Развитие УУД на уроках математики
Оценка 4.9

Развитие УУД на уроках математики

Оценка 4.9
Семинары
docx
математика
5 кл
04.04.2017
Развитие УУД на уроках математики
Публикация является частью публикации:
статья для Янгел чтений.docx

Развитие и формирование УУД на уроках математики

Автор: Харламова Н.И.,

учитель математики

МБОУ «ООШ № 22»

Концепция системно-деятельностного подхода к обучению является основой ФГОС второго поколения. Основная идея педагогических технологий в рамках системно - деятельностного подхода в обучении состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

         Занятия по математике, проводимые с учащимися 5 класса, показали, что есть пробелы в их знаниях: обучающиеся не могут планировать решение учебной задачи, не умеют находить дополнительную информацию, не умеют импровизировать, изменять, творчески переделывать условие задачи и её заключение. Таким образом, с одной стороны возникла необходимость в разработке и внедрении технологии, которая помогла бы заполнить данные пробелы в знаниях обучающихся 5 класса, а с другой стороны, понимание того, что подготовку детей к обучению математике в основной школе надо начинать с первых классов обучения. Ученики, пришедшие в 5 класс, должны быть способными логически мыслить, анализировать, классифицировать объекты, выстраивать последовательность необходимых операций.

 

Специфика математики как школьного курса заключается в том, что она изучается на протяжении всех одиннадцати лет обучения, начиная с 1 по 11 класс. При этом математика является опорным предметом для предметов естественно-научного циклов, а некоторые аспекты математической подготовки, например, навыки логического мышления, важны и для изучения гуманитарных предметов.

Основная школа опирается на подготовку, полученную  в начальной школе, и готовит к обучению в старшем звене, к выбору уровня курса, который будет изучаться в 10-11 классах. Поэтому на выходе из основной школы выпускник должен владеть определённым набором математических знаний и умений, иметь соответствующую логическую подготовку и определённый уровень математической грамотности, позволяющий ему успешно изучать математику и смежные предметы на старшем уровне обучения.

В системе школьного курса математики основной школы этап 5-6 классов играет такую же роль по отношению к последующему курсу, как и курс основной школы в целом по отношению к старшему звену.Этот этап имеет самостоятельные цели и отличается психолого-методологическими установками в силу возрастных особенностей младших подростков, его выделение соответствует и структуре класса, определяемой образовательным стандартом. В соответствии с этим при планировании результатов обучения выделяется уровень 5-6 классов, для которой конкретизируются предметные требования на выходе из 6 класса.

Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли:  учителя - как организатора и консультанта, ученика - как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.

Теперь позиция ученика - познание мира в специально организованных условиях, а позиция учителя - к классу не с ответом, а с вопросом.

Системно-деятельностный подход является основой стандартов второго поколения.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Примерная ООП ООО: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты = Универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)


1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

 

 

РЕУЛЯТИВНЫЕ

У УД

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

 

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

У УД

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

8. Смысловое чтение.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

10.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

 

 


Исследования педагогов привели к новому осмыслению содержания образования. Если раньше содержание составлялось предметными знаниями, то теперь, кроме них включаются и способы деятельности в виде различных действий, входящих в содержание обучения посредством задач. Это совершенно новый поворот: из средства формирования умений задачи начинают превращаться в многоаспектное явление обучения. Они становятся носителем действий, адекватных содержанию обучения; средством целенаправленного формирования знаний, умений, навыков; способом организации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; одной из форм реализации методов обучения; связующим звеном между теорией и практикой.

Решение задач должно обеспечить овладение следующими умениями: распознавать объекты, принадлежащие понятию; выводить следствия из принадлежности объекта понятию, переходить от определения понятия к его признакам; переосмыслить объекты с точки зрения различных понятий и т. д.

С изменением роли и места задач в обучении обновляется и само содержание задач. Если ранее требование задачи выражалось словами: "найти", "построить", "вычислить", "доказать", то теперь - "объяснить", "выбрать из различных способов решения наиболее оптимальный", "спрогнозировать различные способы решения", "верно ли решение?", "исследовать".

