В нашем детском саду №4 «Карлыгач» города Лениногорск ведется активная работа по развитию татарских национальных традиций, по приобщению детей к национальной культуре и традициям своего народа. Проводятся три различных кружка: танцевальный кружок «Күбәләк», кружок вокального ансамбля «Сандугач», театральный кружок «Әкият».
Очень ярко выражена работа по эстетическому воспитанию через татарский народный фольклор в кружковой работе «Әкият» с детьми подготовительной группы. Мы разработали подробный тематический план занятий кружка. Подобрали интересный и увлекательный, на наш взгляд, музыкальный, игровой и устный материал, стараемся в кружковой работе охватить все жанры устного и музыкального народного творчества. Нашей целью является - познакомить детей с музыкальным фольклором татарского народа. Вызывать интерес к народной музыке, чувство радости; способствовать созданию хорошего настроения, эмоционально-психологического благополучия; развитию творческих способностей детей, способствовать эстетическому воспитанию детей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №4 города Лениногорска" муниципального образования
"Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан
Развития татарской национальной традиции в
условиях этнографического пространства ДОУ.
Музыкальный руководитель
Гиззатуллина Регина РигелевнаРазвитие татарских национальных традиций как педагогическая
2017 г.
проблема
В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной
культуре, традициям народной педагогики, фольклору, духовнонравственным ценностям.
Определяющая задача образования – формирование человека не столько как носителя знаний,
сколько как человека культуры. Культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывая основы
интеллектуального и эмоционального развития, воспитывая потребности и способности.
Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи культурных ценностей, традиций,
социальных норм того этноса, представителем которого человек является и в среде которого он
живет, выступает неразрывной частью многомерного процесса становления личности ребенка.
Использование традиций и обычаев в воспитании национального самосознания дошкольников
позволяет оказать влияние на их социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое
развитие.
Изучение проблемы основ развития национальных традиций обусловлено направленностью
образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных
национальностей
Культурнопедагогическое наследие каждого народа содержит в себе уникальный
образовательновоспитательный потенциал, который может быть успешно реализован в
образовательном процессе со специфической этнокультурной направленностью. Педагогический
опыт показывает, что только при особой организации образовательного процесса создаются
благоприятные условия для развития не только личностных, но и национальных качеств. Это
актуализирует проблему поиска эффективных условий и средств воспитания у детей национального
самосознания, чувства достоинства и привязанности к своему народу, уважения к истории и
культуре своего и других народов, толерантного и дружественного отношения к иным культурам, а
также проблему поиска эффективных путей конструирования образовательной среды,
обеспечивающей воспитание национального самосознания детей.
Несмотря на широкий спектр исследований, остается открытым вопрос конструирования
особого типа образовательной среды, ориентированной на воспитание национального самосознания
как части гражданского самосознания. Отечественные ученые и практики предлагают пути и
способы организации среды жизни ребенка, направленные на его всестороннее развитие, на
включение в разные виды детской деятельности. При этом особое внимание уделяется не только
предметным характеристикам и структурированию пространства, но и формированию отношения,
восприятия, эмоционального отношения ребенка к окружающей среде. Он сам не может развиваться
самостоятельно. Сохранение самоценности периода детства во многом зависит от того, каким
образом взрослый не только понимает и принимает ребенка, но и сопровождает и организует его
бытие. Именно в период дошкольного детства ребенок впитывает в себя способы поведения,
формирует свое «Я», свою гражданскую и национальную идентичность.
Системы воспитания и образования на основе фольклорных традиций апробированы теорией
и практикой музыкальной педагогики многих стран. На значимость родной музыкальной речи
указывал венгерский композитор и педагог З. Кодай, К. Орф, создавая систему начального
музыкального воспитания в Австрии, опирался на фольклорные традиции, считая их основой
развития и сохранения основ культуры нации, защиты культурной среды обитания.
Национальная культура – совокупность материальных и духовных ценностей свойственная,
относящаяся к нации, народу, стране, государству. Педагогическая культура народа – это та сфера
его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей.Проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, играх и детских орудиях
труда, в детском фольклоре и т.д. [27, с. 35].
«Дети представители народа в первозданном виде. Когда национальное умирает в детях, то
это означает начало смерти нации. При наличии гармонии национального и интернационального, чем
больше национального воспитания, тем сильнее, культурнее и духовно богаче нация», – пишет
Г.Н.Волков.
Рассмотрим понятия «традиция», «национальная традиция», «татарская национальная
традиция» подробнее, применительно к нашей теме исследования.
Понятие «традиция» восходит к латинскому traditio, к глаголу tradere, означающему
«передавать». Традиция это то, что переходит от одного поколения к другому, что унаследовано от
предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Рассмотрим
значение слова «традиция» у разных авторов.
По словаре Ожегову, «традиция» – это обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.
В толковом словаре Даля «традиция» – это преданье, всё, что устно перешло от одного
поколенья в другое.
В интернетисточнике «Википедия» традиция (обычай) – это множество представлений,
обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из
поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений [42 ].
