Проект "Великая отечественная война В искусстве" для подготовительной группы детского сада
Оценка 4.6

Проект "Великая отечественная война В искусстве" для подготовительной группы детского сада

Оценка 4.6
Документация +2
doc
Междисциплинарный 6
04.04.2020
Проект "Великая отечественная война В искусстве" для подготовительной группы детского сада
педагогический проект для детей дошкольного возраста, посвященный 75 Победы русского народа в Великой Отечественной Войне, раскрывающий какую роль играли такие области как музыка, литература и изобразительное искусство.
проект ВОВ в искусстве.doc

Проект

«Великая Отечественная война                       в искусстве»

Автор: Костылева Ксения Викторовна

 

 

 

Новосибирск

2020


 

Паспорт проекта

«Великая Отечественная война в искусстве»

 

Состав проектной группы:

Воспитатели,  дети, родители, логопед, музыкальный руководитель.

 

Тип проекта:

Познавательно-творческий, продуктивный, групповой.

 

Возраст воспитанников:

Дети подготовительной группы 6-7 лет.

 

Срок реализации проекта:

3 недели.

 

Актуальность проекта:

В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у дошкольников любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. 
Создание проекта «
Великая Отечественная Война в искусстве» направлено на знакомство детей с героическим прошлым нашей страны, ознакомление  детей с произведениями живописи, литературными и музыкальными произведениями о Великой Отечественной войне, работу по воспитанию у дошкольников патриотических качеств личности и художественно- эстетического вкуса. Предполагает привлечение детей и родителей к восприятию произведений живописи, литературы и музыки, раскрывающих тему защиты Родины, тему  Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

 

Цели и задачи проекта:

Цель: Формирование представлений о Великой Отечественной войне, воспитание у дошкольников уважения к военной истории России,  патриотических чувств у детей дошкольного возраста на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранившихся в полотнах художников, в произведениях литературы и музыкальных произведениях. Формированию у детей патриотизма и чувства гордости за свою Родину.

Задачи:

-       Формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;

-       Познакомить дошкольников со стихотворным, художественным и музыкальным наследием ВОВ;

-       Познакомить детей с судьбой некоторых поэтов, художников и их произведений;

-       Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;

-       Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;

-       Развивать чувство коллективизма;

-       Привлекать родителей к участию в праздничных мероприятиях, в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войне;

-       Повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности у детей и их родителей.

 

Проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства верности, привязанности, гордости за свою Родину, дети знакомятся с произведениями литературы, живописи и музыкальными композициями, посвященными Великой Отечественной войне. Узнают о судьбах некоторых поэтов и художников, у детей формируется представление о значимости их вклада в историю нашей страны.

Проект реализуется в три этапа, продолжительность проекта  с 13.04.2020г. по 08.05.2020г.

1 этапПодготовительный (с 13.04.2020 по 17.04.2020г.): «Что мы знаем о Великой Отечественной войне?»;

2 этап - Основной: (с 20.04.2020 по 24.04.2020 г.) «Отражение темы Великой Отечественной войны в искусстве»:

-       «Война глазами поэтов»;

-       «Война глазами художников»;

-       «Война и музыка»;

3 этапЗаключительный (с 27.04.2020 по 08.05.2020 г.):  Подведение итогов - анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно – творческой деятельности детей.  Проведение полихудожественного занятия «Искусство в годы Великой Отечественной войны»

Конечным продуктом проекта является выставка рисунков детей и их родителей на тему «Великая Отечественная война в искусстве».

 

Предполагаемые результаты:

- наличие у детей первоначальных представлений об истории ВОВ;

- развитие у детей восприятия произведений литературы, живописи, музыки о войне;

-развитие умения выражать свои чувства, обогащение словарного запаса.

Первый этап  - Подготовительный.

Тема:  « Что мы знаем о Великой Отечественной войне?».

 

Цель: познакомить детей с историей Великой Отечественной войны,  расширять знания о героях войны, воинских наградах, о победе нашей страны в войне.

 

Пути реализации: Проведение цикла познавательных занятий и бесед по формированию представлений о Великой Отечественной войне по темам (смотреть в приложении № 1):

1.     «Что вы знаете о войне?»: что такое война, ее причины, участники.

2.      «Герои Великой Отечественной войны»: знакомство детей с именами героев Великой Отечественной войны, их подвигами, памятниками героям и воинскими наградами;

3.     «Жизнь советского человека в период 1941-1945гг.»: познакомить  детей с понятием «труженики тыла», рассказать детям, что война велась не только на поле боя, о значимости деятельности всех советских людей;

4.      «Долгожданная победа»: расширять представления детей о победе нашей страны в войне.

 

Необходимое оборудование для успешной реализации первого этапа: книги, пособия о Великой Отечественной войне, иллюстрации боевых действий и жизни тружеников тыла, фотографии героев Великой Отечественной войны и памятников героям, изображение воинских орденов и медалей.

 

Работа с родителями на данном этапе (смотреть в приложении № 2):

1.     Консультация на тему: «Знакомьте детей с героическим прошлым России»; текст

2.     Изготовление плаката «Медали и ордена Великой Отечественной войны»; фото

3.     Рекомендация посетить памятник А. Покрышкину и станцию метро им. А. Покрышкина. Написать рекомендации и фото

 

Реализация первого этапа происходит на территории детского сада в форме ознакомительных бесед с детьми и чтения художественных произведений о войне, на занятиях с воспитателями и учителем – логопедом.

 

Второй этап – Основной.

Тема: «Отражение темы Великой Отечественной войны в искусстве»

состоит из трех циклов:

-       «Война глазами поэтов»;

-       «Война глазами художников»;

-       «Война и музыка».

 

1. «Война глазами поэтов»

 

Цель: Определить значение поэзии в годы войны, познакомить детей со стихотворным наследием Великой Отечественной войны, познакомить с судьбой новосибирского поэта Бориса Богаткова, его произведениями и выявить причины популярности поэзии в годы ВОВ.

 

Пути реализации:

-       Ознакомление с художественной литерой о войне, чтение стихотворных произведений, повествующих о ходе войны и прославляющих победу нашей страны;

-       Знакомство детей с новосибирским поэтом Борисом Богатковым: его биографией и творчеством;

-       Разучивание стихов о Великой Отечественной войне.

 

Необходимое оборудование:

Для успешной реализации данного этапа необходимо подобрать сборники поэтических произведений о Великой Отечественной войне, фотографии и стихи Бориса Богаткова.

 

Работа с родителями:

-       Организовать выставку книг из домашних библиотек, содержащие рассказы и стихи о войне;

-       Чтение художественных произведений о войне дома;

-       Рекомендовать выучить дома с ребенком стихотворение о войне;

 

Данный этап реализуется на территории группы детского сада в форме проведения «литературной гостиной» и «поэтических вечеров», на занятиях с учителем-логопедом.

 

2. «Война глазами художников»

Цель: Определить значение живописи в годы Великой Отечественной войны, познакомить детей с биографией известного новосибирского художники В.К. Чебанова и его работами, познакомить детей с понятием художник – баталист и художник - плакатист, выявить причины популярности изобразительного искусства в годы войны.

Пути реализации:

1.     Ознакомительная беседа с детьми на тему «Искусство в годы Великой Отечественной войны»:

-       знакомство детей с деятельностью художников – плакатистов их           ролью в укреплении боевого духа советских воинов, в формировании радостных настроений, вызванных предчувствием победы;

-       знакомство детей с деятельностью художников – баталистов, их участием в Великой Отечественной войне, значимостью их работ, отражающих самоотверженность, героизм русского народа, сражавшегося с врагом, для поддержания патриотических чувств советского человека, укрепления его веры в победу;

-       обращение внимания детей на неоценимый вклад художников в создании исторического наследия для будущих поколений.

2.     Организация мини-музея в группе: рассматривание и  изучение репродукций, посвященных Великой Отечественной войне, обсуждение их с детьми;

3.     Знакомство детей с творчеством новосибирского художника В. К. Чебанова, его биографией;

4.     «День открытых дверей в мини-музее группы»: приглашение родителей в музей группы и выступление детей в роли экскурсоводов.

 

Необходимое оборудование:

Для реализации данного этапа необходимо иметь репродукции художников с эпизодами боевых действий; фотографии, работы художника В. К. Чебанова.