ПРИМЕРЫ:

ВПР 2017








 

Метапредметные результаты

(УУД)

Умения

Типовые задачи

 

 

Формулировка учебного

задания

 

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

 

5 класс

 

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

 

на планирование;

 

на ориентировку в ситуации;

 

на прогнозирование;

 

на целеполагание;

 

на принятие решения;

 

на самоконтроль.

 

Проанализируй, что необходимо  сделать для того, чтобы  узнать правило сложения смешанных чисел.

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

Какие затруднения возникли  у вас при изучении темы  - «Сложение и вычитание смешанных чисел». Сформулируйте свои затруднения. 

выдвигать версиирешения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

Предположите, как древние люди научились считать животных, добытых охотниками.

 

ставить цельдеятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

Запишите в тетради не менее трех обоснований, для чего необходимо знать математику. 

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

Напишите, как именно  вы предполагаете

учить алгоритм сложения смешанных чисел.. Что для этого нужно вам сделать.

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Как вы думаете, зачем мы должны изучать

рациональные числа.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

Чтобы вы сделали для того, чтобы составить краткий план решения задачи на движение. Продумайте каждый свой шаг.

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способоврешения учебных и познавательных задач;

Выберите, какой способ решения примера с арифметическими действиями является рациональным. Свой выбор обоснуйте.

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

Прочитайте текст задачи. Как вы считаете,

вам достаточно представленной информации для  того что её решить?

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

Вам предложено придумать сказку о числе 5. Как вы думаете, какой изученный материал вам в этом поможет.

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

Перед вами текст учебника, правило сложения смешанных чисел

, как вы считаете, этого будет достаточно для того что бы решать примеры. Если недостаточно подумайте что еще можно использовать.

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

Составьте план своих действий  в изучении темы – «Умножение смешанных чисел».

С чего вы начнете?

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

Какие затруднения у вас вызвала тема -  «Умножение смешанных чисел».

Что вы можете сделать для того, что бы преодолеть эти затруднения.

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

Поделись со своим другом опытом  решения примеров на умножение смешанных чисел.

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Запиши в тетрадь, что вы уже сделали для изучения темы «Деление смешанных чисел», а что необходимо еще сделать в изучении данной темы.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

Определите  совместно с педагогом, достигли

 ли вы поставленной цели в изучении темы «Деление смешанных чисел». Рассмотрели

все пункты? Только при полном

изучении всех пунктов, можно получить лучший  результат.

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

Проанализируйте, все ли пункты вы рассмотрели в теме  «Деление смешанных чисел». Составьте список неизученных вами вопросов. Ниже запишите как вы их планируете решать. 

отбирать инструментыдля оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

Прочитай свой ответ на поставленный

вопрос и сравните его с кодификатором.

Если он соответствует полностью, поставьте

 3 бала, если частично 2 бала.

Отметь в кодификаторе, что ты упустил в своем ответе. На что нужно обратить внимание.

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

Сравни алгоритм ответа, составленный учителем, со своим ответом на поставленный вопрос. Найди  допущенные ошибки, подумай, каковы причины их возникновения.

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

Прочитайте текст задачи. Он не окончен. Как можно окончить задачу?  Составьте окончание данной задачи и решите её.

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

Составьте план своих действий необходимый для изучения темы – «Координатная прямая». По мере изучения темы внесите дополнительные пункты, необходимые для лучшего  изучения темы.

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

С возникновением цифры  появилось число. Откройте взаимосвязь между этими

понятиями.

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

 

Сравните свой ответ к задаче. Подумайте, достигли

вы поставленной цели. Сравните  каждое

 действие в решении с кодификатором. Выполните работу над ошибками.

 

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

Подумайте, правильно вы поставили вопрос к условию задачи? Предположите, как можно дополнить ваш текст задачи, чтобы остались лишнее данные.

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

Как  вы думаете, что лучше подойдет для раскрытия темы – «Координатная прямая»: план, схема, составление вопросов и ответов, составление рассказа. Свой выбор обоснуйте.

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

Решите  три уравнения. После решения, обменяйтесь тетрадями со своим одноклассником. Оцените правильность решения уравнений по эталонам учителя.

