Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации
Оценка 5

Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации

Оценка 5
Библиография +2
docx
информатика +1
Взрослым
13.02.2019
Развитие  универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации
Окружающий нас мир за последние несколько лет стал другим. Он стал динамичным. Пришло понимание, что ситуация в мире складывается так, что теперь нужно все время учиться. Сегодня нельзя быть на всю жизнь обеспеченным квалифицированной работой, однажды получив образование. Управление динамичным миром требует другого понимания и других навыков. Реалии современной действительности требуют высокого напряжения интеллектуальных и психических сил от человека, желающего быть успешным в любой сфере деятельности. Мы должны научить детей жить в мире, которого не знаем сами. В основу нового стандарта положен мыследеятельностный или метапредметный подход к обучению
МО Прокуда Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации.docx
Развитие  универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации.  Из опыта работы учителя информатики МБОУ СОШ №29 М. В. Прокуда Окружающий   нас   мир   за   последние   несколько   лет   стал   другим.   Он   стал динамичным. Пришло понимание, что ситуация в мире складывается так, что теперь   нужно   все   время   учиться.   Сегодня   нельзя   быть   на   всю   жизнь обеспеченным квалифицированной работой,   однажды получив образование. Управление   динамичным   миром   требует   другого   понимания   и   других навыков.   Реалии   современной   действительности   требуют   высокого напряжения   интеллектуальных   и   психических   сил  от   человека,   желающего быть успешным в любой сфере деятельности. Мы должны научить детей жить в   мире,   которого   не   знаем   сами.     В   основу   нового   стандарта   положен мыследеятельностный или метапредметный подход к обучению. Приоритетной   целью   образования   в   современной   школе   становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Проблема заключается в том, что успешное обучение в  школе невозможно без сформированности предметных и метапредметных   компетенций     у   ребёнка,   которые   необходимы   ему   для дальнейшей учебной деятельности. Следовательно, моя задача как учителя заключается в развитии  этих умений у учащихся.  Для выполнения данной задачи я использую способы и методы работы, которые   помогут   не  только   наглядно   и   доступно   на   уроке  всё   объяснить, рассказать,   показать,   но   и   включить   самого   обучающегося   в   учебную деятельность,   организовать   процесс   самостоятельного   овладения   новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно­ практических и жизненных проблем. 1 Данный   подход   определяет   актуальность   темы   моего   педагогического исследования:   «Развитие     универсальных   учебных   действий   у   учащихся посредством технологии модерации». Объектом исследования моего опыта является учебный процесс школьников в условиях систематического использования технологии модерации и активных методов обучения. Предметом   исследования  считаю   роль   технологии   модерации   и активных методов обучения в повышении учебной мотивации и активизации познавательной деятельности школьников. Цель   описания   опыта  (исследования)   –   анализ   использования технологии   модерации   и   активных   методов   обучения   с   целью   повышения эффективности учебного процесса. Решаемые задачи:   изучить   сущность,   специфику   и   особенности   использования технологии   «модерации»   и   активных   методов   обучения   как средство   повышения   учебной   мотивации,   условие   повышения эффективности обучения;  экспериментально   проверить   формы,   методы   и   педагогические условия,   в   которых   применение   данной   технологии   становится средством повышения учебной мотивации и средством повышения эффективности учебного процесса;  выявить   общие   закономерности   изменения   успешности обучающихся   (изменение   успеваемости,   участие   во   внеурочной деятельности, участие в конкурсах, олимпиадах). Планируемый результат опыта (гипотеза исследования): если в процессе обучения школьников систематически использовать технологию «модерации» и активных методов обучения, то это способствует:  повышению учебной мотивации;  улучшению усвоения учебного материала; 2  сформированности   практической   направленности   знаний обучаемых;  улучшению   эмоционального,   положительного   отношения   к изучаемым предметам;  повышению информационной культуры учащихся;  развитию познавательной и творческой активности учащихся;  развитию универсальных учебных действий  Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать.  Что   значит   работать   со   знанием?  Это   означает   его   применять,  искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить   новые   связи   и   соотношения,   рассматривать   в   разных   моделях   и контекстах.   Чем   больше   активность,  самоорганизация   учеников,   тем   выше идеальность обучающего или управляющего действия. Сегодня     я   буду   говорить   о     технологии   модерации,   поскольку   при использовании   данной   технологии   я   отмечаю   ключевых эффектов успешного обучения. По  моему мнению, обучение, основанное на технологии модерации,  приводит   стабильное   достижение к   повышению   мотивированности   обучающихся,   стимулированию   их познавательной   активности   и   творчества,   всестороннему   раскрытию   и развитию   способностей.   Творческий   характер   обучения,   увлеченность, позитивный   настрой   учащихся   оказывают   мотивирующее   действие   и   на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение. Методы  модерации  отличаются   от  автократичных  дидактических   способов обучения.   