 

 

 

 

 

Работа с родителями:

1.     Оформление информационного стенда: «Великая Отечественная война и живопись»; фото

2.     Помощь родителей в организации мини-музея (принести репродукции художников с эпизодами боевых действий);

3.     Рекомендация родителям совместно с детьми посетить выставку народного художника России В. К. Чебанова. Выставка расположена на территории Новосибирского художественного музея по адресу Красный проспект, 5;

4.     Организовать посещение родителями мини-музея группы.  фото, либо отзывы

 

Данный этап реализуется на территории группы детского сада в форме организации мини выставки картин, посвященных Великой Отечественной войне, бесед с ним, проводимых воспитателями и учителем - логопедом. Дети на данном этапе выступают в роли слушателей и экскурсоводов.

3.  «Война и музыка»

Цель: Определить значение музыкальных произведений в годы Великой Отечественной войны, развитие эмоциональной сферы, воспитание музыкально – эстетического вкуса, умения определять характер музыкального произведения, формирование интереса и любви к музыке, желание слушать ее.

 

Пути реализации:

Прослушивание музыкальных произведений о войне:

·        Священная война» А. Александров 

·        «Шел ленинградский паренек», соврем. Нар. песня

·        «Катюша» М. Блантера

·         «Частушки» 

·        «Солдатушки – бравы ребятушки»

·        «Песня о тачанке» К. Листова

·        «Смуглянка» А. Новиков

·        «В землянке» К. Листова

·        «Алеша» Э. Колмановский

·        «Журавли» Я. Френкель

·        «День Победы» Д. Тухманов

-       Расширение представлений детей о значимости песни для воина Советской армии, для всего народа. Обогащение знаний детей о том, где могла звучать на войне музыка (шли в бой, во время привала и отдыха после боя, на концертах, когда приезжали артисты);

-       Разучивание с детьми песни «Катюша» М. Блантера;

-       Творческая работа: «Отражение в цвете прослушанной музыкальной композиции». Подобрать цвета красок, соответствующих характеру музыкального произведения.

Необходимое оборудование:

Для реализации этого этапа необходимо иметь: музыкальный центр, диски/ цифровые носители с записями песен о войне.

 

Работа с родителями:

1.     Помощь родителей в подборе  музыкальных композиций о войне и записей песен военных лет;

2.     Консультация родителей на тему «Война и музыка», оформление папки – передвижки на данную тему;

3.     Пение дома с ребенком песни «Катюша» М. Блантера;

4.     Рекомендация прослушать дома совместно с детьми песни о войне;

 

Данный этап реализуется на территории детского сада, при участии воспитателей, музыкального руководителя и учителя – логопеда.

Третий этап – Заключительный.

Подведение итогов:

-       Проведение открытого занятия в музыкальном зале с применением элементов полихудожественного восприятия: «Отражение темы войны в искусстве»: дети исполняют песню М. Блантера «Катюша», читают стихи о войне, рассматривают картины с изображением войны и выбирают музыку, отражающую характер данного изображения;

-       Организация выставки работ детей и их родителей на тему «Этих дней не смолкнет слава».

 

Необходимое оборудование:

Для проведения заключительного этапа необходимо иметь: проектор, диски/ цифровые носитель с записями песен о войне, картины с изображением войны.

 

Работа с родителями:

1.     Приглашение на открытое занятие на тему: « Отражение темы войны в искусстве»;

2.     Нарисовать дома с ребенком рисунок для выставки работ детей и их родителей « Этих дней не смолкнет слава».

Заключительный этап реализуется на территории детского сада в музыкальном зале в форме проведения занятия.

Конечным продуктом проекта является выставка рисунков детей и их родителей на тему «Этих дней не смолкнет слава».

 

 

 

Календарный план мероприятий.

Название и краткая характеристика этапа

Работа с детьми

Работа с родителями

Подготовительный  этап 13.04.2020 по 17.04.2020

Тема:  «Что мы знаем о Великой Отечественной войне?».

Цель: познакомить детей с историей Великой Отечественной войны,  расширять знания о героях войны, воинских наградах, о победе нашей страны в войне.

 

Беседа: «Что вы знаете о войне?»

Цель: расширять представления детей о войне, ее причинах, участниках.

Консультация на тему: «Знакомьте детей с героическим прошлым России»;

 

Беседа: «Герои Великой Отечественной войны»

Цель: знакомство детей с именами героев Великой Отечественной войны, их подвигами, памятниками героям и воинскими наградами.

Изготовление плаката «Медали и ордена Великой Отечественной войны»;

Рекомендация посетить памятник А. Покрышкину и станцию метро им. А. Покрышкина.

Беседа: «Жизнь советского человека в период 1941-1945гг.»

Цель: познакомить  детей с понятием «труженики тыла», рассказать детям, что война велась не только на поле боя, о значимости деятельности всех советских людей;

Оформление папки – передвижки «Наши земляки в годы войны» (материалы о членах семей участниках ВОВ) – для этого родителям принести фотографии родственников- участников войны.

Беседа: «Долгожданная победа»

Цель: расширять представления детей о победе нашей страны в войне.

 

 

Основной этап с 20.04.2020 по 24.04.2020

«Отражение темы Великой Отечественной войны в искусстве»

1. «Война глазами поэтов»:

 

Цель: Определить значение поэзии в годы войны, познакомить детей со стихотворным наследием Великой Отечественной войны, познакомить с судьбой новосибирского поэта Бориса Богаткова, его произведениями и выявить причины популярности поэзии в годы ВОВ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. - «Война глазами художников»

 

Цель: Определить значение живописи в годы Великой Отечественной войны, познакомить детей с биографией известного новосибирского художники В.К. Чебанова и его работами, познакомить детей с понятием художник – баталист и художник - плакатист, выявить причины популярности изобразительного искусства в годы войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. - «Война и музыка»

Цель: Определить значение музыкальных произведений в годы Великой Отечественной войны, развитие эмоциональной сферы, воспитание музыкально – эстетического вкуса, умения определять характер музыкального произведения, формирование интереса и любви к музыке, желание слушать ее.

 

 

1.     Чтение  рассказов и стихов о войне:

·        «Шинель»                             Е. Благинина;

·        «На заставе» А. Митяев;

·        «Маленький разведчик»

·        «Близорукий учитель» С. Летова;

·        «Сын артиллериста» К. Симонов;

·        «Майский праздник» Т. Белозеров;

·        «Сестра» Л. Кассиль;

·        «День победы» С. Михалков;

·        «Бабушка - партизанка» М. Борисова;

·        «Навек запомни» М. Исаковский

Цель: знакомство детей с  художественной литерой о войне, чтение стихотворных произведений, повествующих о ходе войны и прославляющих победу нашей страны.

Принести книги, содержащие рассказы и стихи о войне.

Чтение художественных произведений о войне дома.

Выучить дома с ребенком стихотворение о войне;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Ознакомительная беседа с детьми:  «Герои – сибиряки: поэт Борис Богатков»;

 

Цель: знакомство детей с новосибирским поэтом Борисом Богатковым: его биографией и творчеством;

 

 

 

 

Война глазами художников

 

1. Ознакомительная беседа с детьми на тему « Искусство в годы Великой Отечественной войны»

 

Цель:

Определить значение живописи в годы Великой Отечественной войны, знакомство детей с деятельностью художников в годы войны.

 

2. Организация мини-музея в группе.

Цель: рассматривание и  изучение репродукций, посвященных Великой Отечественной войне, обсуждение их с детьми;

3. Ознакомительная беседа с детьми: «Герои – сибиряки: народный художник России В. К. Чебанов»;

 Цель: знакомство детей с творчеством новосибирского художника В. К. Чебанова, его биографией;

4. «День открытых дверей в мини-музее группы»: приглашение родителей в музей группы и выступление детей в роли экскурсоводов.

   

 

  Война и музыка

1. Прослушивание музыкальных произведений о войне:

- «Священная война» (Музыка: А.Александров,слова:В. Лебедев-Кумач,);

- «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова) ;

- «Седьмая симфония» Д. Шостаковича (фрагмент);

- «Катюща» (М. Блантера).

2. Ознакомительная беседа: «Война и Музыка», разучивание с детьми песни «Катюша» М. Блантера;

Цель: расширение представлений детей о значимости песни для воина Советской армии, для всего народа. Обогащение знаний детей о том, где могла звучать на войне музыка (шли в бой, во время привала и отдыха после боя, на концертах, когда приезжали артисты);

3. Творческая работа: «Отражение в цвете прослушанной композиции».  Цель: подобрать цвета красок, соответствующих характеру музыкального произведения.