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

Оцените свой ответ о ***. Сравните его с  критериями правильного ответа.Самостоятельно оцените свой ответ

по пятибалльной шкале.

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

Подумай,  все ли ты сделал для того, чтобы понять тему «***».  Все ли внутренние и внешние ресурсы ты использовал? Составь список того, чтобы вы  сделали  еще для изучения данной темы.

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Вы изучили тему: «***». Составьте таблицу собственных результатов, где можно увидеть динамику вашей работы. Что я сделал, что я делаю,

 что я буду делать далее.

 

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

Проанализируй собственную учебную деятельность.  Подумай, все ли выполнено для того чтобы понять и изучить тему «***». Посоветуйся со своим одноклассником. Проанализирует, что еще можно сделать. 

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

Разделите тетрадь на две колонки. В одной колонке запишите, что я хотел изучить в теме «***». Во второй, что я изучил. Сделайте вывод о том, что еще вам необходимо

 изучить.

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

Подумайте, каким способом можно изучить тему - «***». Обоснуйте свой выбор.

самостоятельно определятьпричины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Вы изучили тему: «***». Использую

карточки разного цвета, оцените, как вы усвоили эту тему.

Зеленая обозначает - мне все понятно и я

могу поделиться своими знаниями.

Желтая – я практически все понял и усвоил, но я мне необходимо еще обратиться к этой теме.

Красная – я понял, но у меня есть

Проблемы. Подумайпочему возникли эти проблемы.. 

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

Прокомментируйте, что позволило вам изучить тему – «***»

успешно. Поделитесь своим опытом

 в классе.

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Составьте для своих одноклассников

памятку. «Мне помогает сосредоточиться,

но при этом успокоится и не утомится следующие приемы».

 

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

 

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

задачи на сериацию, сравнение, оценивание;

 

проведение эмпирического исследования;

 

проведение теоретического исследования;

 

смысловое чтение.

 

Какие приборы измерения вы знаете?

 Назовите единицы измерения этих приборов. Что  у них общего? 

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

Выстройте в логическую цепочку следующие термины:числа, единичный отрезок, направление, координата точки, ось . Найдите термин объединяющий данную цепочку. .

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

Рассмотрите геометрические фигуры. Разделите их на две группы. По каким признакам вы это сделаете?

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Перед вами набор терминов: квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник. Найдите ключевое слово, обобщающее все перечисленные термины.

выделять явление из общего ряда других явлений;

 

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

 

строить рассуждениеот общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

 

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

Определите по рисунку, кто выше, Ваня или Петя, в ответе укажите, на сколько см.

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

Решите задачу: В таблице указаны цены (в рублях) на некоторые основные продукты питания в трех городах России. Определите, сколько стоит набор продуктов: 2 батона хлеба, 2 кг говядины, 1 л масла в городе Ангрске.

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

В тексте задачи допущена ошибка. Определите где она. Предположите, как вы можете проверить достоверность представленной вам информации. 

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

Рассмотрите рисунок «Круги Архимеда». Какое впечатление он произвел на вас, опишите

Что именно вас впечатлило.

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

 

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

Решите историческую задачу: Персидская держава поглотила почти все государства, Западной Азии. Как вы думаете, что способствовало этому завоеванию. Укажите не менее трех причин.

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

 

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

Перед вами текст теоремы. Замените 

каждый текст математическими символами.

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

Разделите фигуры на две группы по какому-нибудь признаку и укажите этот признак.

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

Сделайте граф-схему  на тему «Сложение натуральных чисел». Объясните свое изображение, что вы пытались донести.

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

Составьте схему, которая поможет решить задачу на движение.  Отразите в данной схеме  способы  решения поставленной задачи.

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

Составьте карточки, на которых будут написаны вопросы, любой формы по теме «Сложение натуральных чисел». Карточки могут быть разной формы, разного цвета. После составления карточки обменяйтесь со своим одноклассником. Решение и ответ на данный вопрос тоже должен быть графическим. Это может быть рисунок, схема, главное чтобы рядом было пояснение ответа.  

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

Перед вами кластер, составленный на тему – «Умножение десятичных дробей». Он составлен не

 полностью, используя текст, заполните все

 не достающие элементы.

