Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"
Оценка 4.6

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Оценка 4.6
Лекции
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
15.02.2018
Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"
Развитие творческих способностей детей в условиях детского объединения Художественная лепка.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  Дом детского творчества города Белово Развитие творческих способностей детей  в условиях детского объединения  «Художественная лепка» презентация педагогического опыта работы Исполнитель:  Петрушкина Галина Валерьевна, педагог дополнительного образования  МБУДО ДДТ города Белово 2 Белово,  2018 Содержание 3 Пояснительная записка                                                                                       3 1.Творческое развитие младших школьников в условиях ДОД                      4 2.Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в условиях детского объединения «Художественная лепка»                             8 Заключение                                                                                                         11 4 Пояснительная записка Развитие   детского   творчества   является   актуальной   проблемой современной   педагогики,   так   как   наша   действительность   требует воспитания   у   будущих   членов   общества   творческого   подхода   к окружающему, активности и самостоятельности мышления. В   концепции   развития   дополнительного   образования,   описаны возможности   получения   дополнительного   образования   по   различным направлениям.   На   современном   этапе   содержание   дополнительных общеобразовательных   общеразвивающих   программ   ориентировано   на развитие   различных   компетентностей.   Одними   из   ведущих   направлений является   создание   необходимых   условий   для   личностного   развития учащихся,   удовлетворение   индивидуальных   потребностей   учащихся   в интеллектуальном,   художественно­эстетическом,   нравственном   развитии, формирование и развитие творческих способностей учащихся. Современные   педагоги   должны   пытаться   воспитать   пытливость, смекалку,   инициативу,   воображение,   фантазию   –   те   качества,   которые находят яркое выражение в творчестве детей.  На примере данной работы можно проследить определение понятий «творческая деятельность» в форме описания этапов деятельности. Затем следует   краткая   характеристика   детской   творческой   деятельности,   с позиции   обзора   анатомо­психологических   особенностей   младших школьников. Затем следуют примеры организации деятельности в детском объединении   «Художественная   лепка»   с   целью   развития   творческих способностей   детей   младшего   школьного   возраста.   В   приложении представлены   дополнительные   общеобразовательные   общеразвивающие программы «Лепка из солёного теста», «Тестопластика» для учащихся с ОВЗ,     несколько     занятий,   основными   принципами   которых   является развитие творческих задатков и способностей детей. 5 1. Творческое развитие младших школьников в условиях ДОД В   чем   заключается   творческая   деятельность?  Творчество  – деятельность,   которая   даёт   новые,   впервые   создаваемые,   оригинальные продукты,   имеющие   общественное   значение.   Сегодня   творчество прослеживается повсеместно ­ во всевозможных областях науки, техники и искусства. Создание чего­то нового начинается с активного процесса познания окружающего   мира.   Изучить   интересующий   предмет,   явление   помогает специальное, планомерное, целенаправленное наблюдение ­ это начальный этап деятельности. Огромное значение для создания образа имеет отношение к реальной действительности,   которое   порождает  суждение,   оценку.   Суждение является важным фактором смыслового содержания произведения.   Возникший  замысел, тема  определяет   пути   разрешения,   которые необходимо тщательно продумать.  Когда   все   вышеперечисленное   найдено,   отработано   и   продумано начинается последний этап – реализация замысла, воплощение. Совершенство   созданного   зависит   от   умения   обобщать,   видеть главное, отбрасывать несущественное, нетипическое для данного явления, от того какая идея лежит в основе всего произведения. Умелое   использование   изобразительных   и   выразительных   средств способствует   яркому   раскрытию   идеи   произведения,   более   глубокому воздействию на чувства человека. 6 Младший школьник, так же, как и художник, в процессе рисования или лепки идет от замысла, который основан на его опыте, и включает в себя возникновение темы, поиски средств ее выражения. Следовательно, первым   этапом   в   творчестве   ребенка,   как   и   взрослого,   является возникновение   замысла   —   темы   на   основе   восприятия   окружающей действительности. Но предварительные поиски художественных средств, планирование работы, обдумывание для творчества ребенка не характерны. Выбрав тему для   лепки,   ребенок   тут   же   приступает   к   ее   реализации.   В   процессе изображения   он   размышляет   о   содержании   своей   работы,  о   том,  как   ее выполнить,   с   помощью   каких   средств,   т.   е.   все   те   вопросы,   которые взрослый   в   основном   обдумывает   заранее,   ребенок   решает   в   процессе работы.  