РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ
Оценка 5

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Детсад
26.01.2018
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ
В современном, быстро меняющемся мире востребована личность не столько владеющая суммой знаний, сколько способная к творческому созиданию, к принятию нестандартного решения, умеющая прогнозировать, придумывать, проявлять инициативу. Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение к окружающей действительности, формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Именно поэтому создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития творческих возможностей ребёнка и его самореализации является актуальной задачей детского сада. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде детской деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Дети и творчество – понятия практически нерасторжимое. Любой ребёнок по своей природе – созидатель. Если в ребёнке появились зачатки творчества – необходимо дать ему шанс проявить себя в том, к чему лежит его душа. Творчество детей обладает одной особенностью. Она состоит в том, что основное внимание при занятиях с детьми уделяется не результатам деятельности, а процессу. То есть при развитии творческих способностей ребенка важен сам творческий акт, процесс преобразования, создания чего-то нового. А вопрос о том, создается ли при этом настоящее произведение искусства, оригинальное и самобытное — не является первостепенным. Проблемы природы творчества, творческой одаренности ребенка, развития творческого мышления, содействия становлению творческой личности обсуждаются в современной психологии и педагогике не случайно. Во-первых, потому, что существует множество концепций, описывающих развитие мышления, в том числе и творческого. Во-вторых, многие ведущие исследователи данной проблемы отмечают «всю теоретическую сложность» данного вопроса (Д.Б.Богоявленская). Вместе с тем, очевидно, что проблема развития творческого потенциала личности, творческих способностей, творческого мышления весьма актуальна в наше время. Теоретические концепции креативности, выдвинутые в середине XX века американскими учеными и получившие свое развитие и обоснование в отечественной науке, имеют важное значение для современной педагогической практики. Мы сталкиваемся с проблемой нереализованных творческих способностей, с проблемой деформации ценностно-мотивационной сферы творческих детей, с невниманием педагогов к процессу становления творческого стиля мышления. Коллективом МБДОУ «Детский сад № 386» г.о. Самара в 2015- 2017 учебном году был подобран, проанализирован и систематизирован практический материал по выявлению уровня сформированности творческих способностей воспитанников в соответствии с возрастными особенностями и программными требованиями и определено содержание работы по его развитию у старших дошкольников.
статья 1.docx
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ В   современном,   быстро   меняющемся   мире   востребована   личность   не   столько владеющая   суммой   знаний,   сколько   способная   к   творческому   созиданию,   к   принятию нестандартного решения, умеющая прогнозировать, придумывать, проявлять инициативу. Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что   в   эти   годы   закладываются   основы   общего   развития   личности,   формируются психические   и   личностные   качества   ребёнка,   ценностное   отношение   к   окружающей действительности,   формируются   средства   и   способы   познания   мира,   культура   чувств. Именно поэтому создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития   творческих возможностей   ребёнка   и   его   самореализации   является   актуальной задачей детского сада.  Так   как   элемент   творчества   может   присутствовать   в   любом   виде   детской деятельности,   то   справедливо   говорить   не   только   о   художественных   творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Дети и творчество – понятия практически нерасторжимое. Любой ребёнок по своей природе – созидатель. Если в ребёнке появились зачатки творчества – необходимо дать ему шанс   проявить   себя   в   том,   к   чему   лежит   его   душа. Творчество   детей обладает   одной особенностью. Она состоит в том, что основное внимание при занятиях с детьми уделяется не результатам деятельности, а процессу. То есть при развитии творческих способностей ребенка важен сам творческий акт, процесс преобразования, создания чего­то нового. А вопрос о том, создается ли при этом настоящее произведение искусства, оригинальное и самобытное — не является первостепенным.  Проблемы  природы   творчества,   творческой   одаренности   ребенка,   развития творческого   мышления,   содействия   становлению   творческой   личности   обсуждаются   в современной психологии и педагогике не случайно. Во­первых, потому, что существует множество концепций, описывающих  развитие мышления, в том числе и творческого. Во­вторых,   многие   ведущие   исследователи   данной   проблемы   отмечают   «всю теоретическую (Д.Б.