переводить сложную по составу (многоаспектную) информациюиз графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

Перед вами графическое изображение условия задачи. Используя схему, расскажите о чем задача.

 

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

Перед вами  уравнение. Составьте

 алгоритм решения уравнения. Он должен

 быть понятным и простым.

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

Докажите, что число 125 имеет ровно 4 делителя.

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

Что бы лучше понять тему «Десятичные дроби», придумайте сказку.

Определите возможные критерии оценки вашей работы.

8. Смысловое чтение.

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Перед вами текст. Найдите в нем числа, и запишие в тетрадь.

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

 

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

 

резюмировать главную идею текста;

 

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

Перед вами текст о шкалах и координатах. Прочитав его, попробуйте изложить его, заменив координаты точек тем, что вызовет у вас ассоциацию.

критически оценивать содержание и форму текста.

 

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

определять свое отношение к природной среде;

Составьте рассказ «Природа и числа».

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

Придумайте и запишите задачу о вреде мусорных свалок вокруг озера Байкал.

проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

Предположите, могла ли природная среда повлиять на открытия известных математиков?

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

Выскажи свое мнение.

 

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

Предложите макет Везувия. Покажите на макете, где могли укрыться жители Помпеи?

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Как вы относитесь к природе Древней Греции? Выразите  свое отношение к природе Греции.Самостоятельно выберите форму. Это может быть сочинение, модель или учебный проект.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

Перед вами текст – «Арифметические дейсвия над числами» . Выделите в нем термины, которые помогут вам при поиске дополнительной информации в рамках изучаемой темы.

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

Перед вами термины километр, метр, дм, см и др. Используя электронную систему или словарь, раскройте принцип составления данной терминологической цепи.

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

Используя дополнительную информацию, объясните, как строили прямой угол в Древнем Египте за 2000 лет до н.э.

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

 

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ  УУД

 

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

определять возможные роли в совместной деятельности;

на учет позиции партнера;

 

на организацию и осуществление сотрудничества;

 

тренинги коммуникативных навыков;

 

ролевые игры.

 

Работая в группе, определите возможные роли в совместной групповой деятельности. Коллегиально выберите руководителя вашей группы.

играть определенную роль в совместной деятельности;

Распределите в группе роли  совместной деятельности. Задача вашей группы решить 3 задачи и объяснить решение.

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

Тема работы вашей группы – «Математика нужна в каждой профессии». Разделите группу на сторонников данного высказывания и противников. Внимательно выслушайте мнение ваших собеседников. Постарайтесь принять позицию ваших одноклассников.

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

 

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

Работая в группе, помните о позитивном отношении друг к другу. Продукт вашей работы – доказательство того , что среднее арифметическое 35-ти  натуральных чисел может равняться 6,35. Выслушивая предположения одноклассников, выслушивайте их до конца,

 Запишите все доводы, высказанные каждым участником группы.

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

 

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

Обсудите утверждение. «Фигыры равны, если при наложении они совпадают». В ходе обсуждения сформулируйте свою точку зрения. В ходе  обсуждения прислушайтесь к мнению своих одноклассников. Попытайтесь скорректировать свою точку зрения.

 

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

Тема обсуждения -  «***». При возникновении разногласия предположите альтернативные пути решения. Обсудите, что можно считать ***.

выделять общую точку зрения в дискуссии;

Работая в группе, составьте ***. В процессе дискуссии

отразите в портрете только те черты и факты, которые вы отметили совместно.

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

В группе распределите между собой обязанности. Составьте памятку о правилах поведения и работы в группе. Помните, ваши согласованные действия  должны помочь  раскрыть изучаемую тему.

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

Работая в группе, коллегиально определите общие цели в решении поставленной перед группой задачи. Распределите роли между собой.

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Ваша группа работает над темой «***». Совместно составьте тест к данной теме. Если у вас возникнет спор в процессе составления, ваша группа должна составить совместно еще пять вопросов.

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

на передачу информации и отображение предметногосодержания;

 

Решите задачу:. Свой ответ сформулируй как речь на форуме.

