Развитие творческих способностей учащихся
Оценка 4.7

Развитие творческих способностей учащихся

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
Междисциплинарный 3
7 кл
31.05.2018
Развитие творческих способностей учащихся
Данная статья содержит описание опыта работы классного руководителя и учителя русского языка и литературы с одаренными детьми. Представленная работа с ТОУ (творческое объединение учащихся) является разработкой инновационной программы "Созвездие". Она содержит план мероприятий по развитию творческих способностей детей в разных направлениях.Статья "Развитие творческих способностей учащихся содержит описание опыта работы с одаренными детьми классного коллектива.
Развитие творческих способностей учащихся.doc
Развитие творческих способностей учащихся   Воспитание   –   один   из   сложнейших   социальных   процессов.   Его   сложность     в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе   своего   становления   как   личности,   ребенок   испытывает   взаимодействия   со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.         В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе   требует   особого   отношения.   Невозможно   говорить   о   функциях,   содержании деятельности   педагога   вне   конкретной   воспитательной   системы   школы.   Воспитание должно   выступать   не   как   пассивное   усвоение   воспитанниками   передаваемого воспитателями   опыта,   не   как   активная   деятельность   воспитанников,   организуемая воспитателями,   не   как   активная   деятельность   воспитанников   без   воспитателей,   а   как общая   творческая   бескорыстная   и   самоотверженная   забота   членов   общества   о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности. На современном этапе развития общества перед школой стоит задача   всестороннего   развития   личности   ученика.   При   этом   образование   должно обеспечивать   духовное,   интеллектуальное,   творческое   развитие   учащихся.   Современная школа, где осуществляются современные подходы к образованию ставит своей целью не только   обучение   детей   с   разными   способностями,   но   и   развитие,   создание   на   уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка.          Уникальность, неповторимость психологического облика каждого человека ­ один из тех   явных   феноменов   нашей   психики,   которые   наиболее   бурно   обсуждаются   и исследуются. С древних времен берут начало и интуитивное понимание того, что люди психологически   не   одинаковы,   Развитие   личности,   ее   достижения   в   жизни   теснейшим образом связаны с такими индивидуально­психологическими особенностями человека, как способность,   талант,   одаренность.   В   современном   обществе   весьма   актуально   раннее выявление   направленности   личности   и   ее   способностей.    Сейчас   стране   нужны   люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.           Являясь классным руководителем 7 «В» класса МОУ «Всеволожский ЦО»,  воспитательную  работу с классом организую так, чтобы предоставлять возможность детям пробовать себя в разных видах деятельности: интеллектуально­познавательной,  спортивной, общественно–полезной, духовно­нравственной, здоровьесберегающей Каждый  ребенок должен понимать, что он  несёт  ответственность за свой труд во имя достижения  жизненного успеха и преодоления трудностей. Работа педагога и состоит в том, чтобы  научить ребёнка быть успешным не только в учёбе, но и в жизни вообще, научить его быть  ответственным за свою судьбу. Так родилась Программа «Созвездие». В 2015 году было  создано  Творческое объединение учащихся  на базе 5 «В» класса, целью которого стало  сначала выявление детей, способных в различных учебных областях, а так же  сопровождение и оказание помощи таким учащимся в рамках обучения, развития и  воспитания в общеобразовательном учреждении.    Программа  работы с ТОУ «Созвездие»» разработана мною на период с 2015 по 2018 учебный год и  рассчитана на  учащихся 6­9  классов. Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает  согласовать действия учителя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности классного коллектива и призвана создать  благоприятные условия для  успешной учебной и внеурочной деятельности   школьника в среднем звене, способствовать сплочению классного коллектива  и раскрытию личностного потенциала каждого ребёнка.           При составлении Программы ТОУ учитывались важные обстоятельства развития  личности. Каждый ребенок строго индивидуален в своем личностном формировании, его  вхождение в общество субъективно и неповторимо, его мир автономен и подвержен своим  закономерностям. В современных психологических концепциях одаренность  рассматривается как целостная система множества различных, по своей природе, но  взаимосвязанных качеств личности.  Необходимое условие реализации Программы –  осуществление воспитывающей деятельности на принципах творческой активности  ребенка, интеллектуальных способностей, индивидуализации и педагогической поддержки.       Средний школьный возраст ­ самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные  мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому находить решения  в различных ситуациях   ,   участвовать   в   дискуссии,   отстаивать   и   доказывать   свою   правоту.       Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений,   нравственных   идеалов   неустойчива.   Трудности   жизненного   плана,   семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении.  