Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает ещё одит шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о самом себе (теория собственного «Я»), образов «Я». При этом она может и не совпадать с реальным "Я".
Необходимо впомнить, как развивалось детское самосознание. К 3 годам появилась чисто эмоциональная, завышенная самооценка. Позже, в дошкольном возрасте возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых.
Развитие Я-концепции.
Чувство взрослости становится центральным новообразованием
младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет,
подросток делает ещё одит шаг в развитии своего самосознания. После
поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-
концепция» - система внутренне согласованных представлений о самом себе
(теория собственного «Я»), образов «Я». При этом она может и не
совпадать с реальным "Я".
Необходимо впомнить, как развивалось детское самосознание. К 3
годам появилась чисто эмоциональная, завышенная самооценка. Позже, в
дошкольном возрасте возникают рациональные компоненты самооценки,
осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с
требованиями взрослых. Несмотря на это, дошкольники судят о себе
поверхностно и оптимистично. Если их попросить описать себя, они это
сделают в основном с внешней точки зрения, отмечая такие особенности,
как цвет волос, рост, любимые занятия. У младших школьников самооценка
становится более адекватной и дифференцированной. Они различают свои
физические и духовные качества, оценивают свои способности, сравнивают
себя с другими: «Я лучше катаюсь на велосипеде, чем мой брат», «Это мне
ничего не стоит сделать на пять. А эта сделает только на двойку, а то и на
кол. Она «колышница»
К концу младшего школьного возраста дети, характеризуя себя, всё
чаще описывают типичное для них поведение, ссылаются на свои мысли и
чувства. Вот что рассказывает о себе ученик 4-го класса: «Характер у меня
слабый, Когда я был маленьким, ещё когда в сад ходил и в первый класс,
меня другие били, а я сдачи не давал им, только плакал и даже учительнице
не жаловался. Потом я научился себя защищать. Меня папа научил в бокс
играть. Теперь меня не бьют, но спортсмен я плохой. Мне надо закаляться,
стать сильным. Но зарядку я не делаю. Всё собираюсь и никак не начну».
Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру,
а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания.
Сложные
Подросток открывает для себя свой внутренний мир.
переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты,
поступки анализиуются им пристрастно.
В 11-12 лет ребенок хочет понять себя, что он из себя представляет,
то есть построить свое идеальное "Я". Самопознание происходит через
друзей: подросток сравнивает себя с другими, анализирует, ищет сходства.
Познать себя ему отчасти помогают близкие и взрослые.
Работает
подростковая рефлексия: дружба носит исповедальный характер, пишут
дневники, стихи. В них ребенок отражает все свои желания, страхи…Самоанализ,
иногда чрезмерный,
переходящий в самокопание,
приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте
оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.
Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже
постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление в западной
психологии называют «воображаемой аудиторией». Имея воображаемую
аудиторию, подросток чувствует себя в центре внимания окружающих,
иногда даже совершенно незнакомых прохожих на улице. Он всё время
открыт чужим взглядам, что усиливает его ранимость.
С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом
возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и
тоски. Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов,
проявляются в аффективных вспышках и появляющейся вдруг на время
замкнутости.
Рассматривая структуру Я -концепции, Р.Бернс отмечает, что образ Я
и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению,
поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и
оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению;
поэтому глобальную Я -концепцию можно рассматривать как совокупность
установок
Бернс выделяет следующие основные ракурсы или модальности
самоустановок:
направленных
индивида,
самого
себя.
на
связанные с тем,
Реальное Я - установки,
как индивид
1.
воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный
статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.
Я
2.
с
представлениями индивида о том,
3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о
том, каким он хотел бы стать.
установки,
связанные
как его видят другие.
(социальное)
Зеркальное
-
Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания,
которые выражаются в строении представлений о самом себе, "Я-образе",
или "Я -концепции" осуществляется либо как поиск видов и классификаций
образов "Я", либо как поиск "измерений" (то есть содержательных
параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов "Я"
является различение "Я-реального" и "Я -идеального", которое так или
иначе присутствует в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К.
Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение
"материального Я" и "социального Я". Более дробная классификация
образов предложена Розенбергом: "настоящее Я", "динамическое Я",
"фактическое Я", "вероятное Я", "идеализированное Я".силы.
Кроме
того,
представлениям о
которые создаёт в своём сознании подросток,
Образы "Я",
разнообразны – они отражают всё богатство его жизни.
Физическое «Я», то есть представления о собственной внешней
привлекательности, представления о своём уме, способностях в разных
областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах,
соединяясь, образует большой пласт Я-концепции – так называемое реальное
«Я».
Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию
когнитивного компонента Я-концепции. С ним связаны ещё два – оценочный
и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на
самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности.
Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным
образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные подростки поэтому
по-разному перживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или
физической
себе должен
соответствовать определённый стиль поведения. Девочка, считающая себя
очаровательной, держится совсем иначе, чем её сверстница, которая
находит себя некрасивой, но очень умной.
Подросток ещё не цельная зрелая личность. Отдельные его черты
особенно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично.
Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине
подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе.
Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному
сдвигу в самосознании. Когда же образ «Я» достаточно стабилизировался, а
оценка
значимого человека или поступок самого подростка ему
противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты.
Допустим, мальчик, считающий себя смелым, струсл. Рассогласование его
представлений о себе и реального поведения может вызвать такие
болезненные переживания, что, избавляясь от них, он начинает убеждать
всех, и прежде всего себя, что этот поступок был разумным, его требовали
обстоятельства,
(механизм
рационализации); или признаёт, что он струсил, но ведь и все его приятели
– трусы, каждый поступил бы также на его месте (механизм проекции).
Образы "Я" никак не связаны между собой, но реальны при разной
степени
идеальное
представление об идеальном "Я". Представления о себе динамичны и
нестабильны. Эти представления только формируются, поэтому подростки
чувствительны к словам и т.п.
Можно сказать, что заложено в "Я - концепции", то подросток
пытается и развить (особенно, если это не соответствует реальному "Я").
Например, у физически больного ребенка в "Я - концепции" заложено -
и поступить иначе
реалистичности.
складывается
было
бы
глупо
Таким
образомздоров. Такой ребенок будет пытаться физически себя подтянуть. И
зачастую это будет удаваться (хоть и не в полной мере).
При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих
возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от
реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным
образом и действительном своём положением приводит к неуверенности в
себе,
упрямстве,
что внешне может выражаться в обидчивости,
агрессивности.
При осознании "Я" - реального правильно существует возможность
исправить свои "недостатки", улучшить себя, т.е. предпринимать реальные
шаги самовоспитания.
Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем
будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Если
мальчик хочет стать сильным и ловким, он записывается в спортивную
секцию, если хочет быть эрудированным – начинает читать художественную
и научную лтературу.
Некоторые подростки разрабатывают целые
программы самосовершенствования.
саморегуляция.
силу воли и терпение,
способен отсрочить желания,
Главная задача родителей помочь ребенку научиться правильно себя
оценивать, но при этом не расстраиваться, а спокойно решать проблемы шаг
за шагом.
Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому,
что у подростка развивается
Меняется уровень
оценить соотношение
саморегуляции:
возможности и реальной ситуации. Разумеется, далеко не все они способны
проявить настойчивость,
чтобы медленно
продвигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих
сохраняется детская надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный день
слабый и боязливый вдруг нокаутирует первого в классе силача и нахала, а
троечник блестяще напишет контрольную работу. Вместо того чтобы
действовать, подростки погружаются в мир фантазий.
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью,
представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – Я-
концепцию. У части детей Я-концепция может формироваться позже, в
старшем школьном возрасте. В любом случае – это важнейший этап в
развитии самосознания.
Происходит ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.Общая структура Я-концепции.
ЯКОНЦЕПЦИЯ
РЕАЛЬНОЕ Я
ИДЕАЛЬНОЕ Я
КОГНИТИВНЫЙ
КОМПОНЕНТ
ОЦЕНОЧНЫЙ
КОМПОНЕНТ
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ
КОМПОНЕНТ