Развивающие технологии на уроках музыки
Запорожец Татьяна Александровна
Учитель музыки
МБОУ г. Керчи РК СШ №1 им. В. Дубинина
г. Керчь
Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроке музыки можно рассматривать как активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся.
Предмет музыка, как никто другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка – есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя, личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.
В.А. Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга, удивления».
Радость в учебе, в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого. Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не приходит. Ее «горючее» - успех.
Главный смысл деятельности учителя музыки в том и состоит, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. Именно учебные достижения школьника наиболее сильно окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам, к родителям, к самому себе. В конечном итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников. Творческая лаборатория каждого учителя по-своему уникальна. В деятельности каждого педагога возможны свои открытия, интересные находки, озарения.
Сочетание традиционных и новых приемов, методов, форм обучения и контроля на уроках музыки позволяет решать задачи развития и воспитания учащихся, создавая в классе особую атмосферу спокойствия, доверия, увлечения и сотворчества. Ученик из пассивного слушателя становится активным участником процесса обучения из объекта воздействия превращается в субъект.
Использование современных педагогических технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету, соответствуя реалиям сегодняшнего дня. Все вышеперечисленное позволило мне включить информационно-коммуникативные технологии в преподавание музыки. Одним из условий успешного обучения является качество используемых на уроках аудио и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения позволяет добиваться хороших результатов. Формами овладения ИКТ на уроках музыки стало выполнение тестов, проектов с электронными презентациями. При защите проектов учащиеся приобретают навыки выбора, учатся работать в коллективе, применяют полученные знания при изучении других предметов. Применение ИКТ для детей означает:
- индивидуальное развитие и самовоспитание;
- средство дополнительной мотивации к деятельности;
- новый вид наглядности;
- эффективное средство приобретения опыта оперирования полученной информацией.
Для учителя использование ИКТ является новыми формами, средствами обучения, воспитания и воздействия на ребенка. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук) позволяют рассматривать ИКТ как учебно-развивающую сферу для творчества и самообразования.
Учитель должен осуществлять индивидуальное влияние на конкретного ученика, заинтересовывать его, пробуждать в нем неповторимую личность. В своей работе я использую технологии коммуникативно-развивающего обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию.
Основными задачами в личностно-ориентированном образовании являются:
- оптимистический подход к ребенку и умение максимально стимулировать его развитие;
- опора на познавательный интерес каждого ребенка;
- создание позитивной психологической атмосферы;
- саморазвитие личности;
- личностная направленность.
Музыка и компьютер вполне совместимые вещи. Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии, и результат не заставит вас ждать. Изобразительное искусство и художественный труд, литературное чтение, знакомство с окружающим миром. В каждом из данных направлений выработаны свои методы и приемы организации музыкального воспитания учащихся общеобразовательной школы, реализация которых предполагает определенную подготовку самого учителя.
С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроке музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся.
А предмет музыка, как никто другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка – есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.
Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.
Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения музыки, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества.
Музыкальные компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе трансляции по Интернету)
Музыка и информационные технологии – совместимы! В школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использовать при изучении многих учебных предметов, в том числе и музыки. Мы имеем возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока.
Необходимо изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъект учебной деятельности.
Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасцинации (принцип привлекательности). Благодаря мультимедийным пособиям, учащиеся стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать свое мнение, размышлять, рассуждать).
Демонстрация материала выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки.
Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т.д.
Современным этапом аудиовизуальных средств являются «Цифровые образовательные ресурсы» для учебно-методических комплексов «Музыка» которые могут быть выполнены в формате мультимедийных проектов.
Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.
Синтезированный зрительный ряд – это портреты композиторов, исполнителей, и исполнительных коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки; нотная графика; фрагменты рукописей музыкальных произведений репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно – прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей; документальных и художественных фотографии.
Дикторский текст - комментирующий различные явления музыкальной культуры. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным Литературный ряд: доступные, емкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная, (словесная) характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.
Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функции контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.
Сегодня компьютер, аудио и видеозапись прочно вошла в нашу жизнь, помогает лучше провести досуг, чаще слушать хорошую музыку, формировать художественный вкус, углублять знания музыкальной литературы. Сделать эту работу более результативной и интересной поможет музыкальная демонстрация работ учеников.
Наша жизнь немыслима без телевидения и Интернета. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных мною и моими учениками к изучаемым темам, и использовании, CD, DVD, MP3 – дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов, и рок – опер.
Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыке. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества о
Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ и оценку, интерпретацию и т.д.)
Использование ИКТ на уроках музыки бывает у нас в виде докладов, проектов с компьютерной презентацией. Цель использования таких форм – создать комфортное условие обучения, при которых ученики взаимодействуют между собой.