В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки  могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда  называют периодом «тяжелого кризиса».  Убеждена, что только в творческой деятельности растёт и формируется личность. Творим  ­ значит действуем, познаём себя, реализуем творческий потенциал!        Программа воспитания учащихся классного коллектива «Созвездие» разработана на  основе существующих воспитательных программ с учетом включенности в реализацию  школьной программы воспитания. Она исходит из концепции технологии воспитания,   педагогики сотрудничества , учитывает принципы личностно­ориентированного  образования, отвечает потребностям развивающейся личности, живущей в контексте  общечеловеческой культуры.  Лейтмотивом программы воспитания является  развитие творческих и интеллектуальных способностей  учащихся.     Творчество – понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально  нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового.  Достижение  творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой  педагогической технологии, которая направлена на развитие различных сфер личности.    Цель воспитания предполагает целостность воспитательной программы, включающей в  себя все сферы жизни школьника. Образ личности, способной производить свободный  выбор достойной жизни, выступает путеводной звездой педагогической деятельности  воспитателя, будь то учебная, художественная, трудовая или гигиеническая, досуговая  деятельность.  А последовательность задач – это последовательность разделов программы,  каждый последующий из которых целиком зависит от предыдущего.      Необходимое условие реализации программы – осуществление воспитывающей  деятельности на принципах творческой активности ребенка, индивидуализации и  педагогической поддержки  личностного становления ребенка. Оперируя главным принципом «Каждый ребенок талантлив по­своему», педагог на  основании программы отбирает оптимальные средства работы с детьми, формы и методы  деятельности. Цель и задачи программы воспитания Приоритетным смысловым стержнем программы   «Созвездие» является   воспитание духовно­нравственного     ребенка,   т.е.   формирование   у   него   качеств,   отвечающих представлениям   об   истинной   человечности,   о   доброте   и   культурной   полноценности   в восприятии   мира.   Культуросозидающая   роль   программы   состоит   также   в   воспитании гражданственности и патриотизма. Цель программы:  формирование и раскрытие творческой личности детей, умеющих дорожить  гуманистическими ценностями и традициями коллектива и способных к духовному и  физическому саморазвитию.   Задачи программы:  создание нравственной и эмоционально благоприятной среды для самовыражения и  самореализации личности учащихся; развитие познавательной активности в различных формах деятельности;   формирование творческого потенциала детей через систему КТД;  формирование нравственных убеждений и идеалов в рамках системы  гуманистических ценностей.   Ключевыми понятиями в  моей практической деятельности являются:  «развитие», «творчество», «личность», «интеллект», «нравственность», «система»,  «выбор», «доверие».  Они и стали принципами жизнедеятельности нашего классного коллектива.  Программа предусматривает:       воспитание   эстетического   вкуса,   формирование   норм   поведения,   необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях, соблюдение этикета, наличие тактичности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.  воспитание   моральных   качеств,   чувства   долга   и   адекватного   своего   восприятия художественных ценностей посещение театров и музеев, выставок воспитание   внешней   культуры   школьника, индивидуальность и неповторимость.   умения   сохранять   свою Формы реализации задач:     изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые   собеседования   с   учащимися   и   родителями,   анкетирование,   мини исследования); организация групповых занятий со школьным психологом посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях; тематические классные часы,  дискуссии, диспуты, конференции       ролевые, деловые, образовательные игры; экскурсии, походы, уроки в музее соревнования; викторины, интеллектуальные марафоны;  проектные игры; участие в общешкольных и городских благотворительных акциях организация занятости во второй половине дня. Ожидаемые результаты На первом этапе развития личности 5–6 класс:   лидерские качества; сплоченность коллектива. На втором этапе развития личности 7–9 класс:    способность включения в работу; способность к выполнению намеченных целей; способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.– желание самосовершенствоваться;  формирование   социально   активной   личности,   удовлетворяющей   потребностям общества.  Основные принципы программы «Созвездие» Программа   ТОУ   «Созвездие»   разработана   как   целостная   система   воспитания   и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений   классного   руководителя   и   воспитанника   в   процессе   их   взаимодействия, позволяющие воспитать социально­активную, нравственно и физически здоровую личность. Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:  Принцип целостности в воспитании.   Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и   психического,   социального   и   духовного,   рационального   и   иррационального.   