Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
16.11.2018
Адаптированная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности предназначена для детей, имеющих тяжелое недоразвитие речи. Основана программа на обучении детей нетрадиционным техникам рисования. Программа построена на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Негосударственное образовательное учреждение для детейсирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
ЧУ «Разуменский дом детства»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор НОУ
_______Богомазова Э.В ________Куценко Г.П. Разуменский детский дом
Протокол №____ «____»________2018 г. _______Негомодзянов А.Г.
от «___»______2018 г. Приказ №____
от «___»_______2018 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТЕННОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТНР)
«Развитие изобразительных способностей детей с ТНР средствами
нетрадиционных техник рисования»
на 20182019 учебный год.
Возраст обучающихся : 56 лет
Период реализации: 1 год.
Общее количество часов: 68
Форма реализации: очная
педагог дополнительного
образования
Автор программы:
Жданова Е.Н. Педагог дополнительного образования , Жданова Елена Николаевна
ЧУ «Разуменский дом детства»
Белгородская область, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.Пояснительная записка
2.Цель адаптированной дополнительной образовательной программы (АДОП)
3.Адресность АДОП «Развитие изобразительных способностей детей с
ТНР средствами нетрадиционных техник рисования»
4.Планируемые результаты освоения обучающимися АДОП
5.Формы аттестации и учета достижений обучающихся по АДОП «Развитие
изобразительных способностей детей с ТНР средствами
нетрадиционных техник рисования»
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
II.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЩЕЙ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
1. Программа образования
2. Программа коррекционной работы
3. Программа воспитания
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
III.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
1. Организационнопедагогические условия реализации программы
2. Образовательные технологии
3. Программнометодическое обеспечение АДОП
2 Педагог дополнительного образования , Жданова Елена Николаевна
ЧУ «Разуменский дом детства»
IV. ПРИЛОЖЕНИЕ
3 Педагог дополнительного образования , Жданова Елена Николаевна
ЧУ «Разуменский дом детства»
ВВЕДЕНИЕ
Проблема воспитания и обучения школьников с отклонениями в развитии
является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной
педагогики. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и
«Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей»
(1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие,
воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей.
Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в
том числе и детей с ТНР. Они обеспечивают правовую защиту детства, охрану
здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех
из них, которые наиболее в этом нуждаются. В целях создания условий для
развития и образования детей, воспитывающихся в детском доме, была
разработана специальная рабочая программа на основе примерной
адаптированная основной образовательной программы для дошкольников с
тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П.
Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб.,
2014. — 386 с.
Исследования в области художественной педагогики показывают, что
искусство позволяет ребенку с нарушениями в развитии ощутить мир во всем его
многообразии и через художественные виды деятельности научиться его
преобразовывать.
Коррекционные возможности изо деятельности по отношению к ребенку с
нарушениями связаны, прежде всего, с тем, что она является источником новых
позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и
способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы. А активация
потенциальных возможностей в практической художественной деятельности это
и есть реализация социальнопедагогической функции искусства.
Участие ребенка с ТНР в изобразительной деятельности со сверстниками и
взрослыми расширяет его социальный опыт, учит взаимодействию в совместной
деятельности, обеспечивает коррекцию речевых нарушений.
4 Педагог дополнительного образования , Жданова Елена Николаевна
ЧУ «Разуменский дом детства»
Коррекционноразвивающие возможности изо деятельности связаны с
предоставлением ребенку с нарушениями практически неограниченных
возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества,
так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Интерес к
результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими поделок
и рисунков повышает самооценку, самопознание. Изобразительная деятельность
предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально
эстетического и волевого развития ребенка. Сама изобразительная деятельность
детей с ТНР подводит их к пониманию того, что изобразительное искусство
отражает окружающий мир, посредством линий, цвета, красок, формы.
Большой проблемой для детей с ограниченными возможностями здоровья
является недостаток общения. Острота проблемы заключается в том, что
«особые» дети не имеют возможности постоянного общения среди сверстников в
силу закрытого образа жизни. Дети с ТНР не пассивные объекты социальной
помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение
разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вступление в силу нового закона «Об Образовании в Российской Федерации»
требует введения в деятельность общеобразовательного учреждения (работающего с
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья) нового направления
разработку адаптированной образовательной программы.
Под
адаптированной образовательной программой
понимается
образовательная программа,
адаптированная для обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц (ФЗ№273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.1).
