Развитие творческой деятельности у учащихся на уроках технологии
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
технология
5 кл—8 кл
09.04.2018
Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии. От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым наши уроки труда с установкой на созидание подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по окончании школы. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы.
Развитие творческой деятельности у учащихся на уроках технологии..docx
Учитель технологии первой
квалификационной категории
Н.Л.Плотникова
г. Новосибирск,
Гимназия №11 «Гармония»
Развитие творческой деятельности у учащихся на уроках технологии.
Целью моей педагогической деятельности является – развитие
творческих способностей учащихся на уроках технологии. От способности
ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и
навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную
личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и
компетентные специалисты. Тем самым наши уроки труда с установкой на
созидание подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой
деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по
окончании школы. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к
творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на
производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. На
основе этого я ставлю перед собой такие задачи:
приобщение учащихся к творческой работе,
привитие интереса к творчеству, поиску,
развитие навыков созидания, самореализации.
привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства,
формирование политехнических знаний и экологической культуры,
развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи,
обеспечение учащихся возможностью профессионального
самоопределения,
воспитание трудолюбия и культуры труда,
развитие эстетического чувства и художественной инициативы
1
Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть их
способности, дать возможность поверить в себя.
В решении поставленных задач я исхожу из теоретических положений,
определяющих ключевые направления моей деятельности в условиях
модернизации образования. К ним относятся методы обучения, которые: 1) формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию
обучающихся в учении;
2) развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:
исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
3) были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса
обучающихся;
4) реализовали бы принцип связи обучения с жизнью;
5) формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения,
непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической
деятельности.
Ведущее место среди таких методов в арсенале мировой и отечественной
практики принадлежит методу проектов, в основу которого положена идея
направленности учебнопознавательной деятельности обучающихся на
результат, который получается при решении той или иной практически или
теоретически значимой проблемы.
Проектный метод обучения как система обучения, гибкая модель
организации учебного процесса, ориентирована на творческую
самореализацию развивающейся личности учащегося и предполагает
развитие интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и
творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под
контролем учителя, обладающих субъективной или
объективной новизной, имеющих практическую значимость.
Проектность, как определяющая черта современного
мышления, проявляется в обобщенном и опосредованном познании
действительности, в ходе которого обучающиеся используя научные
знания, выполняют проект по созданию товаров или услуг от идеи до её
реализации.
Проектная деятельность способствует развитию целого комплекса таких
качеств личности как активность, смекалка, изобретательность, стремление
к знаниям, самостоятельности в выборе и решении задач, трудолюбия и др.,
необходимых для выполнения конкретной практической работы.
Анализ образовательных стандартов и примерных программ по технологии
показал, что содержание технологической подготовки способствует
формированию у обучающихся качеств, творчески думающей, активно
действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для
деятельности в новых социально экономических условиях. Так, в решении обозначенных цели и задач считаю необходимым
придерживаться некоторых стратегий, способствующих развитию
субъектной позиции обучающихся.
В содержание учебной программы включаю учебные элементы и задания,
которые позволяют учащимся проявлять творческие способности,
демонстрировать собственные находки и решения практических задач,
например: в 5 классе после прохождения темы «Ручные швы» девочкам
предлагается выполнить несколько декоративных швов на образцах. На
следующем занятии девочки выполняют творческий проект закладку для
книг, используя изученные декоративные швы, самостоятельно выбирают и
количество и расположение швов, цветовое решение. Тем, кто испытывает
затруднения в первоначальном композиционном решении, предлагаются
готовые образцы, в которые дети по
3
желанию могут вносить изменения. Все равно в каждой работе проявится
индивидуальность исполнения. Цель данного проекта дать возможность
проявить свои творческие способности. (СЛАЙДЫ)
При выборе тематики проектных и других практических работ
предоставляю обучающимся возможность самостоятельного выбора с
учетом их возможностей и интересов. В прошлом году наша гимназия
отмечала 25 летний юбилей и в 6х классах при изучении темы
«Декоративноприкладное творчество» был предложен творческий проект
«Подарок для гостей юбилея». Учащиеся подготовили 62 картины в
рамках под стеклом, вышитые крестиком. Цель данного творческого
проекта – дать возможность проявить свои творческие способности.