Признать равно   важными   для   общества   и   личностно   значимыми   для   индивида   все   ипостаси человеческого. Единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы  Принцип культуросообразности . Соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапами вхождения в пространство культуры человека. Принцип  природосообразности Все принять таким как есть, не перевоспитывать ребенка, а развивать.  Принцип воспитания творческой личности ребенка.  Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому,  исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал,   поиск   и   развитие   его   дарований,   любознательности,   способностей, стимулирование   внутренних   сил   ребенка,   создание   условий   для   раскрытия   творческих способностей.  Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.     Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это   обеспечивается   включением   их   в   решение   сложных   проблем   взаимоотношений, складывающихся   в   коллективе.   Создается   обстановка,   при   которой   каждый   ребенок ощущает   сопричастность   к   решению   важных   задач,   стоящих   перед   классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают качества,   необходимые   для   преодоления   сложностей   социальной   жизни.   Совместное участие  в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им  раскрыться  в  любых  ситуациях.  Ученическое  самоуправление  –  форма  организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.  Принцип сотрудничества.  Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции:     «Ты   хочешь   признания,   уважения   товарищей?   Прекрасно,   давай   подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает». Основные аспекты  работы ТОУ Программа     основана   на   7  основных   направлениях,   влияющих   на   развитие   личности ребенка:  Интеллект  Общение  Нравственность  Досуг   Семья   Я­Гражданин Здоровье Механизмы работы ТОУ   1. Организация коллективной деятельности, развитие творчества. Предполагает самоуправление на уровне класса.  Выборы совета класса. Обучающие игры,  техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование,  конструирование и т.д.). Участие в литературных, театральных, музыкальных  мероприятиях.   Формы работы: 1. 2. Собрание по выборам совета класса. Объединение детей в различные группы, комитеты, службы, союзы, пресс­центры,  комиссии для осуществления классного самоуправления. Работа в научных обществах. Экскурсии, походы, поездки. Предметные недели. Участие в школьных кружках и секциях, объединяющих по интересам. 3. 4. 5. 6.  2. Повышение творческого потенциала. Предметные недели. Конкурсы. Викторины. Выставки. Занятия в кружках, объединениях по интересам. Практические занятия по развитию художественно­творческих способностей. Знакомство с коллективными творческими делами и участие в одном из них. Творчество как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. На первый план выходит творческий человек. Используется  технология творчества. Виды творчества: художественное, техническое, научное и другие. Формы работы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.  Развитие творческого мышления и самостоятельности. Перед учащимися ставится проблема: что такое «творческая личность»? Качества творческой личности:     нестандартное,  гибкое, а иногда и парадоксальное мышление;  богатое воображение, созданное на основе развития наблюдательности;  интуиция, умение делать прогнозы, способность предвидеть результаты своей  деятельности, трудности и опасности, которые могут возникнуть на пути к цели;  решительность смелость, иногда дерзость в ломке устоявшихся стереотипов и   подходов в сфере проявления творчества. Участие в школьных праздниках. Праздники совместно с родителями. Устные журналы. Диспуты. Вечера вопросов и ответов. Творческие конкурсы. Игровые формы деятельности. Встречи с интересными людьми. Формы работы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.  Формирование навыков коллективной  деятельности. Коллективные дела – это социальное творчество, направленное на служение людям,  Родине, творчество строительства личности. Его содержание – забота о себе, о друге, о  своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных  ситуациях. Развивающее содержание состоит в переходе от близких к средним, а затем к далеким  целевым перспективам. Алгоритм организации и проведения коллективной творческой  деятельности состоит из этапов: предварительная подготовка, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ, ближайшее  последействие. Формы работы: 1. Общешкольные праздники. Предметные недели. Научные общества. Викторины и конкурсы. Игровые экспресс­тесты. 2. 3. 4. 5.  Развитие творчества и самотворчества, самоуправления. Главная проблема – что такое творческий процесс? Четыре стадии процесса творчества:  подготовка, созревание, озарение, проверка. Качества творческой личности:      Формы работы:  чувство нового;  интуиция и самокритичность;  подвижность ума;  смелость и независимость суждений;  умение синтезировать и анализировать идеи. 1. Деловой тренинг. 2. Научные общества. 3. Праздники и мероприятия. 4. Интеллектуальные игры. 5. Творческие вечера. 6. Экскурсии и походы.  Проявление и формирование основных черт творческой деятельности.          Деятельность учащихся направлена на самоутверждение и самовыражение. Совместная  деятельность, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят  вклад в создание социального продукта.  Формы работы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Творческие проекты, направленные на то, чтобы сделать окружающий мир лучше. Исследовательские работы. Литературные, художественные и музыкальные сочинения. Праздники и мероприятия. Интеллектуальные игры. Диспуты.       