Индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка по изобразительному искусству
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
17.02.2018
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка по изобразительному искусству. Программа предназначена для воспитанницы 14 лет, воспитывающейся в детском доме для подготовки поступления в учебное заведение по специальности "Дизайнер." , а также, направлена на развитие индивидуальных способностей. Программа рассчитана на один год обучения. Количество часов 72. Программа является модифицированной на основе примерной программы «Рисунок, живопись, композиция»» для детей детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств, изданной Министерством культуры РФ и научно-методическим центром по художественному образованию. (Москва 2003год)Индивидуальный образовательный маршрут по программам "Рисунок", "Живопись", "Композиция"
индивидуальный маршрут Маслова Дина (2).docx
Негосударственное образовательное учреждение
«Разуменский детский дом»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор НОУ
_______Богомазова Э.В ________Куценко Г.П. Разуменский детский дом
Протокол №____ «____»________2015г. _______Негомодзянов А.Г.
от «___»______2015г. Приказ №____
от «___»_______2015г.
Дополнительная рабочая программа по предметам «Рисунок», «Живопись»,
«Композиция»
(индивидуальный маршрут)
Возраст обучающегося : 14 лет
ФИО обучающегося: Маслова Дина
Общее количество часов: 72
Педагог дополнительного образования
Жданова Е.Н.
Белгород
2015 г. Пояснительная записка
«Слишком много на свете людей,
которым никто не помог пробудиться.»
А. Экзюпери
Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения.
Общее количество часов 72
Возраст воспитанницы – 14 лет
Режим работы: 1 занятие в неделю по 2 академических часа.
Данная программа является модифицированной на основе примерной программы
«Рисунок, живопись, композиция» для детей детских художественных школ и
изобразительных отделений детских школ искусств, изданной Министерством
культуры РФ и научнометодическим центром по художественному образованию.
(Москва 2003год)
Целью дополнительного образования в целом является создание условий для
жизненного личностного и профессионального самоопределения воспитанников.
Дополнительное образование имеет огромный потенциал для работы в этом
направлении.
Оно предоставляет широкий спектр видов творческой
деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по
душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией. Очень важно, что
дополнительное образование дает большие возможности для развития детской
одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или
иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче
ему будет найти свое призвание. Любому обществу нужны одаренные люди, и
задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех
его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен
реализовать свои способности. Если воспитанник, занимающийся в объединении,
сможет само реализовать свои творческие способности, то это и будет являться
одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и
профессиональному самоопределению. Для развития одаренности воспитаннику
необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки
индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в
разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому,
что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только
одним способом разработать индивидуальные учебные планы (или
образовательные маршруты) для каждого ученика исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.
Индивидуальный образовательный маршрут это образовательная
программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника,
направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Настоящая образовательная программа по предметам «Рисунок», «Живопись»,
«Композиция» разработана для Масловой Дины,14лет. Девочка воспитывается в
детском доме с 11 лет. Учится в 8классе общеобразовательной школы. Девочка
очень талантлива в изобразительной деятельности. В свободное от учебы время
посещает кружок «Коллекция идей ,с удовольствием участвует в творческих
конкурсах и часто завоёвывает призовые места. Дина очень усидчивый и
трудолюбивый ребёнок. Свою будущую профессию планирует связать с
творчеством. Дина хочет стать дизайнером. Для поступления на данную
специальность необходимы дополнительные знания в сфере изобразительного
искусства. Специально для девочки разработана данная рабочая программа с
целью углубленного изучения основных дисциплин изобразительного искусства,
для выражения творческих способностей воспитанницы, а также с целью
подготовки к поступлению в художественные учебные заведения.
Новизна программы Одним из ценностных приоритетов системы
дополнительного образования, согласно концепции модернизации Российской
системы образования 2001 года, является создание образовательных программ
нового поколения. Содержание образовательной программы нового поколения
должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого
воспитанника индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные
образовательные области.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах в преподавании, способных решать
современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
Педагогическая целесообразность
программы
Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку
раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.
Основная цель:
углубленное изучение основных дисциплин изобразительного искусства, для
выражения творческих способностей воспитанницы, а также с целью подготовки
к поступлению в художественные учебные заведения. Задачи
:
овладение глубокими знаниями, умениями и навыками в области рисунка,
живописи, композиции;
развитие интереса обучающегося к освоению новых техник и видов
декоративноприкладного и изобразительного искусства;
разработка авторских эскизов для своих работ и создание собственных
проектов;
осуществление образовательного процесса в соответствии с познавательными
потребностями;
способствование развитию образного мышления посредством создания
художественных образов.
