"Развитие творческих способностей на уроках музыки"

  • Занимательные материалы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 31.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Опыт предназначен учителям, которые понимают, что проблема развития творческих способностей учащихся занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организована работа развития творческих способностей учащихся, во многом зависят результаты обучения и развития школьников в музыкальном плане.В данном материале предлагаются наиболее эффективные формы работы развития творческих способностей учащихся.Опыт предназначен учителям, которые понимают, что проблема развития творческих способностей учащихся занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организована работа развития творческих способностей учащихся, во многом зависят результаты обучения и развития школьников в музыкальном плане.В данном материале предлагаются наиболее эффективные формы работы развития творческих способностей учащихся.
Иконка файла материала Развитие творческих способностей на уроках музыки.docx
"Развитие творческих способностей на уроках музыки" Цели и задачи развития творческих способностей учащихся Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них  целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими  опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной  деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу  для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для  самообразования и самовоспитания в условиях основной школы. Задачи развития творческих способностей учащихся: o увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить  ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать  эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство  сопереживания музыкальным образам; o развить музыкально­образное мышление, научить разбираться в  закономерностях искусства, восприятии музыки; научить  размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами  искусства; o заложить основы творческих музыкальных способностей,  практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее  пластического интонирования; o развить музыкально­эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами; o побудить к музыкальному самообразованию. Чтобы успешно справляться со всеми трудностями в своей  деятельности, я стараюсь опираться на следующие принципы: o Личностно­ориентировочный подход в обучении; o Создание благоприятных условий на уроке; o Развитие творческих способностей учащихся;o Включение каждого ученика в учебно­воспитательный процесс; o Ориентация учебного процесса на достижение высокого уровня  знаний; o Развитие и поддержание веры учащихся в свои силы; o Развитие у каждого учащегося творческих способностей; o Развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемое и  прослушиваемое муз. произведение. Область применения Для преподавания в 1–8­х классах. Наиболее эффективные формы работы развития творческих  способностей учащихся: Игра “Самый внимательный” Учитель исполняет знакомую мелодию с аккомпанементом. В каком­ либо месте чуть изменяется мелодический рисунок или гармония.  Ребятам нужно определить, где именно произошло это изменение.  Вариантом игры является прослушивание последовательности  аккордов. Дети должны отметить, разрешена она в тоническом  трезвучии или нет. Подобная игра­проверка позволяет учителю  определить уровень ладового и гармонического слуха. Еще вариант.  Учащиеся прослушивают незнакомую мелодию несколько раз: в верной  гармонизации, в спорной и в неверной. А затем определяют, в каком  случае, по их мнению, гармонизация была самой правильной. В 6­м классе учащиеся успешно выполняют такое задание: между  цепочкой аккордовых последовательностей “прячется” характерная  последовательность аккордов из исполненных (или прослушанных)  ранее произведений. Требуется определить, в каком именно месте  находится спрятанная последовательность и из какого она  произведения. Примерами таких последовательностей, “спрятанных” в  нейтральном аккордовом окружении, были: характерный сдвиг из  “Утра” Э. Грига, вступительные аккорды к песне “Красивая мама” Э.  Колмановского, гармоническая канва к мелодии телепередачи  “Спокойной ночи, малыши” и др. “Найди ошибку” Эта форма работы особенно любима учащимися на уроках закрепления.  Её задача в том, чтобы усвоить пройденный материал. Дети самидолжны найти ошибку в заданиях на доске, в аудиозаписи, в карточках  или исполнении. “Дирижёры” Форма работы “Дирижёры” позволяет детям самим чувствовать  изменения мелодии и контролировать исполнительские способности. Её суть заключается в следующем: выбирается ребёнок, который будет  дирижёром и ему даётся задание. Например, такое: “Хор должен  исполнить песню бодро, живо, постепенно увеличивая звук”. Ребёнок должен выполнить следующие действия: Собрать внимание хора. Дать установку. (Сесть ровно, выпрямиться, ноги поставить вместе,  руки положить ровно на парту) Дать точное вступление в начале дирижирования. Махи руками должны соответствовать характеру песни, её темпу и  динамике. Закончить дирижирование в соответствии с завершением песни, “снять”  хор очень точно. Эта форма работы очень сложная и требует дополнительной  подготовки, которая ведётся поэтапно из класса в класс. “Карточки” Еще одна форма работы это “Карточки”. “Карточки” я использую как  на уроках закрепления, так и на уроках изучения нового материала.  Карточки могут быть самыми разнообразными: с заданиями, с  подсказками, с иллюстрациями, со словами песен и т.д. Карточки очень помогают в работе с новым материалом и при  закреплении. Музыкальный барабан Задание: С помощью ключа необходимо отгадать задуманное слово. Например: “Нота” Буква А должна находиться на против арфы. Тогда 1 буква будет на  против скрипичного ключа, 2 буква на против нотного стана, 3 буква напротив скрипки и 4 буква на против арфы, если ребёнок знает названия  знаков и инструментов, то легко справляется с заданием. Творческие задания Детям предлагается в рисунке спрятать музыкальные знаки, это задание они выполняют с большим азартом. А с помощью “волшебных бабочек”  ребята показывают движение мелодии. И самое любимое творческое  задание – это изображение музыкальных фрагментов через движение,  как например “Балет невылупившихся птенцов” М.Мусоргского. В завершение хочется вспомнить слова Ф.Шаляпина: “Я решительно и сурово изгнал из моего рабочего обихода тлетворное  русское “авось” и полагался только на сознательное творческое усилие.  Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной  работы. Выдохнется без неё самый большой талант, как заглохочет в  пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески”.