В основе программы воспитания лежит личностный принцип воспитания учащихся, то  есть учет индивидуальных особенностей как учащихся, так и преподавателей, а также учет  межличностных отношений в семье, с друзьями, в различных коллективах, членом которых  может быть ребенок (кружок, музыкальная школа, спортивная секция и т.д.). Внеурочная  воспитательная деятельность – это организованные и целенаправленные занятия  (мероприятия) с учащимися воспитательного и образовательного характера, процесс  организации досуга учащихся. Внеурочная воспитательная деятельность направлена на  повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической социальной  культуры учащихся. Дети овладевают навыками и умениями организации социально  значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности, учатся  сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучшие  человеческие качества: эмпатию, толерантность, доброту и т. д. Принципы организации внеклассной воспитательной работы:  добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями; систематичность в организации;     личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка; создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений,  свободы мысли; сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы. сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на  духовные ценности: Добро, Истину, Красоту Поощрения одаренных детей Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся, является системность  воспитательной программы, работа учителя строится на на тесном взаимодействии и  полном доверии с обучающимися. Основой такой организации воспитательного процесса  выступает разработанная совместно с учащимися система оценки деятельности членов ТО.  В начале каждого учебного года объявляется конкурс среди учащихся  ТОУ по следующим номинациям :»Ученик года», «Я ­ Лидер», « Открытие года» и другие. В концн учебного  года по итогам тайного голосования каждого члена ТОУ определяются победители и  награждаются на классном Форуме достижений победителей с участием родителей и  приглашенных учителей­предметников Грамотами. Деятельность по реализации  программы Диагностический этап  углубленное   психолого   –   педагогическое   изучение   детей,   Цель:   индивидуальных особенностей, выявление стадии развития классного коллектива Задачи:   выявление   их    провести  психолого­педагогическое  обследования детей с целью определения хода их психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. провести обследование стадии развития классного коллектива проанализировать  результаты исследований с целью получения банка информации, составления плана совместно деятельности с психологом, социальным педагогом, медработником и т.д. Работа ТОУ (классным коллективом 6»В» класса) была начата с изучения особенностей детей,   социальной   среды,   в   которой   проживают   учащиеся   класса,   взаимоотношений   в классе, состояния воспитания в семье, особенностей индивидуального развития каждого ученика. При входном мониторинге были выявлены как положительные тенденции, так и некоторые недостатки. С учащимися было проведено психологическое анкетирование, целью которого  ­  выявить уровень воспитанности.   Результаты проведённого исследования в целом положительны. Для   большинства   учащихся   характерна   активная   жизненная   позиция,   им   нравится участвовать   в   делах   класса   и   школы,   класс   способен   к   дружным   самостоятельным действиям, что   свидетельствует о высоком творческом потенциале данного коллектива. Из   анализа   социального   положения   семей   класса   можно   отметить   достаточно   высокий уровень образования, а значит и  высокие требования родителей  в вопросах образования и воспитания.     Психологическая   служба   образовательного   учреждения     сопровождает одаренных детей на разных этапах работы с ними. Школьным психологом неоднократно были  проведены   различного  вида   анкетирования,     консультации   с  родителями,  детьми, которым  необходимы  советы   специалиста,   создана  «Служба   примирения»,  активистами которой являются ребята ТОУ «Созвездие». На данном этапе велась работа, направленная не   только   на   изучение   личности   школьников,   но   и   на   изучение   коллектива   в   целом (социометрия, качество знаний, уровень воспитанности и самооценки класса, ранжирование учебных предметов).  Воспитанию   одаренной   личности   способствует   технологии   самовоспитания: систематические самоотчеты учащихся, на которых воспитанники демонстрируют социальную   взрослость,   ответственность   за   свои   действия   и   поступки,   дают правильную самооценку;  По итогам каждой учебной недели учащиеся выставляют самооценку, при этом каждый проводит самоанализ по всем видам деятельности;  Самодиагностика детей ( в листах­картах своих достижений). Основной этап: Цель: реализация программы развития классного коллектива на основе    психодиагностических данных.     Направление «Интеллект», «Общение»  Реализация проектов, направленных на развитие интеллекта, позитивного отношения к  труду, умению адаптироваться в окружающем мире. Цель: вызвать желание, стремление детей к самопознанию, саморазвитию,  самовоспитанию, умению слушать и «прислушиваться» к другим людям. Основные задачи:  формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном  образовании; развитие интеллектуальных способностей детей; развитие мышления, памяти, внимания. развитие коммуникативных навыков         Высокая работоспособность и неподдельный интерес в приобретении знаний результат того, что наибольшее количество «хорошистов» и «отличников» МОУ «Всеволожский ЦО» составляют   именно   учащиеся    ТОУ.  