Дети учатся внутренней регуляции, а также контролю за балансом между торможением и возбуждением благодаря распорядку, установленному родителями. Развитие и регуляция таких физиологических потребностей, как голод, жажда, сон, выведение отходов и тактильная стимуляция, происходят практически неосознанно. Каждая веха в развитии подчиняется регуляции со стороны окружения, в первую очередь семьи. Если ваш малыш – «сова», это не способствует нормализации режима.
Развитие внутреннего контроля
Дети учатся внутренней регуляции, а также контролю за балансом между
торможением и возбуждением благодаря распорядку, установленному
родителями. Развитие и регуляция таких физиологических потребностей, как
голод, жажда, сон, выведение отходов и тактильная стимуляция, происходят
практически неосознанно. Каждая веха в развитии подчиняется регуляции со
стороны окружения, в первую очередь семьи. Если ваш малыш – «сова», это не
способствует нормализации режима. Биологические ритмы такого ребенка
необходимо медленно синхронизировать с циклами сна и бодрствования
остального мира. Здоровое эмоциональное развитие малыша происходит при
правильной регуляции этапов его развития. Родители подчиняют жизнь ребенка
определенному порядку, а он принимает его, учась саморегуляции.
Когда взрослые используют свои умения, чтобы помочь ребенку выполнить те
или иные задачи, уровень его знаний растет. Вначале это могут быть такие
простые вещи, как взять на руки плачущего младенца. Позже мы завязываем
ребенку шнурки, пока он не научится делать это самостоятельно. Но мы же не
будем завязывать ему шнурки до конца жизни, точно так же как не будем всегда
брать плачущего ребенка на руки. Постепенно мы должны лишать его
поддержки, чтобы он мог действовать самостоятельно. Способность
использовать беспокойство, возбуждение и любопытство в качестве сигналов
позволяет детям более масштабно исследовать мир.
Ребенок плачет, чтобы сообщить о своих потребностях.
Когда мы успокаиваем малыша, у него возникают позитивная привязанность и
чувство защищенности. Плач не обязательно сигнализирует о серьезной
проблеме, это может быть простой сигнал о необходимости сменить подгузник
или желании поиграть. Как рассказывает мать восьмимесячного ребенка, ее
дочь плачет, потому что хочет, чтобы она пришла ночью в ее комнату. Как только
девочка видит мать, она радостно улыбается. У этой матери хватает мудрости
понять, что дочка плачет не потому, что ей плохо, а потому, что она хочет, чтобы
мама пришла и поиграла с ней.
Кроме держания на руках или кормления есть много способов успокоить малыша.
Обучение навыкам самостоятельного успокаивания может проходить в
различных формах. Главное – создать баланс между разочарованием и
комфортом. Элемент разочарования дает ребенку возможность расти и
развивать свои навыки. Слишком сильное разочарование действует
дезорганизующе, но полное его отсутствие не дает ребенку обучаться. Когда вы
успокаиваете плачущего малыша, который еще не умеет говорить (в возрасте
младше 14–15 месяцев), полезно подождать несколько секунд, прежде чем брать
его на руки. Вместо этого дайте ему какойнибудь предмет или любимое одеяло.
Если ребенок все равно волнуется, может помочь легкое похлопывание по спине
или поглаживание. Когда ребенок становится старше, иногда бывает достаточно
успокаивающих слов. Все эти методы – начало путешествия к обучению ребенка
саморегуляции. Такие элементарные шаги к ней помогают уменьшить его
нервозность и плач. В результате уверенность ребенка в себе и его
самоконтроль возрастут.