ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПОЗНАНИЯ МИРА И ВЫЖИВАНИЯ
ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО СТАНДАРТА
Научная основа:
Фундаментально е
ядро содержания общего образования Системно- деятельно- стный подход
Идеологическая и
методическая основа:
Концепция духовно-
нравственного раз-
вития воспитания личности гражда- нина России,
Концепция
социо-
культурной
Общественный
договор
–
запрос:
государства
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕНИКУ
§ мотивированный к познанию
§ владеющий достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, образования на протяжении жизни
§ критически мыслящий
§ готовый к сотрудничеству и коммуникации
§ готовый отвечать за свои действия и их последствия, уважающий закон, справедливость, принимающий ценность личности, человеческой жизни, общества, человечества
ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕНИКУ
§ любящий свою семью, свой народ, его культуру, открытый к ценностям и традициям других людей и народов, уважающий и принимающий разные мнения и точки зрения
§ социально-ответственный
§ мотивированный к смене социальных ролей, получению нового знания, новым видам деятельности, готовый отстаивать свою точку зрения
§ понимающий важность сбалансированности умственного, физического и эмоционального развития для себя и окружающих
§ обладающий навыками самонаблюдения, самоанализа, самооценки, необходимых для определения стратегий личностного развития, и проектирования своего будущего
Это - система влияний условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее
развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
По Слободчиков: Образовательная среда представляет собой не данность совокупности влияний и условий, а динамическое образование, являю-щееся системным продуктом взаимо- действия образовательного простран-ства, управления образованием, места образования и самого учащегося
Система развивающего обучения Л.В. Занкова (1901-1977)
Основа психического развития
младших школьников – самостоятельная образовательная деятельность.
Обучение строится на высоком уровне трудности, в котором
Система развивающего обучения - Д.Б. Эльконина (1904-1984) иВ.В. Давыдова (1930-1998)
Дидактическая система направлена на формирование школьника как субъекта учебной деятельности, т.е. желающего и умеющего учиться, заинтересованного в самоизменении
Содержание обучения в начальной школе
– теоретические знания.
Методы обучения – совместная учебная деятельность младших школьников.
Результат развития – психологические новообразования, присущие младшему школьному возрасту.
Образовательная система
«школы диалога культур»
В.С. Библера
Охватывает весь образовательный процесс от младших до старших классов. В данной образовательной системе развитие школьников обуславливается диалогом различных типов мышления, связанным с тем или иным типом культуры.
Психо-дидактическая модельобразовательной среды
.
Авторы:
В.П.Лебедева, В.А.Орлов, В.А.Ясвин и др. - концепции личностно-ориентированного образования:
роль дифференциации и индивидуализации образования, рассматривают не как целенаправленное педагогическое воздействие, а подчеркивают его значимость как субъекта познания, о погружении его в образовательную среду, специально смоделированную образовательным учреждением.
Принцип организации развивающей среды
Материальные факторы образо- вательного процесса
Межличностные отношения
между участниками образова-
тельного процесса: субъект-объектные или субъект- субъектные
Педагогиче ские технологии и методики
При проектировании развивающей образовательной среды необходимо учитывать:
§ потребности субъектов образовательного процесса;
§ систему социальных отношений, сложившихся в коллективе;
§ пространственно-предметное окружение;
§ технологические и методические подходы, направленные на реализацию учебного содержания.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ ориентация на личность учащегося (удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, возможность самореализации и развития),
§ формирование ключевых образовательных компетентностей (учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, общекультурной, социально-гражданской, личностного роста и развития, экологической), необходимых для жизни в современном обществе
МОДЕДЬ ПРОЕКТА РАЗВИВАЮЩЕЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКООБРАЗОВАНИ Я
-Экологизация
общешкольных дисциплин
-Курс «Экология Москвы и УР»
-Научная практико- ориентированная деятельность
-Дистанционное обучение
Лектории, семинары, практикумы,тренинги КВН, семинары, марафоны,конкурсы, олимпиады,деятель- ность на пришколь- ном участке
Управа района; Методические центры; Экологические сооб- щества;.ООПТ; МДЭБЦ, центр экообразования САО; международное сотрудни- чество;военнопатриотичес- кая,профориентационная деятельность
Повышение квалификации преподавателей; проектная деятельность по ресурсосбережению Материальное оснащение
Идеи УР
в образовательной концепции;
Личностно-ориент. деятельностный подход; ИКТ, интерактивный, педагогика сотрудничества, семинары, тренинги, конференции
МГУП – лекции для школьников
Начальная школа
Работа по индивидуальным проектам
Детский сад
Полевая практика
– основная школа
МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО
И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ü решает целый комплекс задач направленных на гуманизацию всей жизни школы;
ü выравнивает стартовые возможности развития личности ребенка;
ü способствует выбору его индивидуальной траектории;
ü обеспечивает каждому ученику «ситуацию успеха»;
ü содействует самореализации личности ребенка и педагога;
ü объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка .
Интеграция основного и дополнительного образования как совокупность согласованных условий, обеспечивает:
ü принцип вариативности - свобода выбора образовательной программы;
ü индивидуальное, личностно- ориентированное обучение;
ü научность и фундаментальность содержания образовательных программ, соответствующих современным исследованиям в области современного знания;
реализация исследовательского подхода на всех этапах образовательного процесса;
ü принцип сочетания общеобразовательных программ и модулей в системе дополнительного образования;
ü решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.
ПРИНЦИП ПРЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ШКОЛЬНЫМ И ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
ü ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
ü создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
ü организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;
ü подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
ü обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
ü создание условий для включения ребенка в социальные формы общения
Дошкольное образование, начальная школа
Основная школа
Старшая школа
Школа - ВУЗ
Формирование основ
исследовательского поведения
Исследовательская деятельность как средство формирования мотивации к проектной деятельности
Развитие исследовательской компетентности
Формирование предпрофи- льных навыков как основы для профилизации
Развитие методического обеспечения учебной дея тельности средствами ис следовательских проектов
Технологии проектов
-обновление содержания образования, начало предпрофильной подготовки
Создание условий для развития способностей и творчества учащихся
Допрофессиональная подготовка согласно индивидуальным потребностям учащегося
Лекции, семинары, индив. проектная деятельность, защита на базе ВУЗа
Д
О О
П Б
О Р
Л А
Н З
И О
Т В
Е А
Л Н
Ь И
Н Е О
Е
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.