Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях использования личностно -ориентированного подхода
Оценка 4.8

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях использования личностно -ориентированного подхода

Оценка 4.8
Документация
docx
изобразительное искусство
Взрослым
18.02.2018
Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства  в условиях использования   личностно -ориентированного подхода
В статье описана деятельность педагога по работе над личной поисковой темой " Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях использования личностно -ориентированного подхода".Описаны основные аспекты и направления деятельности, методы и приемы , используемые педагогом на уроках изобразительного искусства.
статья Ангибаев Д.docx
Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства  в условиях  использования личностно­ориентированного подхода .           Каждый ребенок уникален и талантлив – это целый мир  нереализованных возможностей. Моя задача заключается в том, чтобы  раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В  детстве рисуют все. Известно почему – человек пытается осознать видимое и  отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с  чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное  мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие.  Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются: • Обучение ребят основам изобразительной грамотности, формирование  навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению. • Воспитание эмоционально­эстетического отношения к произведениям  искусства, интереса и любви к прекрасному. • Развитие художественного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, пространственных представлений, изобразительных способностей.   Если детей не учить изобразительной грамоте, то, становясь старше, более  сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует  действительности. У ребят наступает разочарование, неверие в свои силы и  многие совсем перестают рисовать. Поэтому очень важно не только  использовать интерес детей к изобразительному искусству, но и развивать их  творчество, знакомя учащихся с новыми навыками рисования на основе  изучения законов реалистического изображения в доступной форме. Известно, что в обучении необходимо соблюдать последовательность,  выстраивать систему, которая приведет ученика к поставленной перед ним  цели. Ребенок должен увидеть, осознать и понять к чему он идет и какими  средствами добивается результата. Я стараюсь поэтапно, с учетом возрастных особенностей ставить перед учениками посильные задачи. Ведущей педагогической идеей моей работы можно назвать идею личностно­ ориентированного подхода (И.С.Якиманская). Цель данного обучения:  максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить»  индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать  себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее  заданные свойства.     У И.С. Якиманской образовательный процесс строится на диалоге «ученик­ учитель». Причем обязательно учитывается индивидуальное кредо ученика.  Таким образом, изучив ряд литературы по данной проблеме, технологию  личностно­ориентированного обучения в моей работе был заимствованы  опыты Климовой Л.В., Фесенко Л.В., Агеевой И.Д.          Ведущей педагогической идеей моего опыта является то, что занятия по  изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для  изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно­ творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и  воли, формирование этих качеств является существенным условием для  подготовки ребенка и обучению и полноценного развития личности.    Главное,  в своей деятельности я использую основные принципы личностно­ ориентированного подхода: ­предоставление выбора учащемуся ( темы, техники, задания), ­опора на  жизненный опыт учащегося, ­ педагогическая поддержка учителя, ­создание ситуации успеха.    Уроки изобразительного искусства дают ребенку возможность сделать  первые шаги в Мир искусства. Учащиеся школы эти уроки воспринимают с  интересом. Занятия по рисованию развивают у них воображение, образное  мышление, формируют эмоциональную сферу, способствуют восприятию и  оцениванию мастерства художника. Но самое главное на этих уроках ­ это  творческое созидание каждого отдельного ребенка как личности. С каждым  занятием дети всё больше и больше понимают, что каждое искусство имеет  свой выразительный язык.       В процессе изучения изобразительного искусства ребята развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать  эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое  чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и  произведениями искусства. Это пробуждает в них интерес к познанию,  приобретению новых знаний, позволяет им самоутвердиться в собственных  глазах и в глазах товарищей, когда цель достигнута, пусть и небольшая, но  «своя» цель.    Активизировать работу воображения позволяют мне следующие методы: метод педагогической драматургии (дидактические и ролевые игры); метод единства восприятия и творчества (ассоциативное рисование); метод интерпретации (выражение своего понимания произведения искусства в рисунке, движении, стихах.) метод театрализации (например, разыгрывание инсценировок ,мини­сцен на уроках  изобразительного искусства) метод игровой деятельности метод «погружения в ситуацию» (например, мнимое присутствие в картине.).       Эти методы развивают активную самостоятельную и групповую  деятельность учащихся, а также способствуют развитию воображения и  творческого поиска.     В процессе преподавания стараюсь создать условия для развития  творческих способностей учащихся путем оптимального сочетания на уроке  объяснительно­иллюстративного, репродуктивного , частично­поискового и  исследовательского методов обучения.                        