Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 5

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 5
Научные работы
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
07.07.2018
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается важность развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); понятия "творчество" и "социализация"; условия для реализации творческих способностей. Также рассмотрен один из способов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного творчества на занятиях кружка.
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.docx
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация:  В   статье   рассматривается   важность   развития   творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); понятия "творчество" и "социализация"; условия для реализации творческих способностей. Также   рассмотрен   один   из   способов   социализации   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья   средствами   декоративно­прикладного   творчества   на занятиях кружка.  Ключевые   слова:   творческие   способности,   дети   с   ограниченными возможностями   здоровья,   социализация,   условия   для   развития   творческих способностей. В рамках общеобразовательного аспекта дети с ОВЗ – это дети, у которых наблюдается нарушение психофизического развития (речи, зрения, слуха, опорно­ двигательного   аппарате,   интеллекта   и   другие).   Им   требуется   специальное корректирующее обучение и воспитание. При этом необходимо учесть, уточнить такие   базовые   понятия   как   творчество,   способности,   одаренность.   Педагогу необходимо обладать не только педагогическими знаниями, но и знаниями духовно­ нравственными. Научить ребенку обдуманному поведению, красоте, разумности в мнении и чувствах, научить ценить добро, понимать окружающий и свой внутренний мир. Особенно важно научить ребенка общению с людьми. Практическим   средством   общения   является   речь.   Речь   также   дает возможность   получения   достаточного   объема   информации,   усвоения   системы знаний.   Педагог   К.   Д.   Ушинский   подчеркивал   значение   "дара   слова"   для формирования   мыслительной   деятельности   ребенка   и   для   его   дальнейшего обучения.   Необходимо   научить   его   понимать   содержание   мысли,   работать   над правильным   построением   предложения,   выбрать   нужное   слово,   оформить   свою мысль. Работа кропотливая, последовательная, гибкая и ежедневная. Каждое слово надо   провести   через   сознание   ребенка   несколько   раз   и   в   разных   контекстах. Активное   участие   в   усвоении   слов   должны   принимать   зрение,   слух,   память, сознание. Познать действительность ребенок сможет только научившись читать и писать, познав грамоту.  Актуальная проблема теории и практики в воспитании и обучении детей – творческая деятельность и ее формирование. Творчество – привнесение в работу своего   воображения,   фантазии.   Работая   творчески   человек   добавляет   что­то   от себя,   от   своей   души,   хочет,   чтобы   от   его   замыслов,   дополнений   стало   лучше, удобнее,   красивее.   Творчество   –   украшение   любой   работы,   главный   способ совершенствования труда и навыков. Важно, чтобы хотелось добавить что­то от своего   сердца,   хоть   капельку   фантазии,   тогда   самая   рутинная   работа   станет радостью творчества, гармонии межу индивидуальностью человека и выполняемым им работы. Если  понять,  что трудишься для общего  блага,  увидеть  что­то  полезное  и нужное в своем труде, чтобы мир стал лучше, то полюбишь свою работу. Трудясь и напрягая   волю   в   работе,   прилагая   усилия,   ребенок   учится,   набирает   опыт, привлекает   умственным   напряжением   силы   для   своей   души,   идет   к   жизни.   Он начинает   осознавать   свою   индивидуальность.   задатки   у   всех   детей   разные.   Они зависят   от   свойств   их   нервной   системы,   ее   пластичностью,   эмоциональной чувствительности,   во   многом   они   определяются   наследственностью.   Влияние   на развитие   способностей   к   творчеству   оказывают   окружающая   среда,   семья. Необходимо   правильно   направить   ребенка   на   решение   творческой   задачи, приветствовать его инициативу, похвалить при удачном проявлении его действий. У детей в процессе творческой деятельности, особенно с ОВЗ, проявляется ощущение   собственной,   личностной   ценности,   строятся   социальные   контакты, возникает чувство внутреннего контроля, порядка. Творчество помогает справиться с   негативными   переживаниями.   