 

 

 

 

 

 

 

Оформление информационного стенда: « Великая Отечественная война и живопись».

Попросить родителей поучаствовать в организации мини-музея– принести репродукции художников с эпизодами боевых действий;

Рекомендация родителям совместно с детьми посетить выставку народного художника России В. К. Чебанова. Выставка расположенна на территории Новосибирского художественного музея по адресу Красный проспек, 5

 

Пригласить родителей посетить мини-музей группы.

 

 

Попросить родителей принести музыкальные композиции о войне и записи песен военных лет.

 

 

 

 

 

Консультация родителей на тему «Война и музыка», оформление папки – передвижки на данную тему.

 

Разучивание дома с ребенком песни «Катюша» М. Блантера

 

Рекомендация прослушать дома совместно с детьми песни о войне.

 

 

Третий этап – Заключительный

Продолжительность с 27.04.2020 по 08.05.2020.

Подведение итогов

 

 

1. Проведение занятия с применением элементов полихудожественного восприятия: «Отражение темы войны в искусстве»: дети исполняют песню М. Блантера «Катюша», читают стихи о войне, рассматривают картины с изображением войны и выбирают музыку, отражающую характер данного изображения;

Цель: передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в изобразительном искусстве, литературе и музыке;

3.Организация выставки работ детей и их родителей на тему «Этих дней не смолкнет слава».

Цель: обобщение и применение накопленных знаний, полученных в ходе проекта.

 

 

Приглашение родителей на открытое занятие на тему: « Отражение темы войны в искусстве»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нарисовать дома с ребенком рисунок для выставки работ детей и их родителей «Этих дней не смолкнет слава»

 

Оценка качества реализации проекта:

Оценка деятельности детей отслеживалась через беседы с детьми, через наблюдения за ними во время проектной деятельности и проведения занятий, через беседы и консультации с родителями, через их участие в совместных мероприятиях.

Заключение:

Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.

Дети познакомились с историей Великой Отечественной войны через различные виды познавательно – творческой деятельности, через восприятие произведений литературы, живописи, музыки.

Повысился уровень участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, уровень компетентности родителей в данном направлении.

Реализация данного проекта способствовала развитию у детей чувства патриотизма, уважения к ветеранам Великой Отечественной Войны, обогащению словарного запаса , развитию речи детей.

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1.

 

                          Цикл тематических бесед:

 

      «Что мы знаем о Великой Отечественной войне?».

 

Цель: познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, 

расширять знания о героях войны, воинских наградах, о победе нашей страны в войне.

 

Беседа №1.

 

Тема: «Что мы знаем о войне?»

Задачи:

1.       Уточнить и расширить представления, знания детей о Великой Отечественной войне и о празднике - Дне Победы.

2.  Продолжать знакомить детей с памятниками защитникам Отечества.

3.  Вспомнить стихи и  пословицы о мире, о войне.

  4.  Развивать речь и мышление детей, способности аргументировать свои высказывания.

  5. Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.

Ход:

-У каждой страны и у каждого народа есть свои праздники. Вспомните, какие есть праздники у нас? (дети называют)

-А какой самый главный праздник для нашей страны (День победы)

-А почему вы считаете, что это самый главный праздник? (ответы детей)

 ( Звучит негромко  запись песни «Вставай страна огромная»)

           22 июня 1941 года, в 4 часа утра, когда все люди ещё спали, на нашу страну напала фашистская Германия. В те времена во главе Германии стоял Адольф Гитлер. Он хотел завоевать Россию, ведь наша страна огромная и богатая. Богатства он хотел вывезти в Германию. А с народом поступить так: часть народа уничтожить совсем, остальных выселить далеко за Урал, в специальные поселения за колючей проволокой. Нападение Германии на нашу страну было неожиданным. В те дни десятиклассники оканчивали школу. Они строили планы на буду­щее. Но война жестоко разрушила эти планы.

Мужчины отправлялись на фронт. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Весь народ под­нялся на борьбу с врагом!                                                                  

Целых 4 года длилась война с фашистами. Но, как бы тяжело не было, солдаты честно выполняли свой долг. Много советских людей погибло за Родину.

Вот как о войне рассказывает советский солдат.

 «БОЙ НА БОЛОТЕ» А. Твардовский.

Бой безвестный, о котором речь сегодня поведем,

Был, прошел, забылся скоро…. Да и вспомнят ли о нем?

Бой в лесу, в кустах, в болоте, где война стелила путь,

Где вода была пехоте по колено, грязь по грудь.

Бился ль ты в горах Кавказа, Или пал за Сталинград,

Мой земляк, ровесник, брат.

Верный долгу и приказу русский труженик-солдат!

Где в трясине, в ржавой каше, безответно- в счет, не в счет.

Шли, ползли, лежали наши, днем и ночью напролет!

Пусть тот бой не упомянут в списке славы золотой,

День придет - еще повстанут люди в памяти живой!

И Россия – мать родная – почесть всем отдаст сполна.

Бой иной, пора иная, жизнь одна, и смерть одна!

- Дети, а вы знаете, почему война называется Великой Отечествен­ной?

Слово «великий» означает очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало  много людей, она длилась долгих 4 года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения физических и духовных сил.

Отечественной она называется потому, что это была справедливая война, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с вра­гом поднялась вся наша огромная страна.

   Ребята, а знаете,  почему Гитлер рассчитывал на быструю победу? Да потому, что такие победы у немецкой армии уже получались. Почти не встретив сопротивления, она захватила многие стра­ны: Польшу и Чехословакию, Венгрию и Румынию, Францию и Бельгию.

   А вот с нашей страной у гитлеровских генералов так не вышло. Но фашисты просчитались. На защиту Родины встал весь народ от мала до велика - и победил. Наша доблестная армия не только прогнала немцев с родной земли, но и освободила народы других стран, захваченных гитлеровской Германией.

       Во время войны бои велись на нескольких фронтах и во многих городах. Особенно Гитлер хотел захватить наш глав­ный город, нашу столицу - Москву. Он хотел затопить ее водой, чтобы от Москвы ничего не осталось.

В жесточайших боях под Москвой мы выстояли и победили! Но эта победа досталась нам дорогой  ценой. После завершения Великой Отечественной Войны  на главной площади нашей страны  в г. Москве состоялся  ПАРАД ПОБЕДЫ.  (звучит запись песни «День Победы»)   

           9 мая 1945 года наши солдаты водрузили "Знамя Победы" над Рейхстагом в Германии. Германия капитулировала.                                

Итог: Дети, что нового вы узнали? Как вы думаете, почему мы смогли победить в Великой отечественной войне? (ответы детей).

 

Беседа № 2.

 

Тема: «Герои Великой Отечественной войны»

 

Задачи :

1.     Знакомство детей с именами героев Великой Отечественной войны, их подвигами;

2.     Знакомство с памятниками героям и воинскими наградами;

3.     Формировать у детей патриотические качества и чувство причастности к истории Отечества;

4.     Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.

 

 

 

Ход:

Педогог: Дети, а что же такое «подвиг»?

Дети: Подвиг - это смелый, отважный, хороший поступок.

Педагог: А как мы можем назвать человека, совершившего подвиг??

Дети: Такого человека называют герой!

Педагог : Среди героев Великой Отечественной Войны было не мало детей девочек и мальчиков.

Сегодня я хочу рассказать вам о человеке, имя которого Георгий и был он маршалом, четырежды героем Советского Союза. Он сыграл важную роль в одержании победы над фашистами в Великой Отечественной войне.(показ фотографии Жукова)

Когда началась война 1914 года, он принял решение идти в армию добровольцем, защищать Родину от врагов. Там он получил ранение и был эвакуирован в госпиталь.

После поправки Жуков решил вступить в ряды Красной Армии Через 15 лет службы Жуков стал командиром полка.

Георгий Константинович много учился и на всех постах, которые он занимал, работал с полной отдачей. Ум, прилежное и настойчивое отношение к учёбе, помогли Жукову стать выдающимся полководцем.

Требовательный к себе и другим, он тщательно планировал все военные операции. Благодаря Жукову были одержаны многие решающие победы в Великой Отечественной войне.