Меняется   и   роль   учителя.   Он   становится   консультантом, наставником,  старшим   партнером,  что   принципиально   меняет   отношение   к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в 3 более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. В результате   растет   доверие   к   учителю.   Это   требует   психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого урока,   знания   технологии   модерации,   активных   методов   обучения, психофизиологических   особенностей   школьников.   Но   все   эти   вложения   с лихвой окупаются достигаемыми результатами.  Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока, а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса. Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении   темы,   презентации   результатов   выполнении   заданий, самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы  вовлечь  всех   обучающихся  в  эти  процессы. И  не  просто  вовлечь,  а сделать   их   участие   заинтересованным,   мотивированным,   нацеленным   на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини­командах или малых группах, либо всем классом. Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием и   гарантированного   достижения   запланированных   целей   урока   в   основу технологии положены следующие ключевые принципы: ­ структурированность,   систематичность,   комплексность,   прозрачность и воспитание через предмет. На этапе планирования урока с использованием модерации я формулирую  не только   цели   обучения.   Такой   принцип,   как   воспитание   через   предмет,   в технологии модерации находит свое прямое воплощение. Поэтому не важно, планирую  ли я урок информатики или внеурочное мероприятие,  в процессе урока обучающиеся будут достигать и цели изучения информатики, и цели воспитания,   развития   и   социализации.   И   все   эти   цели,   а   также   пути   их достижения   я     через   соответствующую   организацию   планирую   образовательного   процесса   реализую     на   каждом   уроке.   Я   считаю   это 4 совершенно правильным, поскольку перед школой все эти цели поставлены и достижением их должен заниматься не только классный руководитель, а весь школьный   коллектив.   Заниматься   воспитанием,   развитием,   социализацией ребенка необходимо в течение всего школьного дня, а не только на редких классных   часах.   Именно   тогда   мы   можем   обоснованно   рассчитывать   на реальные   успехи   школьного   образования.   И   технология   модерация   будет надежным помощником на этом пути.  Отсюда вытекает построение урока в технологии  модерации. Каждая   фаза   –   это   полноценный   раздел   образовательного   мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид   уроку   или   внеклассному   мероприятию.   Активные   методы   обучения, используемые   в   каждой   фазе   модерации,   идеально   подходят   для   данной технологии,   обуславливая   синергетический   эффект   образовательного процесса. Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании   технологии   модерации,   получение   запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов: интеракции, коммуникации,   визуализации,    мотивации,    мониторинг, рефлексии, анализа деятельности участников, оценки результатов. В   настоящее   время   опубликовано   много   методической   литературы, описывающей   различные   методы     активного   обучения.   Для   каждого   этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи каждой фазы модерации.  5 Я   в  своей   деятельности     использую  не   только   заимствованные,  но  и авторские методы. Я хочу познакомить вас с некоторыми методами, которые я считаю наиболее приемлемыми и использую в своей работе.  На   этапе   инициации  (начало   урока,   знакомство)  мне   очень   нравятся такие   задания,   которые   позволяют   учащимся   самостоятельно сформулировать тему «Ребус», «Загадка»,  «Кроссворд» Вместе   с   этим,   я   использую   авторские   методы.   Чаще   всего   ­   метод «Минутка   с   хорошей   книгой»   Технология   проведения   метода:   озвучиваю эпиграф урока  и прошу учащихся ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова?»     Эпиграф   я   выбираю   не   случайно,   он   должен   отражать   или содержание урока или деятельность учащихся на занятии.  Ученики должны в итоге   правильно   истолковать   слова   эпиграфа.   Этот   метод   позволяет   мне динамично начать урок, обеспечить мне рабочий настрой и создать хорошую атмосферу. На   этапе   погружения   в   тему,  на   котором   формулируется   тема   урока   и сообщаются цели урока, очень эффективен метод «Творческий эксперимент», который   вызывает   у   учащихся   большой   интерес.   Например,   при   изучении темы   «Электронные   таблицы»   в   7   классе,   в   качестве   устного   задания предлагаю   найти   средний   и     общий   вес   и   рост   класса,   используя   весы   и ростомер. То есть перед учениками ставиться проблема, они предлагают пути решения,   выполняют   эксперимент   и   приходят   к   необходимости   создания инструмента   для   вычисления.   самостоятельно формулируют тему урока,  у них повышается мотивация.   Благодаря   этому   методу,   учащиеся На     этапе  формирование   ожиданий   учеников  (планирование эффектов урока)    я применяю авторский метод «Пусть говорят» с целью провести   выяснение   ожиданий   и   опасений,     постановку   целей   обучения,   а также   уровень   знания   по   новой   теме.   Суть   метода:   знакомлю   детей   со словарем новой темы и предлагаю пояснить те понятия, о которых они в силу 6 накопленного ранее опыта имеют представление. Выяснив уровень знаний по новой теме, предлагаю сформулировать  тему и цели урока, а также задачи, которые они ставят перед собой.   