Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации
Оценка 5
Библиография +2
docx
информатика +1
Взрослым
13.02.2019
Окружающий нас мир за последние несколько лет стал другим. Он стал динамичным. Пришло понимание, что ситуация в мире складывается так, что теперь нужно все время учиться. Сегодня нельзя быть на всю жизнь обеспеченным квалифицированной работой, однажды получив образование. Управление динамичным миром требует другого понимания и других навыков. Реалии современной действительности требуют высокого напряжения интеллектуальных и психических сил от человека, желающего быть успешным в любой сфере деятельности. Мы должны научить детей жить в мире, которого не знаем сами. В основу нового стандарта положен мыследеятельностный или метапредметный подход к обучению
МО Прокуда Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации.docx
Развитие универсальных учебных действий у учащихся
посредством технологии модерации.
Из опыта работы учителя информатики МБОУ СОШ №29
М. В. Прокуда
Окружающий нас мир за последние несколько лет стал другим. Он стал
динамичным. Пришло понимание, что ситуация в мире складывается так, что
теперь нужно все время учиться. Сегодня нельзя быть на всю жизнь
обеспеченным квалифицированной работой, однажды получив образование.
Управление динамичным миром требует другого понимания и других
навыков. Реалии современной действительности требуют высокого
напряжения интеллектуальных и психических сил от человека, желающего
быть успешным в любой сфере деятельности. Мы должны научить детей жить
в мире, которого не знаем сами. В основу нового стандарта положен
мыследеятельностный или метапредметный подход к обучению.
Приоритетной целью образования в современной школе становится
развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим
миром, к самообразованию и саморазвитию. Проблема заключается в том, что
успешное обучение в школе невозможно без сформированности предметных и
метапредметных компетенций у ребёнка, которые необходимы ему для
дальнейшей учебной деятельности. Следовательно, моя задача как учителя
заключается в развитии этих умений у учащихся.
Для выполнения данной задачи я использую способы и методы работы,
которые помогут не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить,
рассказать, показать, но и включить самого обучающегося в учебную
деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения новыми
знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно
практических и жизненных проблем.
1 Данный подход определяет актуальность темы моего педагогического
исследования: «Развитие универсальных учебных действий у учащихся
посредством технологии модерации».
Объектом исследования моего опыта является учебный процесс школьников в
условиях систематического использования технологии модерации и активных
методов обучения.
Предметом исследования считаю роль технологии модерации и
активных методов обучения в повышении учебной мотивации и активизации
познавательной деятельности школьников.
Цель описания опыта
(исследования) – анализ использования
технологии модерации и активных методов обучения с целью повышения
эффективности учебного процесса.
Решаемые задачи:
изучить сущность, специфику и особенности использования
технологии «модерации» и активных методов обучения как
средство повышения учебной мотивации, условие повышения
эффективности обучения;
экспериментально проверить формы, методы и педагогические
условия, в которых применение данной технологии становится
средством повышения учебной мотивации и средством повышения
эффективности учебного процесса;
выявить общие закономерности изменения успешности
обучающихся (изменение успеваемости, участие во внеурочной
деятельности, участие в конкурсах, олимпиадах).
Планируемый результат опыта (гипотеза исследования): если в процессе
обучения школьников систематически использовать технологию «модерации»
и активных методов обучения, то это способствует:
повышению учебной мотивации;
улучшению усвоения учебного материала;
2 сформированности практической направленности знаний
обучаемых;
улучшению эмоционального, положительного отношения к
изучаемым предметам;
повышению информационной культуры учащихся;
развитию познавательной и творческой активности учащихся;
развитию универсальных учебных действий
Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе
успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное
значение над узкопредметными знаниями и навыками.
Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами
ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать.
Что значит работать со знанием? Это означает его применять, искать
условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять,
находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и
контекстах. Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше
идеальность обучающего или управляющего действия.
Сегодня
я буду говорить о
технологии модерации, поскольку при
использовании данной технологии я отмечаю
ключевых эффектов успешного обучения.
По моему мнению, обучение, основанное на технологии модерации, приводит
стабильное достижение
к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их
познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и
развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность,
позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на
педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.
Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов
обучения. Меняется и роль учителя. Он становится консультантом,
наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к
нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в
3 более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. В
результате растет доверие к учителю. Это требует психологической
перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого
урока, знания технологии модерации, активных методов обучения,
психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с
лихвой окупаются достигаемыми результатами.
Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока, а
также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса.
Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в
обсуждении темы,
презентации результатов
выполнении заданий,
самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то,
чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а
сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на
достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту
сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая
работа может проводиться в парах, миникомандах или малых группах, либо
всем классом.
Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием
и гарантированного достижения запланированных целей урока в основу
технологии положены следующие ключевые принципы:
структурированность, систематичность, комплексность, прозрачность и
воспитание через предмет.
На этапе планирования урока с использованием модерации я формулирую не
только цели обучения. Такой принцип, как воспитание через предмет, в
технологии модерации находит свое прямое воплощение. Поэтому не важно,
планирую ли я урок информатики или внеурочное мероприятие, в процессе
урока обучающиеся будут достигать и цели изучения информатики, и цели
воспитания, развития и социализации. И все эти цели, а также пути их
достижения я
через соответствующую организацию
планирую
образовательного процесса реализую на каждом уроке. Я считаю это
4 совершенно правильным, поскольку перед школой все эти цели поставлены и
достижением их должен заниматься не только классный руководитель, а весь
школьный коллектив. Заниматься воспитанием, развитием, социализацией
ребенка необходимо в течение всего школьного дня, а не только на редких
классных часах. Именно тогда мы можем обоснованно рассчитывать на
реальные успехи школьного образования. И технология модерация будет
надежным помощником на этом пути.
Отсюда вытекает построение урока в технологии модерации.
Каждая фаза – это полноценный раздел образовательного мероприятия.
Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Будучи
логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы обеспечивают
целостность и системность образовательного процесса, придают законченный
вид уроку или внеклассному мероприятию. Активные методы обучения,
используемые в каждой фазе модерации, идеально подходят для данной
технологии, обуславливая синергетический эффект образовательного
процесса.
Достижение эффективности и качества образовательного процесса при
использовании технологии модерации,
получение запланированных
результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся
обеспечивается организацией следующих ключевых процессов: интеракции,
коммуникации, визуализации, мотивации, мониторинг, рефлексии,
анализа деятельности участников, оценки результатов.
В настоящее время опубликовано много методической литературы,
описывающей различные методы активного обучения. Для каждого этапа
урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать
конкретные задачи каждой фазы модерации.
5 Я в своей деятельности использую не только заимствованные, но и
авторские методы. Я хочу познакомить вас с некоторыми методами, которые
я считаю наиболее приемлемыми и использую в своей работе.
На этапе инициации (начало урока, знакомство) мне очень нравятся
такие задания,
которые позволяют учащимся самостоятельно
сформулировать тему «Ребус», «Загадка», «Кроссворд»
Вместе с этим, я использую авторские методы. Чаще всего метод
«Минутка с хорошей книгой» Технология проведения метода: озвучиваю
эпиграф урока и прошу учащихся ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти
слова?»
Эпиграф я выбираю не случайно, он должен отражать или
содержание урока или деятельность учащихся на занятии. Ученики должны в
итоге правильно истолковать слова эпиграфа. Этот метод позволяет мне
динамично начать урок, обеспечить мне рабочий настрой и создать хорошую
атмосферу.
На этапе погружения в тему, на котором формулируется тема урока и
сообщаются цели урока, очень эффективен метод «Творческий эксперимент»,
который вызывает у учащихся большой интерес. Например, при изучении
темы «Электронные таблицы» в 7 классе, в качестве устного задания
предлагаю найти средний и общий вес и рост класса, используя весы и
ростомер. То есть перед учениками ставиться проблема, они предлагают пути
решения, выполняют эксперимент и приходят к необходимости создания
инструмента для вычисления.
самостоятельно формулируют тему урока, у них повышается мотивация.