В 2015  г. ,  показав высокие  результаты  учебной деятельности   на   школьном   уровне,   ребята   стали   участниками   «Фабрики   отличников» Международной  игры «Крылатый Единорог».        Деятельность ребят направлена на самоутверждение и самовыражение. Развитию общей одаренности детей способствует целенаправленная организация научно­исследовательской деятельности. Чтобы научить детей добывать знания самостоятельно, следует их обучит сначала владению техникой исследовательского поиска. Первой ступенью к этому, начиная с   5   класса,   является   содержательная   и   разносторонняя   форма   работы   с   классом,   как информационно­поисковая игра. Она успешно и результативно  проводится на классных часах по интересам детей, чтобы не только найти информацию, но и отрефлектировать оптимальный   путь   ее   поиска.   Эти   игры   проводятся   на   основе   метапредметного содержания. Именно данная форма игры , на мой взгляд, послужила хорошим началом серьезнях   проектов   учащихся   ТОУ.   Постепенно   отбираютсянаиболее   творческие   и заинтересованные в этом дети для участия в школьном конкурсе «УНИКУМ». Ежегодно учащиеся   разрабатывают   проекты,   которые   открывают   новые   возможности   для   самих ребят. Если это работа коллективная, я, как  руководитель, выполняю роль координатора, консультанта.  Участвуя   в   социальных   проектах,   учащиеся   ТОУ   руководствуются     и личными   интересами,   например,   участие     во   Всероссийском   конкурсе   презентаций   " Великая победа глазами моей семьи", проект по истории «Моя семья в годы войны». Ребят привлекает     работа     над     проектами   по   учебным   предметам,   творческие   проекты, направленные на то, чтобы сделать окружающий мир лучше, участие в Международной олимпиаде   Инфоурок   по   предметам:     Андреева   М.   (олимпиаде   по   музыке)   диплом   1 степени, Концевая З.( олимпиада по географии  ­ диплом 2 степени). В этом учебном году многие   воспитанники   ТОУ   по   результатам   школьного   тура   олимпиад     учителями­ предметниками  рекомендованы к участию муниципального тура олимпиад.  Все   учащиеся   «Созвездия»   занимаются   в   секциях   и   кружках   в   соответствии   с интересами   и   способностями,   что     создает   условия   для   проявления   творческих возможностей   детей.   Ребята   занимают   призовые   места   в   соревнованиях,   конкурсах муниципального,   регионального,   областного   уровней.   Гридин   М.,   являясь   победителем школьного   уровня   конкурса   чтецов   на   различную   тематику,     также   стал   участником Всероссийского Интернет­конкурса «Дети читают стихи». Трое школьников уже несколько лет занимаются  танцами и достигли  высоких  результатов. Большая часть ученического коллектива   занимается   в   театральной   студии   «Мозаика».   Ребята   с   удовольствием выступают   со   спектаклями   перед   учащимися   начальных   классов,   являются   ведущими школьных   концертов.   Занимаясь   в   студии,   они   не   только   развивают   свой   творческий потенциал, но и воображение, чувство дружбы, взаимовыручки.     Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о школе. Она будет жить тогда, когда в ее стенах будут   жить   красивые   традиции.   Так   как   ТОУ   «Созвездие»   организовано   на   базе   1 классного коллектива, то у нас тоже есть свои традиции.  Поздравление с Днем рождения: классное и индивидуальное – каждый ученик               класса говорит имениннику добрые пожелания.  Празднование «Дня именинника» .   Традиция, когда в конце каждой рабочей недели, перед тем как учащиеся уходят домой на выходные, я спрашиваю у ребт: а) С каким самочувствием вы прожили эту неделю? б) Вспомните, в какие дни ваше самочувствие было не очень хорошим? Почему? в) Каким было ваше настроение на этой неделе? Что нужно сделать, чтобы оно  стало лучше? Конкретно каждому ученику предлагаются такие, например, вопросы: а) Какой была твоя учеба на этой неделе? Кто и чем может тебе помочь? б) Кому доставило радость твое присутствие в школе на этой неделе? в) Посмотри свой дневник и мысленно поставь SOS напротив того предмета,  который вызывает у тебя тревогу.  Традиция,   когда   конец   учебного   года   отмечается   заполнением   в   классе   “Книги рекордов   Гиннеса”,   в   которую   вносятся   имена   ребят,   педагогов,   родителей   по самым   различным   номинациям.   Например,   дети   определяют   человека,   который получил самое большое количество пятерок за год; человека, который прочитал самое большое количество книг в этом году; человека, рядом с которым в этом учебном году было хорошо всем.  Традиция,   когда   ребята   под   моим   руководством   вырабатывают   нравственные законы жизни коллектива и пытаются ежедневно руководствоваться ими в жизни. Например: а) Учиться честно,  говорить о своих ошибках. б) Быть объективным к себе и другим. в) Учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы. г) Уметь сопереживать. д) Проявлять терпение и терпимость.  Традиция, когда в классе существует “Праздник добрых пожеланий”, который дети готовят друг другу, родителям, учителям. В   целях   сплочения     ученического   коллектива,   развития   творческих   способностей   в   6 классе   ребята   сами   придумали   атрибутику:   эмблему,   расшифровку   названия   ТОУ «Созвездие», свой кодекс.   