МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«МАНТУРОВСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ «ЯСТРЕБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ И. И. ЗОЛОТУХИНА»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ»
Захарова Т. В. преподаватель ДО
с. Ястребовка 2016 год Работа с одарёнными детьми является одним из важнейших направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Федерального проекта закона «Об образовании в РФ». В работе с такими детьми делается акцент на развитие способностей и создание условий для самопознания, саморазвития, самореализации.
Что такое талант? В словаре Даля таланту дается толкование. Талант - природный дар, дарования человека и способность к чему. В нашем понимание талант – большая общечеловеческая ценность, надежда цивилизации, проблема прогресса общества, реализация его творческого потенциала. Целенаправленная работа с одаренными детьми очень важна на данном этапе развития человечества. Выявление одаренности продиктовано гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. Для нас педагогов дополнительного образования сложным является стремление не «упустить» ни одного ребенка, требующего внимания.
Каждый ребенок талантлив по-своему. Кто-то в технике, кто-то в спорте, кто-то в творчестве. Добьётся ли ребенок успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость. Возможность реализовать свой талант для каждого ребенка в дальнейшей его жизни скажется на его успехах в профессии, а это будет влиять на качество его жизни.
С ранних лет человек стремиться к красоте. Он с пеленок слышит красивые колыбельные песни матери, затем видит красоту Божьего мира, влюбляется в красиво написанные произведения искусства и т. д. Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Именно художественноэстетическое освоение природы и искусства развивает у ребёнка чувственнообразное мышление, способность жить и преобразовывать мир по законам красоты. Главное в творчестве в педагогическом плане - создание ребёнком своего «я, себя», как нового открытия, как активного начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность.
Только при создании условий особого творческого пространства для самореализации личности, развития его творческих возможностей с учётом предыдущего личного опыта и новых достижений, обеспечивая свободу творчеству, раскрывая фантазию и воображение все формы художественно- эстетического воспитания достигают цели.
Четкого определения одаренности в настоящее время не существует. Трудности в определении связаны с общепринятым бытовым пониманием этого психологического термина, когда одаренность рассматривается как синоним таланта, как степень выраженности таланта, противопоставляется способностям.
Занятия «хореографией» является один из способов развития творческих способностей ребенка. Эти занятия оказывают комплексное влияние на физическую и эмоционально - чувственную сферы ребёнка, развивают ассоциативное мышление, побуждают к творческой деятельности и развитию фантазии.
У ребенка гармонично развиваются творческие способности. Танец, являясь источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я».
Хореография создает условия, обеспечивающие развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, воспитывает человека, умеющего ценить материальные и духовные богатства, накопленные человечеством, способного чувствовать изменяющийся мир и творчески обогащать его. Культура танца дает возможность передачи общественных и национальных норм и традиций. Развивает творческие способности и художественный вкус.
Работая с детьми младшего школьного возраста, столкнулась с тем, что творческий потенциал детей требует более широкого развития, углубленной работы над особенностью мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающейся потребности в движении и общении.
Поэтому проблема развития творчества, посредством танца, актуальна.
Возможность экспериментировать и создавать самому, творить дает знакомство детей с различными танцами позволяет расширить кругозор. Музыкально-ритмическая деятельность, способствует формированию у детей более глубоких знаний, развивает воображение, музыкальность и ритмичность, помогает усвоить различные комбинации движений, рисунки танца.
В своей работе опираюсь на труды таких авторов, как Г. П. Гусев «Методика преподавания народного танца», Т. Барышникова «Азбука хореографии», очень пригодились уроки хореографии моих педагогов Курского культпросветучилища (ныне Курский колледж культуры) Латыпова Ф. Ф., Тимофеевой Н. А. и Тимофеева В. А..
В процессе обучения на уроках классического, народно-сценического, историко-бытового и современного танцев детей необходимо побуждать к творчеству, развивать их творческие способности. Отличительной чертой этих программ является их продуктивная направленность, то есть направленность на формирование у детей способностей к танцевальному творчеству.
Знакомство с этими программами привело меня к мысли о необходимости комбинировать их для более успешного решения основной задачи моей работы – развития творческих способностей детей школьного возраста.
На развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы в совместной танцевально – творческой деятельности способно оказывать мощное влияние хореографическое искусство. Это способность к самостоятельности, инициативе, творчеству, умение сотрудничать и взаимодействовать.
Основной целью моей работы является системное развитие творческих способностей детей школьного возраста, воспитание любви и интереса ко всем видам танцевально-творческой деятельности.
Для достижения цели я определила следующие задачи:
Развивать творческое воображение, мышление посредством музыкальных образов,
Побуждать детей выражать свои впечатления в танцевальнотворческой деятельности,
Приобщать родителей к совместной деятельности, через занятия, праздники, развлечения.
В своей работе использую и реализую современные педагогические методы и технологии такие как:
словесный метод;
наглядный метод;
практический метод; игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии;
личностно-ориентированный подход.
В условиях осуществления педагогического процесса в классе «Хореография» накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми.
Необходимо помнить, что танец - это вид искусства, в котором художественный образ создается средствами пластических и ритмических движений человеческого тела.
