Творческая одаренность является социально значимой в современном образовании. В данной работе раскрывается индивидуальный подход к ребенку при работе в дополнительном образовании. Показываются современные трактовки одаренности. Как же выявить одаренность у ребенка? Одаренность и талант - в чем сходство и различие?
творческий потенциал.docx
Одной из актуальных задач современного образования является
наиболее полное раскрытие потенциала одаренных, талантливых
детей. Детская одаренность явление сложное и многогранное. Ее
успешное развитие зависит от условий воспитание и обучение детей.
Если образовательный процесс построен с учетом уникальности и
неповторимости одаренного ребенка и направлен на максимальное
развитие его способностей, от заложенных в детях потенциал,
реализуется полнее.
Одаренность (по Ожегову) рассматривается как способность к
выдающимся достижениям в любой сфере человеческой
деятельности.
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации
зависит от исключительно одаренных людей. Несмотря на то, что
самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее
всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми
людьми, в детстве им, как правило, не дают «раскрыться» и
проявить свою индивидуальность.
В настоящее время не существует четких определений
одаренности, Разработка методов определения способностей и
одаренности была начата в рамках психометрии, направленной на
оценку индивидуальных различий и личностных особенностей.
В последние годы рабочим определением одаренности и
талантливости стала формула, которая признает, что индивид
может отличаться функциональными или потенциальными
возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической
(успехи в учебе), творческой, художественной, в сфере общения.
С психологопедагогической точки зрения одаренные дети – это
дети, которые по уровню развития своих способностей явно
выделяются среди своих сверстников. Это могут быть общие
способности и специальные способности.
Критерием одаренности может служить возможность ребенка
достигать сверхвысоких успехов в социально значимых видах
деятельности, что выделяет его среди других представителей
данной возрастной или социальной группы.
Одним из видов социальнозначимой деятельности является
обучение. Одаренность, которая проявляется в повышенной
способности к обучению, обычно называют академической, в спортивной,
отличие от интеллектуальной одаренности,
художественной и т.д.
Матюшкин А.М. руководитель лабораторией психологии
одаренности в психологическом институте РАО предложил
методику диагностики детской одаренности для педагогов и
родителей. В ней есть десять шкал включающих основные типы
специальных способностей (талантов): творческий потенциал,
интеллектуальный потенциал, талант художника, музыкальный
талант, научный (исследовательский) талант, литературный талант,
актерский талант, технический талант, спортивный талант, талант
лидера.
С психологической точки зрения важно различать: одаренность
явную, возрастную (т.е. преходящую, проявляющуюся и исчезающую
в том или ином возрасте) и скрытую (т.е. пока не проявившую себя в
учебной и трудовой деятельности), но существующую как
потенциальная перспектива развития способностей. По данным Е.
Торренса, одного из крупнейших специалистов по одаренности,
примерно 30% детей, отчисленных за неуспеваемость из школы,
это дети со скрытой одаренностью.
Согласно точки зрения Павлова В.И., доктора психологических
наук, вопросы развития детей с повышенной способностью к
обучению не следует выделять в отдельную проблему, потому что
все дети обладают творческим началом и потенциалом к развитию
своих способностей. Если же способности ребенка не находят
своего полноценного и творческого развития, то виноваты в этом
взрослые, которые либо не создали условий, необходимых для
развития природных возможностей данного ребенка, либо загасили
его природные способности своими догматическими методами
обучения.
Поэтому нужно создавать соответствующую
развивающую, творческую образовательную среду, способствующую
раскрытию природных возможностей каждого учащегося.
Для выявления повышенной способности к обучению
используются самые разные методы от простого педагогического (и
родительского) наблюдения до специально разработанных
стандартизированных и тестовых заданий, а также игровых и
тренинговых методов. Как известно, профессиональная (преподавательская, учебная и
т.п.) деятельность и индивидуальный жизненный путь формируют у
каждого человека достаточно жестко воспроизводимые способы
поведения в стандартных (повторяющихся) ситуациях. Поэтому
использование тренинговых методов целесообразно не только для
выявления и развития способностей одаренных детей, но и для
профессиональной и особенно личностной подготовки педагогов,
работающих со способными детьми.