деятельности  был вручен кубок «Лучший класс школы 2015­2016 учебного года».               Воспитанникам   «ТОУ   «Созвездие»   по   результатам   учебной   и   внеурочной Направление «Здоровье» «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд  воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь,  мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»                                                                                                              ( В.А. Сухомлинский) Цель: развитие физкультурно­оздоровительной деятельности, способствующей  познавательной активности Основные задачи: • Физическое развитие посредством спорта и физической культуры; • Приобщение к активному отдыху на природе; • Формирование потребности в здоровом образе жизни, постоянных занятиях  физической культурой и спортом; • Учить жить по принципу: «В здоровом теле – здоровый дух» Здоровьесберегающая технология при работе с одаренными детьми – основополагающая. Для некоторых  ребят  спорт – это не только возможность проявить себя, но и самоцель, мечта,   которую   они   связывают   со   своей   будущей   профессией.   Высоких   результатов добилась   Хайруллина   Л.,   занимаясь   большим   теннисом,   Рублеву   Е.   не   испугал травмоопасный   вид   спорта   –   горные   лыжи,   Митяев   Е.   имеет   юношеский   разряд   по стрельбе. Фураев А. не мыслит себя без футбола. Направление «Я ­ гражданин» “Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения,  посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде  раскрывается богатство человеческих отношений”.          ( В.А. Сухомлинский) Цели: формировать позитивное отношение к труду, научить понимать общественную  ценность труда, побуждая к труду других Основные задачи: • Участие в школьных и районных экологических субботниках; • Развитие умения извлекать из процесса труда максимальную пользу для себя и  окружающих.   От МОУ «Всеволожскиц ЦО» команда ТОУ в период 2016­2017 учебного года проходит обучение в Школе социального проектирования в ДДЮТ г. Всеволожска.  Ежегодно ребята принимают участие социальной акции по сбору макулатуры.     Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. Являясь волонтером театра Сказки, Андреева М., «проявляя заботу о ближнем», обогащая духовно пришедших на спектакль детей,  в первую очередь, становится нравственно «богатой» сама. Участвуя в ежегодной   акции   ко   Дню   пожилого   человека,   ребята   собирают   вещи   первой необходимости,  подписывают открытки, дарят рисунки.  Направление «Нравственность» Цель:  формирование   нравственно   и   эмоционально   благоприятной   среды   для   развития толерантной личности. Задачи: • Диагностирование специфики взаимоотношений в классном коллективе. • Обучение правилам и культуре общения, разрешения конфликтов. • Развитие личностных свойств – самостоятельности, самоуважения,  отзывчивости, толерантности, эмпатии. Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа:   выпуски   газет   различной   тематики,   конкурсы,   викторины,   театральные постановки. Особенно эффективна при работе со способными и творческими детьми библиотерапия, так как книги предоставляют возможность общаться с талантливыми людьми всех времен народов, прошедшими и преодолевшими подобные проблемы. В течение   2015­2016   учебного   года   систематически   проходили   встречи   участников «Созвездия» с представителями центральной   библиотеки г. Всеволожска. Особенно запоминающимися были «Литературные гостиные»  с Всеволожскими поэтами :  Т.   Рева,   Л.   Шевченко   и   петербургским   детским   писателем   Н.   Прокудиным. Результатом   таких   мероприятий   является   не   только   проявление   читательского интереса учащихся, но появление стихов самих же ребят. Участники ТОУ «Созвездие» принимают   активное   участие   в   классных   и   школьных   мероприятиях,     являются победителями конкурсов «Радуга профессий», «Девушки 21 века», «Мистер Осень», Брейн­ринга по экологии, Смотра песни и строя. Направление «Семья» «Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а  усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два  воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни  требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в  процессе, ни в средствах воспитания»  (В.А.  цель: Создание гармоничных отношений Семьи и Школы, направленных на всестороннее развитие учащихся. задачи: Сухомлинский) • формирование культуры общения у родителей; • оказание помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей; • выработка совместных требований к ученику; • содействие сохранению и упрочнению семьи; • вовлечение родителей в воспитательный процесс: • создание атмосферы доверия среди родителей, побуждающей к различным видам деятельности, направленной на всестороннее развитие детей. Педагогический опыт показывает, что наилучшие результаты в воспитании получаются,  когда семья заинтересована в развитии своего ребенка, когда через совместную  деятельность идет раскрытие его потенциала  Неслучайно сейчас  остро стоит вопрос о  тесном сотрудничестве родителей и педагогов в образовании и воспитании способных и  талантливых детей.    