Исходя из ФГОС ДО, в АОП учитываются:
индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи,
связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие
особые условия получения им образования (далее — особые образовательные
потребности), его индивидуальные потребности; возрастная адекватность
5 Педагог дополнительного образования , Жданова Елена Николаевна
ЧУ «Разуменский дом детства»
дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и
особенностям развития);
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом
образования;
возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных
этапах ее реализации;
специальные условия для получения образования детьми с ТНР, в том числе
использование специальных методов, методических пособий и дидактических
материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятии и
осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные
и
препятствующие получению образования без создания для него специальных
условий.
психологомедикопедагогической
комиссией
Под специальными условиями для получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в
себя использование специальных образовательных программ и методов обучения
и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования.
Адаптация
дополнительной
программы
осуществляется с учетом рекомендаций психологомедикопедагогической
комиссии, индивидуальной программы реабилитации ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья и включает следующие направления деятельности:
общеобразовательной
анализ и подбор содержания программы;
изменение структуры и временных рамок;
использование разных форм, методов и приемов организации учебной
деятельности.
6 Педагог дополнительного образования , Жданова Елена Николаевна
ЧУ «Разуменский дом детства»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Развитие
изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
средствами нетрадиционных техник рисования» художественной направленности
ориентирована на детей с ограниченными возможностями здоровья 56 летнего
возраста с диагнозом ТНР.
Программа учитывает особенности детей с ТНР
Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием
речи)
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это
дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое
расстройство сочетается с различными особенностями психической
деятельности. Общее недоразвитие речи рассматривается как системное
нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у
детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и
звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте
(Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
Программа строит обучение детей с ТНР на основе принципа коррекционно
развивающей направленности учебновоспитательного процесса. То есть учебный
материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания,
обеспечивающие восприятие учебного материала.
Контингент участников дети с ТНР.
Срок реализации программы – 1 год
Количество часов в год – 68 ч.
Новизна
Содержание АОП предусматривает обучение и воспитание детей с
нарушениями развития речи в стенах детского дома, реализацию коррекционных
задач в разнообразных специфических для детей дошкольного возраста видах
деятельности. При этом важным условием реализации содержания программы
является комплексный подход к организации коррекционнообразовательной
работы. АОП обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в
7 Педагог дополнительного образования , Жданова Елена Николаевна
ЧУ «Разуменский дом детства»
различных видах деятельности и охватывает пять образовательных областей
речевое,
художественно
эстетическое и физическое развитие детей.
социальнокоммуникативное,
познавательное,
Главными ценностями АДОП являются:
Право каждого ребенка на получение дополнительного образования в
зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей.
Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его
самореализации.
Право педагога на творчество и профессиональную деятельность.
Психологический комфорт всех субъектов психологического взаимодействия.
Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
Коллективное сотворчество педагога и обучающегося в ходе реализации АДОП
Демократические, партнерские отношения между взрослыми и детьми.
Продолжительность реализации программы один год обучения.
Форма организации занятий: индивидуальные и групповые занятия на дому
(в детском доме)
Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу. Итого: 68 часов в год.
Настоящая Программа разработана в соответствии:
1. Постановление Правительства РФ от 18.07.96 № 861 «Об утверждении
порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в
негосударственных образовательных учреждениях»;
2. Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
3. Постановлением Правительства РФ от 10.03. 2000 г. №212., 23.12.2002г.,
4. Методическим письмом «О специфике деятельности специальных
(коррекционных) образовательных учреждений IVIII видов» от 26.12.2000г;
5. Единой концепцией специального Федерального государственного
стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
4. Приказ «Об утверждении порядка организации и осуществлении
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам» от 29 августа 2013г, № 1008
8 Педагог дополнительного образования , Жданова Елена Николаевна
ЧУ «Разуменский дом детства»
7.Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г, № 273Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации.
1. ЦЕЛЬ АДАПТИРОВАННОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (АДОП)
Цели и задачи программы:
Основная цель адаптированной общеобразовательной общеразвивающей
программы – создание условий, помогающих детям с ТНР овладеть
выразительными средствами рисунка на доступном уровне, при которых он
может отображать своё видение мира в форме художественновыразительного
образа, отличающегося субиндивидуальной выразительностью.
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
обеспечить гарантии прав детей на образование, в том числе
дополнительное;
совершенствовать программнометодическое обеспечение учебного
процесса в различных формах организации учебной деятельности;
обновление содержания образования в свете использования
современных информационных и коммуникационных технологий в учебной
деятельности;
создание единого образовательного пространства, интеграция общего
и дополнительного образований;
формировать у обучающихся навыки эффективного социального
взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ТНР, через
вовлечение их в активную
творческую деятельность дополнительного
образования.