Руководство страны направляло Жукова туда, где было трудно. Он всегда возглавлял самые трудные сражения. Именно под его командованием наши войска остановили врага сначала под Ленинградом (Санкт - Петербург), а затем и под Москвой.

Война была выиграна, и, как уже случалось не раз в истории, русские не только освободили свою землю от врага, но и города других стран.

После войны Георгий Константинович был главнокомандующим Советскими вооружёнными силами. Впоследствии занимал пост Министра обороны. За смелость и отвагу был удостоен звания Героя Советского Союза четырежды. Обладая знаниями военного дела, продолжал учить молодых солдат военному мастерству. Этого человека помнят в нашей стране, поэтому для особо отличившихся военных учреждены награды: орден Г. К. Жукова и медаль Г. К. Жукова.

 

Итог: Чтобы люди помнили те страшные дни, скульпторы воздвигали памятники, поэты писали стихи, художники рисовали картины о войне. В нашем городе есть – Мемориал воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны», там всегда горит огонь – как символ сердец людей добывших Победу.

Беседа № 3.

Тема: «Жизнь советского человека в период 1941-1945гг.»

 

Задачи:

1.     Познакомить  детей с понятием «труженики тыла»;

2.     Рассказать детям, что война велась не только на поле боя, но и в тылу;

3.     Способствовать воспитанию чувства, восхищения, сострадания, гордости, уважения к труженикам тыла;

4.     Показать значимость деятельности всех советских людей.

Ход:

Педагог :   Ребята, скажите, без чего солдаты не могли воевать на фронте?

Дети : Без боеприпасов, техники, еды, одежды.

Педагог :   Всё это производилось в тылу советскими людьми. Советские люди в тылу не жалели сил ради победы над врагом. Благодаря самоотверженному труду советских людей на военных заводах к 1944 году наша страна превосходила Германию по количеству военной техники. Рабочие писали  на боеприпасах, военной технике послания бойцам Красной армии. Эти надписи вселяли уверенность в бойцов в победе, они чувствовали поддержку. Не только рабочие на заводах, все советские люди оказывали помощь фронту. Также был организован сбор средств от населения на военные нужды. На собранные средства строили танки, самолёты, артиллерийские орудия и  передавали их бойцам.

Свой вклад вносили и деятели культуры. В 1941 году поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач и композитор Александр Васильевич Александров написали песню «Священная война». Эта песня стала гимном Советского Союза во время войны.

негромко звучит песня «Священная война»

  Педагог    Как вы думаете, почему? 

     Под открытым небом, в землянках, в госпиталях  выступали бригады артистов. Знаменитая певица Клавдия Шульженко исполняла фронтовые песни, которые брали за душу, были близки бойцам. Одна из таких песен «Синий платочек».  

    На этой фотографии концерт знаменитой певицы Лидии Руслановой.  Певица на свои собственные средства от довоенных гастролей приобрела для фронта две батареи «Катюш».

  В начале войны в её репертуаре появилась песня «Валенки», которую на фронте очень полюбили. 2 мая 1945 года русские артисты выступали в Берлине у стен рейхстага. Больше всего солдаты просили исполнить Русланову знаменитые «Валенки» и певица объявила: «А сейчас  Валенки, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали».

Я предлагаю вам послушать куплет  песни «Валенки».

Десятки корреспондентов и фотокорреспондентов шли в бой вместе с бойцами, чтобы донести до людей правду о войне.  Благодаря им,  страна узнавала о своих героях. А героем был каждый воевавший в этой страшной войне. 

    За трудовые подвиги более 16 миллионов тружеников тыла были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».  

Итог: Мы познакомились с работой тружеников тыла в годы войны.

 - Ответьте, пожалуйста,  на вопрос: «  Какую помощь оказывали советские люди фронту?»

 

Беседа № 4.

 

Тема: «Долгожданная победа»

Задачи :

1.Расширять представления детей о победе нашей страны в войне;

2. Воспитывать чувство патриотизма;

Ход:

Педагог:  Ребята, а что такое Родина? Родина – это наш дом, улица, поселок. Родина – это та страна, в которой человек родился и живет. Наша Родина – Россия. Давайте послушаем стихотворение «Моя Родина»

«Моя Родина» М. Лисянский.

Великую землю,

Любимую землю,

 Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой.

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Педагог:   За тысячелетнюю историю России произошло много событий. На нашу Родину не раз нападали враги. 22 июня 1941 года на нашу страну напал враг – фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война. - Ребята, что такое война?

Ответы детей: - Это горе и страх, разруха и смерть.

Педагог:   Война – это борьба, когда враг нападает, а защитники освобождают свою землю от врагов. - Война – это вооруженная борьба между государствами.

Внезапно огромные силы двинулись на нашу Родину: танки, пехота, самолеты, артиллерия. Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады, школы.

Педагог:    Ребята, что хотели сделать фашисты с нашей страной?

Ответы детей:  Хотели уничтожить страну, а людей сделать рабами.

 Педагог : Фашисты надеялись на легкую и быструю победу. Им хотелось захватить богатые земли нашей страны, а мирных и трудолюбивых жителей сделать рабами. Но они просчитались, на защиту свободной любимой Родины встал весь народ от мала до велика. В те дни появилась такая песня-призыв:

«Вставай, страна огромная,

 Вставай на смертный бой,

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой».

Война длилась долгие четыре года. Наша доблестная армия не только прогнала немцев с нашей земли, но и освободила народы других стран, захваченных гитлеровской Германией.

 Ребята, какими были наши солдаты в бою?

Ответы детей: Смелыми, храбрыми, мужественными, бесстрашными, отважными, решительными, неустрашимыми… .

Педагог :  Как называют человека, который проявил в бою храбрость, отвагу, бесстрашие?

Ответы детей:  Герой.

Педагог:   Как называют героический, самоотверженный поступок?

Ответы детей:   Подвиг.

Педагог:    Вот эти герои,  совершили подвиг. Всем им присвоено звание Героя Советского Союза. А сейчас на месте боя стоят памятники. В нашем городе так же есть памятники. Например памятник маршалу Покрышкину.

Педагог :     Наконец наступила долгожданная Победа. Наша армия победила фашистов. Во главе армии всегда стоят главнокомандующие, они руководят всеми боями.  Во время войны одним из лучших полководцев был Георгий Константинович Жуков. Там где он командовал фронтом, армия всегда побеждала фашистов

Вот, ребята, такая тяжелая война была для нашего народа. Сейчас еще живы те, кто воевал много лет назад. Но они уже очень старенькие, их называют ветеранами. В День Победы они надевают все свои военные награды, собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы. Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы помним о той трудной замечательной Победе.

Итог: И в завершении нашего занятия я предлагаю вам послушать песню в исполнении Л. Лещенко «День Победы» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова).

 

 

Ознакомительная беседа

  Тема: Герои – сибиряки: поэт Борис Богатков.

 

Задачи:

1.     Познакомить детей с новосибирским поэтом Борисом Богатковым: его биографией и творчеством.

 

Ход:

Педагог:   Ребята мы с вами говорили о героях, давайте вспомним, кто такой герой?

Дети: Смелый человек. Тот, кто совершил подвиг.

Педагог. Правильно, ребята. Герой тот, кто совершал подвиг,  не жалея своей жизни, защищал свою Родину, свой народ.

Сегодня я хочу рассказать вам о наших земляках – героях Великой Отечественной войны.  Земляки – это значит, люди, которые живут или жили в одном городе, нас с вами тоже можно назвать земляками, потому что мы с вами живем в одном городе –Новосибирск.

Педагог показывает фотографию Бориса Богаткова.

Педагог: Ребята - это Борис Богатков. Имя Бориса Богаткова известно каждому жителю нашего города, Его именем названа улица, на доме, в его честь установлен памятник.

Борис Богатков родился в селе Балахта,. Отец, Андрей Михайлович, был партийным работником и часто уезжал в командировки. Мать, Мария Евгеньевна, была преподавателем математики.

 

 

 

 

Борис был единственным и любимым сыном в семье. Мальчик рос ласковым, подвижным и любознательным. Родители в любую свободную минуту были с сыном вместе рассказывали сказки, читали стихи. Борис рано научился читать, а поэтому его первыми друзьями были книги. Андрей Михайлович приучал сына к труду, любви к людям. Мария Евгеньевна тяжело заболела и в 1931 из больницы написала записку сыну: "Милый мой мальчик, золотой мой Бориска, мы уже никогда не увидимся, прощай воробышек мой. Я хочу, чтобы ты не плакал, никогда в жизни. Будь хорошим комсомольцем, мой Боря. Будь хорошим человеком, родной мой соколик".

