РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА, БАЯНА.
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
музыка +1
Взрослым
12.11.2017
В последние годы значительно изменился уклад жизни большинства людей, поменялась окружающая информационная среда, отношение к произведениям искусства чаще всего носит потребительский характер. Если когда-то домашнее музицирование было излюбленным времяпровождением людей из разных слоев общества, то теперь положение вещей существенно изменилось. С появлением и развитием средств – звукозаписи, безмерно облегчился доступ музыки и информации к слушателю: он может получить её, не прилагая к этому никаких усилий. Так как же приобщить ученика к занятиям музыкой? Как в современных условиях увести его от компьютера, пробудить в нем желание заниматься этим очень и очень непростым делом? Один из способов – сделать обучение ребенка в музыкальной школе более развивающим и осмысленным (и как следствие – более интересным и привлекательным). Сделать так, чтобы окончив школу, наши ученики были в состоянии пользоваться своим инструментом в своей дальнейшей жизни. Но как пользоваться? Разумеется, они не станут всю жизнь повторять те произведения, которые когда-то учили в музыкальной школе (хотя это тоже само по себе неплохо). Окончивший школу ученик должен уметь ещё что-то помимо умения вспомнить ранее выученный материал. Он должен быть в состоянии сам разобрать и выучить хотя бы несложное музыкальное произведение, тем более что сейчас нотный рынок постоянно пополняется новыми интересными сборниками. Также он должен уметь подобрать и гармонизовать хотя бы несложную мелодию, должен уметь подыграть что-либо по обстоятельствам, другими словами он должен уметь музицировать. Именно формирование этого умения должно входить в перечень задач, которые ставит перед собой музыкальная школа.В последние годы значительно изменился уклад жизни большинства людей, поменялась окружающая информационная среда, отношение к произведениям искусства чаще всего носит потребительский характер. Если когда-то домашнее музицирование было излюбленным времяпровождением людей из разных слоев общества, то теперь положение вещей существенно изменилось. С появлением и развитием средств – звукозаписи, безмерно облегчился доступ музыки и информации к слушателю: он может получить её, не прилагая к этому никаких усилий. Так как же приобщить ученика к занятиям музыкой? Как в современных условиях увести его от компьютера, пробудить в нем желание заниматься этим очень и очень непростым делом? Один из способов – сделать обучение ребенка в музыкальной школе более развивающим и осмысленным (и как следствие – более интересным и привлекательным). Сделать так, чтобы окончив школу, наши ученики были в состоянии пользоваться своим инструментом в своей дальнейшей жизни. Но как пользоваться? Разумеется, они не станут всю жизнь повторять те произведения, которые когда-то учили в музыкальной школе (хотя это тоже само по себе неплохо). Окончивший школу ученик должен уметь ещё что-то помимо умения вспомнить ранее выученный материал. Он должен быть в состоянии сам разобрать и выучить хотя бы несложное музыкальное произведение, тем более что сейчас нотный рынок постоянно пополняется новыми интересными сборниками. Также он должен уметь подобрать и гармонизовать хотя бы несложную мелодию, должен уметь подыграть что-либо по обстоятельствам, другими словами он должен уметь музицировать. Именно формирование этого умения должно входить в перечень задач, которые ставит перед собой музыкальная школа.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА, БАЯНА..docx
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА, БАЯНА.
Автор – преподаватель по классу баяна, аккордеона ГБУ ДО НАО
«Детская школа искусств» Ерофеева Галина Павловна
(педагогический стаж – 29 лет).
Аннотация:
В данной работе представлен опыт проектной деятельности
преподавателя по классу аккордеона детской школы искусств. Проблема
односторонности развития учащихся музыкальных школ, их неумение
использовать полученные знания и умения в своей дальнейшей жизни и
как следствие – падение престижа начального музыкального
образования, привели к поискам более эффективных форм и методов
обучения детей на уроке специальности. В представленном проекте
рассматривается опыт работы, направленный на развитие творческих
способностей учащихся. Именно в этом автор видит пути решения многих
проблем современного музыкального образования.