Богоявленская). Вместе   с   тем,   очевидно,   что   проблема   развития   творческого   потенциала   личности, творческих способностей, творческого мышления весьма актуальна в наше время. сложность» вопроса   данного       Теоретические   концепции   креативности,   выдвинутые   в   середине   XX   века американскими учеными и получившие свое развитие и обоснование в отечественной науке, имеют важное значение для современной педагогической практики. Мы сталкиваемся с проблемой   нереализованных   творческих   способностей,   с   проблемой   деформации ценностно­мотивационной сферы творческих детей, с невниманием педагогов к процессу становления творческого стиля мышления.   Коллективом МБДОУ «Детский сад № 386» г.о. Самара в 2015­ 2017 учебном году был подобран, проанализирован и систематизирован практический материал по выявлению уровня   сформированности   творческих   способностей   воспитанников   в   соответствии   с возрастными   особенностями   и   программными   требованиями   и   определено   содержание работы по его развитию у старших дошкольников. Примерное календарно­тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческого мышления в конструктивных играх Старшая группа В возрасте 5­6 лет у ребенка становится более устойчивым произвольное внимание. Идет становление личности, расширяются интересы.  У них проявляется огромный интерес к познанию, к получению новой информации.  Важными задачами развития творческого мышления у дошкольников шестого года жизни будут: 1.   Развитие   у   ребёнка   познавательного   интереса,   желания   и   потребности   узнать новое.  2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.  3.   Развитие   творческого   воображения   как   ведущей   предпосылки   творческого мышления. 4. Развитие креативности мышления: умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения. На   этом   возрастном   этапе   особое   внимание   нужно   уделять   развитию   детского управляемого воображения, фантазии и творчества.  Развитие продуктивного творческого воображения   предполагает   овладение   такими   его   качествами   как   богатство продуцируемых образов и направленность. В основе работы по развитию творческого воображения с дошкольниками данного возраста   лежит   свобода   детского   выбора.   Именно   она   позволяет   развивать   у   детей самостоятельность,   активность;   формировать   личностную   позицию;   содействует саморазвитию. Так, например, педагог может предложить: «Давайте построим дома для любимых   сказочных   персонажей!   Кто   какие   хочет?   Из   какого   материала?   Можно построить вот такие, а можно придумать свои». Возрастает интерес ребят к конструированию; эта деятельность становится более содержательной.   Дети   сознательно   стремятся   овладеть   способами   конструирования, экспериментируют,   запоминают.   У   них   формируются   новые   способы   познания, символическая   функция   мышления.   Дети   уже   способны   разбираться   в   планах,   схемах; самостоятельно делать зарисовки будущих построек, поделок. Они критически относятся к   своей   деятельности   и   к   деятельности   других.   Стремятся   занять   достойное   место   в системе отношений со сверстниками и взрослыми. Основное   направление   работы   с   детьми   –формирование   способов   действий   и обобщенных способов решения конструктивных задач. Необходимо расширять представления ребят о конструируемых объектах. С этой целью проводятся наблюдения, экскурсии, в ходе которых дети получают возможность делать   карандашные   зарисовки   зданий   разной   архитектуры,   мостов,   машин,   которые впоследствии   можно   использовать   как   образцы   для   создания   конструкций.   В   процессе рассматривания необходимо учить детей выделять форму, величину, пропорции строений, их части; видеть общее и различие  конструктивных элементов.  Так,   мы   можем   организовать  игру   «Поиск   предметов,   обладающих   сходными свойствами».  Ее цель: формирование установки на то, что возможны совершенно разные способы   объединения   и   расчленения   некоторой   группы   предметов,   учить   мыслить творчески.   Детям   демонстрируется   какой­то   предмет   (плоскостная   геометрическая фигура:   круг,   квадрат,   треугольник   и   тд;   объемная:   куб,   шар,   пирамида   и   тд.   или постройка: дом, мост и тд). Задание: назвать как можно больше предметов, сходных с названным по каким­либо свойствам, то есть предметов, являющихся аналогами данного предмета.   Называя  тот  или   иной  предмет,   ребёнок  должен   указать,   по  какому  именно свойству он имеет сходство с названным предметом. Можно   организовать   специальное   наблюдение   на   участке   детского   сада, рассмотреть строение веранды, малых игровых форм, спортивных сооружений, а потом на занятии  предложить  детям  построить  участок  своей  мечты.  Важно  привлекать  детей  к самостоятельному   рассматриванию   и   анализу   как   реальных   объектов   (из   строительных наборов и конструкторов и пр.), так и их изображений, схем, элементарных чертежей. В старшей группе детям предлагается больше заданий на преобразование образцов, особое   внимание   уделяется   созданию   ребятами   своих   замыслов,   поскольку   это способствует   развитию   умения   самостоятельно   намечать   тему   постройки,   подбирать нужный   материал,   устанавливать   порядок   действий,   ориентироваться   на   плоскости, намечать   очертания   будущей   конструкции   и   пр.   Такие   задания   позволяют   развивать гибкость творческого мышления. Опишем   некоторые   конструктивные   игры,   используемые     для   достижения   этих целей.  «Что ты видишь? » Цель: развитие способностей к невербальной разработке деталей и оригинальности; развитие   способности   на   основе   собственного   замысла   создавать   новые   фигуры   с использованием исходных деталей. Задание.   Детям   предлагается   незаконченное   изображение   из   плоскостных геометрических   фигур.   Используя   любые   дополнительные   фигуры,   ребенок   должен достроить изображение. Можно предложить дошкольникам игровое задание «Волшебная мозаика». Цель:   учить   детей   создавать   в   воображении   предметы,   основываясь   на схематическом изображении деталей этих предметов. Используются   наборы   вырезанных   из   плотного   картона   геометрических   фигур (одинаковые   для   каждого   ребенка):   несколько   кругов,   квадратов,   треугольников, прямоугольников разных величин. Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое­то изображение. В игру можно внести элемент соревнования:   кто   сможет   сложить   из   своей   мозаики   больше   разных   предметов   и придумать им название, тот победит. Дети старшей группы осваивают конструирование по условиям: детям задается ряд задач,   которые   они   должны   учитывать,   создавая   постройку.   Например:   «Построй   мост через реку (определенной ширины), чтобы по нему могли разъехаться две машины и под ним   мог   проплыть   кораблик   определенного   размера»,   и   пр.   При   этом   педагог   не ограничивает выбор детьми материала для конструирования. В   старшей   группе   начинают   уделять   особое   внимание   совместному конструированию,   которое   предполагает   умение   планировать   общую   деятельность, договариваться, добиваться общей цели. Ребенок   5–6   лет   начинает   проявлять   себя   как   конструктор,   дизайнер:   он анализирует,   планирует,   придумывает   оформление,   экспериментирует,   выражает суждения,   находит   причины   удачных   и   неудачных   решений   и   пр.   Дети   этого   возраста обычно более объективно оценивают не свои, а чужие постройки, поэтому важно показать им,   по   каким   параметрам   проводится   оценка:   отмечаются   прочность,   устойчивость, аккуратность, фантазия, оригинальность решений, изобретательность.  В   старшей   группе   широко   применяют   плоскостное   конструирование   (создание изображений   из   геометрических   фигур),   поскольку   оно   позволяет   подводить   детей   к построению схем будущих конструкций.  Например, можно предложить детям игру «Слепой архитектор». «Архитектору» завязывают глаза, и он по инструкции другого ребенка (помощника) должен   выложить   изображение   (дом,   песочницу,   новогоднюю   елку,   грузовик)   из плоскостных   геометрических   фигур,   которое  загадал   помощник.   Ребенок   –  архитектор выкладывает и пытается отгадать, какое изображение получится.  Детям   предлагают   конструкторы,   предполагающие   разные   способы   соединения деталей.   При   этом   предпочтительны   задания   по   сборке   двигающихся   сооружений   (у машины крутятся колеса, качели качаются, тележка катится). Из деталей конструкторов дети строят на занятиях и в свободной деятельности. Интерес   к   конструированию   поддерживается   у   детей   и   за   счет   расширения   их представлений, удовлетворяющих потребность к познанию нового. Чем старше дети, тем шире их представления о конструируемых объектах, тем сложнее постройки и интереснее игры с ними. Например,   дошкольники   постепенно   узнают,   что   бывают   машины   пассажирские, грузовые и специального назначения. Дети рисуют машины разного назначения, учитывая особенности их строения, а потом строят их из разных конструкторских материалов. В процессе конструирования педагог может использовать иллюстрации, фотографии машин разного назначения, несложные схемы, чертежи, детские рисунки. Это не только помогает   детям   ориентироваться   в   выборе   объекта   конструирования,   но   и   позволяет вспоминать его особенности, те или иные характерные детали. Другое   занятие,   посвященное   этой   теме,   можно   отвести   на   конструирование   по условиям: «Постройте машину для перевозки гостей инопланетян круглой (треугольной) формы из разного материала».  На   следующем   занятии   можно   предложить   детям   построить   мосты   для   этих необычных машин, используя при этом тот строительный материал, который им нравится. Развитие   творческого   воображения   и   мышления   осуществляется   не   только   в процессе конструктивных игр с использованием разных видов конструкторов. Детей учат строить   из   песка,   используя   приемы   пескографии.   Таким   способом   дети   строят   дома, улицы, города. Они прокладывают дороги, русла рек, сооружают бассейны, зарывая в песок емкости и наполняя их водой, и пр. В таком строительстве заложены большие возможности для развития фантазии и творческого воображения.  В   зимние   месяцы   дети   создают   постройки   из   снега.   Используя   ведра,   тазы, формируют   грибы,   устанавливают   их   на   снежные   валы,   украшают   шляпки   с   помощью формочек крашеным снегом; скатывают довольно крупные снежные комья и с помощью воспитателя   сооружают   снежные   фигуры;   из   слежавшегося   снега   вырезают   постройки (ракета, корабль, комната и пр.). С помощью ящичков формируют снежные кирпичи и конструируют   из   них   ворота,   снежные   стены   и   пр.   