Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий требуют повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Особую значимость приобретает готовность обучающихся к поиску и переработке информации, осознанность умственной деятельности, способность к переносу освоенных навыков на другие области.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Нормативноправовая база…………………………. с. 2
Пояснительная записка……………………………... с. 4
Учебнотематический план…………………………. с.8
Содержание изучаемого курса………………………. с. 12
Календарнопоурочное планирование……………… с.14
Учебнометодический комплекс……………………. с. 19
1 1.
Нормативноправовая база.
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273ФЗ «Об образовании в
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
Федеральный уровень:
1.
Российской Федерации
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
2.
от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования»
3.
от 12.05.2011 №03296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования»
4.
от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»
5.
№ 1897 от 17 декабря 2010 года «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»
6.
№ 413 от 17 мая 2012 года «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»
7.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические
требования к условиям организации обучения в общеобразовательных
учреждениях»» (далее СанПиН 2.4.2.282110)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
2 «Об утверждении плана действий по модернизации общего
О введении ФГОС основного общего образования в
О порядке введения ФГОС основного общего образования в
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №
Региональный уровень:
1.
Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской
области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской
области от 29.08.2013 г. № 1543. (с изменениями на: 30.12.2015)
2.
образования в Челябинской области на 20112015 годы, направленных на
реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая
школа» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области
№ 02600 от 05.10. 2010 г.).
3.
03/ 961 от 28 марта 2013 г. «Об утверждении Концепции региональной
системы оценки качества образования Челябинской области».
4.
общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01 сентября
2014 г./ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №
01/2564 от 14.08.2014 г.
5.
общеобразовательных учреждениях с 01 сентября 2012г./ Приказ
Министерства образования и науки Челябинской области № 24/ 6142 от
20.08.2012 г.
6.
и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными
учреждениями основных образовательных программ начального, основного,
среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова,
Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов,
Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева,
Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Минво
образования и науки Челяб. обл.; Челяб. инт переподгот. и повышения
квалификации работников образования. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. –
164 с.
Методические рекомендации по учету национальных, региональных
Приказ об утверждении "Положения о структуре, порядке
Школьный уровень:
1.
разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля) в МОУ "СОШ № 31" г. Магнитогорска" от
31.08.2015 г. № 130П.
3 Приказ об утверждении "Рабочих программ , учебных курсов,
2.
предметов, дисциплин (модулей), реализуемых в 2016 2017 учебном году"
от 15.09.2015 г. № 211П.
3.
Календарноучебный график на 20162017 учебный год.
2.Пояснительная записка.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека
волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще
4 можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания
становится все более актуальной. Именно учитель, имеющий возможность
влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль
в своей деятельности.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые
требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности
каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в
процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть
использованы этические диалоги и нравственные беседы.
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является
формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от
содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания,
направленный на развитие всех, должен быть построен так, чтобы обеспечить
оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности.
В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства
воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает
группа средств, направленных на формирование нравственных суждений,
оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе
относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.
Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в
том, что они не в коем случае не должны переходить в назидательность, в беседе
должны содержаться как можно больше обсуждений с детьми жизненных
ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от
возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а
также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее
интересующие их вопросы.
Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних
знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только
реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и
способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только
в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в
нравственных поступках.
Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм,
регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла.
Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали
закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость".
Все эти понятия имеют оценочный характер.
Слово учителя своего рода инструмент воздействия на воспитание личности
ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка,
5 самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают
человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию,
умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога,
его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми
и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения
которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и
никогда не противоречат истинным этическим нормам.
Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого,
что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что
возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с
окружающими. Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех
творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в
сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании
важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но
и самое главное, включить младшего школьника в различные виды
деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.
Цель программы расширение культурного кругозора, развитие культуры
этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения
самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.
Задачи программы:
1. Возрождение духовнонравственных ценностей.
2. Обеспечение единства воспитательных и жизненнопрактических задач,
создание собственного отношения к жизни. Формирование нравственных основ
личности.
3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.
4. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей
учащихся. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.
Режим проведения занятий.
Рабочая программа ориентирована на обучающихся 4 класса.
Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что
составляет: в 4 классе 34 учебных часа в год.