Когда   ребенок   начинает   осваивать   окружающий мир, то у него возникают страх, тревожность, ощущение непреодолимости преград. Мир их пугает. Дети с ОВЗ не могут выразить свои переживания в играх, у них нарастает   эмоциональное   напряжение,   появляются   поведенческие   проблемы.   У детей   снижена   физическая   активность,   которая   влечет   за   собой   снижение познавательной активности. Это серьезное препятствие для развития ребенка [1]. В таких случаях необходимо поднять уровень физических нагрузок – зарядка, танцы, походы на лыжах зимой и пешие летом, все это поднимает тонус организма и стимулирует творческую и физическую активность.  Существует   понятие   одаренности   детей.   данное   понятие   некоторые исследователи берут из понятия "способности". Ученый Б.М. Теплов подразумевает под индивидуально­психологическими особенностями свойства, отличающие одного человека   от   другого,   его   собственную   способность.   Способностью   он   называет такие   индивидуальные   особенности,   которые   приводят   к   успешности   при выполнении какой­либо деятельности [2]. Способность не сводится к тем знаниям и умениям,   которыми   данный   человек   уже   обладает.   Например,   ученик   работает, учится хорошо, но с учетом его способностей мог бы учиться лучше. Творчество   –   необходимый   элемент   одаренности.   Нет   творчества   –   нет одаренности. Но некоторые ученые считают, что одаренность можно рассматривать и   как   отдельный,   самостоятельный   вид.   По   словам   Б.М.   Теплова:   талант   как таковой   многогранен.   Он   считал,   что   не   о   существовании   разных   одаренностей должна идти речь, а о широте самой одаренности.  Для развития творческой одаренности у детей с ОВЗ необходимы условия: 1)   материальная,  психологическая   готовность   образовательных   учреждений принять детей с ОВЗ, распознать их творческие способности. Создать необходимые условия для включения ребенка в творческую продуктивную деятельность с учетом психофизиологических   особенностей   его.   В   федеральном   образовательном стандарте начального общего образования создать равные стартовые возможности для детей с ОВЗ; 2)   адекватная   позиция   родителей   детей   с   ОВЗ,   их   вера   в   возможности   и способности   ребенка   к   преодолению   своего   недуга,   к   раскрытию   творческих способностей.   Взаимодействие   образовательного   учреждения   с   семьями воспитанников и обучающихся; 3)   психолого­педагогическое   сопровождение   для   формирования положительных   личностных   качеств   самого   ребенка   –   его   самоотношение   и самоуважение,  вера  в  свои   возможности,  готовность   к  преодолению   трудностей, оптимизм. Это необходимое условие, так как у детей с ОВЗ занижена самооценка; 4) обязательное условие – адекватная особенностям и способностям детей с ОВЗ   система   внеурочной   деятельности   в   общеобразовательном   учреждении, обеспечивающая включение ребенка в активную жизнь учреждения и социума [2]. Проект "Творчество и одаренность детей с ОВЗ" предусматривает: создание индивидуализированных   учебных   программ,   модулей   для   одаренных   учащихся, формирование   тьюторской   деятельности   педагогов,   использование   ресурсов сетевых партнеров для подготовки учащихся к творческим конкурсам.  Цель   конкурсов:   выявление   неординарных   талантливых   детей   специальных коррекционных школ. Задачи   конкурсов:   расширение   кругозора   школьников   через   комплексные игровые формы: ­ развитие интеллектуально­творческих способностей учащихся; ­ повышение познавательных интересов; ­ развитие умений сосредотачиваться и творчески мыслить; ­ формирование устойчивой мотивации к обучению; ­ стимулирование стремления к гармоническому развитию; ­ создание условий для самореализации; ­ повышение социального статуса способных учащихся. Перед школой, перед взрослыми людьми стоит важная задача. Необходимо создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с ОВЗ в большой социум   и   стимулировать   желания   детей   с   ОВЗ   находиться   в   этом   социуме, сформировать   доверие   к   нему.   Этим   детям   необходимы   внимание,   любовь, понимание, возможность творчества. Решить эту проблему можно через занятие дополнительного образования. Оно дает ребенку возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, дает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает определенный успех.  Дополнительное   образование   для   многих   детей   –   основная,   иногда единственная   возможность   получить   жизненно   важные   практические   навыки. Полученные знания могут оказаться не только досугом, но и профилизацией  их жизненного статуса.  Социализация – это путь приобщения человека к обществу, становление его частью.   