Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность».
Оценка 4.8

Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность».

Оценка 4.8
docx
14.05.2020
Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность».
бернс, стих честная бедность.docx

Литература    7кл.                17.05.19г

Тема: Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность».

Цели: познакомить с личностью Р.Бернса, дать понятие о ее многогранности; продолжить работу над литературоведческими понятиями «тема» и «идея»;  развивать умение читать и анализировать поэтические тексты;  развивать творческие способности;  создать атмосферу открытости, сотворчества в общении;  воспитывать любовь к поэзии.

УУД:

Познавательные: Воспринимают материал, узнают новое, расширяют словарный запас.

Коммуникативные: Слушают учителя, задают вопросы, если что-то непонятно или интересно.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют цель, планируют свою деятельность

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе.                                                

                                                                       Ход урока

I.  Орг. момент

II. Актуализация опорных знаний

- Опрос учащихся

III. Изучение новой темы

1) Слово учителя. Постановка проблемы.

Начать сегодняшний урок мне хочется с вопроса: «Задумывались ли вы когда-нибудь серьезно о таких понятиях как честь, честность, богатство?».  Я предлагаю задуматься.  Мы часто употребляем такое выражение: «честное слово». А задумываемся ли, что в него вложено, чего он стоит. Ну а слово «честь» мы вообще редко используем в своей речи при характеристике какого-либо человека или ситуации. А о ком вы сами сказали или слышали: «Он человек чести?» Зато в нашем современном мире у всех на устах: богатство, богатый. Какой же смысл вложен в эти три замечательных слова? Я прошу вас составить предложения, включив эти слова в них:

Быть честным – значит …

 Услышав слово «честь», я представляю…

 Богатство для меня…  

Вы уже давно знаете, что творческие люди, в частности, писатели и поэты, часто обращают внимание на то, что мы просто не замечаем в повседневной жизни; им дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими.

Сегодня нам предстоит познакомиться со стихотворением одного из них. Это Роберт Бернс, поэт, живший еще в далеком 18 веке в Шотландии, поэт, который ставил перед собой вопросы и пытался на них ответить – что есть Добро и Зло, что такое Долг Человека (Краткий рассказ о поэте) .

Роберт Бернс родился 25 января 1759 года в селе Аллоуэй (графство Эйшир), ), в семье крестьянина. В 1765 году его отец взял в аренду хозяйство Маунт-Олифант, и мальчику пришлось батрачить наравне со взрослыми, терпя голод и другие лишения. С 1783 года Роберт начинает сочинять стихи на эйширском диалекте. Бёрнс, хоть и обучался в сельской школе, но его преподавателем был человек с университетским образованием — Джон Мёрдок, которому он обязан своими успехами в поэзии. Как свидетельствуют рукописи, Бернс писал на шотландском, хотя литературным английским языком владел безукоризненно — это был осознанный выбор поэта.Шотландия славилась своей природной красотой, поразительным горным рельефом и незабываемыми видами многочисленных озер, о которых слагались легенды. Много произведений создал Бернс, воспевая красоту своего края.

Шотландия тогда переживала пик национального возрождения, была одним из самых культурных уголков Европы, в ней насчитывалось пять университетов. А сейчас перед вашими глазами Национальная галерея Шотландии . В 1784 году умирает отец, и после ряда неудачных попыток вести сельское хозяйство Роберт с братом Гилбертом переезжает в Моссгил. В 1786 году выходит первая книга Бёрнса, и поэт быстро становится знаменитым.

Уже в 1787 поэта принимают в Великой Ложе Шотландии; выходит первое эдинбургское издание поэм; он совершает поездки по Шотландии. Спустя 6 лет – второе эдинбургское издание стихов в двух томах. А еще через 2 года, в декабре 1795 Бернса постигает тяжелая болезнь, от которой через полгода, 21 июля 1796 Роберт Бернс умирает в городе Дамфрис.

Первый русский перевод Бернса появился уже в 1800 г. – через 4 года после смерти поэта. Поэзия Бернса получила широкую популярность в России благодаря переводам С.Я.Маршака. Изначально многие произведения Бернса создавались как песни. Поэзия его проста, ритмична и музыкальна, не случайно и в русском переводе многие стихи ложились на музыку.

А.Т.Твардовский говорил о Бернсе: « Роберт Бёрнс – удивительное и редкостное явление в поэзии. Сын шотландского крестьянина и сам крестьянин, нередко слагавший свои стихи за работой в поле, он – живое и яркое свидетельство огромной духовной творческой силы народа…»

2) Работа с учебником

Стихотворение Р.Бернса, которое мы с вами будем сегодня читать, называется «Честная бедность».

Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью. Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Честь ум рождает (а бесчестье и последний отымает). Честь по заслугам.

– Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?

В стихотворении “Честная бедность” слышится грусть поэта. Ведь, по его мнению, бедняки – честные труженики – достойны лучшей судьбы! Их, страдающих от невзгод, Бернс очень любил. Сколько сострадания в его словах: “Если бы я мог, я осушил бы все слезы на всех глазах!”

Поэт гордился своей принадлежностью к трудовому и свободолюбивому народу. Когда-то слава открыла перед ним двери дворцов, но он так и не разбогател и умер в нищете…Только через много лет английский король назначит вдове Р. Бернса пенсию, но верная памяти Роберта, она откажется от нее, сохранив человеческое достоинство.

И в своем стихотворении Р.Бернс убеждает нас не падать духом, надеяться на лучшее.

3) Беседа по вопросам

Какова интонация этого стихотворения? (Интонация грусти сквозь бодрый ритм стихотворения. Грусть из-за того, что еще не настал черед «уму чести» на всей земле ).

В чем идея стихотворения? (В том, что истинная знать – это не тот, кто много имеет, а тот, кто честно трудится.)

Какова позиция автора по отношению к тем, кто стыдится своей бедности?

Как вы понимаете строчки:

Богатство – штамп на золотом,

 А золотой – мы с вами.

(Главная ценность – человек.)

Объясните смысл слов: «судите не по платью». (Богатство не делает человека лучше.)

IV.  Итог урока . Рефлексия.

 Позиция человека по отношению к богатству и чести может быть разной, но у Бернса она именно такая, какой мы видим ее в стихотворении. Она очень близка к позиции народа. Народная мудрость выражается через многочисленные пословицы: «Правда любого врага одолеет», «И сила уму уступает», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом» .

 Высказывают свое мнение о том, как они понимают эти пословицы и какая из них в большей степени отражает мысль стихотворения. Главные слова, на которых делают акцент и которых еще нет в таблице, записывают.

В заключение нашего урока вы, ребята, попробуете сами написать небольшое стихотворение по теме нашего сегодняшнего урока – синквейн. Слово «синквейн» произошло от французского числительного «пять». Это стихотворение, которое состоит из пяти строк, написанных по определенным правилам.

V. Домашнее задание: выуч.стихотв.


 

Литература 7кл. 17

Литература 7кл. 17

Работа с учебником Стихотворение

Работа с учебником Стихотворение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020