При  моем планировании работы с родителями учащихся представлены следующие  направления и формы: изучение условий семейного воспитания, беседы; анкетирование  родителей; сочинения и рисунки учащихся о семье;  конкурс творческих работ учащихся   «Визитная карточка нашей семьи»;  проведение родительских собраний . Работа с родителями ведется  по следующим направлениям:  Анализ внутрисемейных отношений на основе результатов тестов и анкет для  родителей;  Анализ роли семьи в развитии культуры личности школьника;  Ознакомление родителей с психологическими особенностями детей;  Привлечение родителей к организации классных вечеров, походов, поездок,  совместных мероприятий;  Индивидуальная работа с родителями по направлениям: особенности характера  ребенка, отношения со сверстниками, отношение к учебе. Информирование родителей о содержании учебно – воспитательного процесса   1. Родительские собрания  (знакомство с целью, задачами и программой моей  деятельности, обсудить возможные пути реализации; информация об уровне сплоченности  и организованности класса, его успехах и неудачах)  2. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия. 3.Психолого­педагогическое просвещение родителей. Знакомство родителей со справкой диагностики психолога. 4. Взаимодействие с родительским комитетом. Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с  социально неблагополучными  семьями, с учреждениями дополнительного образования. 5. Совместная деятельность родителей и учащихся. Формы: индивидуальные, групповые, коллективные. 6. Информирование родителей о ходе, результатах воспитания и  обучения детей.  На родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, индивидуальные  встречи, записки – извещения, телефонные звонки. 7.Благодарности родителям по итогам учебного года за участие в деле воспитания детей. Обобщающий этап Цель:  обобщить  результаты,   продемонстрированные   учащимися  в  рамках       реализации программы воспитательной работы по развитию    классного коллектива На обобщающем этапе планируется провести следующие мероприятия: • Отслеживание достижений  в развитии учащихся по всем направлениям.  Сравнительный анализ. • Совет – конференция с привлечением всех специалистов, участвующих в реализации программы. • Самопрезентация личных достижений учащихся . Критерии и способы изучения эффективности программы «Созвездие» Для   исследования   эффективности   программы     «Созвездие»   целесообразно использовать следующие критерии:   Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;  Уровень воспитанности;  Сформированность ценностных отношений учащихся;    Формирование мотивации к обучению;  Умение общаться, сознавать свои поступки. Для изучения эффективности программы воспитания используются:  различные методики диагностики;   беседы с учащимися;  наблюдения;   интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию. Предполагаемые результаты. В   результате   реализации   данной   программы   воспитания   предполагается   воспитать   у учащихся качества, соответствующие определенной модели:  Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.  Активная гражданская  позиция.  Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.  Творческий подход к любым видам деятельности.  Коммуникабельность, умение общаться.  Патриотическое отношение к России, к малой родине, к землякам.   Ответственное отношение к своей судьбе и судьбе окружающих.  Содержание Программы ТОУ «Созвездие» и пути её реализации. В программе «Созвездие» представлено  шесть циклов: Цикл Основные задачи «В знании ­ сила!» Способствовать выработке  навыков учебного труда, системно  Основные формы  внеклассной работы 1.Интеллектуальные игры; 2.устные журналы; «Я – Россиянин» «Познавая мир,  познаю себя» 3.конкурсы чтецов; 4.предметные недели; 5.викторины, турниры; 6предметные олимпиады и  чемпионаты. 1.Уроки мужества; 2.организация встреч с  ветеранами; 3.торжественные линейки; 4.Дни воинской славы; 5.конкурсы сочинений; 6.конкурсы чтецов. 1.Психологические игры; 2.классные праздники;  3.концерты; 4.практикумы по культуре  поведения; 5.творческие конкурсы:  рисунков, плакатов,  поделок;  6.ярмарки      талантов; 7.уроки этикета; 8.посещение театров, музеев, выставок, библиотеки. и целенаправленно учить  овладению учебными действиями,  самоконтролем и саморегуляцией; ­ содействовать развитию  познавательных интересов и  интеллектуальных умений ребёнка; ­ развивать  у обучающихся  потребность к чтению, учить  пользоваться книгой и учебником  как источником знаний.  Помочь учащимся осознать  нравственные нормы и правила; ­ углубить знания об истории,  традициях, культуре народов  России, о своём родном крае, своей семье; ­ воспитывать гордость за свою  Родину, уважение к патриотам  своей земли, защитникам земли  Русской; ­ способствовать формированию у  воспитанников чувства  сопричастности к истории и  ответственности за будущее  страны; ­ воспитывать  активную  жизненную позицию.  Способствовать формированию  основ культуры общения,  поведения и построения  межличностных отношений; ­знакомить учащихся с традициями и обычаями  разных народов мира; ­создать условия для проявления  учащимися своей творческой  индивидуальности; ­ развить способности адекватно  оценивать свои результаты и быть  справедливым к чужим  достижениям. ­ развивать  интерес учеников к  внеклассной деятельности; ­ прививать навык активного и  полезного отдыха; «Кем быть?» Помочь в построении  1.Встречи с «Здоровье тела и  души» представителями разных  профессий; 2.мастер­классы; 3.экскурсии; 4.классные часы, круглые  столы; 5.тестирование. 1.Дни здоровья и спорта; 2.спортивные соревнования; 3.беседы по профилактике  правонарушений; 4.встречи с врачом,  инспектором ПДН, КДН; 5.