Тот   период   творчества   взрослого,   который   связан   с   определением всего   хода   работы   и   протекает   до   реализации   замысла,   у   ребенка   по времени   совпадает   с   моментом   его   реализации.   Эта   своеобразная   черта детского   творчества   объясняется   недостаточной   способностью   детей   к анализу и синтезу, неумением заранее планировать свою работу. Для   осуществления   замысла   нужно   уметь   из   всей   суммы представлений   отобрать   самые   характерные,   мысленно   представить   себе создаваемый образ, выбрать изобразительные и технические средства. Все эти действия требуют развитых процессов мышления.  Задачи   развития   творческих   проявлений   у   ребенка   находятся   в зависимости от его возрастных анатомо­психологических особенностей. Остановимся на некоторых из них.  Полнота представлений младшего школьника о качествах предметов зависит   от   того,   насколько   активно   действуют   его   анализаторы.   К   7­8 годам   зрительные   и   осязательные   восприятия   у   детей   развиты   в 7 достаточной   мере,   для   того   чтобы   воспринимать   окружающее,   и   при соответствующем   направлении   со   стороны   взрослых   ребенок   вполне способен   воспринимать   все   основные   качества   предмета:   форму, пропорции,   цвет,   составные   части,   а   также   расположение   предмета   в пространстве. На   объем   детских   восприятий   влияет,   кроме   степени   развития анализаторов, и интерес к наблюдаемому объекту. Известно, что у детей 7­8 лет   интерес   к   окружающему   повышается.   Это   в   свою   очередь   ведет   к возможности более длительных наблюдений.  На   создание   зрительных   образов   влияет   не   только   память,   но   и процессы  мышления,  без участия которых восприятие действительности не   может   быть   переработано   в   зрительные   образы.   Развитие   процессов мышления   постепенно   делает   ребенка   способным   к   выразительному   и планомерному   изображению   предметов.   Для   того   чтобы   полнее   и   ярче изобразить   предмет,  ребенок   должен  иметь   сформированный   зрительный образ, а для этого в свою очередь он должен яснее представить связи и взаимодействие частей предмета.  Большую роль в детском творчестве, как и в творчестве художника, играет воображение. Известно, что зачатки его у ребенка появляются еще в предшкольном возрасте. Постепенно в процессе обучения, слушания сказок, рассматривания иллюстраций ребенок перед лепкой способен представить то,   что   не   входит   в   круг   предметов,   которые   он   воспринимает непосредственно.  Сначала   образы   произвольного   воображения   возникают под   влиянием   словесного   воздействия   взрослых,   а   позднее   они   могут обусловливаться самостоятельным замыслом ребенка. Элементы   творческого   воображения  проявляются   на   занятиях лепкой,   если   перед   детьми   раскрывается   возможность   самостоятельно планировать свою деятельность и отбирать приемы как изобразительного, 8 так и технического порядка. Творческое воображение ребенка проявляется обычно в придумывании для изображаемых героев новых деталей одежды или добавлении таких предметов, как корзинка, палка, лопата и др., а также в решении различных композиций. Говоря о процессе формирования воображения в младшем школьном возрасте, нельзя не говорить об  эмоциональной стороне, которая влияет на   возникновение   образов   в   сознании   ребенка.   Дети   эмоционально переживают все, что видят и слышат. У них складывается определенное доброжелательное   или   отрицательное   отношение   к   тому,   что   они восприняли.   Этот   эмоциональный   подъем   влияет   и   на   результат изобразительной   деятельности   детей.   Под   влиянием   своих   чувств   они наделяют   образ   теми   выразительными   чертами,   которые   помогают окружающим понять отношение ребенка к образу, а в некоторых случаях и содержание изображаемого. Образ, создаваемый ребенком, обладает вполне определенными чертами выразительности. Под воздействием эмоций дети изменяют пропорции, желая показать значимость героя. 9 Развитие   творческих   способностей   детей   младшего   школьного 2. возраста в условиях детского объединения «Художественная лепка» Детское   творческое   объединение   «Художественная   лепка» организовано   и   ведёт   свою   деятельность   в   условиях   Дома   детского творчества города Белово. Реализуются две программы «Лепка из солёного теста» для детей 7­10 лет и «Тестопластика» для ребят 8­15 лет школы­ интернат VIII вида, т.е для детей с ОВЗ. Обе программы рассчитаны на два года   обучения.   Цели   данных   общеобразовательных   общеразвивающих дополнительных  программ отражают  ориентацию на развитие творчества детей:   «Формирование   и   развитие   творческих   способностей   детей   на занятиях лепкой из солёного теста» и «Развитие творчества и трудовых навыков   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   (ОВЗ)   на занятиях лепкой из солёного теста».  