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

Решите задачу: Свой ответ постройте в виде диалога со своим одноклассником. Изложение диалога может быть разным.

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

Представьте в устной форме развернутый план

 о том как будет раскрыта тема – «***».

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

Представьте  рассказ о ***. В процессе монолога соблюдайте нормы публичной речи. Соблюдайте регламент вашего выступления.

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

В процессе диалога выскажите и обоснуйте  собственное мнение о личности Пифагора. В рамках диалога выслушайте мнение ваших одноклассников.

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

В микро группе (Я и мой товарищ), распределите роли.

Договоритесь в чем вы

правы оба.

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

Представьте, что вы пишите книгу «***». Напишите очередную историческую статью «***».

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

Используя смысловые блоки о деятельности Пифагора, напечатанные на отдельных карточках, составьте текст своего выступления.

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

Приготовьте презентацию на  тему «***». Презентация должна раскрывать суть ***

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Обсудите с товарищами в группе ***. После обсуждения сформулируйте оценочный вывод, ***. Свой вывод

обоснуйте совместно.

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

 

Используйте все предоставленные материалы и литературу для составления рассказа «***».

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

 

Вам необходимо рассказать об образовании в Древнем Риме, выберите любую форму для ответа. Главное в этой задаче – заинтересовать своим рассказом своих одноклассников.

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

 

 

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

 

Составьте презентацию на тему «***». В данной презентации вам необходимо  указать ссылки на используемую литературу.

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

 

Составьте доклад  «***». Для составления используйте информационные источники с учетом этических и правовых норм.

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 

Создайте на своей странице в социальных сетях ссылку на сайт «Википедия» где будет расположена информация об ***.  При создании ссылки соблюдайте правила информационной безопасности и гигиены.



 

Развитие и формирование УУД на уроках математики

Развитие и формирование УУД на уроках математики

В системе школьного курса математики основной школы этап 5-6 классов играет такую же роль по отношению к последующему курсу, как и курс основной школы в…

В системе школьного курса математики основной школы этап 5-6 классов играет такую же роль по отношению к последующему курсу, как и курс основной школы в…

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Исследования педагогов привели к новому осмыслению содержания образования

Исследования педагогов привели к новому осмыслению содержания образования

Метапредметные результаты (УУД)

Метапредметные результаты (УУД)

Проанализируй, что необходимо сделать для того, чтобы узнать правило сложения смешанных чисел

Проанализируй, что необходимо сделать для того, чтобы узнать правило сложения смешанных чисел

Какие затруднения у вас вызвала тема - «Умножение смешанных чисел»

Какие затруднения у вас вызвала тема - «Умножение смешанных чисел»

Прочитайте текст задачи. Он не окончен

Прочитайте текст задачи. Он не окончен

Решите три уравнения. После решения, обменяйтесь тетрадями со своим одноклассником

Решите три уравнения. После решения, обменяйтесь тетрадями со своим одноклассником

Вы изучили тему: «***». Использую карточки разного цвета, оцените, как вы усвоили эту тему

Вы изучили тему: «***». Использую карточки разного цвета, оцените, как вы усвоили эту тему

Какие приборы измерения вы знаете?

Какие приборы измерения вы знаете?

Вы изучили тему: «***». Использую карточки разного цвета, оцените, как вы усвоили эту тему

Вы изучили тему: «***». Использую карточки разного цвета, оцените, как вы усвоили эту тему

Перед вами текст теоремы. Замените каждый текст математическими символами

Перед вами текст теоремы. Замените каждый текст математическими символами

Рассмотрите рисунок «Круги Архимеда»

Рассмотрите рисунок «Круги Архимеда»

Составьте рассказ «Природа и числа»

Составьте рассказ «Природа и числа»

Работая в группе, определите возможные роли в совместной групповой деятельности

Работая в группе, определите возможные роли в совместной групповой деятельности

Тема обсуждения - «***». При возникновении разногласия предположите альтернативные пути решения

Тема обсуждения - «***». При возникновении разногласия предположите альтернативные пути решения

Решите задачу:. Свой ответ сформулируй как речь на форуме

Решите задачу:. Свой ответ сформулируй как речь на форуме

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017