Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников
Оценка 5

Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников

Оценка 5
Занимательные материалы +1
doc
математика
1 кл—4 кл
01.05.2017
Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников
Выступление на мастер-классе. Цель: показать методику проведения некоторых упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей учащихся начальных классов на уроках математики.На своих уроках я использую различные формы и виды деятельности, которые включают в себя: - логические цепочки; - логические задачи на угадывание слов, чисел по аналогии - задачи «Найди соответствие - задачи – шутки, забавные истории, затруднительные ситуации; - математические ребусы, шарады, кроссворды, головоломки; - задачи на угадывание чисел, даты рождения, возраста; - магические треугольники и квадраты и др.Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников
Занимательные упражнения на уроках математики.doc
Мастер­класс   (1 слайд) Тема: «Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников»    (2   слайд)  учитель начальных классов  МБОУ СШ №11 г. Павлово  Таразанова Лариса Викторовна (категория высшая)   Цель:  показать   методику   проведения   некоторых   упражнений   на   развитие   логического   мышления   и   творческих   способностей   учащихся   начальных   классов   на   уроках математики.      Задачи мастер­класса: ­ познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико­математических игр с  детьми;  ­ обучить участников мастер­класса методам и приѐмам использования развивающих игр в  педагогическом процессе;  ­ развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание  применять на практике данные технологии;  ­ вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.          Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер­классе,  но не в качестве зрителей, а активных участников деятельности.    Надеюсь,   что   он  будет   для   вас   интересным,   полезным,   а  главное   принесёт   вам  много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.     Когда  уроки становятся светлыми, радостными и приятными? Наверное, когда они интересны, проходят на одном дыхании, когда у детей всё получается. Я считаю, что обучение должно быть интересным, только тогда оно приобретёт личностный смысл, эмоциональную окраску. А если знания неинтересны, то психологи убеждают нас в том, что они становятся бесполезными, по большому счёту это мёртвый груз. Поэтому когда учиться легко, приятно и интересно, то и познавательный интерес ребёнка по изучению предмета есть всегда.     Познавательные УУД формируются постепенно с 1 класса. В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД ученик должен осознать «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию». Любой процесс познания начинается  с привлечения внимания. Необходим эмоциональный всплеск, то есть необходима мотивация, побуждающая обучающихся к вступлению в деятельность.     Хорошо развитое логическое мышление, умение анализировать, классифицировать и обобщать являются залогом успехов в учебе.     (3­4 слайды) Я напомню, что мыслительная деятельность совершается при помощи следующих мыслительных   операций:   сравнение,   анализ,   синтез,   обобщение,   абстракция,   конкретизация, классификация.                     Определите по описанию название мыслительной операции.  (5­6 слайды)   На уроках создаются условия для совершенствования умственных способностей обучающихся   и   развития   следующих организованность, широта, глубина, критичность.   качеств   мышления:   гибкость,   активность,                            Определите по описанию качество мышления.               Работая над развитием логического мышления   детей, выше перечисленных качеств, мы способствуем развитию их способностей, раскрытию одаренности. Мы считаем, что детям во многом   способности   даны   от   природы,   но   без   должных   занятий   они   не   будут   развиваться, раскрываться. Таким образом, формирование логического мышления – это основа развития интеллектуальных способностей, одаренности в математике. (7 слайд)  На своих уроках я использую различные формы и виды деятельности, которые  включают в себя: ­ логические цепочки; ­ логические задачи на угадывание слов, чисел  по     аналогии ­ задачи «Найди соответствие ­ задачи – шутки, забавные истории, затруднительные ситуации; ­ математические ребусы, шарады, кроссворды, головоломки; ­  задачи на угадывание чисел, даты рождения, возраста; ­ магические треугольники и квадраты и др.    «Единственный путь, ведущий к знаниям ­ это деятельность» Бернард Шоу.  И   мы   займёмся   сегодня   такой   деятельностью.   Перед   вами   лежат   «Маршрутные   листы»,   на которых вы будете работать и делать пометки (помечать какие операции развивают эти задания, давать самооценку).                              (8­9   слайды)  «Логические   цепочки»   Такие   задания   являются   самыми распространенными не только в начальных классах, но и в среднем звене. Задание 1    Найди недостающее число в ряду:          2, 3, 5, 9, …, 33 Чтобы найти недостающее число, необходимо найти закономерность, т.е. правило по которому  можно определить связь чисел в ряду. Рассмотрим различные случаи нахождения закономерности: 1)Замечаем, что второе число увеличивается на 1, третье увеличивается на 2, значит, следующее  число должно увеличиться на 3. Но видим, что это правило не подходит, следующее число  увеличилось на 4. 2)Замечаем, что сумма двух первых чисел равна третьему, но это предположение не выполняется  при сумме двух следующих чисел. 3)Анализируя, замечаем, что одного действия недостаточно. Попробуем удвоить число, а  результат увеличить или уменьшить. Действительно, наше предположение верное. Каждое  следующее число можно получить, если удвоить предыдущее число и из произведения  вычесть единицу 2×2­1=3       3×2­1=5        5×2­1=9          9×2­1=17           17×2­1=33 Значит, недостающее число 17. Следующее задание предлагаем решить самостоятельно. Задание 2      Найдите недостающее число в ряду: 1, 5, 6, 11, 17, …, 45 Решение: 1 + 5 = 6    5 + 6 = 11     6 + 11 = 17     11 + 17 = 28      17 + 28 = 45 Ответ: 28  В маршрутном  листе отметьте, какие мыслительные операции совершаются  и какие качества мышления развиваются. (10 слайд) (проверка)  Задания  «логические   цепочки»  задействуют   одновременно   несколько  мыслительных операций: и анализ, и сравнение, и обобщение; способствуют развитию у детей гибкости, активности, широты и глубины мышления.      (11­13 слайды)  Логические задачи на угадывание слов, чисел  по     аналогии: Задание 1          Найти неизвестное число.                    СЛОВАРЬ              2, 6, 7            СОВА                     9781                        Б, Г                   ? Необходимо найти закономерность, т.е. правило, по которому можно определить связь слов и  чисел в первой строке, применить эту закономерность ко второй строке. 1)Замечаем, если из слова словарь убрать 2, 6, 7   буквы, получим слово сова. 2)Далее рассуждаем аналогично. Чтобы получить из числа 9781 неизвестное число, надо  отбросить те цифры, которые обозначают порядковый номер букв в алфавите      Б – 2,       Г – 4 Ответ: 98 Задание 2      Найти неизвестное число. КРОВАТЬ       ТОВАР              СТРОКА               КРОТ                 72618        ? Решение: 1)Чтобы получить слово товар, нужно в слове кровать исключить крайние буквы, полученные  крайние буквы поменять местами. 2) Вторая строка подтверждает данную закономерность. 3)Аналогично в третьей строке получаем 162. Ответ: 162 Задание 3       Найди неизвестное число: Селедка            лед           Солистка           лист       17350     ?          Ответ:      3 В словах первого столбика исключены две первые и две последние буквы. Значит и в числе надо  соответственно исключить две первые цифры и две последние. Получим число «3»    Задание 4      Найдите неизвестное число: Самолет     лом               Скворец       ров         350291      ?              Ответ:20     Задание 5    Найдите неизвестное число: Машина 12        Тир          6          Школа       ?          Ответ : 10 Анализируем слова и числа, замечаем, что в слове машина 6 букв, а число в 2 раза больше, в слове тир­ 3 буквы, число в 2 раза больше, в слове школа – 5 букв, то число большее в 2 раза­ 10 В маршрутном  листе отметьте, какие мыслительные операции совершаются  и какие качества мышления развиваются.    (слайд 14)   (проверка)   Данные задания способствуют развитию у детей умений анализировать, сравнивать,  обобщать, делать выводы, гибкости, активности, широты и глубины мышления.   (15­20 слайды)  Задачи на смекалку, построение логической цепочки рассуждений:      У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?    (8) Портфель   Коли   помещается   в  портфеле   Васи,   а   портфель   Васи   можно   спрятать   в 1) 2) портфеле Севы. Какой из этих портфелей самый большой? 3) Эту картинку нужно разделить тремя прямыми линиями так, чтобы каждый гусь оказался на отдельной площадке. 4)  Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели 5)   В   9   –   этажном   доме   есть   лифт.   На   первом   этаже   живут   2   человека.   От   этажа   к   этажу количество жителей увеличивается вдвое. Вопрос: какая кнопка лифта нажимается чаще всего?  В маршрутном  листе отметьте, какие мыслительные операции               совершаются и какие качества мышления развиваются.             (слайд 21)  (проверка)   Эти задания  способствуют  развитию     таких умственных  операций, как:  анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, установления причинно­следственных связей, выдвижение гипотезы и её обоснование, построение логической цепи рассуждений.   ( 22­ 25 слайды)        Задачи «Найди соответствие»,  решение которых записывается  в    таблице и не требует вычислений 1.   Катя, Галя и Оля спрятали игрушки – медвежонка, зайчика и слоника. Кто какую игрушку спрятал, если известно, что Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка, а Катя не прятала зайчика? 2. Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Кто­то из них сажал яблони, кто­ то груши, кто­то сливы, кто­то вишни. Что сажал каждый мальчик, если Дима не сажал сливы, яблони и груши, Петя не сажал груши и яблони, а Слава не сажал яблони? 3. Лесная ул., 37;  Цветочная ул., 25;  Лесная ул., 25.  Узнайте, в каком доме и на какой улице живет каждый из мальчиков, если известно, что Миша и Коля живут на одной улице,  Саша и Коля живут в домах с одинаковыми номерами,  а Миша и Дима ­ родные братья. Четыре приятеля ­ Миша, Коля, Саша и Дима ­ проживают по следующим адресам:   В маршрутном  листе отметьте, какие мыслительные операции совершаются  и какие качества мышления развиваются. (слайд 26) (проверка)  Эти задания  способствуют  развитию     таких умственных  операций, как:  анализ, синтез, установления   причинно­следственных   связей,   выдвижение   гипотезы   и   её   обоснование, построение   логической   цепи   рассуждений,   способствуют   развитию   у   детей   гибкости, активности, широты и глубины мышления. Подключение сети Интернет На уроках и на внеурочке использую видео – тесты на логику от бабушки Шошо для детей. Для учителей посоветую видео­уроки от Шамиля Ахмадуллина. (показать)      Работая   над   развитием   логического  мышления   на   уроках  математики,   заметили,   что   при выполнении самостоятельных работ даже слабые ученики рассуждают, выделяют вопрос.        В ходе регулярных занятий у детей формируются не только познавательные способности, но и качества личности как выдержка, настойчивость, трудолюбие, честность.          Мудр был человек,  связавший слово «урок» со словом жизнь, имея в виду серьёзные и неожиданные уроки, которые преподносит нам жизнь. А жизнь  ­  это процесс познания мира и самого себя. И пусть с наших уроков дети будут уходить в жизнь с умениями не только работать, но   и   общаться,   сотрудничать,   жить   в   обществе,   сохраняя   свою   индивидуальность,   становясь творческой личностью. Литература: Белошистая   А.В.,   Левитес   В.В.   Задания   для   развития   логического   мышления   1   класс.   М.: «Дрофа», 2008 Белошистая   А.В.,   Левитес   В.В.   Задания   для   развития   логического   мышления   2   класс.   М.: «Дрофа», 2008 Белошистая   А.В.,   Левитес   В.В.   Задания   для   развития   логического   мышления   3   класс.   М.: «Дрофа», 2008 Орлова Е.В., Гладин Н.В., Воровщиков С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников.М.: «5 за знания», 2008 http://nsc.1september.ru/  http://suhin.narod.ru/zag1.htm Загадки и кроссворды для детей.

Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников

Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников

Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников

Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников

Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников

Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников

Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников

Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников

Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников

Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017