Таким   образом,   основные   задачи   развития   детского   творчества   в лепке   следующие:  1   года   обучения   –   стартового   уровня   сложности развивать интерес к данному виду деятельности; обучать создавать форму предметов   на   основе   восприятия   действительности,   на   основе самостоятельных поисков; подводить к использованию и комбинированию вылепленных форм.  2 года обучения – базового уровня сложности  обучить свободно пользоваться способами лепки и выразительными средствами; постепенно научить   детей   самостоятельно   задумывать   тему   для   лепки,   пользуясь впечатлениями от воспринятого посредством наблюдений окружающего, от слушания   художественной   литературы,   рассматривания   иллюстраций   и восприятия произведений искусства; обучать детей активно воспринимать указания педагога, проявлять инициативу в поиске форм, способов лепки, выразительных средств. 10 В связи с тем, что развитие творчества, умение детей свободно  задумывать тему и решать ее зависит от того, насколько они владеют  техникой лепки, на эту сторону следует обратить большое внимание. На  каждом занятии наряду с задачами творческого характера ставятся задачи  обучения детей технике лепки. Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер  приобретает его лепка. Методы, используемые при организации занятий: в первую очередь  это наглядный; по степени важности и нужности последующие – это  словесный и практический. В   первые   четыре   года   обучения   в   школе   у   детей   окончательно формируются   мелкие   мышцы   рук,   идет   интенсивное   развитие   речи, развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление. Причем ребенок, придя в школу, владеет лишь наглядно­образным, а кто­то и   предметно­действенным   образом   мышления,   уже   к   четвёртому   классу должен уметь мыслить абстрактно. С приходом в школу, резко возрастает нагрузка на левое полушарие (математика, чтение, письмо правой рукой). Начинается   сильный   дисбаланс   полушарий.   Детям   нужно   помогать развивать   обе   руки.   Если   на   других   уроках   ручного   труда   чаще   всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково развиваются   обе   руки.   Именно   уроки   лепки   имеют   уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук. Лепка ­ самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не   только   видит   то,   что   создал,   но   и   трогает,   берет   в   руки   и   по   мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука 11 (вернее,   обе   руки),   следовательно,   уровень   умения   зависит   от   владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Занятия   лепкой   комплексно   воздействуют   на   развитие   ребенка: повышают   сенсорную   чувствительность,   то   есть   способствуют   тонкому восприятию   формы,   фактуры,   цвета,   веса,   пластики,   развивают воображение,   пространственное   мышление,   общую   ручную   умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать   работу   по   реализации   замысла,   предвидеть   результат   и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. 12 Заключение Как   было   сказано   ранее,   из   всех   видов   детского   творчества максимально   стимулировать   развитие   творческих   способностей   у   детей способно   либо   рисование,  либо   лепка.   И   кое   в   чем   лепка   оказывает   на ребенка даже лучшее воздействие, чем то, же рисование – во время нее происходит развитии правого полушария головного мозга, отвечающего за творческое   мышление,   мелкую   моторику   рук   и   пространственное воображение.  Для развития с психологической точки зрения  развивает   пространственное,   творческое   мышление; способствует формированию мыслительных операций анализа и синтеза;  повышает   сенсорную   чувствительность,   развивает   мелкую моторику, общую ручную умелость; синхронизирует работу обеих рук. Для эстетического развития:  учит   видеть,   чувствовать,   оценивать   и   созидать   по   законам красоты. Для развития художественных способностей:  способствует   творческому   отношению   к   миру;   формирует образное видение;  формирует   умение   видеть   и   передавать   пространственные отношения частей предмета изображения, элементов композиции;  формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, достигать и анализировать его;  формирует чувство пропорций и чувство пластики. Для самовыражения: 13  лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно ­ пластичных образах;  это   самый   непосредственный   вид   деятельности,   т.к.   уровень умения   зависит   от   владения   собственными   руками,   а   не   кисточкой, карандашом или ножницами;  в лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов (из одного комка теста можно создавать бесконечное множество образов);  позволяет совмещать занятие и игру. Таким   образом,   лепка   помогает   развитию   и   формированию зрительных   восприятий,   пространственных представлений, чувств и других процессов. Формируются такие свойства   воображения,   памяти,   как   настойчивость, личности, трудолюбие, усидчивость.   целенаправленность,   аккуратность, Данная   деятельность   развивает   мелкую   моторику   пальцев   рук,   их мускулатуры,   координации   движений,   что   очень   важно   для   выполнения разнообразных   бытовых   и   учебных   действий.   Благоприятно   влияет   на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости   с   речевой   зоной   в   головном   мозге),   отвлекает   от   грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. .

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"

Развитие творческих способностей детей в условиях детского творческого объединения "Художественная лепка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018