Благодаря этому методу, учащиеся
На
этапе формирование ожиданий учеников (планирование
эффектов урока) я применяю авторский метод «Пусть говорят» с целью
провести выяснение ожиданий и опасений, постановку целей обучения, а
также уровень знания по новой теме. Суть метода: знакомлю детей со
словарем новой темы и предлагаю пояснить те понятия, о которых они в силу
6 накопленного ранее опыта имеют представление. Выяснив уровень знаний по
новой теме, предлагаю сформулировать тему и цели урока, а также задачи,
которые они ставят перед собой. В ходе дальнейшего урока мы постоянно
сравниваем наши выводы с первоначальными высказываниями и формулируем
новые.
Конечно, не всегда и каждую тему можно предложить учащимся для
самостоятельного изучения. Поэтому на этапе передачи и объяснения
информации я использую такой метод как лекция, но не просто лекцию, а
интерактивную лекцию.
Но часто при изучении новой темы работу можно организовать так, что
учащиеся самостоятельно прорабатывают новый материал. Применение
авторского метода «Биатлон», позволяет учащимся в ходе выполнения
практической работы сформулировать новые понятия и факты. Эту работу
можно организовывать в парах, группах, со всем классом, индивидуально. При
организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы
обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый
материал. Учащимся предлагается тест «Огневой рубеж», в котором до 40 %
вопросов из новой темы, если оценка теста не удовлетворительна, то
учащийся отправляется на «штрафной круг», проработать материал из
учебника, справочника, опорного конспекта, таблицы. Далее, следующий
«огневой рубеж» (это может быть и тест и практическая работа) и новая
порция материала для самостоятельной работы. А в конце урока каскад
оценок.
Когда я вижу, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы
или сложная задача, мы делаем паузу, вспоминаем о восстанавливающей силе
релаксации!
Пример Активных методов релаксации: Метод «Земля, воздух, огонь
и вода».
7 Цель – повысить уровень энергии в классе.
Проведение: я прошу обучающихся по команде изобразить одно из
состояний – воздух, землю, огонь и воду. Например, изобразить воздух.
Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают
глубокий вдох, а затем выдох. При этом можно подсказывать действия
ученикам, а можно предоставить им возможность пофантазировать.
На этой фазе можно рассказать стихотворение, сказку, притчу анекдот,
показать мультфильм или другое видео. Подобный материал я накапливаю из
книг, кинофильмов, все это должно подходить по теме урока и цели
воспитания.
Методы релаксации: «Снежинка», «Летний луг», «Берег моря», «Новый
год» и тому подобные можно выбирать по ситуации.
Этап проработки новой темы. Можно предложить много методов для
данного этапа, которые проводятся и фронтально и в группах. Я хочу
познакомить вас с авторским методом «Заморочки из бочки».
Для проработки содержания новой темы, ученикам предлагается по
очереди вынимать (самостоятельно) задания из «бочки» и выполнять их,
работать можно и в парах и в группах и индивидуально.
Для завершения урока я использую такие активные методы как: «Мудрый
совет», «Все у меня в руках!», «Комплименты», «Эмоциональные смайлики»
«Карта успеха». По названию методов вы, наверное, догадались о технике
проведения методов. Следует отметить, что перечислены методы рефлексии
деятельности учащихся и методы рефлексии учебного материала. Эти методы
помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и
завершить работу. А я хочу напомнить о методе «Пусть говорят». В начале
урока мы озвучили задачи урока, а в конце урока необходимо выяснить:
соответствовал ли урок нашим ожиданиям. Данный метод позволяет мне
получить обратную связь от прошедшего урока. Для меня этот этап очень
8 важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что
необходимо обратить внимание на следующем уроке.
В результате систематического применения метапредметных связей учебная
деятельность учеников активизировалась, повысился уровень обученности. У
детей появляется интерес к предмету с помощью нетрадиционного подхода к
обучению. Они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а
творчески подходить к выполнению задания, проявлять инициативу,
отстаивать собственное мнение.
Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и
часто находят интересные способы их решения. Постепенно увеличивается
объём работы на уроке, повышается внимание и работоспособность детей.
Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их
поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не
боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных
мероприятиях.
Выводы, теоретические основы и методические аспекты, связанные с
использованием метапредметных связей на уроках информатики, мои
методические материалы и успехи моих учеников представлены на личном
сайте http://www.mariyaprokuda.edusite.ru
9
Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации
Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации
Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации
Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации
Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации
Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации
Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации
Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации
Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.