Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 5
Научные работы
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
07.07.2018
В статье рассматривается важность развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); понятия "творчество" и "социализация"; условия для реализации творческих способностей. Также рассмотрен один из способов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного творчества на занятиях кружка.
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.docx
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными
возможностями здоровья
Аннотация: В статье рассматривается важность развития творческих
способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); понятия
"творчество" и "социализация"; условия для реализации творческих способностей.
Также рассмотрен один из способов социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья средствами декоративноприкладного творчества на
занятиях кружка.
Ключевые слова: творческие способности, дети с ограниченными
возможностями здоровья, социализация, условия для развития творческих
способностей.
В рамках общеобразовательного аспекта дети с ОВЗ – это дети, у которых
наблюдается нарушение психофизического развития (речи, зрения, слуха, опорно
двигательного аппарате, интеллекта и другие). Им требуется специальное
корректирующее обучение и воспитание. При этом необходимо учесть, уточнить
такие базовые понятия как творчество, способности, одаренность. Педагогу
необходимо обладать не только педагогическими знаниями, но и знаниями духовно
нравственными. Научить ребенку обдуманному поведению, красоте, разумности в
мнении и чувствах, научить ценить добро, понимать окружающий и свой внутренний
мир. Особенно важно научить ребенка общению с людьми.
Практическим средством общения является речь. Речь также дает
возможность получения достаточного объема информации, усвоения системы
знаний. Педагог К. Д. Ушинский подчеркивал значение "дара слова" для
формирования мыслительной деятельности ребенка и для его дальнейшего
обучения. Необходимо научить его понимать содержание мысли, работать над
правильным построением предложения, выбрать нужное слово, оформить свою
мысль. Работа кропотливая, последовательная, гибкая и ежедневная. Каждое слово
надо провести через сознание ребенка несколько раз и в разных контекстах.
Активное участие в усвоении слов должны принимать зрение, слух, память,
сознание. Познать действительность ребенок сможет только научившись читать и
писать, познав грамоту.
Актуальная проблема теории и практики в воспитании и обучении детей –
творческая деятельность и ее формирование. Творчество – привнесение в работу
своего воображения, фантазии. Работая творчески человек добавляет чтото от
себя, от своей души, хочет, чтобы от его замыслов, дополнений стало лучше,
удобнее, красивее. Творчество – украшение любой работы, главный способ
совершенствования труда и навыков. Важно, чтобы хотелось добавить чтото от
своего сердца, хоть капельку фантазии, тогда самая рутинная работа станет
радостью творчества, гармонии межу индивидуальностью человека и выполняемым
им работы. Если понять, что трудишься для общего блага, увидеть чтото полезное и
нужное в своем труде, чтобы мир стал лучше, то полюбишь свою работу. Трудясь и
напрягая волю в работе, прилагая усилия, ребенок учится, набирает опыт,
привлекает умственным напряжением силы для своей души, идет к жизни. Он
начинает осознавать свою индивидуальность. задатки у всех детей разные. Они
зависят от свойств их нервной системы, ее пластичностью, эмоциональной
чувствительности, во многом они определяются наследственностью. Влияние на
развитие способностей к творчеству оказывают окружающая среда, семья.
Необходимо правильно направить ребенка на решение творческой задачи,
приветствовать его инициативу, похвалить при удачном проявлении его действий.
У детей в процессе творческой деятельности, особенно с ОВЗ, проявляется
ощущение собственной, личностной ценности, строятся социальные контакты,
возникает чувство внутреннего контроля, порядка. Творчество помогает справиться
с негативными переживаниями. Когда ребенок начинает осваивать окружающий
мир, то у него возникают страх, тревожность, ощущение непреодолимости преград.
Мир их пугает. Дети с ОВЗ не могут выразить свои переживания в играх, у них
нарастает эмоциональное напряжение, появляются поведенческие проблемы. У
детей снижена физическая активность, которая влечет за собой снижение
познавательной активности. Это серьезное препятствие для развития ребенка [1].
В таких случаях необходимо поднять уровень физических нагрузок – зарядка,
танцы, походы на лыжах зимой и пешие летом, все это поднимает тонус организма и
стимулирует творческую и физическую активность.
Существует понятие одаренности детей. данное понятие некоторые
исследователи берут из понятия "способности". Ученый Б.М. Теплов подразумевает
под индивидуальнопсихологическими особенностями свойства, отличающие одного
человека от другого, его собственную способность. Способностью он называет
такие индивидуальные особенности, которые приводят к успешности при
выполнении какойлибо деятельности [2]. Способность не сводится к тем знаниям и
умениям, которыми данный человек уже обладает. Например, ученик работает,
учится хорошо, но с учетом его способностей мог бы учиться лучше.
Творчество – необходимый элемент одаренности. Нет творчества – нет
одаренности. Но некоторые ученые считают, что одаренность можно рассматривать
и как отдельный, самостоятельный вид. По словам Б.М. Теплова: талант как
таковой многогранен. Он считал, что не о существовании разных одаренностей
должна идти речь, а о широте самой одаренности.
Для развития творческой одаренности у детей с ОВЗ необходимы условия:
1) материальная, психологическая готовность образовательных учреждений
принять детей с ОВЗ, распознать их творческие способности. Создать необходимые
условия для включения ребенка в творческую продуктивную деятельность с учетом
психофизиологических особенностей его. В федеральном образовательном
стандарте начального общего образования создать равные стартовые возможности
для детей с ОВЗ; 2) адекватная позиция родителей детей с ОВЗ, их вера в возможности и
способности ребенка к преодолению своего недуга, к раскрытию творческих
способностей.
