Развитие творческих способностей на уроках английского языка

  • Педсоветы
  • docx
  • 29.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитие творческих способностей – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать.
Иконка файла материала развитие творчесих способностей на уроках английского языка.docx
Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад  в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным,  образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся, иностранный  язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть  только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно­познавательной  деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой  общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в  процессе иноязычного общения будут формироваться социально­ценностные качества личности:  мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера. Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической  энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в  процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки,  проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Развитие творческих способностей – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых  решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение  сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать.  Для их развития необходимы стимулы.  Каковы же способы стимулирования творческих способностей?  – обеспечение благоприятной атмосферы; – доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка; – обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и  стимулами с целью развития его любознательности; – поощрение высказывания оригинальных идей; – обеспечение возможностей для практики; – использование личного примера творческого подхода к решению проблем; – предоставление детям возможности активно задавать вопросы. Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в  качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции  учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается  приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур.   Начальный  этап в изучении иностранного языка позволяет заложить основы коммуникативной  компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в  курсе изучения предмета. Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык,  считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это  совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Одной из  причин, которая приводит к такому результату – трудности в изучении грамматики. Традиционные  способы объяснения и тренировки к желаемому результату не приводят. Обучение более  эффективно, если ученики активно вовлечены в процесс.Е. Григоренко и Р. Стернберг предлагают 12 стратегий развития творческого потенциала, которые  могут быть положены в основу обучения творческому мышлению на любом учебном предмете.  Используя эти стратегии­принципы, преподаватель не только сможет увеличить вероятность  раскрытия творческого потенциала своих учеников, но и усилить креативное начало в самом себе.  Вот эти принципы:  ­ быть примером для подражания;  ­ поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и  допущениям; ­ разрешать делать ошибки;  ­ поощрять разумный риск; ­ включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их  творческие способности, проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у  учащихся была возможность их применения; ­ поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему;  ­ поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности; ­ предоставлять время для творческого мышления; ­ поощрять терпимость к неопределённости и непонятности;  ­ подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности;  ­ стимулировать дальнейшее развитие; ­ найти соответствие между творческой личностью и средой.  Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра,  творчество и любопытство. В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения  английскому языку. Игры способствуют интенсивной языковой практике. Они могут  использоваться в начале урока или в конце для стимуляции, уменьшения напряжения после  контрольной, для смены деятельности на уроке. Важно, чтобы игры доставляли радость, помогали в тренировке языковых явлений. Одним из преимуществ игр является то, что все ученики работают одновременно. Участие в играх  развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать,  брать на себя ответственность. Применение игр – эффективный способ повторения языковых явлений. В целом, ученики любят игры, которые имеют элемент удачи, потому что она добавляет  увлеченность игре. Игры, которые зависят от умений учеников, становятся скучными, так как  выигрывают одни и те же способные ребята, и увлеченность большинства игроков падает.   Большинство игр носят состязательный характер, и победителем может стать один человек или  команда. Использование командных и групповых игр помогает уменьшить давление соревнования  на одного человека.  На занятиях можно использовать: Лексические игры  Игры на совершенствование грамматических навыков   Игры на тренировку памяти и внимания   Игры на правописание   Подвижные игры   Пантомима  Дидактические игры (пазлы, домино,…)   Ролевые игры и другие.   Рисование, иллюстрирование являются другим эффективным способом развития творческой  деятельности обучающихся. Рисование и иллюстрирование развивают воображение, творческие  способности, так как человек ощущает и воспринимает мир через органы чувств. Например: 1. Ты – дизайнер. Создай на футболках принты, рассказывающие людям о современных  экологических проблемах. Расскажи своим одноклассникам о тех проблемах, которые ты  изобразил.  2. Нарисуй героев рассказа, который ты прочитал и опиши их своим одноклассникам.  • Элементы декоративно­прикладного искусства. Это не только действенный способ повышения  мотивации, совершенствование лексических и грамматических навыков, но и интересный и  увлекательный способ знакомства с иноязычной культурой и традициями, развития мелкой  моторики и координации рук, развития творческих способностей.  Применяются следующие виды деятельности ДПИ: изготовление атрибутов праздников, открыток,  поделки и др.  • Составление и разгадывание кроссвордов. Этот вид деятельности подходит также для тех детей,  которые не любят или не умеют рисовать. Составление кроссвордов позволяет в увлекательной и  интересной форме совершенствовать лексические навыки, развить орфографические умения. Это  один из действенных способов расширить словарный запас.  1. Написание стихотворений и песен помогает учащимся расширить свой словарный запас,  совершенствовать лексические и грамматические навыки, развивать умения письма, стимулирует  творческую активность. Стихи раскрывают универсальные темы, человеческие проблемы, они  заставляют учащихся спроектировать их собственные чувства и эмоции, тем самым способствуя их  личной причастности. Другое преимущество использования стихов при изучении языка заключается в развитии межкультурного понимания, развития у детей восприятия культурных ценностей других народов. Еще одним действенным способом развития творческих способностей является использование  Интернет­ресурсов. Обучающиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах,  конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других  стран, участвовать в чатах, видеоконференциях, вебинарах, получать информацию по проблеме,  над которой работают в данный момент в рамках проекта. Используя Интернет­ресурсы на своих  уроках, увидела следующие результаты: реальное увеличение объёма знаний о социокультурнойспецифике англоязычных стран, формирование положительной мотивации к изучению английского  языка через использование современных аутентичных материалов в учебном процессе, что  напрямую способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.   Большие возможности для развития творческого потенциала учащихся имеет и проектная работа,  когда ребята представляют результаты своей исследовательской деятельности в виде постеров,  докладов, альбомов, стенгазет, коллажей, презентаций по таким темам, как «Мой класс»,  «Политические деятели России», «Британские монархи», «Образы Британии и России»,  «Выдающиеся спортсмены нашей страны» и т.д. Вывод  Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и  практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует  воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных  навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает  на дальнейшую, активную творчески­осознанную самодеятельность обучающихся, что отвечает их  духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, и проявлению  личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности,  выявления формирования ее творческого потенциала.

Посмотрите также