В последние годы значительно изменился уклад жизни большинства
людей, поменялась окружающая информационная среда, отношение к
произведениям искусства чаще всего носит потребительский характер. Если
когдато домашнее музицирование было излюбленным времяпровождением
людей из разных слоев общества, то теперь положение вещей существенно
изменилось. С появлением и развитием средств – звукозаписи, безмерно
облегчился доступ музыки и информации к слушателю: он может получить её,
не прилагая к этому никаких усилий. Так как же приобщить ученика к
занятиям музыкой? Как в современных условиях увести его от компьютера,
пробудить в нем желание заниматься этим очень и очень непростым делом?
Один из способов – сделать обучение ребенка в музыкальной школе более
развивающим и осмысленным (и как следствие – более интересным и
привлекательным). Сделать так, чтобы окончив школу, наши ученики были в
состоянии пользоваться своим инструментом в своей дальнейшей жизни. Но как пользоваться? Разумеется, они не станут всю жизнь повторять те
произведения, которые когдато учили в музыкальной школе (хотя это тоже
само по себе неплохо). Окончивший школу ученик должен уметь ещё чтото
помимо умения вспомнить ранее выученный материал. Он должен быть в
состоянии сам разобрать и выучить хотя бы несложное музыкальное
произведение, тем более что сейчас нотный рынок постоянно пополняется
новыми интересными сборниками. Также он должен уметь подобрать и
гармонизовать хотя бы несложную мелодию, должен уметь подыграть что
либо по обстоятельствам, другими словами он должен уметь музицировать.
Именно формирование этого умения должно входить в перечень задач,
которые ставит перед собой музыкальная школа.
К сожалению, зачастую окончивший школу и проучившийся 57 лет
(даже хороший!) ученик, оказывается абсолютно неспособен ни к чему, кроме
как повторению ранее выученного материала. Почему же так происходит?
Традиционная система обучения в музыкальных школах достаточно
консервативна и готовит в основном исполнителей.
«Среди тех, кого обучает наша бесконечная фаланга педагогов,
непрофессионалы, то есть люди, которые учатся для удовлетворения своей
любительской страсти к музыке, в счет почти не идут. Число любителей
сократилось почти до нуля; любитель как фактор музыкальной жизни обычно
увядает после многих лет обучения».
(П. Хиндемит, 1895 1963)
К сожалению, подобная ограниченность музыкального воспитания
остается актуальной и в наши дни. Это происходит потому, что зачастую
педагог направляет всё своё внимание на те виды деятельности ученика,
которые находятся под контролем (подготовка программ академических
концертов, зачетов и экзаменов). Более того, в классе специнструмента
широко используется двигательный метод обучения: с первых же занятий
педагог направляет основное внимание учащихся на усвоение нотных знаков,
клавиатур, постановку рук и пальцев, аппликатуру и звукоизвлечение. Нотный
материал разучивается без предварительного формирования первоначальных
слуховых представлений. Руководящая роль педагога при этом фактически
сводится к системе указаний – нажать такуюто клавишу такимто пальцем,
выдержать её столькото, здесь играть тише, там – громче и т.п. Такая форма
занятий не способствует развитию творческой активности и
самостоятельности ученика, более того – подавляет их. Каков же выход из
сложившейся ситуации? «Необходимо ввести в программы всех отделений музыкальных школ
элемент творчества» (Б.Л. Яворский).
Учитывая все перечисленные проблемы и особенности музыкального
образования в современный период, в основу проекта была взята тема
«Развитие творческих способностей учащихся в классе аккордеона, баяна».
Педагогический проект получил название «Ступень к творчеству».
Актуальность проекта.
Актуальность данного проекта определяется потребностью общества в
неординарной, творческой личности, способной самостоятельно ставить и
творчески решать проблемы. Занятия, направленные на творческое развитие
ребёнка как нельзя лучше способствуют формированию именно такой
личности.
Основная идея.
