Развиваться, развлекаясь
Фёдорова М.Н., педагог-психолог
ГБУ ДО ЦППМСП Невского района
Санкт-Петербурга
Развитие познавательных способностей ребёнка должно быть постоянной заботой родителей, воспитателей, педагогов. Это необходимо для их подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития.
В раннем детстве ребёнок простодушен и открыт миру. Он, как губка, впитывает всю поступающую к нему информацию. К получению разного рода информации любой человек должен быть готов психологически. Это одно из условий здоровой психики. И это серьёзный повод для родителей задуматься о детях, предоставленных, так часто, самим себе, виртуальному миру компьютерных игр, телевидению и, как следствие, воздействию неконтролируемого потока информации, часто губительной для детской психики.
Увы, сегодня многие родители не знают, о чём говорить со своим сыном или дочерью, так далеки они друг от друга. И в этом трагедия современного детства.
На первый взгляд кажется, будто разгадывание загадок ¾ это забава, не более. Однако загадки несут в себе духовное знание и добрые мысли, развивая ум ребёнка и его личность.
Поиск ответов на загадки ¾ это процесс активной мыслительной деятельности. Загадки учат думать и анализировать, расширяют кругозор. Использование эпитетов способствует развитию речи и пониманию красоты родного языка.
Часто какие-то слова оказываются непонятными детям. Например, красное коромысло над речкой повисло. Что это? Чтобы ребёнок ответил правильно (радуга), необходимо, чтобы он, как минимум, знал, что такое коромысло и почему оно красное. А кто может это объяснить ему доступно и ласково?
Чем ни тема для общения?
Не мудрствуйте, говорите о загадках! Обсуждайте слова и их значение. И эта беседа, поверьте, станет самой продуктивной и эмоционально сближающей. Разрушит в ребёнке чувство брошенности, на которое, со временем, наслаиваются комплексы и неврозы.
Едва ли найдётся ребёнок, которого не развеселит ответ на загадку ¾ кто над нами вверх ногами (муха на потолке)? Пусть радуется, пусть смеётся! Значит, у него здоровое чувство юмора. Взгляните в его счастливые глазки!
Дошкольники любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их. При этом обратите внимание, запоминать им приходится не только саму загадку, но и ответ. Прекрасная тренировка памяти.
Большинство загадок основано на метафоре ¾ переносном смысле на основе сходства, скрытом сравнении. Если мы поможем ребёнку понять это, он справится с любой загадкой.
Например, спросите малыша, когда идёт дождь: Что такое «шёл долговяз, во сыру землю увяз»? Когда отгадка вот она, перед глазами, ответ найти легче. От вас потребуется объяснить значение незнакомых слов и обсудить смысл сравнений. Сравните этот дождик с «долговязом». Спросите, почему он в землю увяз? Вы будете удивлены, насколько рассудительно и точно ответит ребёнок на все ваши вопросы.
Загадки существуют на все случаи жизни: про фрукты и овощи, про мебель и животных, про явления природы и домашнюю утварь, о частях тела и даже о самом себе!
Однако помните: малыши до четырёх лет ещё не могут разгадывать загадок со скрытым смыслом. Они понимают всё буквально. Поэтому, иносказаний в таком возрасте следует избегать. Им правильнее предлагать загадки, ответ на которые находится на поверхности, очевиден.
В процессе отгадывания загадок главное не то, чтобы ребёнок быстро нашёл правильный ответ, а чтобы он ИСКАЛ этот ответ! Именно этот процесс развивает мышление и учит думать. Таким образом, постепенно все дети начинают сами придумывать загадки, упражняясь в творческом мышлении, развивая фантазию и воображение. Помогите им в этом!
Ещё одно отличное упражнение ¾ «Маленький исследователь». Оно не только развивает способности ребёнка к понятийному мышлению, но является также совместным развлечением.
Нужно выбрать любой предмет для изучения. Для начала назовите его. Далее определите основные характеристики: Какая у него форма? Какой размер? Сколько он весит? Какого он цвета? Есть ли у него вкус? А запах? Какой он на ощупь? Какие предметы похожи на него? А какие совсем не похожи?
После того как собрали эту информацию, необходимо назвать его цель: Для чего он нужен?
Затем самое интересное ¾ непосредственно экспериментальное. Выясните опытным путём, что случится с объектом исследования, если его:
- сбросить с высоты (хотя бы 1 метра);
- окунуть в воду;
- обжечь огнем;
- подвергнуть удару тяжёлым предметом;
- забыть на улице;
- положить в холодильник;
- оставить на солнце и др.
Такие занятия привнесут красок и веселья. Ребёнок одновременно и развлекается, и развивается, не ощущая давления и прочего дискомфорта. Обучение проходит весело и продуктивно.
Многие родители рассчитывают, что ребёнок, начиная с детсадовского возраста, должен разбираться сам. Развивающее обучение ориентируется на развитие физических, познавательных и нравственных способностей путём использования их потенциальных возможностей. Каждый родитель в силах помочь своему ребёнку раскрыть тот потенциал, который заложен в нём от природы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.