(СЛАЙДЫ) лягушки
В прошлом учебном году перед рождеством девочки 7х классов
выполняли творческий проект «Сапожок» Учащиеся сами разрабатывали
декор, выбирали материал, расцветку, всевозможные отделки и выкройки
для изделия. Мне оставалось только помочь ребятам воплотить их
необычные замыслы. Творческий, самостоятельный поиск решений
увлекает ребят, и я это активно поддерживаю. Учу детей понимать
истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может
быть тихой и спокойной, скромной и неброской. Все изделия девочки
подарили на праздник Рождества, а некоторые и дома еще выполнили сапожки. Цель этого творческого проекта закрепить навыки, полученные на
уроках технологии, изо, мхк, истории и др., а главное принести радость
близким. (СЛАЙДЫ)
В 7классе, получив знания по теме «Конструирование и
4
моделирование плечевых изделий» выполняем творческий проект.
На основании одного чертежа девочки выполняют различные модели плечевого
изделия. Некоторые учащиеся шьют модель на себя, остальные небольшого
размера, обосновывая тем, что носить эту одежду они не будут. Выполняя этот
проект, создаётся возможность вовлечь учащихся в посильную творческую
деятельность, что является необходимым условием формирования различных
творческих качеств мышления. (СЛАЙДЫ)
В 8 классе выполняем творческий проект, который защищаем в конце
учебного года. как экзамен промежуточного контроля .
Главная цель творческого проекта активизировать обучение, придав ему
исследовательский, творческий характер, и таким образом передать
учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Творческий проект это хорошая творческая задача для самовыражения
любого учащегося. Творческий проект я рассматриваю не только как
итоговую самостоятельную работу учащихся, но и как способ,
позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий,
удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе
и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и
удобным для себя и других”. Эти творческие проекты выполнены в
разнообразных техниках, както: вязание крючком, спицами, валяние,
мягкая игрушка, скрапбукинг и др. (СЛАЙДЫ16…..)
Три года в рамках дня семьи я проводила мастер классы по изготовлению
обереговых кукол.
В современном мире куклы считаются по большей части
5
детской забавой. Однако так было далеко не всегда. Еще какихто полвека
назад отношение к такой игрушке было самым серьезным, а в древности – и того больше. Куклы являлись магическими предметами, и каждая из них
выполняла свои функции. Куклыобереги чаще всего отождествлялись с
женскими божествами, хотя были и мужские куклы. Поэтому славянским
поделкам отводилась не только декоративная функция, и они представляли
собой не только детскую забаву, они считались сильным оберегом,
помощником в быту и личной жизни. Делалась куклаоберег и по случаю
праздников, как личных (рождение, свадьба), так и народных (Купала,
Рождество). Обереговые куклы древних славян были на все случаи жизни.
Современные экспозиции стараются передать все разнообразие и красоту
таких поделок. Каждая презентация – яркая и красочная, однако, чтобы
полностью насладиться оригинальностью и уникальностью поделок, не
достаточно просмотреть фото. Картинки и фото не передают весь колорит
этого национального шедевра. Обереговая кукла довольно просто делается
и самостоятельно. Всего несколько часов и в вашем доме поселится оберег,
который защитит вас самих и вашу семью от различных бед и напастей,
сохранит здоровье, оградит от сглаза и порчи, нехороших людей и всего
плохого.
Основные требования при создании магического предмета:
нельзя ни в коем случае рисовать кукле лицо
нельзя использовать колющие и режущие предмет.
Если нужно обрезать ткань для поделки, то сделать это лучше за
несколько дней до момента создания куклы
6
.
Чтобы как оберег кукла была сильной, делая ее, нужно быть в хорошем
расположении духа и думать только о приятных вещах.
Целью проводимых мастерклассов является развитие и укрепление
интереса к культуре славянских народов; формирование национального
самосознания.
При проведении мастер классов я ставила следующие задачи:
∙ формирование представления об изготовлении народной куклы, как
атрибута духовной культуры русского народ;
∙ привитие интереса к изготовлению обереговых, обрядовых и игровых
кукол;
∙ создание игровой куклы по традиционной технологии; ∙ развитие индивидуальных задатков и творческих способностей.
(СЛАЙДЫ 4448)
Для реализации учебновоспитательного процесса используются различные
формы и методы обучения.
Практика показала, что наиболее эффективными формами организации
обучения «Технологии» являются индивидуальная, групповая,
коллективная.
Выше было много рассказано об индивидуальной форме работы.
Все практические занятия раздела « Кулиннария», которые проходят
целую четверть, ведутся в групповой форме. Группы по 45 человек
формируются на весь раздел кулинарии.
На уроках раздела «Конструирование и моделирования одежды» учащиеся
работают в парах. Проводят оценку качества выполненной работы
самостоятельно, по
7
разработанным картам. Затем по этим же критериям это
изделие оценивает одноклассница. И третье оценивание провожу я.
Итоговую оценку ставим совместно.
