Сообщение на тему « Мотив в познавательной сфере»
Подготовила учитель технологии 5-8 классов
Кусова Юлия Николаевна
Мотив - это то, что принадлежит лично субъекту поведения, считается его стабильным личным свойством, изнутри побуждающим к совершению конкретных действий.
Виды мотивов:
-познавательные мотивы, которые свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда.
-социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. К социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.
-позиционный мотив проявляться в попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Внутренние мотивы - интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Если ученик решает задачу, то внутренними мотивами является интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д.
Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д.
Стремления, которые необходимо развивать у ученика и чем это обосновано.
Чтобы знания воспитывали, писал А. Н. Леонтьев, надо воспитать отношение к самим знаниям. Значит, желательно в ходе обучения сформировать у школьников активное внутреннее отношение к знаниям, к способам их приобретения. В этом случае усвоение новых знаний и способов работы приведет к личностному развитию школьников. Активное внутреннее отношение к знаниям возможно при развитии у учащихся стремления к успеху. При наличии смысла учения и положительных эмоции у школьников возрастает успешность учебной деятельности (как ее результатов — запаса и качества знаний, так и способов, приемов приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал, лучше происходит его запоминание, выше становится сознательность процесса учения, лучше концентрируется внимание учащихся, возрастает их работоспособность.
Наиболее эффективный способ развития познавательных мотивов у учащихся.
Развитие познавательных мотивов у младших школьников происходит от привлечения интереса отдельных фактов к привлечению интересу к закономерностям, принципам, которые можно извлечь из дополнительных источников знания самостоятельно.
Развитие познавательных мотивов у учеников младшего школьного возраста возможно, потому что становятся произвольными многие психические функции (память, внимание). Ученик готов к принятию задач, заданных учителем; становится способным определять важность и последовательность целей как на уроке, так и вне школы; готов самостоятельно наметить систему промежуточных целей на пути к главной цели, поставленной учителем, а также определить средства достижения этих промежуточных целей. Главное содержание мотивации в этом возрасте – «научиться учиться».
Эффективным способом развития познавательных мотивов у подростков является проблемное обучение. При этом у них формируются важные психические установки, которые создают необходимость для получения новых знаний, овладения новыми приемами учебной работы, которая в свою очередь требует обдумывания, рассуждения. Результат проблемного обучения заключается не только в глубинных и более крепких знаниях, но и целостных научных представлений и познания новых приемов учебной работы. В подростковом возрасте существенно укрепляются учебно-познавательные мотивы, для которых характерен интерес к способам приобретения знаний. Надежной основой этих мотивов является стремление школьников ко взрослости. Им импонируют анализ и обсуждение методов познания, путей научного поиска, что очень обогащает их представления о приемах самостоятельного пополнения знаний. Способами осуществления самообразования здесь являются выборочное и довольно систематическое чтение новых источников, усвоение новой информации и одновременно максимальное использование материала школьной программы. Интерес к знаниям, выходящим за пределы школьной программы, является очень характерным для подростков.
Развитие познавательных мотивов у подростков возможно так, как:
- наиболее заметного развития испытывают специфически человеческие, социально обусловленные виды познавательных процессов (произвольная и внутренняя внимание, наблюдательность, теоретическое мышление, словесно-логическая память, речь, воображение);
- совершенствуется управляемость и регулируемость познавательных процессов, сознательное отношение подростка к их использованию при решении сложных учебно-познавательных задач;
- важное влияние на познавательную сферу подростка оказывает мышления, вследствие чего происходит интеллектуализация познавательных процессов.
В старшем школьном возрасте отмечают большую избирательность познавательных мотивов, причем эта избирательность продиктована не только бескорыстным интересом к учебному предмету, как у подростков, но и выбором профессии. Интерес к знаниям становится более глубоким, затрагивает не только закономерности учебного предмета, но и основы наук. На этом этапе развития школьника самообразование может сливаться с самовоспитанием.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.