«Реабилитация детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
с помощью музыкальных занятий»
Расстройство аутистического спектра (РАС) характеризуется проблемами в социальном взаимодействии и общении и считается расстройством психического развития, так как появляется в младенчестве или детстве. Название состояния обусловлено широким спектром типов и проявлений.
Выделяют следующие группы симптомов и признаков:
· Сложности в социальной коммуникации и взаимодействии с окружающими людьми: невозможность поддержания диалога и зрительного контакта; отсутствие интереса к любым контактам; аномалии мимики, интонации и жестов; проблемы с пониманием точки зрения и сути диалога.
· Ограниченность интересов и стереотипность действий: сильная привязанность к одному предмету; повышенный интерес к определенному факту или детали; повышенная потребность в неизменности и постоянности (обстановки, еды, режима дня); патологическая реакция на внешние сенсорные факторы (свет, боль, шум, изменение температуры); повторяющиеся движения и фразы; расстройства сна, депрессия и тревога.
Несмотря на вышеперечисленные проблемы, люди с РАС обладают следующими достоинствами:
· способность к длительному запоминанию информации и подробному изучению деталей;
· высокая зрительная и слуховая концентрация;
· возможность развития в математике, физике, музыке, науке и искусстве.
Музыкальная коррекция – это направление, которое основывается на лечебном влиянии музыки на психологическое состояние ребенка. Доказано, что стимуляция мозга музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает их дальнейшую деградацию.
Существует классификация современных методов в музыкальной коррекции детей с РАС:
· Методы, направленные на ответную реакцию, а также эмоциональную активизацию;
· Тренинговые методы, которые используются в контексте поведенческой терапии;
· Релаксационные методы;
· Коммуникативные методы;
· Творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной активности.
Основная коррекционная задача на музыкальных занятиях - формирование и развитие слухо–вокальной, слухо–двигательной, зрительно–двигательной координации и возможность в последующем синтезировать их в одной деятельности. Не нужно стараться превратить детей в хороших исполнителей, а необходимо пытаться с помощью музыки затронуть и возбудить сознательные или бессознательные реакции ребенка, помочь ему наладить разнообразные способы коммуникации.
При работе с детьми с РАС необходимо соблюдать принципы построения занятий:
1) Учет психоэмоционального состояния: начинать и заканчивать занятие спокойной и негромкой музыкой; на протяжении занятия следует отслеживать эмоциональное состояние ребенка и соответственно корректировать интенсивность занятия.
2) Постепенное усложнение материала: построение занятия от простого к сложному - от определенных операций к целостному вокально–пластическому действию.
3) Максимальное использование непроизвольных двигательных реакций в комплексе со слуховым, зрительным, тактильным анализаторами. Любое полноценное восприятие музыки – это ритмическое восприятие. Оно включает в себя разнообразные осмысленные движения и становится слухо– двигательным процессом.
Для достижения оптимальных результатов групповых музыкальных занятий, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:
· Приветствие (как ритуал);
· Регуляционные упражнения (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания);
· Коррекционно – развивающие упражнения (основной блок);
· Прощание (как ритуал).
В процессе практики работы в МКОУ С(К)НШ №60 «Сибирский лучик» были выделены этапы основного блока музыкального занятия:
І этап: музыкально – ритмические игры для сенсорной стимуляции, которые переходят в игры для развития речи, пения и игру на музыкальных инструментах.
ІІ этап: слушание музыки в комплексе с ритмическими движениями; инсценированные попевки, которые способствуют коммуникации, побуждают детей двигаться в едином ритме; упражнения на релаксацию мышечного тонуса, обучающие детей контролировать свои мышцы и эмоциональное состояние.
ІІІ этап: музыкально – ритмические игры (игры – диалоги); танцевальные упражнения и танцы.
Подбор музыкального репертуара требует особого индивидуального подхода, т.к. реакции ребенка с РАС на музыку, которую он слушает, непредсказуемы – страх, отстраненность, радостное возбуждение или равнодушие. Одни предпочитают живую музыку в исполнении педагога, другим нравятся фонограммы.
Окружающая обстановка играет огромную роль при организации музыкального занятия с детьми с РАС. Любая перемена в обстановке может вызвать панику, раздражение или же заставит ребенка уйти в себя. Поэтому нужно стараться сохранять в целом, ту обстановку, к которой ребенок привык.
Дети с аутизмом лучше общаются с предметами, чем с людьми. Музыкальные инструменты становятся средством самовыражения. Для такого ребенка звук более понятен, если он видит источник этого звука и движения, вызывающие его. Игра на музыкальном инструменте заменяет стереотипии, характерные для аутизма, когда предмет бессмысленно вертят в руках, и побуждает ребенка к осознанному прикосновению к инструменту с целью извлечь звук. Занятия с духовыми инструментами (дудочки) служат осознанию ребенком ощущения давления воздуха. Разнообразие шумовых и ударных инструментов велико: треугольники, бубенцы, колокольчики, бубны, тамбурины, деревянные коробочки, маракасы, барабаны и многие другие. Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны.
На первом этапе нужно предоставить ребенку возможность использовать инструменты и свой голос так, как ему хочется, даже если он использует необычные способы звукоизвлечения. На следующих этапах работы с детьми можно придумать графические обозначения для различных инструментов и составляем простейшие партитуры, в которых обозначать последовательность игры инструментов.
Для визуализации длительности звука можно использовать разнообразные предметы: ленточки, полоски, линейки, палочки разной длины, а также схематические изображения, выкладывая ритм: длинный звук – большая звездочка (длинная лента или полоска), короткий звук – маленькая. Например: ритм – два коротких звука, один длинный. Такой метод схематического изображения длительности звуков помогает наглядно представить и отобразить этот ритм. После того, как дети хорошо освоят ритмы, можно переходить к исполнению на инструментах небольших попевок, пьес по схематической партитуре, в которой при помощи условных изображений отображается ритм и длительность звучания, последовательность игры каждого инструмента в ансамбле. Используя визуальный метод, музыкальный руководитель имеет возможность изменять количество активных каналов восприятия, громкость музыки и т.д.. Это позволяет регулировать уровень активности ребенка, интенсивность стимуляции, избегая переутомления и перевозбуждения ребенка.
Итогом всей коррекционно – развивающей и обучающей работы музыкального руководителя является взаимодействие ребенка с РАС со своими сверстниками:
· игра на детских музыкальных инструментах в ансамбле;
· танцы в парах, хороводе;
· участие в музыкальных играх – драматизациях, праздниках, развлечениях.
Таким образом, искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку, а присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для детей с РАС мощным стимулом в процессе реабилитации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.