 

 

Трудное детство выпало Борису. После смерти матери на воспитание взяла его к себе Татьяна Евгеньевна Зыкова, тоже учительница. Борис приехал в Новосибирск и поселился вместе с тетей Танечкой, как он её звал, и её семьёй, по ул. Октябрьской 3. Борис был средним учеником, но больше всего любил историю и литературу, особенно поэзию.. Писал их всегда и везде - на клочках бумаги, блокнотах, в тетрадях по арифметике. Его стихи помещались в стенных газетах, печатались в "Пионерской правде". Татьяна Евгеньевна любила Бориса как своего родного сына, заботилась о нём, просиживала бессонные ночи около постели, когда поднималась температура и Борис отдавал должное этой простой и скромной женщине лаской и вниманием. Но нет-нет да и загрустит от того, что не было мамы, которая так нужна особенно в детские годы.

Он учился в автодорожном техникуме, а потом и в вечерней средней школе. Постоянным его спутником была поэзия. Днем Борис учился или работал, а по вечерам занимался в кружках молодых поэтов и писателей.

 

 

Грохот пушек 22 июня 1941 года известил миру о начале Великой Отечественной войны. Борис Богатков, придя в военкомат, попросился в летное училище. Он мечтал о небе, но не о полёте в мирном небе, а о жесткой борьбе с фашистами, чтобы сегодня ярко сияло солнце.

Но Борис был зачислен курсантом авиационных техников. Об этом он вспоминал:

Небо, небо! Не познав полёта,
Не парив в высокой синеве,
Я сильней бывалого пилота
Мучаюсь, тоскую по тебе!
Значит буду на аэродроме,
Буду не на фронте, а в тылу?

И Борис предпочитает добровольно уйти в пехоту, сразу на фронт. Но не успел как следует повоевать, не успел по-настоящему схватиться с врагом, и вот тяжелая контузия и госпиталь. Друг, вынесенный из огня, уже снова воевал, а Борису врачи говорят: "Вам грозит глухота, меньше волнуйтесь. Не будете беречься свалитесь в постель. От вас скрывать нечего. Вы человек мужественный".

В один из осенних дней 1942 года, когда деревья сбрасывали свой лиственный наряд, на тихих улицах Новосибирска появился белокурый парень в солдатских обмотках, опиравшийся на палку. Борис поселился в бревенчатом доме по ул. Ленская-85, где жила его тетя Танечка. Отсюда он выходил по утрам, бродил по городу, часами просиживал среди пылающих кленов в первомайском сквере и писал, писал в своей толстой тетради.

Борис начинает работать и драться другим оружием. Его оружием стали перо и карандаш, а его поэтический дар звал наш народ к труду и борьбе. Ночи напролёт просиживал Борис в своей скромной комнатенке, выводя в тетради строчки новых стихов и злых частушек, клеймивших фашистское зверьё.

На родном зауральском заводе
Крепко сделан, фашистам на страх,
Он у каждого есть в нашем взводе,
Он в надежных гвардейских руках,
Мы прогоним врага до границы,
С боем вражий рубеж перейдем
До проклятой фашисткой столицы,
С автоматом сибирским пройдем!

Метко бьет по створе грязной
Вороненый верный брат,
Беспощадный, безотказный,
Наш гвардейский автомат!

Они не знали, кто написал слова этой боевой походной песни о гвардейском автомате, не видели, что уже несколько вечеров подряд под высокими тополями стоит белокурый юноша в старой шинели и, слушая песню, кусает губы, чтобы не разрыдаться от счастья.

Богатков продолжает сражаться. Он прислал письмо “треугольник” своему другу Николаю Мейсаку, в котором писал: “Ты и представить себе не можешь, как я счастлив. На мне снова военная форма, я сержант Сибирской добровольческой дивизии. Скоро забегу расцеловать тебя и распрощаться”.

Татьяна Евгеньевна в эти дни получила открытку похожую на телеграмму: “Приезжайте попрощаться, еду воевать. Борис”. Плакала Татьяна Евгеньевна. “Ничего, тетя Танечка! - уговаривал Борис, - ну ничего не случиться. Я даже выздоровею на фронте. Ну, прощай, мамочка моя золотая, - прижал он ее к груди, - до свидания, до свидания!”.

И вот, опять фронт.

В августе 1943 года войска Западного фронта, в составе которого сражалась Сибирская добровольческая дивизия, громя фашистов, вышла на дальние подступы к старинному русскому городу Смоленску. На пути сибиряков встали сильно укрепленные противником Гнездиловские высоты. Щел бой.

 

 

…Уже дважды бросался полк на штурм вражеских укреплений, но откатывался назад, залёг в высокой ржи. Дважды автоматчики гвардии сержанта Богаткова поднимались в атаку. Борис Богатков встал, оглянулся и, бросив потрясённому взводу короткое и властное “запевай” во весь рост двинулся вперёд, прямо на вражеские пулемёты.

Несколько мгновений изумлённые солдаты смотрели на своего командира. Высокий, сильный, с лицом, чёрным от пыли и дыма, он упрямо шёл вперёд, не падая, не оглядываясь, шёл и всё громче пел песню, которую написал сам и теперь, как знамя, понес впереди полка:

Мы вышли из заводов, пришли с полей колхозных
Новосибирской области родной.
Немало получили враги ударов грозных
От гвардии сибирской огневой!
Нас месть ведет в атаку и наш порыв неистов,
Мы все преграды превращаем в пыль,
Чем дальше мы на запад идем, громя фашистов,
Тем ближе к нам родимая Сибирь!

В тот миг, когда пробиваясь сквозь шум боя загремела подхваченная сотнями голосов песня, немецкие пулемётчики прекратили огонь. они с ужасом смотрели на людей, поднимающихся в разных концах поля с громкими яростным припевом:

Всё, гвардеец, в боях изведай:
Холод, голод, смертельный риск –
И героем вернись с победой
В славный город Новосибирск:

Немцы повели огонь ещё злее, ещё ожесточённее, но первые цепи сибиряков уже прошли вперёд. Люди падали, но песня неудержимо и грозно надвигалась на фашистские окопы и вот в какое-то мгновение перешла на русское “ура-а-а”!

Сибиряки ворвались в немецкие траншеи. Схватка была стремительной и острой.

Гнездиловские высоты были взяты. Борис был убит в бою.

 Так, прожив на свете чуть более двадцатилет, погиб сибирский поэт, воин-комсомолец Борис Андреевич Богатков.

Начало

 

 

Ознакомительная беседа

Тема: Герои – сибиряки: народный художник России В. К. Чебанов»

Задачи :

1.Понакомить детей с творчеством новосибирского художника В. К. Чебанова, его биографией.

Ход:

Педагог: Ребята мы с вами начали говорить о наших земляках – героях.

Сегодня я расскажу вам о судьбе фронтового художника из нашего города Вениамина Карповича Чебанова.

Вениамин Карпович Чебанов родился в 1925 году в селе Васиятском Привольнянского района Николаевской области. Живет и работает в Новосибирске с 1935 года. За боевые заслуги на фронте награжден медалью “За отвагу”, орденами “Красной Звёзды” и “Отечественной войны 1-й степени”, а также многими медалями. На войне лейтенант Чебанов несколько раз бывал на волосок от смерти, но – везло, оставался живой, отделывался ранениями, контузией. Знать, судьба оберегала будущего художника, чтобы следующие поколения смогли лицезреть в его работах беспощадный лик войны.

Война скорректировала биографию целого поколения. Вместо гражданской профессии пришлось осваивать военную и Вениамину Чебанову, ставшему курсантом военно-пехотного училища. Но и там в нем угадали «художника», поручили всю оформительскую работу. Хотя не менее талантливым оказался Чебанов и в военном искусстве. 

Вот что рассказывает о военном времени сам Вениамин Карпович: «Перед отправкой выпускников на фронт замкомполка военно-полевого училища

пригласил к себе и, смущаясь, предложил: «Оставайся в училище… Художником. Война есть война, а у тебя талант…». Меня словно кипятком ошпарили. «Да как же я погляжу в глаза тому же Ване Плотникову, с которым рядом спали? Ты, мол, иди, Родину защищай, а у меня – талант?!». «Ладно. Береги себя!», – только и сказал комиссар.