Акцент практической работы в условиях учреждений
дополнительного образования смещается от диагностики и развития
явной или скрытой одаренности к созданию условий для проявления
одаренности как становящегося системного качества психики.
Иными словами к созданию такой развивающей образовательной
среды, которая способствовала бы раскрытию и наиболее
оптимальному проявлению творческой природы психики данного
ребенка.
Учреждения дополнительного образования обладают большими
возможностями для индивидуального подхода к личности каждого
обучающегося.
Ребенок сознательно выбирает то или иное
объединение, где чувствует себя наиболее комфортно, в котором
его способности реализуются наиболее полно.
Сегодня проблема детской одаренности стала еще и социально
значимой. Возрастет необходимость в создании образовательных
программ, ориентированных на реальное развитие творческих
способностей творческого мышления, творческого потенциала
личности.
Дополнительное образование – составная часть непрерывного
образования и естественный партнер общеобразовательной школы.
При этом дополнительное образование становится средством
развития личности,
ее социальной адаптации. В системе
дополнительного образования на первый план выходит личность
ребенка, а не учебные программы в своем формализованном виде.
Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как
совместную деятельность педагога и ученика по развитию того
особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном
ребенке от природы (задатки) и приобретено им в жизненном опыте.
Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является
ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности
педагога и ребенка, педагога и группы.
Характер образовательной деятельности предполагает
выдвижение на первый план творческих и продуктивных заданий,
“погружение” в деятельность с последующей отработкой отдельных
элементов и действий, умений, обработкой и усвоением
информации.
Развитие творческого потенциала одаренных учащихся
предполагает разработку и реализацию специальных программ. В
эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и
дополнительными материалами, разработки по развитию творческих
способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных
личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной
адаптации одаренных детей.
Эффективность развития детской одаренности
в условиях УДО.
Изучение феномена одаренности длится уже более сотни лет.
Но до сих пор в нашем обыденном понимании термин “одаренность”
часто отождествляется с терминами “гений” и “талант”.
Современные специалисты в области психологии и педагогики
(например, Бабаева Ю.Д., Панов В.И., Холодная М.А. и др.)
утверждают, что детская одаренность делится на:
Явную (именно ее мы сразу и замечаем).
Возрастную (исчезающую с возрастом).
Скрытую, не проявленную (эти дети больше всего
доставляют неудобство).
С тех пор, как современная педагогика взяла курс на личностно
ориентированные концепции и технологии развития личности
ребенка, проблема детской одаренности проявилась наиболее ярким
образом.
Исходя из самого понятия “одаренность”, происходит от слова
“дар” и означающего особо благоприятные внутренние предпосылки
развития личности, психологи и педагоги подошли к самой
проблеме как явлению развивающемуся,
динамичному, в
индивидуальные),
изменяющемуся. Они обратили особое внимание на то, что
одаренность может иметь не только индивидуальный, но и
возрастной, преходящий характер. Поэтому для выявления и
развития одаренности использовать только тестирование стало уже
недостаточно, возникла необходимость разработки и применение
других методов и подходов: тренинги, игры, моделирование
творческой и учебной ситуации и т.п., которые рекомендуют
применять с самого раннего возраста. Необходимы также
образовательные программы для одаренных детей нового поколения
(дифференцированные,
которых
проектировался бы маршрут деятельности педагога,
ориентированный на реальное развитие творческих способностей,
творческого мышления, творческого потенциала личности ребенка,
а, следовательно, на развитие одаренности с реальными
результатами.
Эффективной возможностью проявления одаренности является
свобода выбора ребенком желаемого вида деятельности. Если
рассматривать феномен одаренного как единую, целостную систему
психофизических, эмоционально – волевых, личностных и духовных
сфер развития личности, то фактор свободы выбора становится
ценным. Наиболее благоприятные условия для проявления детей,
возможно, создать именно в УДО, деятельность которых строится
на основе свободного выбора ребенком одного или нескольких
видов занятий.
