Развитие и формирование УУД на уроках математики
Автор: Харламова Н.И.,
учитель математики
МБОУ «ООШ № 22»
Концепция системно-деятельностного подхода к обучению является основой ФГОС второго поколения. Основная идея педагогических технологий в рамках системно - деятельностного подхода в обучении состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Занятия по математике, проводимые с учащимися 5 класса, показали, что есть пробелы в их знаниях: обучающиеся не могут планировать решение учебной задачи, не умеют находить дополнительную информацию, не умеют импровизировать, изменять, творчески переделывать условие задачи и её заключение. Таким образом, с одной стороны возникла необходимость в разработке и внедрении технологии, которая помогла бы заполнить данные пробелы в знаниях обучающихся 5 класса, а с другой стороны, понимание того, что подготовку детей к обучению математике в основной школе надо начинать с первых классов обучения. Ученики, пришедшие в 5 класс, должны быть способными логически мыслить, анализировать, классифицировать объекты, выстраивать последовательность необходимых операций.
Специфика математики как школьного курса заключается в том, что она изучается на протяжении всех одиннадцати лет обучения, начиная с 1 по 11 класс. При этом математика является опорным предметом для предметов естественно-научного циклов, а некоторые аспекты математической подготовки, например, навыки логического мышления, важны и для изучения гуманитарных предметов.
Основная школа опирается на подготовку, полученную в начальной школе, и готовит к обучению в старшем звене, к выбору уровня курса, который будет изучаться в 10-11 классах. Поэтому на выходе из основной школы выпускник должен владеть определённым набором математических знаний и умений, иметь соответствующую логическую подготовку и определённый уровень математической грамотности, позволяющий ему успешно изучать математику и смежные предметы на старшем уровне обучения.
В системе школьного курса математики основной школы этап 5-6 классов играет такую же роль по отношению к последующему курсу, как и курс основной школы в целом по отношению к старшему звену.Этот этап имеет самостоятельные цели и отличается психолого-методологическими установками в силу возрастных особенностей младших подростков, его выделение соответствует и структуре класса, определяемой образовательным стандартом. В соответствии с этим при планировании результатов обучения выделяется уровень 5-6 классов, для которой конкретизируются предметные требования на выходе из 6 класса.
Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя - как организатора и консультанта, ученика - как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.
Теперь позиция ученика - познание мира в специально организованных условиях, а позиция учителя - к классу не с ответом, а с вопросом.
Системно-деятельностный подход является основой стандартов второго поколения.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Примерная ООП ООО: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты = Универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. |
РЕУЛЯТИВНЫЕ У УД |
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач |
|
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
|
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения |
|
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной |
|
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ У УД |
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. |
|
8. Смысловое чтение. |
|
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. |
|
10.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. |
|
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД |
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. |
|
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). |
Исследования педагогов
привели к новому осмыслению содержания образования. Если раньше содержание
составлялось предметными знаниями, то теперь, кроме них включаются и способы
деятельности в виде различных действий, входящих в содержание обучения
посредством задач. Это совершенно новый поворот: из средства формирования
умений задачи начинают превращаться в многоаспектное явление обучения. Они
становятся носителем действий, адекватных содержанию обучения; средством
целенаправленного формирования знаний, умений, навыков; способом организации и
управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; одной из форм реализации
методов обучения; связующим звеном между теорией и практикой.
Решение задач должно обеспечить овладение
следующими умениями: распознавать объекты, принадлежащие понятию; выводить
следствия из принадлежности объекта понятию, переходить от определения понятия
к его признакам; переосмыслить объекты с точки зрения различных понятий и т. д.
С изменением роли и места задач в обучении
обновляется и само содержание задач. Если ранее требование задачи выражалось
словами: "найти", "построить", "вычислить",
"доказать", то теперь - "объяснить", "выбрать из
различных способов решения наиболее оптимальный", "спрогнозировать
различные способы решения", "верно ли решение?",
"исследовать".
ПРИМЕРЫ:
ВПР 2017
Метапредметные результаты (УУД) |
Умения |
Типовые задачи
|
Формулировка учебного задания |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
|
|||
5 класс
|
|||
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. |
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; |
проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
на планирование;
на ориентировку в ситуации;
на прогнозирование;
на целеполагание;
на принятие решения;
на самоконтроль.
|
Проанализируй, что необходимо сделать для того, чтобы узнать правило сложения смешанных чисел. |
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; |
Какие затруднения возникли у вас при изучении темы - «Сложение и вычитание смешанных чисел». Сформулируйте свои затруднения. |
||
выдвигать версиирешения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; |
Предположите, как древние люди научились считать животных, добытых охотниками.