осуществлять
компенсаторных
механизмов и коррекции недостатков психофизического развития, через
реализацию блока специальных коррекционных дисциплин учебного плана.
формированию
работу
по
осуществлять коррекцию недостатков личностного развития
детей, посредством проведения мероприятий психологопедагогической
реабилитации.
3. АДРЕСНОСТЬ АДОП «Развитие изобразительных способностей
детей с ТНР средствами нетрадиционных техник рисования»
9 Педагог дополнительного образования , Жданова Елена Николаевна
ЧУ «Разуменский дом детства»
Общие особенности детей с ТНР, воспитывающихся в детском доме:
при относительной сохранности смысловой памяти (ассоциации) у детей снижена
вербальная память (вид памяти, который определяет способность запоминать,
сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию);
страдает продуктивность запоминания;
некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная
координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения;
трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции.
часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки,
недоразвитие мелкой моторики;
неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой,
низкий уровень понимания словесных инструкций,
недостаточность регулирующей функции речи,
низкий уровень контроля за собственной деятельностью;
нарушение познавательной деятельности,
низкая умственная работоспособность;
отклонения в эмоциональноволевой сфере.
Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность,
сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная
раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с
окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками;
Обучающимся требуется чёткое неоднократное объяснение педагога при
выполнении любого вида задания. Они нуждаются в выполнении достаточно
большого количества кратности упражнений, введении дополнительных приёмов
обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ АДОП
УРОВЕНЬ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА
КОНЕЦ ОБУЧЕНИЯ:
10 Педагог дополнительного образования , Жданова Елена Николаевна
ЧУ «Разуменский дом детства»
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
о свойствах и качествах различных материалов;
о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
планировать свою работу;
договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета,
местоположения частей;
создавать индивидуальные работы;
использовать различные техники и способы создания рисунков;
аккуратно и экономно использовать материалы.
Преодоление моторной неловкости ( а значит и слабых изобразительных умений,
демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по
изодеятельности ).
5.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И УЧЁТА ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО АДОП
«Развитие изобразительных способностей детей с ТНР средствами
нетрадиционных техник рисования»
Система достижений безоценочная. Отказ от усреднённых шаблонов оценки,
разработка индивидуальной оценочной шкалы для каждого ребёнка по
результатам диагностики уровня его возможностей. В обычной жизни это
означает, что педагог старается не применять практику прямолинейного
11 Педагог дополнительного образования , Жданова Елена Николаевна
ЧУ «Разуменский дом детства»
«вынесения приговора» или «навешивания ярлыков», сопоставляя достижения
ребёнка с общепринятой «нормой». Само понятие «норма» не воспринимается
как соответствие обязательному для всех детей среднему или стандартному
уровню, а интерпретируется как лучший уровень, который может показать
конкретный ребёнок в конкретной ситуации. Результат, который для одного
ребёнка будет расцениваться как успех, для другого, исходя из его личного
уровня способностей, будет считаться поражением. Такой гуманный подход
позволит «сохранить лицо» и чувство собственного достоинства, развить веру в
свои силы.
Количественный анализ – посещаемость, фиксация занятий в рабочем
журнале, отслеживание результата, статистические данные.
Качественный анализ – диагностика формирования навыков, анализ
успешности деятельности в достижении целей, сравнительный анализ
исходного и актуального состояния ребенка.
II.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Развитие изобразительных способностей детей с ТНР средствами
нетрадиционных техник рисования»
1. ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 часов)
Тематика занятий в программе опирается на принцип последовательности.
Занятия строятся от простого к сложному, учитывая зоны ближайшего и
актуального развития ребенка.
12 Педагог дополнительного образования , Жданова Елена Николаевна
ЧУ «Разуменский дом детства»
Осень; природа осенью.
Фрукты, овощи, грибы, листья, цветы;
Посуда.
Домашние животные;
Птицы; рыбы.
Зима; природа зимой.
Новый год.
Дикие животные.
Дома,архитектура;
Человек и мир вокруг;
Одежда, обувь;
Весна, природа весной.
Космос, путешествия.
Сказочные истории;
Лето, природа летом.
Виды изобразительной деятельности (нетрадиционные техники
рисования):
Пластилинография . Создание изображения (объемного ,плоского) с
помощью пластилина и дополнительного материала (природного,
бросового и пр.)
Создание изображений с помощью штампов, клише.
Рисование с помощью трафаретов, шаблонов, природного материала.
Кляксография. Игры с кляксой: раздувание краски, растягивание
краски наклоном листа, создание клякс с помощи соломинки.