Для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития хореография обладает огромными возможностями. Это способствует гармоничному развитию творческих способностей детей, совершенствуя детское творчество. Сценическим искусством, развивающим музыкальный вкус, виртуозность движений, требующим многолетней подготовки, является танец. Танец играет важную роль в эстетическом воспитании и физическом развитии детей. Это связано с многогранностью данного жанра искусства, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, этического, художественного и физического развития. Занятия «хореографией» вырабатывают правильную осанку, способствуют устранению физических недостатков, влияют на формирование внутренней культуры и усвоение норм этики.
В своей работе придаю большое значение танцевальной и пантомимической импровизации.
Танцевальная импровизация – это, прежде всего, спонтанность творческого самовыражения. Импровизация движений – это прорыв к свободе движений, это выход за рамки надуманных заранее движений. Импровизации помогает раскрепощать и раскрыть творческий потенциал, творческую натуру ребёнка. Развивает образное мышление и фантазию, музыкальность, ритмичность, актёрские данные, помогает выводить на эмоциональную работу через пластику и пантомиму. Развивает ассоциативное мышление к музыкальному произведению и помогает воплощать ассоциацию в движение и в постановку сюжетной линии танцевальной композиции и образа героя танцевальной сюжетной композиции. Импровизации, это творческая лаборатория для учащихся, где они раскрывают свои творческие способности. Это урок самостоятельности и свободы действия, на котором они могут воплотить свои творческие, хореографические фантазии в реальность. А моя задача, раскрыть и развить творческую личность, способом импровизационного урока, помочь ребёнку научиться логически, думать и свободно фантазировать.
Постановка танцевальной композиции для участия детей в концерте на уровне школы, для участия в районных смотрах - это шаг к творческой самореализации ребёнка в концертной деятельности. На таких занятиях учащиеся работают над танцевальным репертуаром или над танцевальными композициями, над которыми ведётся отработка танцевальных движений, хореографического рисунка, актёрского образа и характера. Все это дает старт на концертную деятельность и сценическую площадку, где учащиеся проявляют себя как актёры, солисты и танцоры танцевальной группы, тем самым реализуют свои творческие способности и свой творческий потенциал, как творческая личность.
Вся социокультурная деятельность рассматривается как поле для творческого самовыражения субъектов образовательного процесса, где в роли субъектов выступают учащиеся, педагог и родитель. Этот процесс взаимодействия инициируется педагогом и поддерживается родителями, которые в данном случае выступает в роли агентов передачи норм социума и ценностей культуры. Это учебно – творческие занятия, участие в мероприятиях различного уровня и характера (конкурсы, концерты, мастер – классы).
Показатели степени выраженности тех или иных знаний, навыков и умений в соответствии с программой и годом обучения ребенка определяется по итогам мониторинга на основе сравнительного анализа и диагностики.
За период обучения в классе «хореография» дети получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется регулярно.
Проверка усвоенного материала и новой темы проводится через:
педагогическое наблюдение на учебном занятии;
педагогическое наблюдение при концертной деятельности.
Педагогический мониторинг проводится по изучаемым дисциплинам и направлен на исследование и фиксацию хореографических способностей каждого ребенка, динамику его личностного развития.
Мониторинг содержит следующий план:
наблюдение за развитием хореографических способностей воспитанников и фиксирование достигаемых результатов;
обобщение результатов;
анализ и оценка достигаемых результатов.
Используются такие формы проведения диагностики как: наблюдение, беседа, открытое занятие, концертно-конкурсные выступления. Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного, и итогового контроля.
Первичный контроль проводится с целью выявления уровня творческих способностей детей в начале цикла обучения детей.
Промежуточный контроль проводится в течении всего года с подведением итогов в конце четверти. Его целью является подведение промежуточных итогов, оценка успешности продвижения воспитанников. В ходе проведения диагностики определяется какова оценка успешности выбора технологии и методики, анализируются результаты обучения на данном этапе.
Итоговая диагностика проводится в конце учебного года. Целью является определение уровня подготовки и уровня развития хореографических способностей детей.
Данная диагностика позволяет отметить рост психологического и творческого развития детей.
Танцевальные группы «Карамельки», «Капелька», «Серебринки» и «Фантазеры» добились определенных творческих результатов.
Год Наименование конкурса Результативность
2012 Районный фестиваль художественного 3 место
творчества «Я вхожу в мир искусств»
2014 Районный фестиваль художественного 1 место
творчества «Я вхожу в мир искусств»
Танцевальная группа «Карамельки» в 2013 году получили грамоту за отличную учебу и активное участие в жизни района.
Танцевальные группы «Карамельки», «Капелька», «Серебринки» и «Фантазеры» являются активными участниками всех школьных и районных концертов и мероприятий (1 сентября, Последний звонок, День матери, 8 марта, 23 февраля, День Учителя, День Победы, день села и т. д.)
В ходе наблюдения за занятиями коллективов обращаю свое внимание на то, как выполняют задание дети, как проявляется их активность, мобилизуется внимание, и особенно, как дети превозмогают трудности, осваивая материал. На занятия в младшей группе «Фантазеры» использую игровые формы работы, вместе с детьми выполняет все упражнения и танцевальные движения. На занятиях старших групп «Карамельки», «Серебринки» делаю акцент на самостоятельность обучающихся. Дети сами выбирают и предлагают педагогу репертуар, изучают танцевальные движения для постановки танцев.
Поддерживаю интересы детей, поощряю их промежуточные успехи, подводя их к достижению конечной цели – получения документа об окончании класса хореографии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.