Планируемые личностные и метапредметные результаты изучения
курса программы «Развитие познавательных способностей»:
Основные направления и содержание деятельности
Учебная деятельность
6 Курсы литературы, истории, основ философии. Изучение классической
литературы, знакомство с литературным и философским наследием прошлого.
Внеурочная деятельность
1. Уроки нравственности
2. Нравственные беседы и этические диалоги
3. Практические занятия
Курсы литературы, истории, основ философии. Изучение классической
литературы, знакомство с литературным и философским наследием прошлого.
Внеурочная деятельность
1. Уроки нравственности
2. Нравственные беседы и этические диалоги
3. Практические занятия
Программа рассчитана год, 34 часов (1 час в неделю).
Программа вариативна, изменчива, может и должна корректироваться (по
тематике, содержанию, формам занятий) в зависимости от задач воспитания,
специфики классного коллектива, особенностей учащихся, характера
окружающей воспитательной среды, от личности педагога. Для отслеживания
результатов занятий по нравственному воспитанию каждая из трёх частей курса
заканчивается диагностикой нравственных ценностей учащихся с
использованием различных методик (тест “Мои ценности”, метод недописанного
предложения, “свиток” )
Основные типы занятий: беседа, диспут, практикум, просмотр и обсуждение
фильма, презентация.
Ученики могут вести специальную тетрадь, в которой фиксируется тема
занятия, выполняются творческие задания. Так как многие записи могут носить
личный характер, учитель может читать записи только с позволения ученика.
7 3.Учебнотематический план.
Тема занятия
№
заняти
Всего
часов
Теоретич.
Практич.
я
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
“Человек –
великолепно, это
звучит гордо!”
(А.М.Горький)
“Человек среди
людей”
“Человек и его
мораль”
Золотое правило
нравственности
“Человек – сам себе
враг?”
“Сам себя
воспитать должен”
“Нет уз святее
товарищества”
“Человек создан
для счастья…”
“По каким
правилам мы
живём?”
“Мои духовные
ценности”
“Человек –
великолепно, это
звучит гордо!”
(А.М.Горький)
“Человек среди
людей”
“Человек и его
мораль”
Золотое правило
нравственности
“Человек – сам себе
враг?”
“Сам себя
воспитать должен”
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
8 17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
“Нет уз святее
товарищества”
“Человек создан
для счастья…”
“По каким
правилам мы
живём?”
“Что такое
культурный
человек?”
“Что такое
интеллигентность?”
“Внешний облик –
внутренний мир”.
“Нравственные
качества,
определяющие
отношение человека
к другим людям”.
“Совесть как
всеобщий
естественный закон
и мерило жизненных
ценностей”.
“Проблема добра и
зла”
“Десять Заповедей –
основа
нравственности
человечества”.
Нравственные
основы
коммуникации
Выход из сложных
жизненных ситуаций
“Мои духовные
ценности”
“Что такое
культурный
человек?”
“Что такое
интеллигентность?”
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
9 32
33
34
“Внешний облик –
внутренний мир”.
“Нравственные
качества,
определяющие
отношение человека
к другим людям”.
“Совесть как
всеобщий
естественный закон
и мерило жизненных
ценностей”.
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Список литературы
1. Янушкявичус Р.В., Янушкявичус О.Л.. Основы нравственности. Беседы по
этике для старшеклассников. М.:ПРОПРЕСС, 1998.
2. Щуркова Н.Е., Рагозина Л.Д. Классное руководство. Формирование
жизненного опыта у учащихся._М.: Педагогическое общество России,
2002.
3. Щуркова Н.Е.,Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания.
Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе
(Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого)./М.: Центр
“Педагогический поиск”, 2004.
4. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя
воспитателя. М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом
“Ноосфера”, 1999.
5. Маленкова Л.И. Человековедение: Программа и методические материалы
для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
6. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. – М.:
Просвещение, 1991.
10 7. “Уроки нравственности”.Учебнометодический комплект. ООО
“Издательский, образовательный и культурный центр “Детство.
Отрочество. Юность”, 2005
11 12
Развитие универсальных учебных действий.
Развитие универсальных учебных действий.
Развитие универсальных учебных действий.
Развитие универсальных учебных действий.
Развитие универсальных учебных действий.
Развитие универсальных учебных действий.
Развитие универсальных учебных действий.
Развитие универсальных учебных действий.
Развитие универсальных учебных действий.
Развитие универсальных учебных действий.
Развитие универсальных учебных действий.
Развитие универсальных учебных действий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.