|
||
ставить цельдеятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; |
Запишите в тетради не менее трех обоснований, для чего необходимо знать математику. |
||
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; |
Напишите, как именно вы предполагаете учить алгоритм сложения смешанных чисел.. Что для этого нужно вам сделать. |
||
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. |
Как вы думаете, зачем мы должны изучать рациональные числа. |
||
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. |
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; |
Чтобы вы сделали для того, чтобы составить краткий план решения задачи на движение. Продумайте каждый свой шаг. |
|
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способоврешения учебных и познавательных задач; |
Выберите, какой способ решения примера с арифметическими действиями является рациональным. Свой выбор обоснуйте. |
||
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; |
Прочитайте текст задачи. Как вы считаете, вам достаточно представленной информации для того что её решить? |
||
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); |
Вам предложено придумать сказку о числе 5. Как вы думаете, какой изученный материал вам в этом поможет. |
||
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; |
Перед вами текст учебника, правило сложения смешанных чисел , как вы считаете, этого будет достаточно для того что бы решать примеры. Если недостаточно подумайте что еще можно использовать. |
||
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); |
Составьте план своих действий в изучении темы – «Умножение смешанных чисел». С чего вы начнете? |
||
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; |
Какие затруднения у вас вызвала тема - «Умножение смешанных чисел». Что вы можете сделать для того, что бы преодолеть эти затруднения. |
||
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; |
Поделись со своим другом опытом решения примеров на умножение смешанных чисел. |
||
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. |
Запиши в тетрадь, что вы уже сделали для изучения темы «Деление смешанных чисел», а что необходимо еще сделать в изучении данной темы. |
||
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; |
Определите совместно с педагогом, достигли ли вы поставленной цели в изучении темы «Деление смешанных чисел». Рассмотрели все пункты? Только при полном изучении всех пунктов, можно получить лучший результат. |
|
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; |
Проанализируйте, все ли пункты вы рассмотрели в теме «Деление смешанных чисел». Составьте список неизученных вами вопросов. Ниже запишите как вы их планируете решать. |
||
отбирать инструментыдля оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; |
Прочитай свой ответ на поставленный вопрос и сравните его с кодификатором. Если он соответствует полностью, поставьте 3 бала, если частично 2 бала. Отметь в кодификаторе, что ты упустил в своем ответе. На что нужно обратить внимание. |
||
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; |
Сравни алгоритм ответа, составленный учителем, со своим ответом на поставленный вопрос. Найди допущенные ошибки, подумай, каковы причины их возникновения. |
||
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; |
Прочитайте текст задачи. Он не окончен. Как можно окончить задачу? Составьте окончание данной задачи и решите её. |
||
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; |
Составьте план своих действий необходимый для изучения темы – «Координатная прямая». По мере изучения темы внесите дополнительные пункты, необходимые для лучшего изучения темы. |
||
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; |
С возникновением цифры появилось число. Откройте взаимосвязь между этими понятиями. |
||
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
|
Сравните свой ответ к задаче. Подумайте, достигли вы поставленной цели. Сравните каждое действие в решении с кодификатором. Выполните работу над ошибками.
|
||
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. |
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; |
Подумайте, правильно вы поставили вопрос к условию задачи? Предположите, как можно дополнить ваш текст задачи, чтобы остались лишнее данные. |
|
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; |
Как вы думаете, что лучше подойдет для раскрытия темы – «Координатная прямая»: план, схема, составление вопросов и ответов, составление рассказа. Свой выбор обоснуйте. |
||
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; |
Решите три уравнения. После решения, обменяйтесь тетрадями со своим одноклассником. Оцените правильность решения уравнений по эталонам учителя. |
||
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; |
Оцените свой ответ о ***. Сравните его с критериями правильного ответа.Самостоятельно оцените свой ответ по пятибалльной шкале. |
||
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; |
Подумай, все ли ты сделал для того, чтобы понять тему «***». Все ли внутренние и внешние ресурсы ты использовал? Составь список того, чтобы вы сделали еще для изучения данной темы. |
||
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. |
Вы изучили тему: «***». Составьте таблицу собственных результатов, где можно увидеть динамику вашей работы. Что я сделал, что я делаю, что я буду делать далее.
|
||
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. |
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; |
Проанализируй собственную учебную деятельность. Подумай, все ли выполнено для того чтобы понять и изучить тему «***». Посоветуйся со своим одноклассником. Проанализирует, что еще можно сделать. |
|
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; |
Разделите тетрадь на две колонки. В одной колонке запишите, что я хотел изучить в теме «***». Во второй, что я изучил. Сделайте вывод о том, что еще вам необходимо изучить. |
||
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; |
Подумайте, каким способом можно изучить тему - «***». Обоснуйте свой выбор. |
||
самостоятельно определятьпричины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; |
Вы изучили тему: «***». Использую карточки разного цвета, оцените, как вы усвоили эту тему. Зеленая обозначает - мне все понятно и я могу поделиться своими знаниями. Желтая – я практически все понял и усвоил, но я мне необходимо еще обратиться к этой теме. Красная – я понял, но у меня есть Проблемы. Подумайпочему возникли эти проблемы.. |
||
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; |
Прокомментируйте, что позволило вам изучить тему – «***» успешно. Поделитесь своим опытом в классе. |
||
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). |
Составьте для своих одноклассников памятку. «Мне помогает сосредоточиться, но при этом успокоится и не утомится следующие приемы».