Дорисование до узнаваемого образа.
Монотипия на стекле, на пленке, бумаге.
Рисование сухой кистью методом тычка.
Сырая акварель. Создание изображения на мокром листе бумаги.
13 Педагог дополнительного образования , Жданова Елена Николаевна
ЧУ «Разуменский дом детства»
Изображение восковыми мелками и акварелью.
Обрывная аппликация.
Конструирование из бумаги с элементами оригами.
Объемная аппликация. Комбинирование с рисованием.
Граттаж. Процарапывание изображения по красочному слою.
Техника штриха.
Комбинирование техник. Сотворчество.
На занятиях дети знакомятся с сенсорными качествами предмета, учатся
создавать простые графические образы, предметные и сюжетные
изображения.
Структура занятия:
Занятия проходят в форме совместной деятельности ребенка и педагога.
Педагог показывает, объясняет и трудится вместе с детьми, постепенно
добиваясь самостоятельности детей в работе. В процессе рисования или
изготовления поделки, в форме диалога обсуждаются и предварительный
замысел, и возможность исполнения и достижения наилучшего материала,
а также и заключительный этап, обсуждение полученного результата.
Этапы работы:
1. Этап репродукции – активная работа с ребенком по изучению
нетрадиционной техники рисования, материалом, знакомство со
средствами выразительности. Показ готовой работы.
2. Этап конструктивной работы – совместная деятельность детей в
сотворчестве с педагогом.
3. Этап свободного творчества – самостоятельная работа.
2. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
На занятиях по АДОП «Развитие изобразительных способностей детей с ТНР
средствами нетрадиционных техник рисования» по программе коррекционной
работы предусмотрены следующие виды деятельности:
14 Педагог дополнительного образования , Жданова Елена Николаевна
ЧУ «Разуменский дом детства»
1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
2. Самомассаж ладоней.
3. Самомассаж пальцев рук.
4. Игры на узнавание предметов без зрительного контроля (тактильные
ощущения).
5. Пальчиковая гимнастика
6. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных
предметов:
собирание пирамидок, матрешек, мозаики;
нанизывание колец на тесьму;
работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок,
крючков, замков разной величины;
сортировка монет;
перебор крупы;
работа со спичками;
работа с бумагой;
шнуровка на специальных рамках, ботинок;
игры с песком, водой;
наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на
завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
собственный палец (получается колечко или спираль);
закручивание шурупов, гаек;
игры с конструктором, кубиками;
рисование в воздухе;
рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом,
красками, углем и т.д.).
3. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Программа духовнонравственного воспитания и развития обучающихся по
АДОП «Развитие изобразительных способностей детей с ТНР средствами
нетрадиционных техник рисования»
разработана на основе:
Конституции РФ 1993 г.
Конвенции о правах ребенка (вступила в силу 15.09.1990 г.)
Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 N 51ФЗ
Семейного кодекса РФ от 29. 12.1995 №223 ФЗ.
15 Педагог дополнительного образования , Жданова Елена Николаевна
ЧУ «Разуменский дом детства»
Закона РФ «Об основных гарантах прав ребенка» от 27.07.1996 №124
Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
ФЗ
правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1996 № 120ФЗ
Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от
24.11.1995 г.
Устава УДО.
Программа воспитательной работы обеспечивает эффективность решения
воспитательных задач за счет создания единого образовательного и культурного
пространства,
интеграции содержания дополнительных программ с
разнообразными программами, реализуемыми в рамках различных форм
внеклассной работы.
Главным фактором эффективности воспитательного процесса является его
системность.
Системный взгляд на процесс воспитания в учреждении для детейсирот и
детей, оставшихся без попечения родителей позволяет условно выделить три
уровня воспитательного взаимодействия с личностью ребенка:
уровень учреждения;
уровень объединения дополнительного образования;
уровень индивидуального сопровождения и развития ребенка.
Целью программы воспитательной работы является: создание
воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с
ограниченными возможностями здоровья, с учетом его психофизических
возможностей для дальнейшей успешной социальной адаптации и интеграции в
общество.
