РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, - ФАКТОР УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА (ПРЕЗЕНТАЦИЯ).

  • ppt
  • 06.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПАВЛОВ А.К. РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, - ФАКТОР УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)..ppt

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, ФАКТОР - УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПОЗНАНИЯ МИРА И ВЫЖИВАНИЯ

Г.Уэллс:
«Больше и больше будущее человечества
представляет собой бег наперегонки между образованием и катастрофой»

ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО СТАНДАРТА

Научная основа:

Фундаментально е
ядро содержания общего образования Системно- деятельно- стный подход

Идеологическая и

методическая основа:

Концепция духовно-
нравственного раз-
вития воспитания личности гражда- нина России,

Концепция

социо-

культурной

Общественный

договор

запрос:
семьи,
общества,

государства

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕНИКУ

§ мотивированный к познанию
§ владеющий достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, образования на протяжении жизни
§ критически мыслящий
§ готовый к сотрудничеству и коммуникации
§ готовый отвечать за свои действия и их последствия, уважающий закон, справедливость, принимающий ценность личности, человеческой жизни, общества, человечества

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕНИКУ

§ любящий свою семью, свой народ, его культуру, открытый к ценностям и традициям других людей и народов, уважающий и принимающий разные мнения и точки зрения
§ социально-ответственный
§ мотивированный к смене социальных ролей, получению нового знания, новым видам деятельности, готовый отстаивать свою точку зрения
§ понимающий важность сбалансированности умственного, физического и эмоционального развития для себя и окружающих
§ обладающий навыками самонаблюдения, самоанализа, самооценки, необходимых для определения стратегий личностного развития, и проектирования своего будущего

Это - система влияний условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее
развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении
§ В образовательной среде выделяют три компонента: социальный (социальное окружение),
§ пространственно-предметный (пространственно- предметное окружение)
§ психо-дидактический – В.А. Хуторской

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

По Слободчиков: Образовательная среда представляет собой не данность совокупности влияний и условий, а динамическое образование, являю-щееся системным продуктом взаимо- действия образовательного простран-ства, управления образованием, места образования и самого учащегося

Система развивающего обучения Л.В. Занкова (1901-1977)

Основа психического развития
младших школьников – самостоятельная образовательная деятельность.
Обучение строится на высоком уровне трудности, в котором
ведущая роль отводится теоретическим знаниям. Высокие темпы изучения нового материала, осознание школьниками процесса учения, систематическая работа над развитием всех учащихся.

Система развивающего обучения - Д.Б. Эльконина (1904-1984) и В.В. Давыдова (1930-1998)

Дидактическая система направлена на формирование школьника как субъекта учебной деятельности, т.е. желающего и умеющего учиться, заинтересованного в самоизменении

Содержание обучения в начальной школе
– теоретические знания.
Методы обучения – совместная учебная деятельность младших школьников.
Результат развития – психологические новообразования, присущие младшему школьному возрасту.

Образовательная система

«школы диалога культур»
В.С. Библера
(1918-2000)

Охватывает весь образовательный процесс от младших до старших классов. В данной образовательной системе развитие школьников обуславливается диалогом различных типов мышления, связанным с тем или иным типом культуры.

Психо-дидактическая модель образовательной среды

.

Авторы:
В.П.Лебедева, В.А.Орлов, В.А.Ясвин и др. - концепции личностно-ориентированного образования:
роль дифференциации и индивидуализации образования, рассматривают не как целенаправленное педагогическое воздействие, а подчеркивают его значимость как субъекта познания, о погружении его в образовательную среду, специально смоделированную образовательным учреждением.