Развитие творческих навыков — верный путь к совершенствованию
исполнительского мастерства юного музыканта.
Цель проекта:
Сделать процесс обучения ребёнка в музыкальной школе более
развивающим и осмысленным.
Преодолеть одностороннее развитие учащихся, раскрыть их творческий
потенциал.
Пробудить интерес к занятиям музыкой.
Для достижения поставленных целей были поставлены следующие задачи.
Обучающие:
Формирование у учащихся следующих навыков:
навыков подбора по слуху и гармонизации мелодии;
элементарных навыков варьирования и импровизации;
навыков чтения с листа.
Развивающие:
развитие музыкального слуха, мелодического и гармонического,
музыкальной памяти и чувства ритма;
закрепление теоретических знаний, умение использовать их в
практической деятельности; расширение кругозора, интеллекта и творческих способностей;
формирование навыков музыкального мышления, умения предслышать
то, что в следующий момент будет исполнено;
накопление слуховых впечатлений и музыкального опыта.
Воспитательные:
воспитание самостоятельности и творческой активности.
Данный проект реализовывался с 01.09.2015 года по настоящее время.
Реализация проходила в 3 этапа: подготовительный, основной и итоговый.
Подготовительный этап проекта (01.09.2015 – 01.03.2016) был
направлен на:
Изучение и анализ учебнометодической литературы, определение
основных направлений деятельности.
Анализ музыкальнотворческих данных учащихся, составление плана
работы.
Начало работы по развитию навыков творческого музицирования.
Основной этап (01.09.2016– 01.09.2017) связан с практической работой
организацией
по развитию навыков творческого музицирования,
образовательного процесса с учетом новых, более разнообразных форм
работы. На этом этапе вырабатывалась методика работы по импровизации
и варьированию мелодий, подбору по слуху и гармонизации, чтению с
листа. Проводилась диагностика для определения музыкальных данных и
уровня развития исполнительских навыков каждого ученика, в связи с
этим подбирался репертуар, а так же индивидуальные методы работы. На
этом этапе активизировалась концертная, а так же конкурсная
деятельность детей, в программы выступлений включались творческие
работы.
Итогово – обобщающий этап (с 01.09.2017)
включает в себя
продолжение образовательного процесса, подведение итогов, обобщение
опыта деятельности по развитию навыков творческого музицирования,
сопоставление прогнозируемых результатов с полученными результатами.
В реализации проекта принимали участие учащиесяаккордеонисты с 1
по 6 класс. Мы начали с того, что на уроках специальности стали регулярно
подбирать по слуху знакомые мелодии. Здесь выявилось основное
противоречие: между целями педагога и возможностями детей. В процессе работы пришло понимание того, что с большинством учащихся подбор по
слуху следует начинать не с песенки крокодила Гены, а с такого материала,
как «Ходит зайка», «У котаворкота» и т.п., постепенно усложняя материал.
И что для развивающего обучения одного подбора по слуху недостаточно,
необходимо также читать с листа, осваивать простейшие виды варьирования
или импровизации, уметь транспонировать. Конечно, чтобы работать таким
образом, нужна специальная программа. Поскольку у нас такой программы не
было, пришлось взяться за её создание. В результате была разработана
программа по развитию навыков творческого музицирования в классе
аккордеона, баяна. Суть программы в том, что элементы творческого
музицирования обязательно должны быть включены в программу отчётного
выступления учащихся. Как правило, времени у нас всегда в обрез и мы в
первую очередь занимаемся с учениками тем, что готовим его к какомуто
очередному выступлению (концерту, зачету экзамену и т.п.). Если в
программу выступления в обязательном порядке включена творческая работа,
педагог найдет время и силы чтобы ею заниматься. Творческая работа это или
произведение подобранное и гармонизованное по слуху, или сочинение, или
различного вида импровизация. Желательно соединение в одной такой работе
нескольких разделов, например подбор и варьирование (т.е. сделать
обработку какойлибо мелодии).
В процессе работы автору пришлось столкнуться с рядом трудностей.