В современной классификации видов одаренности,
предложенной отечественными учеными, не выделяется творческая
одаренность. Творчество определяется как развитие деятельности
по инициативе самого ребенка, как “выход за пределы заданных
требований” – присутствие его в различных видах деятельности.
Отличительной чертой УДО является многообразие направлений их
деятельности, что дает возможность для проявления различных
видов творческой одаренности. Даже в самом названии учреждения
дополнительного образования заложено творчество – дом (или
центр) детского и юношеского творчества.
Динамику развития одаренности прослеживают до достижения
ребенком возраста взрослого человека. И здесь также широкое поле
деятельности можно предоставить УДО, которые принимают детей с 3х летнего возрасти (школа раннего развития) и работает с ними
до 18 лет. Формы и методика проведения занятий в УДО позволяют
использовать и тренинги, и игры, а моделирование творческой
ситуации часто составляет основу занятий.
Отражением деятельности педагога д.о., способом оценки его
работы является программа педагога. Если взглянуть в авторские
программы педагогов, то там нашлось место творчеству. Педагоги
ставят и решают такие психологопедагогические задачи, как
развитие творческих способностей, творческого мышления,
творческого потенциала личности и т.п., а следовательно, и
одаренности.
Работа с одаренными детьми обычно проводится малыми
группами (4 7 человек). Что позволяет более индивидуальную и
углубленную работу с каждым. Программа может быть рассчитана
как на группу детей, так и на каждого ребенка в отдельности.
Современные трактовки одаренности.
Вопросы творческой одаренности в настоящее время волнуют
многих. Это связано с развитием образования, которому присущи
профессионализация, с ужесточением требований молодежного
рынка труда.
Современная трактовка одаренности различает два подхода к
работе с одаренными детьми. Первый осуществляется следующим
образом: проводится диагностика, отбираются одаренные дети и их
учат по особым методам. При этом основным является вопрос о
диагностике: каким образом ее проводить, на основании каких
требований, каким образом выявить одаренность на начальном
этапе, как не «пропустить» одаренного ребенка? Но многие
преподаватели придерживаются мнения, что, повидимому, метод
диагностики (в самых разных своих модификациях) не позволяет и
никогда не позволит достичь 100процентного ответа на вопрос:
проявляет ребенок одаренность или не проявляет. Поэтому сейчас
придерживаются другого подхода: для успешного развития
одаренности необходимо создание насыщенной, эмоционально
богатой образовательной среды, где одаренность ребенка могла бы
проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с начинает продвигаться вперед,
последующим достижением значимых для него результатов. Именно
по мотивации, ведущей е продуктивной самореализации в
специально сконструированной образовательной среде, можно
проводить диагностику одаренности. При этом в учреждении
создаются условия, или особая среда для включения ребенка в
интересующую его деятельность: комфортная среда для ее
развития, характеризуемая возможностью различной скорости
продвижения в этой деятельности. В этом случае проблема
диагностики одаренности, связанная с целым шлейфом спорных
вопросов, сама собой отходит на второй план: одаренность
проявляется в деятельности. Если ребенок с интересом в нее
включается,
достигать
последовательных успехов, значит, он является одаренным. Таким
образом можно избавится от возможности «педагогических
ошибок», когда изза неадекватной оценки педагога, его
недостаточного
проблем
профессионализма,
взаимоотношений
учителя и ученика задатки творческой
одаренности не получают развития, остаются «дремлющими» и
постепенно атрофируются.
Главным принципом работы с одаренными детьми в сфере
дополнительного образования должен явиться принцип
предоставления возможностей
(или создание условий) для
предметной творческой деятельности и диагностики собственно
одаренности по продуктивности (значимому для ребенка
результату) той или иной деятельности за определенный период.
личных
Развитие творческого потенциала талантливых детей
Развитие творческого потенциала талантливых детей
Развитие творческого потенциала талантливых детей
Развитие творческого потенциала талантливых детей
Развитие творческого потенциала талантливых детей
Развитие творческого потенциала талантливых детей
Развитие творческого потенциала талантливых детей
Развитие творческого потенциала талантливых детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.