|
||
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
|
|||
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. |
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; |
задачи на сериацию, сравнение, оценивание;
проведение эмпирического исследования;
проведение теоретического исследования;
смысловое чтение.
|
Какие приборы измерения вы знаете? Назовите единицы измерения этих приборов. Что у них общего? |
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; |
Выстройте в логическую цепочку следующие термины:числа, единичный отрезок, направление, координата точки, ось . Найдите термин объединяющий данную цепочку. . |
||
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; |
Рассмотрите геометрические фигуры. Разделите их на две группы. По каким признакам вы это сделаете? |
||
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; |
Перед вами набор терминов: квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник. Найдите ключевое слово, обобщающее все перечисленные термины. |
||
выделять явление из общего ряда других явлений; |
|
||
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; |
|
||
строить рассуждениеот общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; |
|
||
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; |
Определите по рисунку, кто выше, Ваня или Петя, в ответе укажите, на сколько см. |
||
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; |
Решите задачу: В таблице указаны цены (в рублях) на некоторые основные продукты питания в трех городах России. Определите, сколько стоит набор продуктов: 2 батона хлеба, 2 кг говядины, 1 л масла в городе Ангрске. |
||
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; |
В тексте задачи допущена ошибка. Определите где она. Предположите, как вы можете проверить достоверность представленной вам информации. |
||
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; |
Рассмотрите рисунок «Круги Архимеда». Какое впечатление он произвел на вас, опишите Что именно вас впечатлило. |
||
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); |
|
||
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; |
Решите историческую задачу: Персидская держава поглотила почти все государства, Западной Азии. Как вы думаете, что способствовало этому завоеванию. Укажите не менее трех причин. |
||
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. |
|
||
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. |
обозначать символом и знаком предмет и/или явление; |
Перед вами текст теоремы. Замените каждый текст математическими символами. |
|
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; |
Разделите фигуры на две группы по какому-нибудь признаку и укажите этот признак. |
||
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; |
Сделайте граф-схему на тему «Сложение натуральных чисел». Объясните свое изображение, что вы пытались донести. |
||
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; |
Составьте схему, которая поможет решить задачу на движение. Отразите в данной схеме способы решения поставленной задачи. |
||
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; |
Составьте карточки, на которых будут написаны вопросы, любой формы по теме «Сложение натуральных чисел». Карточки могут быть разной формы, разного цвета. После составления карточки обменяйтесь со своим одноклассником. Решение и ответ на данный вопрос тоже должен быть графическим. Это может быть рисунок, схема, главное чтобы рядом было пояснение ответа. |
||
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; |
Перед вами кластер, составленный на тему – «Умножение десятичных дробей». Он составлен не полностью, используя текст, заполните все не достающие элементы. |
||
переводить сложную по составу (многоаспектную) информациюиз графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; |
Перед вами графическое изображение условия задачи. Используя схему, расскажите о чем задача.
|
||
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; |
Перед вами уравнение. Составьте алгоритм решения уравнения. Он должен быть понятным и простым. |
||
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; |
Докажите, что число 125 имеет ровно 4 делителя. |
||
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. |
Что бы лучше понять тему «Десятичные дроби», придумайте сказку. Определите возможные критерии оценки вашей работы. |
||
8. Смысловое чтение. |
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); |
Перед вами текст. Найдите в нем числа, и запишие в тетрадь. |
|
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; |
|
||
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; |
|
||
резюмировать главную идею текста; |
|
||
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); |
Перед вами текст о шкалах и координатах. Прочитав его, попробуйте изложить его, заменив координаты точек тем, что вызовет у вас ассоциацию. |
||
критически оценивать содержание и форму текста. |
|
||
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. |
определять свое отношение к природной среде; |
Составьте рассказ «Природа и числа». |
|
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; |
Придумайте и запишите задачу о вреде мусорных свалок вокруг озера Байкал. |
||
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; |
Предположите, могла ли природная среда повлиять на открытия известных математиков? |
||
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; |
Выскажи свое мнение.