Главные из них:
в отсутствии методики обучения таких видов деятельности как
подбор по слуху или импровизация. Здесь существенную помощь
оказал Интернет, но в основном опыт приобретался в процессе
практической деятельности;
дефицит времени. Большой проблемой было то, как вместить в 45
минут урочного времени наряду с традиционными видами обучения
занятия творчеством. Эта проблема также решалась по мере
накопления опыта.
Невозможно «объять необъятное», мы пришли к выводу, что в течение
одного урока целесообразно заниматься лишь какимто одним видом
деятельности по программе творческого музицирования. Здесь всё зависит от
наших ближайших перспектив: если впереди академический зачёт и мы
включаем в программу выступления творческую работу, мы занимаемся
подбором по слуху, варьированием или импровизацией. В 3й четверти на
техническом зачёте мы должны продемонстрировать навык читки с листа,
готовясь к зачёту, мы стараемся активизировать работу в этом направлении. Основные методы работы:
Чтение с листа с предварительным анализом нотного текста.
Подбор по слуху.
Подробное объяснение приемов и способов гармонизации, варьирования
мелодии, импровизации. Работа в этом направлении.
Совместный поиск педагога и ученика различных способов
варьирования мелодии, импровизации на тему и т.д.
Домашние задания творческого характера.
Методы стимулирования творческой деятельности: поощрение,
совместное музицирование, выступление с творческой работой на
концерте, конкурсе.
Главным условием в занятиях является наличие психологического
комфорта. Особенно это необходимо с "зажатыми" детьми. С самого начала
работы, при выполнении простейших заданий, ученик должен почувствовать
"успешность" своей деятельности. Педагог здесь не должен скупиться на
поощрение и похвалу, важно создать атмосферу, в которой ученик сам и с
удовольствием включается в преодоление возникающих трудностей.
Для того, чтобы занятия творческими видами деятельности были
интересны детям и результативны, проводилась работа и в мотивационной
сфере, использовались как индивидуальные, так и групповые формы работы.
Например, занимаясь импровизацией, мы часто делали это, играя в ансамбле,
сначала педагог – ученик, затем ребята играют вместе. Здесь уже
присутствует соревновательный момент – кто лучше? (Перед ребятами
ставиться задача, вопервых – не сбиваться, вовторых – показать по
возможности интересную мелодию, в третьих – начинать в той позиции, в
которой закончил тот, кто играл впереди). Свои творческие работы, а также
навыки импровизации ребята демонстрировали на классных концертах для
родителей, а также внутриклассных конкурсах «Играем, творим!» и «Ступень
к творчеству». Для сохранения благоприятной атмосферы в классе
проводились внеклассные мероприятия – беседы о музыке, чаепития с играми,
музыкальными загадками, конкурсами. В результате этой работы стало
заметно, как активизировались даже слабые ученики, стали проявлять
больший интерес к музыкальным занятиям. Те дети, для которых разобрать и
выучить даже несложный нотный текст в силу их интеллектуальных
особенностей является большой проблемой, с интересом подбирали,
транспонировали, осваивали простейшие виды импровизации. Способные же
дети порой удивляют своими творческими находками. Одно из главных условий проекта состоит в том, чтобы каждому
учащемуся предоставить возможность проявить себя, реализовать свои
творческие способности в концертной деятельности, накопить сценический
опыт. Именно поэтому активизировалась исполнительская деятельность
детей, в программу выступлений стали включаться творческие работы. В
нашем классе стало традицией в конце учебного года проводить творческие
конкурсы, где ребята исполняют или свои собственные сочинения или
сделанные ими обработки какихлибо песен.
