Развитие творческих способностей – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать.
Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад
в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным,
образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся, иностранный
язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть
только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативнопознавательной
деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой
общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в
процессе иноязычного общения будут формироваться социальноценностные качества личности:
мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.
Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической
энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в
процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки,
проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Развитие творческих способностей – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает
все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых
решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение
сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать.
Для их развития необходимы стимулы.
Каковы же способы стимулирования творческих способностей?
– обеспечение благоприятной атмосферы;
– доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
– обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и
стимулами с целью развития его любознательности;
– поощрение высказывания оригинальных идей;
– обеспечение возможностей для практики;
– использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
– предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в
качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции
учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается
приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур.
Начальный этап в изучении иностранного языка позволяет заложить основы коммуникативной
компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в
курсе изучения предмета.
Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык,
считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это
совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Одной из
причин, которая приводит к такому результату – трудности в изучении грамматики. Традиционные
способы объяснения и тренировки к желаемому результату не приводят. Обучение более
эффективно, если ученики активно вовлечены в процесс.Е. Григоренко и Р. Стернберг предлагают 12 стратегий развития творческого потенциала, которые
могут быть положены в основу обучения творческому мышлению на любом учебном предмете.
Используя эти стратегиипринципы, преподаватель не только сможет увеличить вероятность
раскрытия творческого потенциала своих учеников, но и усилить креативное начало в самом себе.
Вот эти принципы:
быть примером для подражания;
поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и
допущениям;
разрешать делать ошибки;
поощрять разумный риск;
включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их
творческие способности, проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у
учащихся была возможность их применения;
поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему;
поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности;
предоставлять время для творческого мышления;
поощрять терпимость к неопределённости и непонятности;
подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности;
стимулировать дальнейшее развитие;
найти соответствие между творческой личностью и средой.
Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра,
творчество и любопытство. В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения
английскому языку. Игры способствуют интенсивной языковой практике. Они могут
использоваться в начале урока или в конце для стимуляции, уменьшения напряжения после
контрольной, для смены деятельности на уроке. Важно, чтобы игры доставляли радость, помогали в
тренировке языковых явлений.
Одним из преимуществ игр является то, что все ученики работают одновременно. Участие в играх
развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать,
брать на себя ответственность.
Применение игр – эффективный способ повторения языковых явлений.
В целом, ученики любят игры, которые имеют элемент удачи, потому что она добавляет
увлеченность игре. Игры, которые зависят от умений учеников, становятся скучными, так как
выигрывают одни и те же способные ребята, и увлеченность большинства игроков падает.
Большинство игр носят состязательный характер, и победителем может стать один человек или
команда. Использование командных и групповых игр помогает уменьшить давление соревнования
на одного человека.
На занятиях можно использовать: Лексические игры
Игры на совершенствование грамматических навыков
Игры на тренировку памяти и внимания
Игры на правописание
Подвижные игры
Пантомима
Дидактические игры (пазлы, домино,…)
Ролевые игры и другие.
Рисование, иллюстрирование являются другим эффективным способом развития творческой
деятельности обучающихся. Рисование и иллюстрирование развивают воображение, творческие
способности, так как человек ощущает и воспринимает мир через органы чувств.
Например:
1. Ты – дизайнер. Создай на футболках принты, рассказывающие людям о современных
экологических проблемах. Расскажи своим одноклассникам о тех проблемах, которые ты
изобразил.
2. Нарисуй героев рассказа, который ты прочитал и опиши их своим одноклассникам.
• Элементы декоративноприкладного искусства. Это не только действенный способ повышения
мотивации, совершенствование лексических и грамматических навыков, но и интересный и
увлекательный способ знакомства с иноязычной культурой и традициями, развития мелкой
моторики и координации рук, развития творческих способностей.
Применяются следующие виды деятельности ДПИ: изготовление атрибутов праздников, открыток,
поделки и др.
• Составление и разгадывание кроссвордов. Этот вид деятельности подходит также для тех детей,
которые не любят или не умеют рисовать. Составление кроссвордов позволяет в увлекательной и
интересной форме совершенствовать лексические навыки, развить орфографические умения. Это
один из действенных способов расширить словарный запас.
1. Написание стихотворений и песен помогает учащимся расширить свой словарный запас,
совершенствовать лексические и грамматические навыки, развивать умения письма, стимулирует
творческую активность. Стихи раскрывают универсальные темы, человеческие проблемы, они
заставляют учащихся спроектировать их собственные чувства и эмоции, тем самым способствуя их
личной причастности. Другое преимущество использования стихов при изучении языка заключается
в развитии межкультурного понимания, развития у детей восприятия культурных ценностей других
народов.
Еще одним действенным способом развития творческих способностей является использование
Интернетресурсов. Обучающиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах,
конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других
стран, участвовать в чатах, видеоконференциях, вебинарах, получать информацию по проблеме,
над которой работают в данный момент в рамках проекта. Используя Интернетресурсы на своих
уроках, увидела следующие результаты: реальное увеличение объёма знаний о социокультурнойспецифике англоязычных стран, формирование положительной мотивации к изучению английского
языка через использование современных аутентичных материалов в учебном процессе, что
напрямую способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
Большие возможности для развития творческого потенциала учащихся имеет и проектная работа,
когда ребята представляют результаты своей исследовательской деятельности в виде постеров,
докладов, альбомов, стенгазет, коллажей, презентаций по таким темам, как «Мой класс»,
«Политические деятели России», «Британские монархи», «Образы Британии и России»,
«Выдающиеся спортсмены нашей страны» и т.д.
Вывод
Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и
практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует
воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных
навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает
на дальнейшую, активную творческиосознанную самодеятельность обучающихся, что отвечает их
духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, и проявлению
личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности,
выявления формирования ее творческого потенциала.