Ожидаемые результаты:
Общее:
владеет глубокими знаниями, умениями и навыками в области рисунка,
живописи, композиции;
привит интерес обучающегося к освоению новых техник и видов декоративно
прикладного и изобразительного искусства;
разрабатывает авторские эскизы для своих работ и создает собственные
проекты;
осуществлен образовательный процесс в соответствии с познавательными
потребностями;
развито образное мышление посредством создания художественных образов.
В результате завершения обучения изобразительному искусству воспитанница
должна по предмету «Рисунок»:
овладеть изученной терминологией учебного предмета;
показать умение пользоваться изученными графическими художественными
техниками;
правильно определять формат листа и находить в нем наилучшее
компоновочное решение предметов;
овладеть простейшими приемами линейноконструктивного построения формы
предметов и штрихования.
По предмету «Живопись»:
знать понятия «Основные и дополнительные цвета», «Основные свойства цвета»;
овладеть, на уровне умений, некоторыми техническими приемами акварельной и
гуашевой живописи; знать элементарные способы передачи основных тональноцветовых отношений.
По предмету «Композиция»:
овладеть некоторыми теоретическими знаниями и изученной терминологией
учебного предмета;
применять на практике освоенные приемы, правила и средства составления
композиции.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой
области заключается в том, что программа ориентирована на применение
широкого комплекса различного дополнительного материала по
изобразительному искусству.
Рабочей программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на
овладение основами изобразительного искусства, на приобщение воспитанницы к
активной познавательной и творческой работе.
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и
увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе
усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у ребёнка
развиваются творческие начала.
Методы обучения
объяснительноиллюстративные (воспринимается и усваивается готовая
информация);
репродуктивные (воспроизводятся полученные знания через освоение способов
действий);
частичнопоисковые (решаются поставленные задачи совместно с педагогом);
исследовательские (ведется самостоятельная творческая работа с элементами
метода научного познания). Тематический план.
№ Тема
1.
Рисунок
2. Живопись
3.
Композиция
Итого:
РИСУНОК
Учебнотематический план
Количество
часов
24
24
24
72
№ п/п
тема
Колво
часов
Техника безопасности
Беседа (правила наброска, типы освещения, тон и тоновые
рисунки).
Осенний натюрморт
Наброски фигуры человека
Фактурный натюрморт
Зарисовки группы людей
Фигура в интерьере
1
2
3
4
5
6
2
4
4
2
4
4 7
Напольный натюрморт
Итого:
4
24
Содержание предмета.
1.Тема: Техника безопасности на занятиях.
Беседа (правила наброска, типы освещения, тон и тоновые рисунки).
2. Тема: «Осенний натюрморт».
Компоновка и конструктивное построение предметов натюрморта.
Пластическая моделировка формы «осенних» предметов тоном.
Передача особенностей поверхностей предметов с прорисовкой деталей и
обобщением работы.
3. Тема: «Наброски фигуры человека».
Выявление в наброске основных пропорций фигуры человека.
4. Тема: «Фактурный натюрморт».
Компоновка и конструктивное построение предметов натюрморта.
Нахождение основных тональных отношений в постановке.
Передача фактуры поверхности предметов, разработка планов и обобщение
работы
5. Тема: «Зарисовки группы людей».
Выявление в зарисовках пропорций фигур и группы людей в целом.
Завершение зарисовок кистью с тушью с организацией тональных пятен и
выявлением характера фигур в группе.
6. Тема: «Фигура в интерьере».
Перспективное построение интерьера и пропорциональное размещение фигуры в
нем.
Нахождение (техника «гризайль», гелиевая ручка) основных тональных
отношений предметов интерьерного пространства. Проработка деталей интерьера, «вписывание» фигуры в пространство и передача
световоздушной среды.
7. Тема: «Напольный натюрморт».
Компоновка и конструктивное построение крупных предметов натюрморта на
полу.
Тональный разбор, в мягком материале, больших предметных плоскостей с
прорисовкой переднего плана.
ЖИВОПИСЬ
Учебнотематический план
№
п/п
Наименование темы
Колво
часов
Натюрморт: Букет осенних цветов в стеклянной вазе.
Натюрморт : Дары осени
Фрагмент интерьера
Полуфигура человека на фоне окна
Разнофактурный натюрморт
Декоративный натюрморт
Театральный натюрморт
1
2
3
4
3
4
5
4
2
4
2
4
4
4 итого
24
Содержание предмета.