Принцип организации развивающей среды

Материальные факторы образо- вательного процесса
– пространственно- предметное окружение: школьное здание, рекреации,
учебные кабинеты и их оборудование, музеи, пришкольный участок, содержание образования, социальное окружение

Межличностные отношения
между участниками образова-
тельного процесса: субъект-объектные или субъект- субъектные

Педагогиче ские технологии и методики

При проектировании развивающей образовательной среды необходимо учитывать:

§ потребности субъектов образовательного процесса;

§ систему социальных отношений, сложившихся в коллективе;

§ пространственно-предметное окружение;

§ технологические и методические подходы, направленные на реализацию учебного содержания.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ ориентация на личность учащегося (удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, возможность самореализации и развития),

§ формирование ключевых образовательных компетентностей (учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, общекультурной, социально-гражданской, личностного роста и развития, экологической), необходимых для жизни в современном обществе

МОДЕДЬ ПРОЕКТА РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКООБРАЗОВАНИ Я

-Экологизация

общешкольных дисциплин
-Курс «Экология Москвы и УР»
-Научная практико- ориентированная деятельность

-Дистанционное обучение

Лектории, семинары, практикумы,тренинги КВН, семинары, марафоны,конкурсы, олимпиады,деятель- ность на пришколь- ном участке

Управа района; Методические центры; Экологические сооб- щества;.ООПТ; МДЭБЦ, центр экообразования САО; международное сотрудни- чество;военнопатриотичес- кая,профориентационная деятельность

Повышение квалификации преподавателей; проектная деятельность по ресурсосбережению Материальное оснащение

Идеи УР
в образовательной концепции;
Личностно-ориент. деятельностный подход; ИКТ, интерактивный, педагогика сотрудничества, семинары, тренинги, конференции

МГУП – лекции для школьников

Начальная школа

Работа по индивидуальным проектам
Детский сад

Полевая практика
– основная школа

МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО
И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

üиндивидуальное, личностно - ориентированное обучение;
üнаучность и фундаментальность содержания образовательных программ, соответствующих современным исследованиям в области естественных наук, в частности, экологического образования в интересах УР;
üуровень «инновационности» образования рассматривается как деятельность, которая определяется степенью развития деятельностных структур личности, деятельностных способностей;
üреализация исследовательского подхода на всех этапах образовательного процесса;
üпринцип сочетания общеобразовательных программ и модулей в системе дополнительного образования;
üрешение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира;
üпринцип вариативности - свобода выбора образовательной программы.

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ü решает целый комплекс задач направленных на гуманизацию всей жизни школы;
ü выравнивает стартовые возможности развития личности ребенка;
ü способствует выбору его индивидуальной траектории;
ü обеспечивает каждому ученику «ситуацию успеха»;
ü содействует самореализации личности ребенка и педагога;
ü объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка .

Интеграция основного и дополнительного образования как совокупность согласованных условий, обеспечивает:

ü принцип вариативности - свобода выбора образовательной программы;
ü индивидуальное, личностно- ориентированное обучение;
ü научность и фундаментальность содержания образовательных программ, соответствующих современным исследованиям в области современного знания;

реализация исследовательского подхода на всех этапах образовательного процесса;
ü принцип сочетания общеобразовательных программ и модулей в системе дополнительного образования;
ü решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.

ПРИНЦИП ПРЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ШКОЛЬНЫМ И ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

ü ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
ü создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
ü организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;
ü подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
ü обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
ü создание условий для включения ребенка в социальные формы общения

Дошкольное образование, начальная школа

Основная школа

Старшая школа

Школа - ВУЗ

Формирование основ

исследовательского поведения

Исследовательская деятельность как средство формирования мотивации к проектной деятельности

Развитие исследовательской компетентности

Формирование предпрофи- льных навыков как основы для профилизации

Развитие методического обеспечения учебной дея тельности средствами ис следовательских проектов

Технологии проектов
-обновление содержания образования, начало предпрофильной подготовки

Создание условий для развития способностей и творчества учащихся

Допрофессиональная подготовка согласно индивидуальным потребностям учащегося

Лекции, семинары, индив. проектная деятельность, защита на базе ВУЗа

Д
О О
П Б
О Р
Л А
Н З
И О
Т В
Е А
Л Н
Ь И
Н Е О
Е

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.