Электронные презентации, используемые на уроках, позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учащихся.
Наиболее значимыми отличительными чертами ИКТ являются:
- непрерывное и опережающее образование;
- его фундаментальность;
- направленность на личностное ориентирование обучение;
- развитие творческих способностей обучаемых;
- широкое и постоянное применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка - есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию. В последние годы при изучении музыки в общеобразовательной школе все чаще используется компьютерная техника, поэтому мы можем значительно обогатить методические возможности урока.
Мультимедийные ресурсы для уроков музыки подразделяются на:
- музыкальные игры;
- музыкальные произведения;
- зрительный ряд;
- справочные, энциклопедические издания;
- программные средства для создания, записи, воспроизведения музыки.
Использование ИКТ на уроках музыки бывает у нас в виде докладов, проектов с компьютерной презентацией в программе PowerPoint, просто зрительного ряда, который я стараюсь использовать как можно чаще.
Цель использования этих форм - создать комфортные условия обучения, при которых ученики взаимодействуют между собой. Электронные презентации, используемые на уроках, позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учащихся.
Почти на каждом уроке мы имеем возможность просмотра различных видеофильмов с балетами, операми, мюзиклами, рок - операми. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии и путешествия по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.
В урочной деятельности я использую компьютерную обучающую программу "Мой любимый видео клип", которая включает в себя не только информацию по теории музыки, музыкальной литературе, но и игровую деятельность, что позволяет использовать ее для смены видов деятельности на уроках. В программе пять разделов, в конце каждого из них имеются тесты по пройденному материалу. Ученики, сидя каждый за своим домашним компьютером, с удовольствием осваивают весь предложенный материал. Например, озвучить любимого героя своей понравившейся песенкой, подобрать рисунки природы к музыке известных композиторов, озвучить музыкальную сценку «мои одноклассники», сделать мини фильм из жизни животных и т.д. Благодаря урокам информатики дети среднего звена с удовольствием делают презентации на заданные темы.
Имеющийся в классе синтезатор позволяет ребятам, не имеющим профессиональной музыкальной подготовки понять азы применения аккомпанемента к песням. Раскрывается возможность показать детям каким может быть разным аккомпанемент на пианино и на синтезаторе. Понять отличие классических произведений от эстрадной обработки или обработки для оркестра народных инструментов и духовых.
Программы "Энциклопедия классической музыки", аудио энциклопедии "Как звучат музыкальные инструменты" и "Народные инструменты" заинтересовывают даже самых отчаянных "не любителей" классической музыки, позволяют в близкой для ребят манере дать сложный материал о композиторах, авторах представленных музыкальных произведений.
Программа "Уроки музыки с дирижером Скрипкиным" в доступной форме приближает каждого обучающегося к познанию тайн музыкального искусства. Программа включает в себя игры и задания на развитие музыкальности, способы изготовления музыкальных инструментов из подручных материалов, удобный словарик музыкальных терминов, информацию о композиторах и инструментах с демонстрацией их звучания, нотную грамоту. Все упражнения по нотной грамоте озвучены и в доступной форме рассказывают об азах музыкальной теории. Кроме того, музыкальные сказки радуют каждого ученика начальных классов.
Огромную помощь в работе мне оказывают также компьютерные диски, например такие, как «Энциклопедия классической музыки» (диск содержит большой информационный материал, словарь музыкальных терминов), «Соната» (это электронный путеводитель по собранию современных записей, европейской и русской классики, джазовой и популярной музыки, всех стилей и направлений).
Применение информационно - коммуникативных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное - современным. Изменилась роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения, формируется положительное отношение к предмету.
Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации. Почти на каждом уроке мы имеем возможность просмотра различных видео фильмов с балетами, операми, мюзиклами, рок-операми. Путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.
Таким образом, каждый учитель музыки, используя современные инновационные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.
Литература
1.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М., 2007г. – 416с.
2.Мозгот В.Г. Формирование художественного вкуса личности. – Ростов-на-Дону: Р.Г.У., 1992.
3.Затямина Т.А. “Музыкальная деятельность ребенка в пространстве педагогической реальности” монография Волгоград, издательство ВГАПК РО. 2008 г.
4.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. “Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях” учебное пособие для студентов муз. фак. педвузов. М.: Академия. 2002 г.
5.Критская Е.Д., Школяр Л.В. “Теория и методика музыкального образования детей”. М.: 1999 г.
6. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 198 Педагогика искусства. Сборник научных трудов. Выпуск 3 / Отв. ред.: докт. пед. наук, проф. Л.Г. Арчажникова, докт. пед. наук. Л.А. Рапацкая. – М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.