1. Тема: «Букет осенних цветов в стеклянной вазе».
Подготовка рисунка и выполнение первой акварельной прописки предметов.
Выявление основных живописных отношений и лепка формы предметов цветом.
Завершение моделирования формы предметов с выделением фактуры стекла,
цветов и листьев на переднем плане.
2. Тема: «Натюрморт: «Дары осени».
Подготовка рисунка и прописка акварелью больших локальных плоскостей.
Тональноцветовой разбора постановки с нахождением основных живописных
отношений предметов.
Лепка формы предметов цветом.
Детализация переднего плана, передача материальности, обозначение рефлексов
и обобщение работы.
3. Тема: «Фрагмент интерьера».
Выполнение живописного «нашлепка» и конструктивного рисунка постановки.
Завершение рисунка и акварельная прописка основных плоскостей интерьерного
пространства.
Тональноцветовое моделирование элементов интерьера с передачей свето
воздушной среды.
Живописная проработка переднего плана и обобщение работы над интерьером
4. Тема: «Полуфигура человека на фоне окна».
Подготовка рисунка с пластической доминантой полуфигуры.
Акварельная заливка общим локальным цветом основных плоскостей
постановки.
Тональноцветовой разбор элементов постановки с выделением контражура
полуфигуры.
Завершение тональноцветового моделирования контрастной постановки с
обобщением работы. 5. Тема: «Разнофактурный натюрморт».
Выполнение живописного «нашлепка» и подготовка рисунка натюрмортной
постановки.
Завершение рисунка и акварельная прописка наиболее плотных по тону
предметов натюрморта.
Нахождение основных живописных отношений между светлыми и плотными по
тону предметами постановки.
Живописные прописки с выделением деталей на переднем плане, обозначением
рефлексов и обобщением работы.
6. Тема: «Декоративный натюрморт».
Выполнение цветового «нашлепка» и подготовка рисунка с элементами
стилизации изображения.
Нахождение в гуаши локального цвета предметов натюрморта.
Проработка основного композиционного центра постановки с выделением
цветовой доминанты.
Детализация изображения и стилизация пластических силуэтов.
Декорирование и обобщение работы с увязкой цветовой доминанты и других
живописных пятен.
7. Тема: «Театральный натюрморт».
Выполнение живописного «нашлепка» и конструктивного рисунка.
Нахождение основных живописных отношений разнохарактерных по цвету и тону
предметов натюрморта.
Тональноцветовая лепка формы и передача материальности предметов.
Живописная проработка деталей на переднем плане, простановка рефлексов и
обобщение работы.
КОМПОЗИЦИЯ
Учебнотематический план
№ п/п
Наименование темы
1
Живописный пейзаж по памяти
Колво
часов
4 2
3
4
5
Книжная графика
Человек в пленэре
Прохожие
Профессия
Итого:
6
4
6
4
24
Содержание предмета
1. Тема: «Живописный пейзаж по памяти на состояние».
Подготовка рисунка с обозначением в композиции листа контрастов света и тени.
Передача живописными средствами состояния пейзажа путем нахождения ритма
пятен и характера освещенности.
2. Тема: «Книжная графика».
Выбор литературного сюжета, нахождение и графическая проработка
оптимального варианта композиции.
Графическая передача сюжетной линии произведения с решением одной или двух
иллюстраций в формате.
Завершение иллюстраций со шрифтовым оформлением титульного листа и
версткой условного контекста.
3. Тема: «Человек в пленэре»
Выбор по памяти состояния природы и места фигуры в листе, прорисовка
основного варианта.
Композиционная взаимосвязь фигуры с окружением, решение живописных
планов в световоздушной среде.
4. Тема: «Прохожие».
Выбор оптимального варианта композиции и его графическая доводка под
технику «коллаж».
Выявление в аппликации взаимосвязи больших масс городского пейзажа и
характера, взаимодействия фигур прохожих.
Уточнение деталей изображения с выделением композиционного центра и
передачей ритма пластических масс. 5. Тема: «Профессия».
Выбор сюжетного действия и проработка оптимального варианта композиции
под технику «диатипия».
Графическое соподчинение фигуры человека его профессиональным аксессуарам
и окружающей среде.
Детализация композиции, подчеркивающая «силуэтность» и контражур;
обобщение работы и оттиск изображения.