Но беречь себя командиру на войне не положено.

– Обязанность у меня была такая, – рассказывает о своей «работе» на войне Вениамин Карпович, – поднимать солдат в атаку…

– А страх смерти?

– Не было у меня поначалу этого страха. Просто мысли такой не приходило, что тебя могут убить. Ранить – да, а убить? Молодые же были, а для молодости смерть – состояние противоестественное. Ну а потом … у меня со смертью «не сложились отношения». Много раз она примеривалась ко мне, но отступалась. Хотя я с нею в прятки не играл. На войне ведь командир поднимается первым и первым попадает на мушку. Особенно в пехоте.

  Конечно, может, был то оптимизм молодости, подавлявший инстинкт самосохранения? Не так ли случилось под Опельном, когда его угораздило вторично попасть на «мушку». С криком: «В атаку!» он выскочил из окопа, поднявшись во весь рост. Это была тактическая ошибка. И первый урок: бесшабашная храбрость – сродни предательству. «Снесли бы тебе башку, – корил он себя, – одной боевой «единицей» в наших рядах стало бы меньше».

Солдат, что оказался рядом, стащил его в укрытие, как смог, заткнул рану. «Бери мой автомат, – скомандовал командир, – и давай в цепь! А мне оставь карабин».

Рука не поднималась, кровь заливала грудь, но Чебанов как-то выбрался из ямы и, извиваясь гусеницей, пополз. Странно, но он добрался до артиллерийских позиций. Видно, значение той операции было велико, когда на передовой оказался сам командующий артиллерией 39-й армии генерал-майор Дорофеев.

Истекающий кровью раненый командир еще попросил генерала помочь его солдатам снять вражескую огневую точку с кирхи, потом провалился в небытие.

В картинах Чебанова остро ощущается это эхо войны. Бывало, накануне последнего боя он посылал чьей-то маме, по просьбе сына, карандашом рисованный дорогой портрет. И все парни на его рисунках были веселыми и мужественными.

Вернувшись с военной службы без специальности, молодой Чебанов устроился художником в ДК железнодорожников станции Инская. Он был счастлив уже от того, что – Мир! А в 1954 году с рекомендательным письмом Беляева Чебанов был зачислен сразу на третий курс художественного училища, которое блестяще окончил. 

Сейчас его работы находятся в музеях страны и в частных собраниях за рубежом в Польше, Германии, Болгарии, Франции, Америки, Финляндии. В 1974 году организовал выставку "Графики Сибири" во Франции.награжден званием Народный художник России.

Работает и сейчас, готовит выставку к 70 - летию Победы.

 

Ознакомительная беседа

Тема: « Искусство в годы Великой Отечественной войны

Задачи:

1. Определить значение живописи в годы Великой Отечественной войны;

2. Познакомить детей с деятельностью художников в годы войны;

Наглядный материал:  распечатанные копии картин:

«Май 1945 года» А.П.Ткачев;

«Отдых после боя» Ю.М. Непринцев;

«Возвращение с Победой»  А. Китаев;

«Мать партизана.1943г.» С. В. Герасимов;

«Товарищи» Б. Тарелкин;

« Сестрица» М.И. Самсонов;

«Подвиг младшего лейтенанта Николая Шевлякова» А.Н.Семенов;

Плакаты: «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе;

                  «Воин красной армии, спаси!» В.Г. Корецкого;

                  «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Кукрыниксы;

                  «Дойдем до Берлина!»  . Л. Голованов;            

                   «Пьем воду родного Днепра……»   B.C. Иванов.

Ход:

Педагог:  Ребята, в преддверии праздника Дня Победы, мы с вами говорим о войне, войне нашей страны  с фашистской Германией. В тот момент, когда смертельная  опасность нависла над нашей Родиной. От каждого советского гражданина, на каком бы посту он ни находился: в траншее переднего края или у доменной печи, за штурвалом боевого самолета или за рулем трактора, — требовалась беспредельная самоотверженность, честное служение Родине. Мы с вами уже говорили о том, что не только солдаты защищали нашу Родину, но и каждый человек вносил свой неоценимый вклад в борьбу с врагом.«Все для фронта, все для победы!» Эти слова стали девизом жизни и работы советских людей.

Сегодня я хочу поговорить с вами о людях, чья профессия связана с искусством – это художники, музыканты, писатели.

 Как вы думаете насколько важной была работа этих людей в период военных действий? (ответы детей).

Педагог: Художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом. С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие – в партизанские отряды и народное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее. В течение войны было организовано много выставок. Первое место в графике военных лет занимал плакат.

Давайте посмотрим на плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», созданный группой художников, работающей под названием Кукрыниксы, а это плакат В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет».

Какие чувства вызывают эти плакаты у вас? (ответы детей)

Педагог: эти  плакаты носят драматическое, даже трагическое звучание, они пропитаны ненавистью к противнику, требуют возмездия, призывают к защите Родины. Не было не только ни одного бойца, но, кажется, ни одного человека вообще, кого бы не пронзила трагическая сила образа женщины, в ужасе прижавшей к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой на плакате «Воин Красной Армии, спаси!».  Плакат стал как бы клятвой каждого бойца.
После перелома в ходе войны, меняется и настроение, и образ плаката. B.C. Иванов изображает солдата на фоне переправы через Днепр, пьющего воду из каски: «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943). Оптимизмом, народным юмором проникнут плакат Л. Голованова «Дойдем до Берлина!» (1944).

 Не только средствами идеологического оружия сражались с врагом художники нашей страны. Многие из них стали солдатами Советской Армии. Они участвовали в борьбе с фашистами в составе боевых частей действующей армии, партизанских отрядов, народного ополчения. Но и на фронте они не переставали быть художниками. В свободное от боевых операций время они не расставались с походными альбомами, делая беглые зарисовки, набрасывая эскизы, композиции будущих картин.   Портреты героев-воинов, сатирические рисунки, фронтовые наброски, появляясь в газетах и боевых листках, способствовали укреплению боевого духа советских воинов.   В самые суровые дни 1942 года, когда враг подходил к столице, в Москве и Ленинграде были открыты художественные выставки. Идеи патриотизма определяли содержание искусства этого периода.

В годы Великой Отечественной войны у советских художников, как и у всего народа, с особенной силой проявилось патриотическое чувство, интерес к национальному прошлому нашей Родины, к ее лучшим вековым традициям. 
О стойкости и мужестве советских людей, о героизме и бесстрашии советской женщины-матери рассказал художник С. В. Герасимов в картине «Мать партизана» (1943).
  Картины « Сестрица» М.И. Самсонова и «Подвиг младшего лейтенанта Николая Шевлякова» А.Н.Семенова также повествуют нам о подвигах советских людей, какие чувства они могут вызывать? (ответы детей). Конечно, чувство гордости, желание встать на защиту Родины.

Рассмотрите картину Б. Тарелкина  «Товарищи». Как вы думаете почему она называется  «Товарищи» если на картине изображен один человек? (ответы детей).

Педагог: картина выполнена в красных тонах, красный цвет – это цвет крови, это дает нам понять, что только сейчас был закончен бой. И мы видим одного бойца рядом с могилой. Где его товарищ – он умер в этом бою. Товарища больше нет. Эта картина заставляет нас задуматься о том насколько страшна война, о том скольких товарищей, отцов и сыновей она отняла у народа.

Но к счастью она закончилась, мы победили – это великое чувство гордости, радости от Победы передают нам картины «Май 1945 года» А.П.Ткачева и  «Возвращение с Победой»  А. Китаева.

Не только изобразительное искусство вдохновляло людей в тяжелые военные годы, поэты и композиторы своими стихами и песнями также поддерживали боевой дух советского человека.

Во время войны была создана талантливая музыка во многих жанрах. На фронте и в тылу звучало немало прекрасных песенных мелодий, среди которых были свои символы. Главный из них героико-патриотическая «Священная война», написана композитором Александровым на стихи Лебедева-Кумача. Она сопровождала советский народ на всем протяжении его мужественного пути к победе. Советское радио все годы войны начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывными всей страны. И ее звучание обладало невероятной силой, вызывавшей прилив мужества и бесстрашия. Другим, не менее важным символом военных лет стала знаменитая «Катюша», созданная композитором М.И. Блантером  ещё в 30-е гг. простота напева, романсовая лирическая мягкость и обращённость к солдатскому сердцу («пусть он землю бережёт родную») сделали песню воистину всенародной. Ещё большую популярность приобрела катюша, когда этим именем назвали знаменитую ракетную установку, приводившую в ужас немецких захватчиков.