Приобщение   совершается   через   развитие   творческих,   индивидуальных способностей.   Творческая   деятельность   индивидуальна,   а   ее   формирование   и развитие у детей становится актуальной проблемой теории и практики воспитания и обучения детей. Дети с ОВЗ имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они несамостоятельны, нуждаются в сопровождении взрослого, лишены широких контактов,   возможности   получить   опыт   от   других   сверстников,   приобретение навыков   у   них   сильно   ограничено.   Трудности   общения   с   окружающим   миром сопровождаются   тревожностью.   Мир   им   кажется   пугающим,   это   мешает социализации ребенка. Социализация   средствами   декоративно­прикладного   творчества   приобщает ребенка   к   сфере   образного   восприятия   и   понимания   окружающего   мира.   В некоторых школах учащиеся имеют возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности посредством занятий в кружках декоративно­прикладного творчества. Цель занятий в данных кружках – не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах. В программе таких кружков стоит идея создания комфортной среды общения, развитие   способностей,   творческой   индивидуальности.   Задача   обучения   – воспитание   эмоционально­положительного   отношения   к   собственным   подделкам, формирование навыков работы с различными материалами [3]. В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика (сила, амплитуда, скорость, точность движения рук), зрительно­двигательная координация, внимание, память. Интенсивно   развивается   речь,   обогащается   словарный   запас,   формируется грамматический строй речи. В программу включены различные виды творчества: изобразительное   искусство,   аппликация   из   ткани,   соломки,   бисероплетение, макраме, лепка из соленого теста, подделки из природного материала, кожи, из бумаги и ниток, изготовление народной куклы. Все стимулирует интерес детей к прикладному искусству, творчеству и формирует творческую личность ребенка. Методы   обучения   –   рассказ,   беседа,   объяснение,   рассматривание репродукции,   самостоятельная   практическая   работа   детей   и   др.   В   ход   занятий включены   дидактические   игры.   Учитываются   возрастные,   психофизические особенности, личностные качества детей с ОВЗ. Формируется способность личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию. Используются   нетрадиционные   техники   (рисование   пластилином,   свечей; декупаж,   комбинированная   аппликация   –   применение   войлока,   ткани,   кружева; витраж, коллаж с применением стружки, крупных семян, пуговиц, скорлупы и др.) [3]. Все эти техники привлекают своеобразной художественной выразительностью, содержат   элементы   новизны,   активизируют   индивидуальные   особенности   детей, дают возможность импровизации с различными материалами. Работа с новыми материалами снимает страх неудачи, формирует уверенность в   себе,   самоутвеждение,   самоуважение.  Без   этих   качеств   трудно   создать   что­то свое.   Дети   избавляются   от   комплекса   "я   не   умею!".   Они   учатся   работать   в коллективе,   более   сильные   дети   выполняют   сложные   конструкции,   менее подготовленным предлагается работа проще. Но обучающий и развивающий смысл работы   сохраняется.   Необходимо   научить   воспитанников   высказывать   свои просьбы, желания, задавать вопросы и отвечать на них – развивается диалогическая речь. Педагог в процессе обучения помогает, мотивирует детей. Ученики учатся помогать   друг   другу,   раскрывают   себя   творчески,   снимают   психологическую зажатость.   Результат   такой   деятельности   –   выставки,   мастерские.   У   детей расширяется   круг   общения,   они   реализовывают   себя,   не   замыкаются,   получают возможность   решать   реальные   проблемы   –   как   бытовые,   так   и   личностные, проблемы   аккуратности,   трудолюбия,   проблемы,   связанные   с   основами безопасности жизнедеятельности.  Чтобы   дети   не   уставали   педагог   меняет   вид   деятельности,   устраивает физминутки, используя музыкальные сопровождения.  Работа таких кружков позволяет детям с ОВЗ получить свой первый опыт социализации, дать ему возможность войти в современное общество полноценным его   членом,  личностью.  Развивая   творческие   способности  детей  с  ОВЗ   педагоги создают условия успешной адаптации в социуме. Библиографический список 1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. – 321 с.  2.   Теплов   Б.М.   Проблемы   индивидуальных   различии.   –   М.:   Просвещение, 1961 – С. 9­20. 3. Цирулик  Н.А., Уроки  творчества  /  Н.А.Цирулик. –  С.:Федоров, 1999. – 112 с.

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.07.2018