(СЛАЙД49)
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАБОТКИ ВТАЧНОГО ЗАМКА И
ПРИТАЧНОГО ПОЯСА
ОЦЕНКА
СОБСТВЕННА
Я
ОЦЕНКА
ОДНОКЛАССНИЦ
Ы
ОЦЕНКА
УЧИТЕЛ
Я
№ КРИТЕРИИ
1
Симметричность
строчки
относительно
бокового шва
2 Отсутствие
видимости замка с
лицевой стороны 3
Строчка
притачивания
выполнена ровно
(ширина шва 10
мм), припуски
швов заутюжены
4 Концы пояса
5
обтачаны
качественно
С изнаночной
стороны углы
подрезаны,
вывернуты
6 Отделочная
8
строчка выполнена
ровно по поясу
7 Ширина пояса
одинаковая по
всей длине
Влажнотепловая
обработка
выполнена
качественно
Соблюдение
правил Т.Б.
Наличие
санитарной
формы. Работа в
классе.
9
Требования в оценочный лист прописываем вместе с учащимися , в
соответствии с технологическими картами.
В течении трех лет выполняем коллективную работу с 8 классами.
Учащиеся вывязывают крючком мотивы определенного размера, а я
собираю их в плед «Дружба» (СЛАЙД50)
8
Проектный метод обучения дает возможность стимулировать развитие
творческого потенциала учащихся, повышать мотивацию учебной деятельности, приобщать к экономическим отношениям, характерным для
формирующегося рынка. Сбор необходимой информации, изучение спроса
и предложения, т.е. проведение элементов маркетингового исследования,
требует умения общаться с различными категориями населения,
обоснование проекта зависит от умения аргументировать, отстаивать свою
точку зрения, убеждать, что также связано с культурой коммуникативной
деятельности. Восприятие оценки результатов проектной деятельности
тесно связано с адекватной самооценкой, проявлением уважения и такта,
терпимости и выдержки.
Проекты по технологии выступают в роли интегрирующих факторов,
способствующих интеграции учебных предметов помогая преодолевать
дробность образования. Тем самым решается педагогическая задача,
способность применять на практике полученные знания по основам наук.
Проекты по технологии в большинстве своем носят комплексный,
межпредметный характер и требуют использования знаний по многим
школьным дисциплинам.
Результаты моей работы: участие в ежегодной выставке «Малахитовая
шкатулка», где мои ученицы в 1213уч.году получили грамоты за 2 и 3
места, на выставке «Юные таланты Сибири» ученица стала лауреатом, в 12
13уч. году девочка получила грамоту за второе место на выставке
«Малахитовая шкатулка», в1314уч. году получили диплом лауреата на
выставке «Малахитовая шкатулка» и 5 почетных грамот за участие в
конкурсе творческих проектов.
9
Уроки нашего предмета – это уроки жизни. Этот школьный предмет
дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый
день в обыденной жизни.
Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть их
способности, дать возможность поверить в себя.
«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые
многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не
потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают
нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в
тупик». А.С. Макаренко.
10
А сейчас я проведу мастеркласс по изготовлению обереговой куклы
«Зайчик на пальчик».
Для изготовления куклы Зайчик необходимо:
1. Прямоугольный лоскут ткани размер 10 на 20 см (4*14,6*20)
2. Красные нитки 1,5м.
3. Любой наполнитель.
4. Ленты, бусины, колокольчики и др.мелочи для украшения (по желанию).
Ход работы:
1. Сложить ткань вдоль пополам лицевой стороной наружу. 2. С одного края (где сгиб) закладываем уголками вверх.
3. Посередине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем
одним концом нити – формируем ушки. Нитки не обрываем.
4. Формируем головку зайца, вложив наполнитель ниже ушек.
5. Свободным концом нити перевязываем ткань на шее и закрепляем нить петлей.
6. Срезы по длине складываем навстречу друг другу.
7. Свободный конец ткани скручиваем примерно на третью часть длины лоскута –
формируем лапки.
8. Сзади к шее зайчика поднимаем лапки.
9. Закрепляем нитками ткань к туловищу под лапками.
10. Оставшимся концом нити перевязываем туловище крестнакрест. Закрепляем
петлей нитку на шее и обрезаем ее.
Развитие творческой деятельности у учащихся на уроках технологии
Развитие творческой деятельности у учащихся на уроках технологии
Развитие творческой деятельности у учащихся на уроках технологии
Развитие творческой деятельности у учащихся на уроках технологии
Развитие творческой деятельности у учащихся на уроках технологии
Развитие творческой деятельности у учащихся на уроках технологии
Развитие творческой деятельности у учащихся на уроках технологии
Развитие творческой деятельности у учащихся на уроках технологии
Развитие творческой деятельности у учащихся на уроках технологии
Развитие творческой деятельности у учащихся на уроках технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.