Развитие учебной мотивации на уроках химии

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена статья на тему Развитие учебной мотивации на уроках химии Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя. Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно - воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей• Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
Иконка файла материала статья .doc
Алимова Эльвие Назимовна учитель химии магистр химии МОУ «Вольновская школа» п.Вольное, Джанкойский район Республика Крым  Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»                       Развитие учебной мотивации на уроках химии                Как   заинтересовать   ребят   изучением   предметов,   сделать   урок любимыми, увлекательными?              методы содержания   учащихся, следующие  Ответы   на   эти   вопросы   ищут   многие   педагоги,   учителя.    Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.               Актуальна для всех участников учебно ­ воспитательного   процесса:   родителей   и   учителей.                 Основу мотивации составляет потребность в чем­либо. Мотивация – это   процесс   побуждения   себя   и   других   к   деятельности   для   достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения ­ это значит приводить   их   к   постановке   и   достижению   личных   целей,   связанных   с овладением образования. мотивации. Выделяют   Эмоциональные мотивации: поощрение,       порицание,            игра,  4   ­   создание   ярких   наглядно­образных   представлений,          успеха,   оценивание,             задания,     8   ­удовлетворение   желания   быть   значимой   личностью. мотивации:  Познавательные    опыт,    интерес,    ситуации, 4   ­   побуждение   к   поиску   альтернативных   решений,    методы   на ­познавательный ситуации   выбор   жизненный ­ ­     учебно­познавательная     создание   стимулирующее проблемной свободный создание методы ­ ­          3  6       ­ ­               5  7 опора 2   ­        1  2        1 ­    35              3             ­   6    7            ­   4 ­ 6       1 2    4       ­     и      5      7   ­   выполнение       и   ­развивающаяся   создание   ситуации     методы 1 ­ предъявление   учебных   поиск   контактов будущей мотивации ­   самооценка   ­ творческих “мозговая прогнозирование   методы познавательные деятельности рефлексия   заданий,        атака”,    кооперация.       мотивации:  Волевые       требований,       2   ­   информирование   об   обязательных   результатах   обучения, 3   ­   формирование   ответственного   отношения   к   учению,       затруднения,             коррекция, поведения,       деятельности.       Социальные (IV):     ­   развитие   желания   быть   полезным   отечеству,             побуждение   подражать   сильной   личности, взаимопомощи, ­          ­ сотрудничества,       5­   заинтересованность   в   результатах   коллективной   работы, взаимопроверка,            рецензирование. Задача   учителя ­ организовать   процесс   обучения   таким   образом,   чтобы каждое   усилие   по   овладению   знаниями   протекало   в   условиях   развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов   умственной   деятельности,   как   анализ,   синтез,   абстрагирование, обобщение,   сравнение.   Школьников   необходимо   учить   самостоятельно работать,   высказывать   и   проверять   предположения,   догадки,   уметь   делать обобщение,   творчески   применять   знания   в   новых   ситуациях. На уроках химии я использую ряд упражнений и педагогических приемов, позволяющих   формировать   и   развивать   мотивацию.   Некоторые   из   них   я предлагаю вниманию. 1) Прием «Удивляй» Учитель   находит   такой   угол   зрения,  при   котором   даже   хорошо   известные факты загадкой. Урок «Жиры». Например, пробежав трусцой 7 км, человек тратит примерно столько же энергии, сколько он получает, съев всего лишь одну стограммовую плитку шоколада   (35%   жира,   55%   углеводов).Физиологи   установили,   что   при физической   нагрузке,   которая   в   10   раз   превышала   привычную,   человек, становятся   10 вашему классе         ­     в      7 6­9 Идёт   «Отсроченная по классе с другими   обращаюсь     новой   темы, теме           такие последствия? в   связь получавший   жировую   диету,   полностью   выдыхался  через   1,5  часа.   При углеводной же диете человек выдерживал такую же нагрузку в течение 4 часов. отгадка» 2)Прием «Аммиак». Урок   предметами а) Начиная   изучение   к   истории. История   произошла   во   время   I   мировой   войны.   Английский   крейсер   вел преследование   поврежденного  в бою  немецкого  эсминца. Цель  была   почти достигнута,   как   вдруг   между   кораблями   появилось   плотное   белое   облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части   корабля. Как   вы   думаете,   что   это   был   за   газ?   Почему   были   от   его обсуждение. действия б) Кроссворд Пример: урок в 9 классе «Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм». Можно   начать   урок   с   кроссворда,   учащиеся   должны   отгадывать   слова,   в результате чего получат ключевое слово, которое является и темой урока.  Кроссворд “Разминка” по повторению свойств углерода и его соединений.  Ключевым   словом   является   название   оксида   углерода   (II)   (Угарный  газ). 1.   Кислота,   которая   легко   разлагается   на   оксид   углерода   (IV)   и   воду. (Угольная). 2. (Газообразное). 3.   Поглощение   газообразных   или   растворенных   веществ   поверхностью твердого (Адсорбция). 