круглые столы; 6.ролевые игры; 7.походы. индивидуальной образовательной  траектории;  ­ подготовить воспитанников к  осознанному выбору профессии в  соответствии с их способностями,  психофизическими данными и  потребностями общества; ­формировать у воспитанников  положительную мотивацию к  трудовой деятельности; ­ формировать у школьников  знания об отраслях хозяйства  страны, об основных профессиях, о путях продолжения образования и  получения профессиональной  подготовки Способствовать пониманию  учащимися значения ценности  физической культуры в  общекультурном,  профессиональном и социальном  развитии человека; ­ расширять знания социально­ биологических, психологических  основ здорового образа жизни,  вести профилактику вредных  привычек; ­воспитывать стремление к  сохранению и укреплению  здоровья, развитию и  совершенствованию необходимых  способностей, качеств и свойств  личности; ­инструктировать детей по  правилам безопасного поведения в  окружающей их среде. «Поймем друг друга!» Установить и поддерживать   постоянную связь с родителями; ­  выработать единые требования  семьи и школы к воспитанию  личности ребенка; ­  привлечь родителей к  организации работы с классом. 1.Родительские собрания; 2.семейные игры, праздники; 3.творческие отчеты перед  родителями; походы, экскурсии и др. Научно­методическое обеспечение Программы. . Критерии эффективности воспитательной деятельности. Критерии 1. Развитие интеллекта 2. Сформированность  нравственных качеств личности. 3. Коммуникативная  развитость. 4. Степень  сформированности  классного коллектива. Показатели 1. Освоенность  образовательной программы.  2. Развитость познавательных  интересов.  3. Способность к проведению  научного поиска. 1. Сформированность основных нравственных качеств  личности.  2. Социальная активность  учащихся. 1. Коммуникабельность.  2. Сформированность  коммуникативной культуры  учащихся. 1. Состояние эмоционально­ психологических отношений в  коллективе.  2. Сформированность  индивидуальности классного  коллектива. Методики Анализ текущей и итоговой  аттестации. Групповой  интеллектуальный тест.   Методика изучения мотивации учения школьников. Тесты, проводимые школьным  психологом. Педагогические наблюдения. Педагогическое наблюдение.  Тесты для выявления  коммуникативных  склонностей учащихся.  Тест «Какой у нас коллектив»  для определения степени  удовлетворенности учащихся  своим коллективом.  Методика выявления  социометрического статуса  личности. Поощрения одаренных детей Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся, является системность  воспитательной работы                    Трудности в работе с одаренными детьми           Ставя перед собой задачи выявления одаренных обучающихся и обеспечения  реализации их потенциала, мне приходится сталкиваться с целым рядом проблем и  трудностей,  требующие постоянного внимания:  ­ необходимость постоянной мотивации саморазвития ребенка;  ­ необходимость создания в школе благоприятных специальных образовательных условий  для потенциально одаренных детей;  ­ наличие подготовленных учителей, способных работать с одаренными детьми;   ­ стараться сохранить высокую самооценку одаренного ребенка, непосредственно  связанную с развитием любознательности и в целом с развитием личности;  ­ не допустить «затухания одаренности»; ­ проблемы саморегуляции  (способные и талантливые учащиеся порой занимаются только той деятельностью, которая достаточно интересна для них. Любую другую деятельность,  которая не входит в сферу их склонностей, некоторые дети не воспринимают).     В настоящее время приоритетным направлением в работе с одаренными детьми является реализация задач формирования устойчивой мотивации у учеников на созидательное  самовыражение личности, расширения сфер приложения способностей детей, поиск новых  форм организации познавательной деятельности, введение в школьную практику  организацию социальных практик на предприятиях и в организациях муниципалитета.  Кроме того, в ближайшей перспективе планируется более активная интеграция в  региональные программы поддержки талантливой молодежи и социально­образовательного проектирования. Формулу достижения  мастерства  руководителя я представляю как  сумму взаимодействий детей, родителей и педагогов, без взаимопонимания всех слагаемых отличного результата достичь невозможно. Работа с одаренными детьми требует от учителя неординарных педагогических решений,  интеллектуальных «капиталовложений», наличия творческих способностей, свободного  владения широким спектром инновационных образовательных технологий. Учитель    В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это  сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного  роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их  обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями,  администрацией и обязательно с родителями. Работа с одаренными детьми требует от  учителя неординарных педагогических решений, интеллектуальных «капиталовложений»,  наличия творческих способностей, свободного владения широким спектром  инновационных образовательных технологий. Учитель учится всему этому, обучая своих  учеников, ведь педагог выполняет социальный заказ общества – воспитание конкурентно  способной личности.  Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе  ученика, у которого сам сможешь учиться».

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Развитие творческих способностей учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2018