Эффективность используемых на уроках изобразительного искусства  методов зависит от: учёта возрастных, психологических, индивидуальных особенностей  школьников; создания ситуаций, пробуждающих интерес к изобразительному  искусству; смены видов изобразительной деятельности учащихся в течение  учебного года, предоставление им свободы в выборе видов учебной  деятельности и средств, используемых при выполнении работы; сочетания индивидуальных и коллективных форм работы; использования технических средств обучения, ИКТ, наглядных  пособий; применения различных техник работы и художественных материалов; постановки перед учащимися творческих и проблемных задач, решение  которых предполагает их самостоятельную деятельность; обоснованного выбора произведений изобразительного искусства для изучения; систематического использования различных методов, способствующих  развитию образного мышления учащихся, их эмоциональной отзывчивости; обучения языку изобразительного, декоративно­прикладного искусства, дизайна; использования на уроках игровых видов деятельности; активизации наблюдений учащихся за окружающим миром, изучение  натуры; проведения уроков изобразительного искусства с привлечением  учебного материала других предметов.                Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по­ разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть  более эмоциональным, другой ­ менее. Память, мышление, внимание могут  быть самыми различными у разных детей.    Для того, чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать  особенности изобразительной деятельности каждого учащегося. Эти знания  помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его  художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как  познает ученик действительность, как развиваются его зрительное  восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.        Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к  изобразительной деятельности, а если ее нет, то пробудить, а затем и развить  познавательные интересы.       Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности  является показателем пробуждающихся у них способностей к  художественному творчеству и развития интереса к изучаемому материалу.     А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с  учетом индивидуальных способностей.         При построении уроков я учитываю все три вида мотиваций. Во­первых, социальную. Я не жалею похвалы для ребенка за успешно  выполненную задачу – будь то рисунок, творческая работа, поделка, и т.п.,  чтобы поднять авторитет ребенка среди товарищей      При работе с сильными и одаренными учащимися я направляю основной  акцент на содержательную мотивацию.Ввожу учащихся в проблемные  ситуации или устраиваю парадоксальные демонстрации, например,  организовываю выставку истинных шедевров живописи или изделий  декоративного искусства и вместе с ними другие  работы.        Одним из важнейших направлений я считаю стимулирование  любознательности и познавательного интереса к саморазвитию. Например,  через домашние задания: подбор материала для беседы, создание своей  «малой художественной галереи» (репродукции, открытки, эскизы). И,  конечно же, пытаюсь способствовать развитию как сильных, так и слабых  учеников. Ведь хоть и говорят, что все дети талантливы, – лишь небольшое их  количество по­настоящему способны к рисованию.     Дети работают под моим непосредственным руководством и с моей  помощью. Это стимулирует ребят к более активной работе и снятию  напряжения. Учу детей  защищать и презентовать свои работы.   В своей практической деятельности я пользуюсь такими видами уроков, как  урок­лекция, урок­беседа, урок исследовательского типа, урок практических  работ, урок­экскурсия, урок – пленер.    Между тем, урок – это не единственная форма знакомства детей с  искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную  возможность познакомиться с искусством шире.      С этой целью провожу занятия кружка по изобразительному искусству  «Радуга». Тут находят себе дело по душе ребята, которые любят рисовать,  создавать композиции, заниматься росписью. Особенно активно ребята  готовятся к конкурсам рисунков на различные темы, различным праздникам.  Более одаренные дети постоянно, ежегодно принимают участие в  районных  олимпиадах, конкурсах разного уровня (районные, дистанционные областные,  республиканские и международные), чаще всего занимают призовые места.      Сезанн когда­то сказал: «Художник не профессия, а состояние души». Рисунок в жизни ребенка — это еще один язык, с помощью которого ему  легче общаться с миром. Мои выпускники, не смотря на то, что не выбрали  специальности, связанные с искусством, накопили необходимый объем знаний, умений и навыков, чтобы стать поистине культурными, духовно­ нравственными личностями.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях использования личностно -ориентированного подхода

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства  в условиях использования   личностно -ориентированного подхода

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях использования личностно -ориентированного подхода

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства  в условиях использования   личностно -ориентированного подхода

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях использования личностно -ориентированного подхода

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства  в условиях использования   личностно -ориентированного подхода

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях использования личностно -ориентированного подхода

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства  в условиях использования   личностно -ориентированного подхода

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях использования личностно -ориентированного подхода

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства  в условиях использования   личностно -ориентированного подхода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018