Потребность в лирической и задушевной песне у усталых и измотанных долгими годами нелёгкого ратного труда людей действительно была очень велика. В этом жанре раскрылся талант композитора Василия Павловича Соловьева-Седого. В числе лучших патриотических песен композитора – «Вечер на рейде», «Соловьи», «Давно мы дома не были», «На солнечной поляночке». (звучит песня «Давно мы дома не были»)

Итог: Так  в чем же главная роль искусства в тяжелые военные годы? Оно помогало поддерживать патриотический дух советского человека, поддерживало его, настраивало на победу и в какой – то мере расслабляло.

Немаловажную роль искусство играет и сейчас – предоставляя нам возможность увидеть запечатленные фрагменты боевых сражений в картинах.  

 

 

 

Конспект итогового занятия

Тема: «Отражение темы войны в искусстве»

Задачи : Передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в изобразительном искусстве, литературе и музыке.

Наглядный материал:  распечатанные копии картин:

«Май 1945 года» А.П.Ткачев;

«отдых после боя» Ю.М. Непринцев;

«Возвращение с Победой»  А. Китаев;

«Мать партизана.1943г.» С. В. Герасимов;

«Товарищи» Б. Тарелкин;

« Сестрица» М.И. Самсонов;

«Подвиг младшего лейтенанта Николая Шевлякова» А.Н.Семенов;

Плакаты: «Родина-мать зовет!»

                  «Воин красной армии, спаси!»

                  «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

                   «Пьем воду родного Днепра……»  

Музыкальные композиции:

звук метронома;

голос Ю.Левитана (о начале войны);

«День Победы» Д. Тухманова, В. Харитонова;

«Журавли» Ян Френкель,Р. Гамзатов;

«Вставай страна огромная» В.Лебедев-Кумач, А. Александров;

«Смуглянка» А. Новиков, Я. Шведов;

«Катюша»М. Блантер, М. Исаковский.    

 

Ход:

Дети занимаются своим делом, играют.

На полной громкости в группе включается запись звука метронома, затем сообщение Левитана о начале войны. 

Детям предлагают занять место на стульчиках напротив развешенных на стене картин посвященных ВОВ.

Педагог:  Ребята вот так же как сейчас много лет назад люди занимались своим делом: играли, смеялись, читали и вдруг….. Раздался голос Юрия Левитана и объявил о начале войны. Как вы думаете что почувствовали люди в этот момент? (ответы детей)

включает запись песни «Вставай страна огромная» В.Лебедев-Кумач, А. Александров.

Педагог: Ребята,  какие эмоции у вас вызывает эта песня? (ответы детей)А теперь давайте посмотрим на эти картины и попробуем показать те из них, которые вызывают у нас такие же эмоции: призывают нас к защите Родины , требуют возмездия, вызывают чувство гордости и бесстрашия .

( один – два ребенка выходят и показывают картины,)

Педагогь: А  теперь давайте послушаем песню  «Журавли» Я. Френкеля и А. Гамзатова  и подумаем какие чувства и эмоции вызовет она у нас.

включает запись песни

Педагог:  Ребята, к какой картине хочется подойти, слушая эту песню?

(дети показывают)

Совершенно верно. Когда слушаешь песню и смотришь на картину то мы испытываем чувство горечи, слезы появляются на глазах, нам жаль всех тех, кто не вернулся с войны.

Но не только бои и сражения были все эти пять страшных лет, были и затишья, перерывы между боями  и победы в этих боях  - в эти минуты людям хотелось отдохнуть, расслабиться, они шутили и пели, писали письма домой, отдыхали и помогали им в этом песни, давайте послушаем вот эти песни: «Смуглянка» А. Новикова, Я. Шведова  и «Катюша» М. Блантера, М. Исаковского.

.

включает запись песни

Педагог:  Согласитесь, что эта музыка вызывает у нас совершенно другие эмоции, мы перестаем думать о горе, забываем о страхе и настраиваемся на позитивный лад. Покажите мне картину с которой ассоциируются у вас эти песни. (ответы детей).

Педагог: А вот еще одна песня и называется она «День Победы» Д. Тухманова, В. Харитонова.

включает запись песни

Педагог: К каким картинам хочется подойти, услышав эту песню?

(Ответы детей)

Педагог: Что чувствуем мы, слушая эту песню, смотря на эти картины? Мы испытываем гордость, радость, восторг и безграничную благодарность тем людям, которые подарили нам эту победу, благодаря которым мы с вами сейчас живем в мире.

Итог: Ребята, теперь я хочу предложить организовать нам собственную выставку наших рисунков посвященных празднику великой Победы. Пусть каждый из вас нарисует свой рисунок и мы организуем выставку, посвященную Великой Отечественной Войне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2.

Консультация на тему: «Знакомьте детей с героическим прошлым России»

 

Уважаемые родители!

 

     Знакомьте детей с героическим прошлым России!

 

В 2020 году мы празднуем 75- летие Великой Победы. Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне. Эта важная дата будет отмечена не только в средствах массовой информации, но и по всей стране: в детских садах, школах и вузах уже проходят мероприятия, посвященные этому памятному дню. Совсем не важно, как это называть – патриотическим воспитанием, уроками истории или информацией для общего развития, но нашим детям необходимо рассказывать о подвигах и славе предков, о великой Победе.


При знакомстве детей с темой войны не только перед воспитателями, но и перед родителями стоят три основные задачи:


1. Познакомить детей с праздником «День Победы». Рассказать о Великой Отечественной войне.


2. Продолжать знакомить с событиями Великой Отечественной войны посредством художественного слова, рассматривая репродукции картин о войне, слушая песни военных лет, просматривая фильмы.
3. Воспитывать уважение к памяти павших бойцов и старшему поколению.


В достижении этих целей помогут классические художественные произведения, а также прекрасно иллюстрированные книги, основанные на документальных материалах, и конечно же произведения известных художников, раскрывающих тему Великой Отечественной войны.

 

Приведу для примера несколько изданий, которые, на мой взгляд, будут интересны и поучительны детям.


Рассказ К. Паустовского «Стальное колечко» о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке, которая она и получила за свою доброту от солдата. А также о необыкновенной любви к своей Родине, к своему краю, к природе, которая нас окружает.


Лев Кассиль «Твои защитники» - краткое повествование событий Великой Отечественной войны для детей.


Сергей Баруздин «Из книги «Шёл по улице солдат» (зарисовки об истории Советской армии).

 


Драгунский В. «Арбузный переулок» из книги Драгунский В. «Тайное становится явным» .Отец рассказывает Дениске о своём военном голодном детстве.


Осеева В. «Андрейка» из книги Осеева В. «Отцовская куртка

». О семилетнем Андрейке, помогающем маме в тяжелые военные годы.


Платонов А. «Никита» из книги Платонов А. «Июльская гроза». О том, как отец пятилетнего Никиты наконец-то вернулся с войны домой.


Илья Туричин «Крайний случай». Это замечательное произведение, написанное сказочным языком про русского богатыря Ивана, солдата. Иван мужественно сражался с фашистами, дошёл до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. 


А. Митяев «Секрет бабушки Бабуры» . В этой книжке интересен рассказ «Дедова медаль». Читая рассказ о внуке Сергее, дети задумаются о цене медали, военной награды. 



Детям легко будет читать эти книги о войне. Написаны они очень просто. Здесь не нагнетается ужаса, кошмара войны. Думаю, что и взрослым будет приятно вспомнить знакомые страницы из детства.
Приятного прочтения в кругу семьи!

 

 

 

 

Плакат «Медали и ордена Великой Отечественной войны»

 

 

 

 

 

 

Рекомендация посетить памятник А. Покрышкину и станцию метро им. А. Покрышкина.

 

Уважаемые родители!

 

В преддверии знаменательного праздника – Дня победы, рекомендуем вам вместе с ребенком посетить памятники нашего города посвященные Великой Отечественной Войне, памятники герою Советского Союза  Александру Покрышкину, посетите станцию метро имени Покрышнику, рассмотрите с ребенком фотографии, расскажите ему немного о Покрышкине.