В ходе дальнейшего урока мы постоянно сравниваем наши выводы с первоначальными высказываниями и формулируем новые.  Конечно, не всегда и каждую тему можно предложить учащимся для самостоятельного   изучения.   Поэтому   на   этапе   передачи   и   объяснения информации я использую такой метод как лекция, но не просто лекцию, а интерактивную лекцию. Но  часто  при изучении новой темы работу можно организовать так, что учащиеся   самостоятельно   прорабатывают   новый   материал.   Применение авторского   метода   «Биатлон»,   позволяет   учащимся   в   ходе   выполнения практической   работы сформулировать новые понятия и факты. Эту работу можно организовывать в парах, группах, со всем классом, индивидуально. При организации   самостоятельной   работы   над   новой   темой   важно,   чтобы обучающимся   было   интересно   всесторонне   и   глубоко   проработать   новый материал.  Учащимся предлагается тест «Огневой рубеж», в котором до 40 % вопросов   из   новой   темы,   если   оценка   теста   не   удовлетворительна,   то учащийся   отправляется   на     «штрафной   круг»,   проработать   материал   из учебника,   справочника,   опорного   конспекта,   таблицы.   Далее,   следующий «огневой   рубеж» (это   может   быть  и   тест  и  практическая   работа)   и  новая порция   материала   для   самостоятельной   работы.   А   в   конце   урока   каскад оценок. Когда я вижу, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, мы делаем паузу, вспоминаем  о восстанавливающей силе релаксации! Пример Активных методов релаксации: Метод «Земля, воздух, огонь и вода». 7 Цель – повысить уровень энергии в классе.   Проведение:     я   прошу     обучающихся   по   команде   изобразить   одно   из состояний   –   воздух,   землю,   огонь   и   воду.   Например,   изобразить   воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. При этом можно подсказывать действия ученикам, а можно  предоставить им возможность пофантазировать. На   этой   фазе   можно   рассказать   стихотворение,   сказку,   притчу   анекдот, показать мультфильм или другое видео. Подобный материал я накапливаю из книг,   кинофильмов,   все   это   должно   подходить   по   теме   урока   и   цели воспитания. Методы релаксации: «Снежинка», «Летний луг», «Берег моря», «Новый год» и тому подобные можно выбирать по ситуации. Этап проработки новой темы. Можно предложить много методов для данного   этапа,   которые   проводятся   и   фронтально   и   в   группах.   Я   хочу познакомить вас с авторским методом «Заморочки из бочки». Для проработки содержания   новой темы, ученикам предлагается по очереди   вынимать   (самостоятельно)   задания   из   «бочки»   и   выполнять   их, работать можно и в парах и в группах и индивидуально.  Для завершения урока я использую  такие активные методы как: «Мудрый совет», «Все у меня в руках!», «Комплименты», «Эмоциональные смайлики» «Карта   успеха». По названию методов вы, наверное, догадались о технике проведения методов. Следует отметить, что перечислены методы рефлексии деятельности учащихся и методы рефлексии учебного материала. Эти методы помогут     эффективно,   грамотно   и   интересно   подвести   итоги   урока   и завершить работу. А я хочу напомнить о методе «Пусть говорят». В начале урока   мы   озвучили   задачи   урока,   а   в   конце   урока   необходимо   выяснить: соответствовал   ли   урок   нашим   ожиданиям.    Данный   метод   позволяет   мне получить обратную связь от прошедшего урока. Для меня   этот этап очень 8 важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.  В результате систематического применения метапредметных связей учебная деятельность учеников активизировалась, повысился  уровень обученности. У детей появляется интерес к предмету с помощью нетрадиционного подхода к обучению.   Они   способны   работать   уже   не   на   репродуктивном   уровне,   а творчески   подходить   к   выполнению   задания,   проявлять   инициативу, отстаивать собственное мнение. Дети   с   интересом   берутся   за   выполнение   самых   сложных   проектов   и часто находят интересные способы их решения. Постепенно увеличивается объём работы на уроке, повышается внимание и работоспособность детей. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях.   Выводы,   теоретические   основы   и   методические   аспекты,   связанные   с  использованием   метапредметных   связей   на   уроках     информатики,     мои методические материалы и успехи моих учеников представлены на личном сайте  http://www.mariya­prokuda.edusite.ru  9

Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации

Развитие  универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации

Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации

Развитие  универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации

Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации

Развитие  универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации

Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации

Развитие  универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации

Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации

Развитие  универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации

Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации

Развитие  универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации

Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации

Развитие  универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации

Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации

Развитие  универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации

Развитие универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации

Развитие  универсальных учебных действий у учащихся посредством технологии модерации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2019