Опыт предназначен учителям, которые понимают, что проблема развития творческих способностей учащихся занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организована работа развития творческих способностей учащихся, во многом зависят результаты обучения и развития школьников в музыкальном плане.В данном материале предлагаются наиболее эффективные формы работы развития творческих способностей учащихся.Опыт предназначен учителям, которые понимают, что проблема развития творческих способностей учащихся занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организована работа развития творческих способностей учащихся, во многом зависят результаты обучения и развития школьников в музыкальном плане.В данном материале предлагаются наиболее эффективные формы работы развития творческих способностей учащихся.
"Развитие творческих способностей на уроках музыки"
Цели и задачи развития творческих способностей учащихся
Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них
целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими
опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной
деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу
для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для
самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.
Задачи развития творческих способностей учащихся:
o увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить
ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать
эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство
сопереживания музыкальным образам;
o развить музыкальнообразное мышление, научить разбираться в
закономерностях искусства, восприятии музыки; научить
размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами
искусства;
o заложить основы творческих музыкальных способностей,
практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания
и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее
пластического интонирования;
o развить музыкальноэстетический вкус и потребность в общении с
музыкальными шедеврами;
o побудить к музыкальному самообразованию.
Чтобы успешно справляться со всеми трудностями в своей
деятельности, я стараюсь опираться на следующие принципы:
o Личностноориентировочный подход в обучении;
o Создание благоприятных условий на уроке;
o Развитие творческих способностей учащихся;o Включение каждого ученика в учебновоспитательный процесс;
o Ориентация учебного процесса на достижение высокого уровня
знаний;
o Развитие и поддержание веры учащихся в свои силы;
o Развитие у каждого учащегося творческих способностей;
o Развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемое и
прослушиваемое муз. произведение.
Область применения
Для преподавания в 1–8х классах.
Наиболее эффективные формы работы развития творческих
способностей учащихся:
Игра “Самый внимательный”
Учитель исполняет знакомую мелодию с аккомпанементом. В каком
либо месте чуть изменяется мелодический рисунок или гармония.
Ребятам нужно определить, где именно произошло это изменение.
Вариантом игры является прослушивание последовательности
аккордов. Дети должны отметить, разрешена она в тоническом
трезвучии или нет. Подобная играпроверка позволяет учителю
определить уровень ладового и гармонического слуха. Еще вариант.
Учащиеся прослушивают незнакомую мелодию несколько раз: в верной
гармонизации, в спорной и в неверной. А затем определяют, в каком
случае, по их мнению, гармонизация была самой правильной.
В 6м классе учащиеся успешно выполняют такое задание: между
цепочкой аккордовых последовательностей “прячется” характерная
последовательность аккордов из исполненных (или прослушанных)
ранее произведений. Требуется определить, в каком именно месте
находится спрятанная последовательность и из какого она
произведения. Примерами таких последовательностей, “спрятанных” в
нейтральном аккордовом окружении, были: характерный сдвиг из
“Утра” Э. Грига, вступительные аккорды к песне “Красивая мама” Э.
Колмановского, гармоническая канва к мелодии телепередачи
“Спокойной ночи, малыши” и др.
“Найди ошибку”
Эта форма работы особенно любима учащимися на уроках закрепления.
Её задача в том, чтобы усвоить пройденный материал. Дети самидолжны найти ошибку в заданиях на доске, в аудиозаписи, в карточках
или исполнении.
“Дирижёры”
Форма работы “Дирижёры” позволяет детям самим чувствовать
изменения мелодии и контролировать исполнительские способности. Её
суть заключается в следующем: выбирается ребёнок, который будет
дирижёром и ему даётся задание. Например, такое: “Хор должен
исполнить песню бодро, живо, постепенно увеличивая звук”.
Ребёнок должен выполнить следующие действия:
Собрать внимание хора.
Дать установку. (Сесть ровно, выпрямиться, ноги поставить вместе,
руки положить ровно на парту)
Дать точное вступление в начале дирижирования.
Махи руками должны соответствовать характеру песни, её темпу и
динамике.
Закончить дирижирование в соответствии с завершением песни, “снять”
хор очень точно.
Эта форма работы очень сложная и требует дополнительной
подготовки, которая ведётся поэтапно из класса в класс.
“Карточки”
Еще одна форма работы это “Карточки”. “Карточки” я использую как
на уроках закрепления, так и на уроках изучения нового материала.
Карточки могут быть самыми разнообразными: с заданиями, с
подсказками, с иллюстрациями, со словами песен и т.д.
Карточки очень помогают в работе с новым материалом и при
закреплении.
Музыкальный барабан
Задание: С помощью ключа необходимо отгадать задуманное слово.
Например: “Нота”
Буква А должна находиться на против арфы. Тогда 1 буква будет на
против скрипичного ключа, 2 буква на против нотного стана, 3 буква напротив скрипки и 4 буква на против арфы, если ребёнок знает названия
знаков и инструментов, то легко справляется с заданием.
Творческие задания
Детям предлагается в рисунке спрятать музыкальные знаки, это задание
они выполняют с большим азартом. А с помощью “волшебных бабочек”
ребята показывают движение мелодии. И самое любимое творческое
задание – это изображение музыкальных фрагментов через движение,
как например “Балет невылупившихся птенцов” М.Мусоргского.
В завершение хочется вспомнить слова Ф.Шаляпина:
“Я решительно и сурово изгнал из моего рабочего обихода тлетворное
русское “авось” и полагался только на сознательное творческое усилие.
Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной
работы. Выдохнется без неё самый большой талант, как заглохочет в
пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески”.