Активно   помогают   взрослым   в сооружении горы для катания на санках. В процессе конструирования из бумаги детей учат мастерить игрушки из свернутых бумажных цилиндров и конусов. Показывают приемы трансформирования, делая на них разные надрезы, срезы, сгибы (превращая цилиндр в брусок, конус – в пирамиду и пр.). С помощью   вырезанных   и   наклеенных   элементов   из   бумаги,   ткани,   тесьмы,   кружева, ленточек, блесток и пр. превращают объемные формы во всевозможных животных, птиц, человечков. Например, Дети продолжают учиться мастерить разные поделки из готовых коробок, пакетов, пластиковых и прочих упаковок. Они уже умеют превращать коробки в разных зверушек. Из   обклеенных   коробочек   разных   форм   и   размеров   дети   изготавливают   строительные блоки, из которых можно сооружать различные здания. Обклеенную коробку, пластиковую бутылку   или   другой   материал   они   могут   превратить   в   кукольную   мебель   и   устроить комнату   для   кукол.   Дети   с   увлечением   мастерят   из   коробок   машинки,   пассажирский транспорт,   приклеивая   к   коробкам   колеса,   окна,   двери,   соединяя   продолговатые   и кубические коробочки и т.д. В   НОД   наши   педагоги   мотивируют   ребят   на   превращение   стаканчиков   из­под йогуртов,   капсул   от   киндер­сюрпризов   и   тд.   в   зверушек,   птичек,   неваляшек,   елочные украшения, оформляя их деталями, вырезанными из цветной самоклеющейся бумаги. Осенью, детей приобщают к конструированию поделок из природного материала. Важно с детьми искать сходство в форме, размере, назначении с какими­либо предметами. Следует научить детей преобразовывать природный материал, отделять от него какие­то части или прикреплять их. При конструировании из природного материала, как и в работе с использованием любых других материалов, не следует увлекаться показом и объяснением способов изготовления изделий в целом. Объяснять нужно только новые, еще не усвоенные приемы,   фантазию, изобретательство....   давая   ребятам   возможность   проявлять   свое   творчество, Педагогами нашего ДОУ был разработан примерный календарно­тематический план работы   с   дошкольниками   старшей   группы   по   развитию   творческого   мышления   в конструктивных играх (см. таблицу № 1). Примерный календарно­тематический план работы с дошкольниками Таблица № 1 Месяц Тема Сентябрь Участок детского сада Октябрь Дом, который старшей группы Задачи   по   развитию творческого мышления учить Развивать    навыки анализа объекта, выделения его   составных   частей   на основе анализа постройки;   самостоятельно   находить отдельные   конструктивные решения.  и Развивать   фантазию   конструктивное   и Содержание   работы   по использованию конструктивных игр 1. Продолжать   детей   учить называть различать   строительные детали, самостоятельно преобразовывать   постройки   в зависимости   от   назначения. 2. Продолжать учить сооружать постройки из песка. 1. Закреплять   умение   отражать в постройке зависимость между построил… воображение; развивать    навыки анализа объекта, выделения его   составных   частей   на основе анализа постройки. Ноябрь Креативная гостиная Декабрь Моя любимая улица развивать развивать   фантазию   конструктивное  Учить   работать   с образным, символическим и семантическим содержанием   рисунка   или схемы;  и воображение;  наблюдательность, исследовательский   подход к   явлениям   и   объектам окружающей действительности  Формировать умение работать   с   образным, символическим и семантическим содержанием   рисунка   или схемы;  и воображение;  учить преобразовывать представления памяти, обеспечивающие   в   конечном итоге   создание   заведомо нового. развивать   фантазию   конструктивное     Январь Волшебный город Развивать    навыки анализа объекта, выделения его   составных   частей   на основе анализа постройки;   формировать   у   детей умение   представлять   себе   то, что   не   существует   в действительности;  развивать   готовность генерировать идеи в условиях   и назначением   объекта особенностями строения.  2. Учить   строить   предметы   со свободным   внутренним пространством. 3. Конструирование   домов   из бумаги.   Учить   складыванию бумаги,   сглаживанию   линий сгибов, разрезанию по схеме. 4. Учить   сооружать   постройки из снега (горки, лесенки). 1. Учить   строить   мебель, закреплять знания об основных частях   и   деталях   мебели. 2. Закреплять знания и умения замещать   строительные   детали их плоскостными графическими   изображениями. 3. из природного материала на тему: «Гномики»   с   использованием схем   (для   обыгрывания построек).    Конструирование           в Учить детей ориентироваться в плоскостных   схематических изображениях   и   умение передавать   постройке особенности строения, дополнять конструкцию сооружением   лесенки,   других дополнений. 2.Конструирование   домов   из бумаги.   Учить   несложным поделкам   из   бумаги,   учить делать   сгибы,   надрезы   (триз). 3.   постройки. Закреплять   умение   сооружать постройки из снега для игр. 1. Построение   элементарных конструкций   по   готовому чертежу.  2. Учить   читать   чертежи, узнавать одни и те же детали в разных проекционных изображениях.  в 3. Упражнять самостоятельном выборе деталей,   строить   совместно   с   Снежные Февраль Сказочные дворцы Март Машины   помощники ­ Апрель Машины   защитники ­ коллективного   творческой задачи решения Развивать   фантазию   конструктивное  и воображение;  учить самостоятельно   находить отдельные   конструктивные решения;  учить   работать   с образным, символическим и семантическим содержанием схемы.  