4.  Явление,  когда   один   и  тот   же   химический   элемент   образует   несколько простых (Аллотропия). 5.Вещество,   имеет   линейное   строение,   обладает   особым   свойством   – совместимостью   с   тканями   человеческого   организма.   (Карбин). 6.Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, металла и углерода. (Карбиды). 7.Химический элемент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева (Кремний).   8. (Графит). 10. (Карбонаты).     Важнейшее   аллотропное   видоизменение   углерода.   Общее   название   солей   угольной   кислоты.   Агрегатное   состояние   углекислого     под   порядковым   номером   №14. вещества. веществ. газа.11.  Твердое,   прозрачное,  бесцветное   аллотропное   видоизменение   углерода. (Алмаз).         темой Использование задач в) Урок можно начать с задачи на определение вещества. Заданное вещество и будет урока. Пример: Это вещество используют для получения искусственного меда; 26% ее   содержится   в   сахарном   тростнике;   она   является   основным   источником энергии для питания головного мозга. Про какое вещество идет речь, если известно, что 0,25 моль этого вещества имеет массу 85,5г, а массовая доля Углерода   –   0,   421,   Водорода   –   0,064,   Кислорода   –   0,547.   Определите молекулярную   формулу   этого   вещества.   (Ответ:С12Н22О11 –   сахароза). 3) куст» К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова­ ассоциации.   Выход   будет   следующим:   Если   ряд   получился   сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить ряд; •оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что­либо стереть. Пример: «Спирты»  Какие   ассоциации   у   вас   возникают   с   понятием   «спирт»? «Ассоциативный ассоциативный добавить 10   в   урок   классе   или по     теме Прием   слова   в     новыеурок       быть   получен   конечный «Картинная Прием «Мозговая атака» 4) Метод,   используемый   для   создания   банка   идей,   из   которых   впоследствии можно  выбрать  лучшую. Работая  в  группе   или  в  паре,  учащийся  зачастую получает   гораздо   больший   заряд   энергии,   уверенности   в   своих   силах. Достоинство этого метода ­большое количество идей в единицу времени. На стадии   осмысления   лучшая   идея   прорабатывается,   а   на   стадии   рефлексии может продукт. Пример:   урок   в   10   классе   по   теме   «Карбоновые   кислоты». На столе на тарелке лежат яблоки, мандарины, апельсины, лимоны (можно использовать   рисунки   этих   фруктов).   Учитель   (показывает   на   фрукты)   и спрашивает:   что   объединяет   эти   вкусные   продукты   (Ответ:   содержатся кислоты). 5)Прием галерея»  Дайте   ученикам   задание   предварительно   подготовить   иллюстрированные материалы по теме, которая планируется для изучения. Учитель вывешивает на доске 4–5 картин (фотографий), содержащих признаки основного понятия или явления. Объединив учеников в группы, он предлагает их представителям через   некоторое   время   назвать   признаки   понятия,   которые   изображены   на картинах. После завершения работы в группах представители называют один признак,   связанный   с   темой   урока.   Учитель   записывает   его   на   доске. Пример: «Кислоты». Вывешиваются   фотографии   связанные   с   кислотами:   формулы   кислот, фотографии   лимонов   и   мандаринов,   фотография   кислотного   дождя. Вопрос: фотографии? Или «Глицерин»   Фотографии тосола, меда, растительного масла, детского крема, жевательной резинки, манита. объединяет? Вопросы: свойства? Можете Известна строение? состав? Можете 6) Прием тема» Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводит саму тему. Тема формулируется в конце урока, при подведении итога работы. Или дети формулируют темы, которые записываются  на доску,   а в конце урока точная. сказать «Необъявленная их назвать   Что вы   Вы объединяет классе     эти     теме в   8   классе выбирается   по   теме     Урок   Что в   наиболее Вам     по ли           ли     10   их     их     ли                         ихв   Урок     10   классе   «Альдегиды» Пример: Учащимся предлагаются формулы соединений. Учащиеся должны их назвать и   ответить   к   какому   классу   органических   соединений   они   относятся. Учащиеся не могут назвать все формулы, так как не изучали данную тему.   по   теме CH4 C2H5OH C6H5NO2 CH2=CH2 CH3CHO C6H5CH3 C6H6 CH3CHO Таким образом, можно сделать следующие выводы: Мотивация   –   один   из   факторов   успешного   обучения   учащихся   на уроках. Снижение   положительной   мотивации   учащихся   ведет   к   снижению успешности и эффективности обучения. Развитие   мотивов,   связанных   с   содержанием   и   процессом   учения,   обучения   по   всем   результативность позволяет   повысить общеобразовательным предметам. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную  мотивацию детей, способствует   развитию   основных   мыслительных   операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.         //   Завуч, используемой   Список литературы:  1.   Бутылина,   Е.   В.   «Факторы,   влияющие   на   качество   образования»   /   Е.В. Бутылина 17­21.  2.   Божович,   Л.   И.   Изучение   мотивации   поведения   детей   и   подростков.   – Москва: с.  3. Гин, А. А. Приёмы педагогической техники. – Москва: Вита­Пресс, 2006. – 112 с. 4.Курсы   повышения   квалификации   «Как   начать   и   как   завершить   урок   по ФГОС» http://moi­universitet.ru/ru/do/directions/attestacia/UrokFGOS/UrokFGOS/ Просвещение,   №7. –2005. 1972.       С.         95   –