Таким образом, традиция – это то, что не создано индивидом или не является продуктом его
собственного творческого воображения, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кемто
извне.
Раскроем понятие «национальные традиции» в контексте нашей темы.
Национальная традиция объединяет людей, живущих на больших территориях и не
обязательно связанных кровнородственными отношениями. Самая главная и самая привлекательная
особенность национальных традиций – это ее удивительное разнообразие, самобытность и
неповторимость. Развивая особенности своей культуры, нация избегает подражания и униженного
копирования, создает свои формы организации культурной жизни через традиции, обычаи. Как и
любое проявление индивидуальности, самобытность национальных традиций обогащается
одновременно с общим расцветом нации, уверенностью в своем будущем месте в мировой
цивилизации.
Исторические и географические факторы обусловили расположение республики Татарстан на
стыке двух крупнейших цивилизаций – восточной и западной, что во многом объясняет многообразие
его культурного богатства. Татарский народ хранит свои многовековые традиции предков булгар,
которые сумели достичь высокого уровня культурного развития, соединив свои тюркские корни и
арабское влияние, обусловленные принятием ислама в X веке. Это стало той основой, на которой в
дальнейшем развивалась вся татарская национальная культура. Особое место в жизни булгар и
современных татар занимает литература, традиции, заложенные еще КолГали в поэме «Кыйса – и –
Йосыф» в XIII веке. Захватом Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного в крае наблюдается
широкое распространение русской культуры. В результате взаимодействия двух цивилизаций и
возникла культура современного Татарстана [8, с.156].
Система художественной деятельности предков татар приобретала общезначимые черты еще
в эпоху первых тюркских государственных объединений в V V вв. н.э., когда в рамках язычества
и тотемистических представлений складывались религиозные обряды, ритуалы и обычаи, в которых
значительные функции выполняли песни, определяя нравственноэстетический компонент
мировосприятия участников этих действ [3, с.208].
ΙΙΙ
Ι
Таким образом, традиционное песенное творчество татарского народа содержит большие
возможности для личностного становления и призвано сохранять, приумножать и обеспечивать
претворение этого бесценного наследия в современном воспитательнообразовательном процессе.
1.2.
Этнографическое пространство ДОУ как средство развития татарских
национальных традиций
Этнографическое пространство ДОУ создает благоприятные условия для приобщения детей
дошкольного возраста к национальной культуре, в частности, татарским национальным традициям.
Понятие «этнографическое пространство дошкольного учреждения», как средство
развития татарской национальной традиций ориентировано на воспитание национальногосамосознания детей дошкольного возраста. Под данным понятием нами понимается система условий
и возможностей развития национального самосознания ребенка, осознанное отнесение себя к
определенной этнической общности, положительное эмоциональное отношение к этнической
принадлежности и регуляция своего поведения на их основе, а также, обогащение содержательных
аспектов образовательного этнографического пространства в условиях ДОУ за счет разработки и
реализации татарских национальных традиций на музыкальных занятиях, предполагающей системное
ознакомление детей с территориальногеографическими, культурнобытовыми аспектами жизни,
устным творчеством, прикладным искусством татарского народа.
Для усиления эмоциональной насыщенности образовательного этнографического
пространства в процессе педагогического взаимодействия, необходимо создать положительный
эмоциональный настрой, атмосферу доверия, уважения, открытости, сопереживания между
взрослыми и детьми, стимулирование положительных эстетических эмоциональных переживаний
детей (радости, восторга, восхищения) по поводу общения с разными видами национального
искусства, родной природой.
Анализ педагогических исследований по изучению национальных традиций показал, что
многие работы посвящены развитию этнического самосознания школьников, подростков и студентов.
(А.В.Иванова, Г.Д.Очиров, Л.В.Милько) Национальное самосознание детей дошкольного возраста в
настоящее время недостаточно исследовано. В отечественной дошкольной педагогике Ф.С. Левин
Щедрина указывала на необходимость знакомства детей с разными народами, Е.И. Радина отобрала и
систематизировала материалы по ознакомлению с жизнью и трудом народов, Р.И. Жуковская
разработала содержание и методы ознакомления с разными национальностями, М.И. Богомолова –
методы и содержание ознакомления с разными народами, Э.К. Суслова затрагивала вопросы
интернационального воспитания, становления национального самосознания через этику
межнационального общения, Р.И. Халикова рассматривала ознакомление с народным творчеством,
С.А.Козлова – ознакомление детей с историей страны, с социальной действительностью, много
исследований посвящено приобщению детей к национальной культуре разных народов [15, с.85].
В дошкольной педагогике в разработке научнотеоретических основ национального
самосознания детей дошкольного возраста свой вклад внесла И.З.Хабибулина. Ею изучены
положительные стимулы раннего пробуждения национального самосознания у детей дошкольного
возраста. Ею отмечается, что уважение к людям разных национальностей не передается по
наследству, а воспитывается из поколения в поколения и чем раньше начинается его формирование и
развитие, тем большую устойчивость оно приобретает.