За период осуществления проекта, со своими творческими работами
ребята участвовали не только в классных мероприятиях, но и различного
уровня конкурсах. Наиболее важными победами можно считать выступление
ученицы 3го класса Казаковой Алины и Окунькова Максима (5 класс). Алина
– дипломант I степени Международного дистанционного конкурса «Первые
ласточки». К этому конкурсу она подготовила сочинённую ею пьесу «Весёлая
кадриль». Также Алина стала дипломантом открытого Зонального конкурса
«Любимые звуки музыки», Окуньков Максим – дипломант I степени
Международного дистанционного конкурса «Звуки галактики». Он также
исполнял свою творческую работу – обработку русской народной песни
«Вдоль по улице молодчик идёт».
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что творческое
способствует
музицирование
совершенствованию исполнительского мастерства учащихся, подтвердилась.
активизирует процесс
обучения,
Помимо всего прочего, в результате этой деятельности для ученика
приобретает смысл всё то, чем он занимается на уроках сольфеджио, так как
детское творчество опирается на знания и навыки, полученные в процессе
обучения. Как бы хорошо ни было поставлено дело на уроках сольфеджио,
всё же именно в классе по специальности происходит объединение всех
теоретических и практических знаний, приобретаемых ребёнком в
музыкальной школе.
Кроме того практика показала, что творческое
музицирование способно значительно повысить заинтересованность учащихся,
способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на
занятиях, созданию ситуации успеха.
В процессе работы происходит также технический и исполнительский
рост учащихся, участие с творческими работами в концертах и конкурсах
становится одним из важнейших стимулов к дальнейшему обучению. Выводы: систематическая работа по развитию творческих способностей
учащихся позволяет:
Всесторонне развивать ученика как музыканта.
Выработать у ученика целый комплекс умений и навыков, позволяющих
ему после окончания школы пользоваться своим инструментом.
Воспитать ученика как самостоятельную, активно – творческую
личность.
Сочетание исполнительства и собственного творчества как нельзя
лучше отвечает музыкальным запросам детей, превращает занятия на
музыкальном инструменте в интересный и увлекательный процесс. Обучение
становиться современным, развивающим, занятия же творчеством пригодятся
в будущем не только музыканту, но и специалисту в любой другой области.
К сожалению, в последние годы престиж таких инструментов как баян и
аккордеон несколько упал и, может быть, развивая творческие навыки своих
учеников, обучая их играть не только по нотам, но и без нот, нам в какойто
мере удастся исправить положение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баренбойм Л., Перунова Н., «Путь к музыке». Ленинград, «Советский
композитор», 1988.
2. Брянская Ф., «Формирование и развитие навыка чтения с листа в первые
годы обучения пианиста». Москва, «КлассикаXXI», 2007.
3. Сост. Игнатьев В., Игнатьева Л., «Я музыкантом стать хочу». Альбом
начинающего пианиста». Ленинград, «Советский композитор», 1986.
4. Лихачёв Ю.Я., «Авторская школа». Издво «Композитор», Санкт
Петербург, 2009.
5. Сост. Лихачёв Ю.Я., «Как учить детей музыке». Высказывания
выдающихся отечественных и зарубежных музыкантов, педагогов,
ученых. Издво «Композитор», СанктПетербург, 2006. 6. Лушников В., «Школа игры на аккордеоне». Москва, всесоюзное издво
«Советский композитор», 1986.
7.
Мотов В.Н., «Простейшие приёмы варьирования на баяне или
аккордеоне». Москва, «Музыка», 1989.
8. Подвала В., «Давайте сочинять музыку!» 12 классы. Киев, «Музычна
Украйина», 1988.
9. Сиротина Т., «Подбираем аккомпанемент» вып.1, Москва, «Музыка»,
2001.
10. Шахов Г., «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе
баяна». Москва, «Музыка», 1987.
РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА
http://akak.ru/recipes/9460kaknauchitsyaimprovizirovatnafortepiano
http://virartech.ru/articles/improvisationpart2.php
http://www.all2music.com/Maklygin_improviz.html
http://muzikimprovisation.ru
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА, БАЯНА.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА, БАЯНА.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА, БАЯНА.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА, БАЯНА.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА, БАЯНА.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА, БАЯНА.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА, БАЯНА.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА, БАЯНА.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА, БАЯНА.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.