                                      Александр Покрышкин

Первый человек, удостоенный звания Героя Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны командовал эскадрильей, авиаполком, авиадивизией. Совершил 600 боевых вылетов, провел 145 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов. 24 мая 1943 года А. И. Покрышкину присвоено звание Героя Советского Союза. 24 августа 1943 года он удостоен второй медали «Золотая Звезда», а с 19 августа 1944 года стал трижды Героем Советского Союза. Награжден также многими орденами и медалями.

 

 

Информационный стенд: «Великая Отечественная война и живопись»

 

Рекомендация родителям совместно с детьми посетить выставку народного художника России В. К. Чебанова.

 

Уважаемые родители!

 

Приглашаем Вас в Новосибирский государственный художественный музей (Красный проспект, 5) на выставку Вениамина Карповича Чебанова «Живым и павшим».

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Особую значимость при решении данных задач приобретает ознакомление ребенка с изобразительным искусством.

Юбилей Победы над фашистской Германией Художественный музей встречает персональной выставкой Народного художника Вениамина Карповича Чебанова в преддверии его 95-летия.

    

Имя этого художника широко известно в Новосибирске. Если в двух словах охарактеризовать жизнь и творчество Вениамина Карповича, то эти два слова были бы «патриотичность и верность». Быть патриотом своей  страны для него -  не пафос, не бравада, а естественная суть жизни. Крепкие рабоче-крестьянские корни, сражения в Великой Отечественной войне, учеба в Иркутском художественном училище, преподавание в школе, участие в областных, зональных, республиканских, всесоюзных, международных выставках от Новосибирского отделения Союза художников РСФСР - это  всего лишь краткий очерк биографии  этого удивительного человека. 

 

Каждая выставка художника Чебанова – это посвящение памятным датам Великой отечественной войны. Последние два десятилетия Вениамин Карпович Чебанов полностью посвятил свое творчество этой теме.

 

В экспозицию на двух этажах войдет вся антология творчества художника, за плечами которого более 50 лет работы. 

 

Рекомендуем Вам посетить выставку вместе с ребенком и обогатить его представления о Великой Отечественной войне и об изобразительном искусстве в целом!

 

 

 

 

 

 

 

 

Мини –музей в группе, посвященный Великой Отечественной Войне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поездка вместе с детьми на Монумент Славы.

 

Выставка детских работ посвященных Великой Отечественной Войне.

 


Скачано с www.znanio.ru

Проект «Великая Отечественная война в искусстве»

Проект «Великая Отечественная война в искусстве»

Паспорт проекта «Великая Отечественная война в искусстве»

Паспорт проекта «Великая Отечественная война в искусстве»

Формированию у детей патриотизма и чувства гордости за свою

Формированию у детей патриотизма и чувства гордости за свою

Конечным продуктом проекта является выставка рисунков детей и их родителей на тему «Великая

Конечным продуктом проекта является выставка рисунков детей и их родителей на тему «Великая

Реализация первого этапа происходит на территории детского сада в форме ознакомительных бесед с детьми и чтения художественных произведений о войне, на занятиях с воспитателями и…

Реализация первого этапа происходит на территории детского сада в форме ознакомительных бесед с детьми и чтения художественных произведений о войне, на занятиях с воспитателями и…

Данный этап реализуется на территории группы детского сада в форме проведения «литературной гостиной» и «поэтических вечеров», на занятиях с учителем-логопедом

Данный этап реализуется на территории группы детского сада в форме проведения «литературной гостиной» и «поэтических вечеров», на занятиях с учителем-логопедом

Работа с родителями : 1.

Работа с родителями : 1.

Разучивание с детьми песни «Катюша»

Разучивание с детьми песни «Катюша»

Заключительный этап реализуется на территории детского сада в музыкальном зале в форме проведения занятия

Заключительный этап реализуется на территории детского сада в музыкальном зале в форме проведения занятия

Заключительный этап реализуется на территории детского сада в музыкальном зале в форме проведения занятия

Заключительный этап реализуется на территории детского сада в музыкальном зале в форме проведения занятия

Война глазами художников» Цель:

Война глазами художников» Цель:

Война и музыка» Цель : Определить значение музыкальных произведений в годы

Война и музыка» Цель : Определить значение музыкальных произведений в годы

Творческая работа: «Отражение в цвете прослушанной композиции»

Творческая работа: «Отражение в цвете прослушанной композиции»

Третий этап – Заключительный

Третий этап – Заключительный

Приложение № 1.

Приложение № 1.

Нападение Германии на нашу страну было неожиданным

Нападение Германии на нашу страну было неожиданным

Отечественной она называется потому, что это была справедливая война, направленная на защиту своего

Отечественной она называется потому, что это была справедливая война, направленная на защиту своего

Ход: Педогог: Дети, а что же такое «подвиг»?

Ход: Педогог: Дети, а что же такое «подвиг»?

Итог: Чтобы люди помнили те страшные дни, скульпторы воздвигали памятники, поэты писали стихи, художники рисовали картины о войне

Итог: Чтобы люди помнили те страшные дни, скульпторы воздвигали памятники, поэты писали стихи, художники рисовали картины о войне

В начале войны в её репертуаре появилась песня «Валенки», которую на фронте очень полюбили

В начале войны в её репертуаре появилась песня «Валенки», которую на фронте очень полюбили

Педагог: За тысячелетнюю историю

Педагог: За тысячелетнюю историю

Педагог : Вот эти герои, совершили подвиг

Педагог : Вот эти герои, совершили подвиг

Педагог показывает фотографию Бориса

Педагог показывает фотографию Бориса

Небо, небо! Не познав полёта,

Небо, небо! Не познав полёта,

Богатков продолжает сражаться

Богатков продолжает сражаться

Всё, гвардеец, в боях изведай:

Всё, гвардеец, в боях изведай:

Знать, судьба оберегала будущего художника, чтобы следующие поколения смогли лицезреть в его работах беспощадный лик войны

Знать, судьба оберегала будущего художника, чтобы следующие поколения смогли лицезреть в его работах беспощадный лик войны

Истекающий кровью раненый командир еще попросил генерала помочь его солдатам снять вражескую огневую точку с кирхи, потом провалился в небытие

Истекающий кровью раненый командир еще попросил генерала помочь его солдатам снять вражескую огневую точку с кирхи, потом провалился в небытие

Воин красной армии, спаси!» В.Г

Воин красной армии, спаси!» В.Г

Педагог: эти плакаты носят драматическое, даже трагическое звучание, они пропитаны ненавистью к противнику, требуют возмездия, призывают к защите

Педагог: эти плакаты носят драматическое, даже трагическое звучание, они пропитаны ненавистью к противнику, требуют возмездия, призывают к защите

Эта картина заставляет нас задуматься о том насколько страшна война, о том скольких товарищей, отцов и сыновей она отняла у народа

Эта картина заставляет нас задуматься о том насколько страшна война, о том скольких товарищей, отцов и сыновей она отняла у народа

Конспект итогового занятия Тема: «Отражение темы войны в искусстве»

Конспект итогового занятия Тема: «Отражение темы войны в искусстве»

Ход: Дети занимаются своим делом, играют

Ход: Дети занимаются своим делом, играют

Педагог: Согласитесь, что эта музыка вызывает у нас совершенно другие эмоции, мы перестаем думать о горе, забываем о страхе и настраиваемся на позитивный лад

Педагог: Согласитесь, что эта музыка вызывает у нас совершенно другие эмоции, мы перестаем думать о горе, забываем о страхе и настраиваемся на позитивный лад

Приложение № 2. Консультация на тему: «Знакомьте детей с героическим прошлым

Приложение № 2. Консультация на тему: «Знакомьте детей с героическим прошлым

Великой Отечественной войны.

Великой Отечественной войны.

Детям легко будет читать эти книги о войне

Детям легко будет читать эти книги о войне

Рекомендация посетить памятник

Рекомендация посетить памятник

Информационный стенд: «Великая

Информационный стенд: «Великая

Юбилей Победы над фашистской Германией

Юбилей Победы над фашистской Германией

Проект "Великая отечественная война В искусстве" для подготовительной группы детского сада

Проект "Великая отечественная война В искусстве" для подготовительной группы детского сада

Поездка вместе с детьми на Монумент

Поездка вместе с детьми на Монумент

Выставка детских работ посвященных

Выставка детских работ посвященных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020