Этнографическое пространство ДОУ создает благоприятные условия для приобщения детей
дошкольного возраста к национальной культуре, в частности, татарским национальным традициям.
Путем подбора разнообразных форм и методов работы, создания педагогических условий
можно осуществлять развитие татарской национальной традиции детей дошкольного возраста.
Важное значение для осуществления данной работы имеют такие педагогические условия как:
создание и обогащение этнографического пространства в ДОУ;
формирование знаний в области национальной культуры.
В настоящее время на фоне глубоких социальных перемен возрастает интерес общественности
к народным традициям. Этнографическое пространство ДОУ позволяет восстановить историческую
справедливость и вернуть приоритетную роль национальных традиций в дошкольное образование
детей.
Л.В.Шамина пишет: «Этнопедагогика выработала свои, универсальные механизмы
приобщения молодого поколения к духовным ценностям… Изучение многовекового народного
культурного опыта, внедрение его в современную музыкальную педагогику открывает
перспективный переход к новой образовательной парадигме, обеспечивающей генетически
обусловленную, всесторонне развивающую, фундаментальную сферу универсальной музыкальной
деятельности» [16, с.110] .
Пространство на уровне повседневного восприятия интуитивно понимается как место, в
котором возможно движение, различные положения и взаимные расположения объектов, отношения
близостидальности, понятие направления, как арена событий и действий, универсально содержащая
все места и вмещающая объекты и структуры; иногда – как специфическое место, в значительной
мере определяющее сущность происходящих в нём событий.Этнография переводится с как «этнос» (народ) и «пишу» – часть исторической науки,
изучающая народыэтносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав,
расселение, культурнобытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру [17
с.67].
Что касается этнографического пространства ДОУ, то она предстаёт как культурное
пространство и круг общения детей, помогающих им адаптироваться в социуме и создавать свои
автономные нормы и формы поведения. Детская субкультура занимает особое место в
общечеловеческой культуре, она выполняет функцию первичной социализации ребенка. Это
смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения,
осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретноисторической ситуации развития,
зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре.
В процессе приобщения детей дошкольного возраста к татарской национальной культуре, к
необходимо учитывать педагогические условия,
татарским национальным традициям
способствующие успешной реализации задач национального воспитания.
Педагогическая грамотность, осведомленность педагогов в данном вопросе, а также
доступность получаемых знаний, умений и навыков детьми дошкольного возраста являются важными
условиями приобщения детей к национальной культуре
На занятиях и в повседневной жизни в условиях детского сада и семьи детей необходимо
знакомить с особенностями народного творчества, народными игрушками, национальными играми,
костюмами, праздниками.
Начиная работу по развитию национальных традиций, воспитатель должен, прежде всего, сам
хорошо знать материал, который он хочет преподнести детям, необходимо видеть ход
педагогического процесса во всем его многообразии. Творчески работающий воспитатель может не
только представить содержание деятельности воспитанников, но и предусмотреть её результаты.
Воспитатель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей,
предлагаемый материал должен быть доступным и интересным. При планировании воспитательно
образовательной работы с детьми необходимо учесть ранее приобретённый опыт. Некоторые дети
хорошо поют, другие танцуют, это следует учитывать при планировании различных форм работы по
приобщению к национальной культуре и традициям.
При организации работы с детьми следует учесть, что основой чувств являются
представления о жизни и искусстве каждого народа, его народном творчестве. Пословицы и
поговорки, потешки и сказки наиболее близки и понятны маленькому ребенку.
Необходимость национального воспитания дошкольников, вытекает из многонациональной
сущности республики Татарстан. Национальное воспитание обязательно должно сочетаться с
воспитанием у детей чувства национальной гордости, толерантности к другим национальностям.
Таким образом, Республика Татарстан один из многонациональных регионов Российской
Федерации. В законе РФ «Об образовании» четко опредлена необходимость обеспечения
гуманистического, развивающего, народнонационального характера образования, связь воспитания
и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.
Дошкольное образование является фундаментом образовательной системы. Воспитание
детей на традициях народной культуры – одно из главных направлений обновления содержания
педагогического процесса. Приобщение детей к национальной культуре – одна из самых актуальных
проблем дошкольного образования на современном этапе в силу коренных изменений, происходящих
в нашем обществе. Большое значение в национальном воспитании детей придается приобщению
ребенка к искусству, насыщению предметной среды предметами национальной культуры, звучанию
национальной музыки.
Огромный потенциал национальной культуры воспитания детей сосредоточен в народной
культуре, языке, так называемом национальнорегиональном компоненте образования. Насыщая
жизнь детей в детском саду фольклором, народными играми, праздниками, знакомя детей страдициями татарского народа, мы воспитываем детей в духе терпимости, уважения и интереса к
татарской культуре к татарским национальным традициям.
Важное значение для осуществления данной работы имеют такие педагогические условия как:
создание и обогащение этнографического пространства в ДОУ; формирование знаний в области
национальной культуры.