Взаимодействие образовательного учреждения с семьями
воспитанников и обучающихся;
3)
психологопедагогическое сопровождение для формирования
положительных личностных качеств самого ребенка – его самоотношение и
самоуважение, вера в свои возможности, готовность к преодолению трудностей,
оптимизм. Это необходимое условие, так как у детей с ОВЗ занижена самооценка;
4) обязательное условие – адекватная особенностям и способностям детей с
ОВЗ система внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении,
обеспечивающая включение ребенка в активную жизнь учреждения и социума [2].
Проект "Творчество и одаренность детей с ОВЗ" предусматривает: создание
индивидуализированных учебных программ, модулей для одаренных учащихся,
формирование тьюторской деятельности педагогов, использование ресурсов
сетевых партнеров для подготовки учащихся к творческим конкурсам.
Цель конкурсов: выявление неординарных талантливых детей специальных
коррекционных школ.
Задачи конкурсов: расширение кругозора школьников через комплексные
игровые формы:
развитие интеллектуальнотворческих способностей учащихся;
повышение познавательных интересов;
развитие умений сосредотачиваться и творчески мыслить;
формирование устойчивой мотивации к обучению;
стимулирование стремления к гармоническому развитию;
создание условий для самореализации;
повышение социального статуса способных учащихся.
Перед школой, перед взрослыми людьми стоит важная задача. Необходимо
создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с ОВЗ в большой
социум и стимулировать желания детей с ОВЗ находиться в этом социуме,
сформировать доверие к нему. Этим детям необходимы внимание, любовь,
понимание, возможность творчества.
Решить эту проблему можно через занятие дополнительного образования. Оно
дает ребенку возможность выбора своего индивидуального образовательного пути,
дает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает
определенный успех.
Дополнительное образование для многих детей – основная, иногда
единственная возможность получить жизненно важные практические навыки.
Полученные знания могут оказаться не только досугом, но и профилизацией их
жизненного статуса.
Социализация – это путь приобщения человека к обществу, становление его
частью. Приобщение совершается через развитие творческих, индивидуальных
способностей. Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей становится актуальной проблемой теории и практики воспитания и
обучения детей.
Дети с ОВЗ имеют множество ограничений в различных видах деятельности.
Они несамостоятельны, нуждаются в сопровождении взрослого, лишены широких
контактов, возможности получить опыт от других сверстников, приобретение
навыков у них сильно ограничено. Трудности общения с окружающим миром
сопровождаются тревожностью. Мир им кажется пугающим, это мешает
социализации ребенка.
Социализация средствами декоративноприкладного творчества приобщает
ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира. В
некоторых школах учащиеся имеют возможность проявлять и реализовывать свои
творческие способности посредством занятий в кружках декоративноприкладного
творчества. Цель занятий в данных кружках – не только дать навыки и приемы
работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в
своих силах.
В программе таких кружков стоит идея создания комфортной среды общения,
развитие способностей, творческой индивидуальности. Задача обучения –
воспитание эмоциональноположительного отношения к собственным подделкам,
формирование навыков работы с различными материалами [3]. В процессе занятий
развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика (сила, амплитуда, скорость,
точность движения рук), зрительнодвигательная координация, внимание, память.
Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется
грамматический строй речи. В программу включены различные виды творчества:
изобразительное искусство, аппликация из ткани, соломки, бисероплетение,
макраме, лепка из соленого теста, подделки из природного материала, кожи, из
бумаги и ниток, изготовление народной куклы. Все стимулирует интерес детей к
прикладному искусству, творчеству и формирует творческую личность ребенка.
Методы обучения – рассказ, беседа, объяснение, рассматривание
репродукции, самостоятельная практическая работа детей и др. В ход занятий
включены дидактические игры. Учитываются возрастные, психофизические
особенности, личностные качества детей с ОВЗ. Формируется способность личности
к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Используются нетрадиционные техники (рисование пластилином, свечей;
декупаж, комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева;
витраж, коллаж с применением стружки, крупных семян, пуговиц, скорлупы и др.)
[3]. Все эти техники привлекают своеобразной художественной выразительностью,
содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные особенности детей,
дают возможность импровизации с различными материалами.
Работа с новыми материалами снимает страх неудачи, формирует уверенность
в себе, самоутвеждение, самоуважение. Без этих качеств трудно создать чтото
свое. Дети избавляются от комплекса "я не умею!". Они учатся работать в
коллективе, более сильные дети выполняют сложные конструкции, менее
подготовленным предлагается работа проще. Но обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Необходимо научить воспитанников высказывать свои
просьбы, желания, задавать вопросы и отвечать на них – развивается диалогическая
речь.
Педагог в процессе обучения помогает, мотивирует детей. Ученики учатся
помогать друг другу, раскрывают себя творчески, снимают психологическую
зажатость. Результат такой деятельности – выставки, мастерские. У детей
расширяется круг общения, они реализовывают себя, не замыкаются, получают
возможность решать реальные проблемы – как бытовые, так и личностные,
проблемы аккуратности, трудолюбия, проблемы, связанные с основами
безопасности жизнедеятельности.
Чтобы дети не уставали педагог меняет вид деятельности, устраивает
физминутки, используя музыкальные сопровождения.
Работа таких кружков позволяет детям с ОВЗ получить свой первый опыт
социализации, дать ему возможность войти в современное общество полноценным
его членом, личностью. Развивая творческие способности детей с ОВЗ педагоги
создают условия успешной адаптации в социуме.
Библиографический список
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. –
321 с.
2. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различии. – М.: Просвещение,
1961 – С. 920.
3. Цирулик Н.А., Уроки творчества / Н.А.Цирулик. – С.:Федоров, 1999. –
112 с.
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.