отражать реальную   действительность   в новых непривычных сочетаниях, связях учить        учить детей смотреть на   предметы   с   разных позиций,   видеть   новое   в старом, знакомом, привычном;  учить самостоятельно   находить отдельные   конструктивные решения;  учить преобразовывать представления памяти, обеспечивающие   в   конечном итоге   создание   заведомо нового.   Развивать    навыки анализа объекта, выделения его   составных   частей   на основе анализа постройки;   самостоятельно   находить отдельные   конструктивные решения;  развивать учить           партнерами. 4. «Снежные   крепости».   Учить сооружению построек из снега. 5. Закреплять умение планировать   деятельность   по составлению   схемы   и   ее воспроизведению в постройке. 1. Стимулировать самостоятельный поиск детьми конструктивного решения построек   для   персонажей сказок.   умение 2. Закреплять пользоваться графическим моделированием   в   процессе разработки замысла конструкции. 2.   изготовлению   Учить сказочных   персонажей   из бумаги. 3.Учить изготовлению  из  снега сказочных персонажей, животных,   для   активизации двигательной   активности   с использованием схем, чертежей 1. Учить устанавливать зависимость   машины   от   ее функционального назначения.  2. Закреплять составлять модель, общую схему на части. 3. Учить деревьев   (скручивание, разрезание). 4. Конструирование металлических   (тележка, анализировать соединять детали. 1. Учить создавать конструкции машин   по   самостоятельно составленной   и   дополненной схеме,   учить   выделению   в группе   предметов   общих функциональных частей. 2.   Конструирование   из   разных видов конструкторов.  3.Учить   соединению   деталей   умение графическую   умение   расчленять конструированию   из бумаги   склеивание,   из деталей   учить схемы,   грузовик), Май учить       учить разными   способами, строить по схеме Удивительны й мир пассажирско го транспорта наблюдательность, исследовательский   подход к   явлениям   и   объектам окружающей действительности  самостоятельно   находить отдельные   конструктивные решения;  формировать умение работать   с   образным, символическим и семантическим содержанием   рисунка   или схемы.  учить   детей   смотреть на предметы с разных позиций, видеть   новое   в   старом, знакомом, привычном. Ожидаемые результаты к концу года Формируется  познавательный  интерес,   желания   и   потребности   узнать   новое   в 1. Продолжать учить составлению   и   использованию схематических   изображений предметов разных плоскостных   проекциях   в процессе конструирования.   желанию 2. Способствовать вносить   в   схему   предмета   изображающие дополнения, особенности   конкретного образца. 3. Конструирование по замыслу из бумаги, бросового материала   в      процессе конструирования из разных материалов.  Развивается   стремление   к   творчеству,   экспериментированию   и   изобретательству, совершенствуются   конструкторские   навыки   при   создании   сооружений   по   образу,   по условиям, по замыслу из строительного материала, разных конструкторов и в плоскостном моделировании.  Развивается наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей   действительности   в   процессе  самостоятельного   анализа   сооружений, рисунков, схем (по обобщенному способу).  Развивается   творческое   воображение  в   художественном   труде   и   дизайне   с использованием разных материалов (бумаги, картона, бросового и природного материала и пр.), при оформлении построек и изделий в процессе гармоничного сочетания элементов по форме, величине, цвету, фактуре и пр.  новым углом зрения. Формируется умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под Подготовительная к школе группа У   детей   седьмого   года   жизни   возрастает   способность   к   творчеству   и изобретательству, интерес к конструированию продолжает развиваться. Ребенок понимает чертежи, схемы конструкций, разбирается в выкройках поделок, способен их сам строить. Дошкольник практически готов к учебной деятельности. На   этом   возрастном   этапе   приоритетными   направлениями   работы   становятся развитие таких качеств творческого мышления, как: Оригинальность ­   ярко   выраженное   стремление   к   новизне,   стремление   к   поиску своего собственного, отличного от других решения. Семантическая гибкость ­ способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование, способность видеть объект под новым углом зрения, найти его новое использование, расширить функциональное применение на практике. развитие фантазии и конструктивного воображения; закрепление навыков анализа объекта, выделения его составных частей на основе учить самостоятельно находить отдельные конструктивные решения. формировать   умение   работать   с   образным,   символическим   и   семантическим учить   отражать   реальную   действительность   в   новых   непривычных   сочетаниях, учить   детей   смотреть   на   предметы   с   разных   позиций,   видеть   новое   в   старом, развивать   готовность   генерировать   идеи   в   условиях   коллективного   и  личности;   анализа постройки;    содержанием рисунка или схемы;  связях;  знакомом, привычном;  индивидуального решения творческой задачи;    действительности;  создание заведомо нового. Образная   адаптивная   гибкость ­   способность   изменить   форму   стимула,   чтобы показать его новые возможности, т.е. изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдателя, стороны. Семантическая спонтанная гибкость ­ способность продуцировать разнообразные идеи (например, способы применения кирпича)в ситуации, в которой нет ориентиров для этих идей. Основными задачами, которые решаются на этом возрастном этапе будут: формировать мотивацию как важное условие реализации творческого потенциала развивать способности к образной и вербальной разработке деталей; побуждать к самостоятельной оценке своей творческой продукции; формировать   у   детей   умение   представлять   себе   то,   что   не   существует   в учить преобразовывать представления памяти, обеспечивающие в конечном итоге В   подготовительной   группе   не   дается   конструирование   по   образцу   постройки   Остается   актуальным воспитателем   с   целью   его   точного   воспроизведения. конструирование по преобразованию образцов, по условиям и по замыслу. Организация   работы   с   детьми   должна   быть   нацелена   прежде   всего   на удовлетворение детской творческой активности, на свободу его выбора. Поэтому важно организовать деятельность так, чтобы ребенок имел возможность отбирать для реализации своей   задачи   необходимый   материал,   искал   способы   решения   задач   проблемного характера. Следует организовывать детское конструирование так, чтобы ребенок выдвигал свои   идеи,   исследовал   их,   проверял.   Важно   учить   дошкольников   ясно,   нестандартно мыслить, логически рассуждать, отстаивать свою точку зрения, предлагая оригинальные решения,   оперируя   абстрактными   понятиями,   доступными   их   возрасту,   устанавливать причины и следствия, анализировать их и т.д. Соблюдение перечисленных условий будет обеспечивать развитие творческого мышления воспитанников.  Построй дом для воображаемого существа из имеющегося материала (щепки,  При развитии творческих способностей детей очень важна способность находить разные пути поиска решения, рассмотреть явление или предмет с разных сторон. С этой целью мы предлагаем такие задания:  тряпочки, картон, пластиковые бутылки и т. п.).   веточки. Что можно сделать, чтобы ни один шарик не походил на другой? Вот фигура. «Преврати» ее втри новых предмета. Вот несколько одинаковых шариков из пластилина, нитки, спички, пуговки, сухие Большое внимание следует уделять подбору материала, стимулирующего развитие умственных   и   творческих   способностей   детей   (конструкторы,   головоломки,   настольно­ печатные игры и пособия с развивающим материалом и пр.); использованию различных технических   средств:   компьютерному   обучению   с   программами   по   конструированию   и моделированию и пр. Иногда   можно   предлагать   ребятам   определенную   тему,   которую   они   могут реализовать   в   разном   изобразительном   материале.   Например,   дома   можно   строить   из настольного   строителя,   из   напольного   крупного   строителя,   из   конструкторов; моделировать   из   плоских   геометрических   фигур,   мастерить   из   коробок,   из   бумажных цилиндров, выделив на них грани с помощью сгибов и т.д.  В подготовительной группе мы продолжаем учить детей находить общие свойства предметов,   сравнивать   свойства   предметов,   находить   черты   сходства   и   различия; совершенствовать   умение   вводить   сконструированный   предмет   в   самые   разнообразные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете новые неожиданные свойства и возможности.   Например,   дети   сконструировали   из   бросового   материала   стаканчик   для карандашей.   Воспитатель   предлагает   назвать   как   можно   больше   различных   способов применения этому предмету (стаканчик можно использовать как вазу для цветов, высокую подставку для поделок, контейнер для мелких предметов, элемент для постройки поезда и т.   д.).   Победителем   считается   тот,   кто   укажет   большее   число   различных   функций предмета. В   подготовительной   группе   дети   конструируют,   опираясь   на   детские   рисунки, изображения   зданий   разной   архитектуры,   схематические   изображения   и   чертежи   из строительных наборов и пр. Можно   дать   задание   создать   район   города,   поселка,   где   живут   дети.   Лучше объединить ребят в группы по 3–4 человека и организовать «семейное строительство». Дети обсуждают этапы работы, распределяют, кто что будет строить. Можно предложить каждой подгруппе лист бумаги и карандаш, чтобы дети схематично нарисовали объекты и места их расположения – это поможет им спланировать общую деятельность.  Вне   занятий   дети   могут   продолжить   строительство   на   эту   тему,   сооружая микрорайон города из объемных модулей, конструкторов.  Можно   предложить   дошкольникам   поиграть   в   путешественников,   попавших   на необитаемый   остров.   Высадите   героев   на   остров   и   начинайте   планировать:   что   нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт, какие предметы мебели необходимы. Важно рассматривать самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет   служить   постелью,   и   т.   п.   