Календарнотематический план
№ занятия
Тема занятия
Количество часов
Календарнотематический план
Всего Теория Практика
1
2
3
4
5
Октябрь
Вводное занятие. Правила безопасности.
Осенний натюрморт
Осенний натюрморт
Фигура человека
Фигура человека
2
2
2
2
1
0,5
0
0,5
1
1,5
2
1,5 Ноябрь
6
7
8
9
Фактурный натюрморт
На дискотеке
На выставке
Человек за компьютором
Человек в кресле
Декабрь
Напольный натюрморт
10
Напольный натюрморт
11
Букет цветов в стеклянной вазе
12
Букет цветов в стеклянной вазе
13
14
Натюрморт «Дары осени»
Январь
15
16
17
Февраль
Разнофактурный натюрморт
18
Диван с креслом
Полка с книгами
Человек в окне с улицы
Разнофактурный натюрморт
Декоративный натюрморт
Декоративный натюрморт
19
20
21
Март
22
Театральный натюрморт
Театральный натюрморт
23
24
Пейзаж по памяти
Пейзаж по памяти
25
26
Иллюстрация к сказке
27 Апрель
28
29
30
31
Иллюстрация к рассказу
Иллюстрация к стихотворению
Отдых на природе летом
Отдых на природе зимой
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0
0,5
0
0
0,5
0,5
0,5
0,5
0
0,5
0
0,5
0
0,5
0
0
0,5
0,5
0,5
0,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
2
1,5
2
2
1,5
1,5
1,5
1,5
2
1,5
2
1,5
2
1,5
2
2
1,5
1,5
1,5
1,5 Май
Городские прохожие
Люди на остановке
В магазине
Моя будущая профессия
Профессия по выбору
32
33
34
35
36
2
2
2
2
2
0,5
0
0
0,5
0
1,5
2
2
1,5
2
Итого: Всего 72 часа
Теория 12
Практика 60
Литература.
1.Айсмонтас Б. Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М.: Издво ВЛАДОС
ПРЕСС, 2002. – 176 с.
2.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебновоспитательного процесса. – М.:
Просвещение, 1982. – 191 с.
3.Беда Г. В. Живопись: Учеб. для студентов пед. интов по спец. № 000
«Черчение, изобраз. искусство и труд». – М.: Просвещение, 1986. – 192 с., ил.
4.Васильев А. А. Живопись натюрморта: акварель: Учеб. пособие; 3е изд.,
перераб. и доп. Краснодар: (Кубанский гос. унт.) 20с.
5.Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. – М.:
Просвещение, 1982. – 144 с.
6.Волков Н. Н. Цвет в живописи. М., 1984. 7.Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб.
заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 20с.
8.Дранков В. Л. Психология художественного творчества / Учеб. пособие. – Л.:
ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1991. – 77 с.
9.Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для
студентов – слушателей фак. обществ. профессий. – М.: Просвещение, 1988. –
272 с.: ил.
10.Кальнинг А. К. Акварельная живопись. М., 1968.
11.Орловский Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа.
Некоторые размышления о профессии. М., «Просвещение», 1972. – 80 с.
12.Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе. – М.: Просвещение, 1980 – 239 с.
13.Ростовцев Н. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на
занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож. граф. фак. пед. ин
тов. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.: ил.
14.Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика:
Учебное пособие. Ижевск: Издво Удм. унта, 19с.
15.Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 58 кл.: В 4
ч. Ч. 3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.: цв. ил.
16.Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.:
Издательский центр «Академия», 1999. – 368 с., 12 л. ил.: ил.
17.Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 58 кл.: В 4
ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 2000. – 80
с.: цв. ил.
18.Школа изобразительного искусства: Вып. 5: Учеб.метод. пособие /
Российская акад. художеств. – 3е изд., испр. и доп. – М.: Изобраз. искусство,
1994. – 200 с.: ил.
19.Шорохов Е. В. Композиция: Учеб. для студентов худож.граф. фак. пед. ин
тов. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с., ил.
20.Яблонский В. А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы
композиции»: Метод. пособие. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1983. –
127 с., ил.
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка по изобразительному искусству
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка по изобразительному искусству
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка по изобразительному искусству
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка по изобразительному искусству
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка по изобразительному искусству
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка по изобразительному искусству
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка по изобразительному искусству
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка по изобразительному искусству
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка по изобразительному искусству
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка по изобразительному искусству
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка по изобразительному искусству
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка по изобразительному искусству
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка по изобразительному искусству
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка по изобразительному искусству
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка по изобразительному искусству
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.