Задачами программы воспитательной работы в учреждении для детей
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются:
создание единого оптимального воспитательного пространства для
ребенка с ограниченными возможностями здоровья в триаде «педагогребенок»;
создание открытой воспитательной среды с использованием
возможностей социума для обеспечения занятости обучающихся для
дополнительного образования;
организация деятельности педагогического коллектива по
обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников, созданию комфортных
условий для обучения и воспитания детей;
16 Педагог дополнительного образования , Жданова Елена Николаевна
ЧУ «Разуменский дом детства»
формирование и совершенствование нравственных качеств личности,
культуры поведения, умения использовать полученные знания в межличностном
общении;
обучение и привитие прочных навыков самообслуживания;
формирование познавательной активности;
освоение навыков построения перспектив в формировании понятий
жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
Использованная литература
Агафонова И.Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника: Учебно
методическое пособие / Под ред. Агафоновой И.Н. / СПб.: СПбАППО, 2006.82с.
Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989г
Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для прак. работников ДОУ / Т.А.
Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. 3е изд. М.: Айриспресс, 2007.
160 с. (Библиотека психолога образования).
Дрезнина М.Г. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника. Эмоционально
развивающие игры и задания М., Искатель, 1998.
Екжанова ЕА. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного
возраста с ЗПР. Методическое пособие. М., 2000.
Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать» М.: «Столетие»,1998.
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей
дошкольного и младшего возраста на основе изодеятельности М. ТЦ Сфера,
2002
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании
изобразительной деятельности дошкольников с ТНР (Методическое пособие) М.:
Классике Стиль, 2004.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисование в детском саду.
17 Педагог дополнительного образования , Жданова Елена Николаевна
ЧУ «Разуменский дом детства»
Психология детей с задержкой психического развития. Сост. Защиринская О.В.
СПб, Речь, 2004 г
Рыбакова С. Арттерапия для детей с ОНР 144 с. обл. Речь 2007
Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебнометодическое пособие
для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. Балашов: Николаев,
2004. 80 с.
Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной М.
Педагогика, 1972 г
Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику СПб, Валери СПД, 2001 г.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1.
2.
3.
Наименование разделов и тем
(нетрадиционные техники
Всего
часов
рисования)
Знакомство с программой.
Инструктаж по технике
безопасности. Вводный урок.
Монотипия
Печатная техника
2
6
6
Количество часов
практика
теория
0
4
4
2
2
2
18 Педагог дополнительного образования , Жданова Елена Николаевна
ЧУ «Разуменский дом детства»
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Техника штриха
Акварель по сырой бумаге
Пластилинография
Кляксография
Восковые мелки, акварель
Аппликация
10.
Граттаж
11. Рисование сухой кистья, метод
тычка.
12. Комбинированные техники.
Сотворчество.
6
6
6
6
6
6
6
6
6
4
4
4
4
4
4
4
4
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Итого:
68
44
24
1. ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Дополнительная адаптированная образовательная программа реализуется в
течение календарного года с учетом нерабочих и праздничных дней.
Начало учебного года и начало учебных занятий – не позднее 1 октября (после
проведенной диагностики и комплектования учебных групп).
19 Педагог дополнительного образования , Жданова Елена Николаевна
ЧУ «Разуменский дом детства»
Недельная нагрузка дана в соответствии с возрастными, интеллектуальными
психофизическими возможностями детей с ТНР, с учётом рекомендаций
Министерства здравоохранения, Министерства общего и профессионального
образования по охране здоровья и предупреждения учебной перегрузки
обучающихся.
Все занятия проводятся во второй половине дня. В соответствии с медицинскими
рекомендациями в середине занятия проводятся перерывы , в ход занятия
вводятся физкультминутки.
Продолжительность реализации программы один год обучения.
Форма организации занятий: групповые и индивидуальные занятия на дому по
месту проживания ребенка.
Занятия проводятся два раза в неделю по 1 академическому часу, с
обязательной переменой 20 минут.
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В педагогической деятельности педагога дополнительного образования
декоративноприкладной направленности применяются методы, выполняющие
обучающую, развивающую, воспитательную, побуждающую (мотивационную) и
контрольнокоррекционную функции. На занятиях с детьми с ТНР основными
методами являются объяснительно–иллюстративный метод, репродуктивный,
игровой.
3. ПРОГРАММНОМЕТОДИЧЕСКОЕ
ПРОГАММЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы педагогом разработан учебнометодический
комплект, включающий дидактический материал и методические разработки,
раздаточный материал и наглядные пособия.
Материальнотехническое обеспечение
Занятия проводятся в помещении, оборудованном в соответствии с
санитарногигиеническими требованиями (по месту проживания). Общее
освещение мастерской обеспечивается люминесцентными лампами, которые
наиболее близки к естественному освещению.
20 Педагог дополнительного образования , Жданова Елена Николаевна
ЧУ «Разуменский дом детства»
ПРИЛОЖЕНИЕ
21
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Адаптированная дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа художественной направленности для детей с ТНР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.