Необходимо   поощрять   творческое   воображение   и фантазирование детей. В   работу   с   детьми   шире   включается   разнообразный   материал:   упаковки, пластиковые бутылки, куски поролона, синтепона, дерматина, клеенки и пр. Детей учат мастерить из него игрушки, сувениры, украшения и пр. Детям предлагаются задания на развитие гибкости творческого мышления. Например, воспитатель просит:  «Сделай мне фотоаппарат».   Предлагает   детям   подумать,   из   чего,   из   какого   подручного   материала можно   сделать   такую   игрушку?   Из   коробки   из­под   крема,   а,   может   быть,   из   большой кружки?   В   эту   игру   можно   поиграть   и   наоборот:   на   что   похож,   например,   теннисный мячик?   На   ёлочную   игрушки   и   пудреницу,   на   жёлтого   цыплёнка   и   клубок   ниток   – продолжать можно ещё долго.  Представим себе, что нам,  архитекторам, дано задание  — создать проект дома. Педагог демонстрирует несколько предметов – это и будут пожелания клиента, каждое из которых должно найти отражение в проекте. Например: карандаши, колеса от игрушечной машины, зеркало, шар. Возможно, дверь в наш замок будет в виде машинного колеса, забор из карандашей, в виде шаров будет мебель, а зеркальной будет крыша! Осталось только воплотить нашу фантазию.  Дети любят изготавливать макеты: улицу с дорожными знаками, сказочные замки, витрины магазинов, декорации к сказкам и пр. При этом важно, чтобы макеты не были статичными и можно было каждый раз по­другому расставлять их элементы и играть с ними.   Воспитатель   может  предложить   спроектировать   улицу   для   сказочных   жителей   – великанов. Дивергентные,   творческие   задачи   можно   разрабатывать   на   любом   материале. Хорошим   заданием   такого   типа   может   быть   создание   из   деталей   строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить   не   только   дворцы,   мосты   и   другие   архитектурные   сооружения.   Попробуем посмотреть   на   строительный   конструктор   с   другой   стороны.   Его   детали   пригодны, например,   для   изготовления   технических   моделей   парохода,   паровоза,   автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные   сюжетные   композиции.   Приведем   примеры   возможных   решений   (рис.   4). Рис.   4. Примеры   необычного   использования   деталей   строительного   конструктора   Дети 6–7 лет продолжают конструировать из песка. Они строят высотные здания, используя высокие жестяные банки без дна, украшают их лоджиями, вставляя в песок дощечки,   пластины.   Объединяют   здания   арками,   создают   архитектурные   комплексы. Строят песочные замки с башнями. Оформляют строения различными материалами. Из утрамбованных куч песка вырезают лопатками корабли, самолеты, ракеты, квартиры для кукол.   Строят   ипподром,   космический   городок,   мастерскую,   космическую   станцию, железную   дорогу   и   пр.   Создают   в   песочнице   постройки­декорации   для   драматизации сказок «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь» и др. Из снега дети конструируют все более сложные постройки. Дети украшают свой участок:   наряжают   снежные   фигурки   в   шапки,   шарфики,   платки   (используются потерявшиеся   детские   вещи),   развешивают   «апельсины»   на   кустах   (вкладывают   между двумя половинками кожуры апельсина снежок с закатанной в него петелькой из шпагата). Ребята   учатся   сооружать   каркасные   снежные   постройки:   сколоченный   из   реек   каркас вставляют в снег и обкладывают сырым снегом (жираф, пальма, динозаврик и пр.). Взрослый   в   руководстве   детской   деятельностью   чаще   выступает   как   деловой партнер, который всегда может дать совет, помочь воплотить задуманное, сам смастерить что­нибудь необычное, и поиграть, и повеселиться вместе с ребятами. Мы предлагаем примерный календарно­тематический план работы с дошкольниками подготовительной группы по развитию творческого мышления в конструктивных играх (см. таблицу № 2). Таблица № 2 Примерный календарно­тематический план работы с дошкольниками Месяц Тема Сентябр ь «Наш микрорайон» (по замыслу) Октябрь «Дома   для с   гостей другой планеты» Ноябрь «Сказочныйго род». Декабрь «Транспорт будущего» Развивать   фантазию   конструктивное  и воображение; подготовительной группы Задачи по развитию творческого мышления         учить Развивать   фантазию конструктивное    Закреплять   навыки анализа объекта, выделения его   составных   частей   на основе анализа постройки;   самостоятельно   находить отдельные   конструктивные решения;  формировать   умение работать с образным, символическим и семантическим   содержанием рисунка или схемы.  и воображение;  формировать   умение образным, работать с символическим и семантическим   содержанием рисунка или схемы;  развивать   готовность генерировать идеи в условиях коллективного ииндивидуального   решения творческой задачи  Закреплять   навыки анализа объекта, выделения его   составных   частей   на основе анализа постройки;   развивать   способности к   образной   и   вербальной разработке деталей.     Содержание работы по использованию конструктивных игр     здания 1.Продолжать   учить   строить различные   из строительного материала. 2.Развивать умение обдумывать   назначение   и строение   будущей   постройки,   учить использовать графические наброски постройки   (дет.сад,   магазин, школа). 3.Сооружение   построек   из песка.     сообща 1. Продолжать   учить   делать постройки по   графическому наброску 2.   «Сказочные   жители». Конструирование из природного   материала   по графической схеме.         