Литература 7кл. 17.05.19г
Тема: Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность».
Цели: познакомить с личностью Р.Бернса, дать понятие о ее многогранности; продолжить работу над литературоведческими понятиями «тема» и «идея»; развивать умение читать и анализировать поэтические тексты; развивать творческие способности; создать атмосферу открытости, сотворчества в общении; воспитывать любовь к поэзии.
УУД:
Познавательные: Воспринимают материал, узнают новое, расширяют словарный запас.
Коммуникативные: Слушают учителя, задают вопросы, если что-то непонятно или интересно.
Регулятивные: Самостоятельно формулируют цель, планируют свою деятельность
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Актуализация опорных знаний
- Опрос учащихся
III. Изучение новой темы
1) Слово учителя. Постановка проблемы.
Начать сегодняшний урок мне хочется с вопроса: «Задумывались ли вы когда-нибудь серьезно о таких понятиях как честь, честность, богатство?». Я предлагаю задуматься. Мы часто употребляем такое выражение: «честное слово». А задумываемся ли, что в него вложено, чего он стоит. Ну а слово «честь» мы вообще редко используем в своей речи при характеристике какого-либо человека или ситуации. А о ком вы сами сказали или слышали: «Он человек чести?» Зато в нашем современном мире у всех на устах: богатство, богатый. Какой же смысл вложен в эти три замечательных слова? Я прошу вас составить предложения, включив эти слова в них:
Быть честным – значит …
Услышав слово «честь», я представляю…
Богатство для меня…
Вы уже давно знаете, что творческие люди, в частности, писатели и поэты, часто обращают внимание на то, что мы просто не замечаем в повседневной жизни; им дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими.
Сегодня нам предстоит познакомиться со стихотворением одного из них. Это Роберт Бернс, поэт, живший еще в далеком 18 веке в Шотландии, поэт, который ставил перед собой вопросы и пытался на них ответить – что есть Добро и Зло, что такое Долг Человека (Краткий рассказ о поэте) .
Роберт Бернс родился 25 января 1759 года в селе Аллоуэй (графство Эйшир), ), в семье крестьянина. В 1765 году его отец взял в аренду хозяйство Маунт-Олифант, и мальчику пришлось батрачить наравне со взрослыми, терпя голод и другие лишения. С 1783 года Роберт начинает сочинять стихи на эйширском диалекте. Бёрнс, хоть и обучался в сельской школе, но его преподавателем был человек с университетским образованием — Джон Мёрдок, которому он обязан своими успехами в поэзии. Как свидетельствуют рукописи, Бернс писал на шотландском, хотя литературным английским языком владел безукоризненно — это был осознанный выбор поэта.Шотландия славилась своей природной красотой, поразительным горным рельефом и незабываемыми видами многочисленных озер, о которых слагались легенды. Много произведений создал Бернс, воспевая красоту своего края.
Шотландия тогда переживала пик национального возрождения, была одним из самых культурных уголков Европы, в ней насчитывалось пять университетов. А сейчас перед вашими глазами Национальная галерея Шотландии . В 1784 году умирает отец, и после ряда неудачных попыток вести сельское хозяйство Роберт с братом Гилбертом переезжает в Моссгил. В 1786 году выходит первая книга Бёрнса, и поэт быстро становится знаменитым.
Уже в 1787 поэта принимают в Великой Ложе Шотландии; выходит первое эдинбургское издание поэм; он совершает поездки по Шотландии. Спустя 6 лет – второе эдинбургское издание стихов в двух томах. А еще через 2 года, в декабре 1795 Бернса постигает тяжелая болезнь, от которой через полгода, 21 июля 1796 Роберт Бернс умирает в городе Дамфрис.
Первый русский перевод Бернса появился уже в 1800 г. – через 4 года после смерти поэта. Поэзия Бернса получила широкую популярность в России благодаря переводам С.Я.Маршака. Изначально многие произведения Бернса создавались как песни. Поэзия его проста, ритмична и музыкальна, не случайно и в русском переводе многие стихи ложились на музыку.
А.Т.Твардовский говорил о Бернсе: « Роберт Бёрнс – удивительное и редкостное явление в поэзии. Сын шотландского крестьянина и сам крестьянин, нередко слагавший свои стихи за работой в поле, он – живое и яркое свидетельство огромной духовной творческой силы народа…»
2) Работа с учебником
Стихотворение Р.Бернса, которое мы с вами будем сегодня читать, называется «Честная бедность».
Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью. Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Честь ум рождает (а бесчестье и последний отымает). Честь по заслугам.
– Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?
В стихотворении “Честная бедность” слышится грусть поэта. Ведь, по его мнению, бедняки – честные труженики – достойны лучшей судьбы! Их, страдающих от невзгод, Бернс очень любил. Сколько сострадания в его словах: “Если бы я мог, я осушил бы все слезы на всех глазах!”
Поэт гордился своей принадлежностью к трудовому и свободолюбивому народу. Когда-то слава открыла перед ним двери дворцов, но он так и не разбогател и умер в нищете…Только через много лет английский король назначит вдове Р. Бернса пенсию, но верная памяти Роберта, она откажется от нее, сохранив человеческое достоинство.
И в своем стихотворении Р.Бернс убеждает нас не падать духом, надеяться на лучшее.
3) Беседа по вопросам
Какова интонация этого стихотворения? (Интонация грусти сквозь бодрый ритм стихотворения. Грусть из-за того, что еще не настал черед «уму чести» на всей земле ).
В чем идея стихотворения? (В том, что истинная знать – это не тот, кто много имеет, а тот, кто честно трудится.)
Какова позиция автора по отношению к тем, кто стыдится своей бедности?
Как вы понимаете строчки:
Богатство – штамп на золотом,
А золотой – мы с вами.
(Главная ценность – человек.)
Объясните смысл слов: «судите не по платью». (Богатство не делает человека лучше.)
IV. Итог урока . Рефлексия.
Позиция человека по отношению к богатству и чести может быть разной, но у Бернса она именно такая, какой мы видим ее в стихотворении. Она очень близка к позиции народа. Народная мудрость выражается через многочисленные пословицы: «Правда любого врага одолеет», «И сила уму уступает», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом» .
Высказывают свое мнение о том, как они понимают эти пословицы и какая из них в большей степени отражает мысль стихотворения. Главные слова, на которых делают акцент и которых еще нет в таблице, записывают.
В заключение нашего урока вы, ребята, попробуете сами написать небольшое стихотворение по теме нашего сегодняшнего урока – синквейн. Слово «синквейн» произошло от французского числительного «пять». Это стихотворение, которое состоит из пяти строк, написанных по определенным правилам.
V. Домашнее задание: выуч.стихотв.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.