Дед: баба, испеки мне колобок.
Баба: Хорошо. (Уходит за домик)
Ведущая: Пошла баба по амбару помела, по сундукам поскребла и наскребла горсти две
муки на колобок. Замесила тесто на сметане, скатала колобок, испекла его в масле и
положила на окошко остудиться. (Баба выходит из домика, выводит колобка, садит около
окошка, сама садится на стульчик) .
Ведущая: Надоело колобку лежать, вот он и покатился по дорожке.
(Дед и баба стоят, качают головой, изображают горе) .
Ведущая: Катится колобок по дорожке, катиться, а навстречу ему заяц. Увидел заяц
колобка такого румяного, вкусного и говорит:
Заяц: Колобок, колобок! Я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, я тебе песенку спою, садись на пенёк.
Я колобок, колобок!
По амбару метён,
На сметане мешон,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
И от тебя убегу.
Ведущая: И покатился колобок дальше: только заяц его и видел.
Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему волк. Подошёл волк к колобку,
понюхал его и говорит:
Волк: Колобок, колобок! Я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня серый волк, я тебе песенку спою, садись на пенёк.
Я колобок, колобок!
По амбару метён,На сметане мешон,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
И от тебя убегу.
Ведущая: И покатился колобок дальше: только волк его и видел.
Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь. Подошёл медведь к колобку, понюхал
его, посмотрел какой колобок румяный, вкусный и говорит:
Медведь: Колобок, колобок! Я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня косолапый, я тебе песенку спою, садись на пенёк.
Я колобок, колобок!
По амбару метён,
На сметане мешон,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
И от тебя убегу.
Ведущая: И покатился колобок дальше: медведь только в след ему и посмотрел.
Катится колобок, катится, а навстречу ему лиса. Подошла лиса к колобку, понюхал его и
говорит:
Лиса: Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, вкусненький. Я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня рыжая, я тебе песенку спою, садись на пенёк.
Я колобок, колобок!
По амбару метён,
На сметане мешон,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
Я от медведя ушёл.
И от тебя убегу.
Лиса: (соскакивает с пенька, загораживает дорогу колобку)
Не пущу! Съем!
Колобок: Да ни ешь ты меня. Пойдём лучше к моей бабушке, она тебя пирожками угостит.
(Взялись за руки, идут по дорожке)
Ведущая: Идут они по дорожки, видят медведь стоит. Медведь как зарычит:
Медведь: Вы куда?
Колобок с лисой: В гости, к бабушке, она нас пирожками угостит.
Медведь: Возьмите меня с собой
.Колобок с лисой: Пойдём.
(Взялись все за руки, идут по дорожке)
Ведущая: Пошли они опять, по лесной тропинке. Смотрят, а навстречу им волк идёт,
зубами стучит от голода. Волк их и спрашивает:
Волк: Вы куда?
Колобок, лиса, медведь: В гости, к бабушке, она нас пирожками угостит.
Волк: Возьмите меня с собой.
Колобок, лиса, медведь: Пойдём.
(Взялись все за руки, идут по дорожке)Ведущая: И пошли они все вместе по лесу к дальше. Видят зайчик стоит, весь дрожит от
голода. Зайка увидел колобка, зверей и спрашивает:
Заяц: Вы куда?
Колобок, лиса, медведь, волк: В гости, к бабушке, она нас пирожками угостит.
Заяц: Возьмите меня с собой.
Колобок, лиса, медведь, волк: Пойдём.
(Взялись все за руки, идут по дорожке)
Ведущая: И пошли они все вместе по дорожке к домику, где жил дед да баба.
Увидели дед да баба, что колобок вернулся, обрадовались. А колобок и говорить:
Колобок: Меня звери съесть хотели, но ни съели. Баба, угости их пирожками.
Баба: Хорошо, сейчас напеку.
Ведущая: А давайте мы все поможем бабушке напечь пирожков для всех.
(Поём песенку «Я пеку, пеку, пеку», баба берёт разнос с пирожками и выносит зверям)
Ведущая: Вот такая наша сказка. И колобок остался цел и звери сыты. Тут и сказке конец,
а всех гостей и артистов приглашаю в группу на чаепитие.