умение 1.Закреплять анализировать предмет, выделяя   в   нем   основные функциональные   части   и особенности   строения,   учить узнавать   вид   проекционного изображения   предмета   на рисунках.  2.Учить   строить   предметы   по собственному представлению  Развивать умение детей 1. создавать собственный замысел   конструкции   по  формировать у детей умение   представлять   себе то,   что   не   существует   в действительности  условиях решения творческой задачи генерировать   идеи   в коллективного   Январь «Старинные замки– новейшие замки».  Закреплять   навыки анализа объекта, выделения его   составных   частей   на основе анализа постройки;   учить   детей   смотреть на предметы с разных позиций, видеть   новое   в   старом, знакомом, привычном. Февраль «Древний город». учить  Закреплять   навыки анализа объекта, выделения его   составных   частей   на основе анализа постройки;   самостоятельно   находить отдельные   конструктивные решения;  к самостоятельной оценке своей творческой продукции. побуждать                   замков   «Конструирование   из предложенной теме, используя схематический рисунок постройки. 2. снега». Учить   сооружению   построек из   снега   по   составленному чертежу   («Снежный   поезд», «Аэросани», «Сапоги­ скороходы»). 3. Конструирование из бумаги («Ковер­самолет» ­ плетение). Сказочный транспорт». 4.Развивать   умение   детей создавать собственный замысел   конструкции   по предложенной теме, используя схематический рисунок постройки. 1. Продолжать знакомить детей   с   конструкциями   старинных и монастырей, учить анализировать   графическое изображение постройки, обсуждать   детьми   назначение замков,   башен,   входов;   учить планировать   свои   действия, действовать сообща. 2. Продолжать   знакомить   с элементами архитектуры. 3. Конструирование замков из снега и бумаги (по схеме). 1. Продолжать детей с архитектуры.  умение 2. Развивать   схему анализировать готического конструкции здания,   учить   строить   разные постройки:   соборы,   жилые дома, городские   башни, использовать   при   постройки различные архитектурные украшения   (статуи,   башни, орнаменты). 3. Развивать   умение   детей участвовать   в   планировании хода   построек,   анализировать знакомить элементами Март Космические путешественн ики Апрель­ Май Я­ конструктор – архитектор»   учить Учить  самостоятельно   находить отдельные   конструктивные решения;  отражать реальную   действительность   в новых непривычных сочетаниях, связях;  учить преобразовывать представления памяти, обеспечивающие   в   конечном итоге   создание   заведомо нового.       Учить  преобразовывать памяти, представления обеспечивающие   в конечном   итоге   создание заведомо нового;  формировать у детей умение   представлять   себе то,   что   не   существует   в действительности  к побуждать самостоятельной   оценке своей творческой   продукции.               из схемы построек. 4. «Городок». Конструирование из бумаги. 5. Учить   конструированию зданий бумаги, конструирование   здание   из пластмассового и металлического конструктора. 1.Развивать умение конструировать   здания, необыкновенные составление использовать     постройки. чертежа 2. Конструирование   «лунохода» из металлического конструктора (с использованием схемы). 3.«Инопланетяне». Конструирование из бросового материала  из  бумаги  игрушек обыкновенной постройки. по 1. Конструирование   различных   замыслу   из Учить материалов.   самостоятельному выбору деталей,   разработке   замысла­ образа конструкции предмета, составлению   схем,   созданию построек. 2.   Развивать   интерес   к архитектурным   сооружением. Учить анализу иллюстраций и определению   архитектурного стиля. 3.   Конструирование   из   песка по   замыслу.   Конструирование по   замыслу   из   различных материалов. 4.Учить самостоятельному выбору   деталей,   разработке замысла­образа   конструкции предмета,   составлению   схем, созданию построек.     Ожидаемые результаты к концу года Отмечается   стремление   к   новизне,   к   поиску   своего   собственного,   отличного   от  других решения в разных видах конструирования. Способны продуцировать разнообразные идеи  на основе самостоятельного анализа Развита   способность   к   комбинаторике,   к   гармоничному   сочетанию   элементов   в  Способны   выделить   функцию   объекта   и   предложить   его   новое   использование, видеть   объект   под   новым   углом   зрения,   найти   его   новое   использование,   расширить функциональное применение на практике.  конструкциях, изделиях.  сооружения, поделки, рисунки, схемы, чертежи.  Формируется   умение   придумывать   свои   конструкции   и   изделия   из   разных материалов   и   воплощать   их   сначала   в   зарисовках,   схемах,   затем   в   процессе конструирования.  Сформировано   умение   конструировать   и   мастерить   как   индивидуально,   так   и совместно с другими детьми по образцам, по условиям, по замыслу, генерировать идеи в условиях коллективного и индивидуального решения творческой задачи.  Продолжает   формироваться   умение   создавать   с   помощью   разных   материалов оригинальные,  заведомо   новые  образы,   отражать   реальную   действительность   в   новых непривычных сочетаниях, связях. Способны в целом дать самостоятельную оценку своей творческой

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУКТИВНЫХ ИГРАХ
Скачать файл