|
||
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; |
Предложите макет Везувия. Покажите на макете, где могли укрыться жители Помпеи? |
||
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. |
Как вы относитесь к природе Древней Греции? Выразите свое отношение к природе Греции.Самостоятельно выберите форму. Это может быть сочинение, модель или учебный проект. |
||
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. |
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; |
Перед вами текст – «Арифметические дейсвия над числами» . Выделите в нем термины, которые помогут вам при поиске дополнительной информации в рамках изучаемой темы. |
|
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; |
Перед вами термины километр, метр, дм, см и др. Используя электронную систему или словарь, раскройте принцип составления данной терминологической цепи. |
||
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; |
Используя дополнительную информацию, объясните, как строили прямой угол в Древнем Египте за 2000 лет до н.э. |
||
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. |
|
||
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
|
|||
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
определять возможные роли в совместной деятельности; |
на учет позиции партнера;
на организацию и осуществление сотрудничества;
тренинги коммуникативных навыков;
ролевые игры.
|
Работая в группе, определите возможные роли в совместной групповой деятельности. Коллегиально выберите руководителя вашей группы. |
играть определенную роль в совместной деятельности; |
Распределите в группе роли совместной деятельности. Задача вашей группы решить 3 задачи и объяснить решение. |
||
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; |
Тема работы вашей группы – «Математика нужна в каждой профессии». Разделите группу на сторонников данного высказывания и противников. Внимательно выслушайте мнение ваших собеседников. Постарайтесь принять позицию ваших одноклассников. |
||
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; |
|
||
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; |
Работая в группе, помните о позитивном отношении друг к другу. Продукт вашей работы – доказательство того , что среднее арифметическое 35-ти натуральных чисел может равняться 6,35. Выслушивая предположения одноклассников, выслушивайте их до конца, Запишите все доводы, высказанные каждым участником группы. |
||
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); |
|
||
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; |
Обсудите утверждение. «Фигыры равны, если при наложении они совпадают». В ходе обсуждения сформулируйте свою точку зрения. В ходе обсуждения прислушайтесь к мнению своих одноклассников. Попытайтесь скорректировать свою точку зрения.
|
||
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; |
Тема обсуждения - «***». При возникновении разногласия предположите альтернативные пути решения. Обсудите, что можно считать ***. |
||
выделять общую точку зрения в дискуссии; |
Работая в группе, составьте ***. В процессе дискуссии отразите в портрете только те черты и факты, которые вы отметили совместно. |
||
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; |
В группе распределите между собой обязанности. Составьте памятку о правилах поведения и работы в группе. Помните, ваши согласованные действия должны помочь раскрыть изучаемую тему. |
||
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); |
Работая в группе, коллегиально определите общие цели в решении поставленной перед группой задачи. Распределите роли между собой. |
||
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. |
Ваша группа работает над темой «***». Совместно составьте тест к данной теме. Если у вас возникнет спор в процессе составления, ваша группа должна составить совместно еще пять вопросов. |
||
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; |
на передачу информации и отображение предметногосодержания;
|
Решите задачу:. Свой ответ сформулируй как речь на форуме. |
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); |
Решите задачу: Свой ответ постройте в виде диалога со своим одноклассником. Изложение диалога может быть разным. |
||
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; |
Представьте в устной форме развернутый план о том как будет раскрыта тема – «***». |
||
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; |
Представьте рассказ о ***. В процессе монолога соблюдайте нормы публичной речи. Соблюдайте регламент вашего выступления. |
||
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; |
В процессе диалога выскажите и обоснуйте собственное мнение о личности Пифагора. В рамках диалога выслушайте мнение ваших одноклассников. |
||
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; |
В микро группе (Я и мой товарищ), распределите роли. Договоритесь в чем вы правы оба. |
||
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; |
Представьте, что вы пишите книгу «***». Напишите очередную историческую статью «***». |
||
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; |
Используя смысловые блоки о деятельности Пифагора, напечатанные на отдельных карточках, составьте текст своего выступления. |
||
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; |
Приготовьте презентацию на тему «***». Презентация должна раскрывать суть *** |
||
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. |
Обсудите с товарищами в группе ***. После обсуждения сформулируйте оценочный вывод, ***. Свой вывод обоснуйте совместно. |
||
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий |
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; |
|
Используйте все предоставленные материалы и литературу для составления рассказа «***». |
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; |
|
Вам необходимо рассказать об образовании в Древнем Риме, выберите любую форму для ответа. Главное в этой задаче – заинтересовать своим рассказом своих одноклассников. |
|
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; |
|
|
|
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; |
|
Составьте презентацию на тему «***». В данной презентации вам необходимо указать ссылки на используемую литературу. |
|
использовать информацию с учетом этических и правовых норм; |
|
Составьте доклад «***». Для составления используйте информационные источники с учетом этических и правовых норм. |
|
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. |
|
Создайте на своей странице в социальных сетях ссылку на сайт «Википедия» где будет расположена информация об ***. При создании ссылки соблюдайте правила информационной безопасности и гигиены. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.