Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Паровозик»
Консультация для воспитателей и родителей «Индивидуальный подход в обучении и воспитании леворукого ребёнка»
Учитель-логопед Розова Л.В.
г. Мичуринск |
Когда в семье появляется ребенок левша, некоторые родители начинают серьезно беспокоиться. На самом деле то, что ребенок – не такой, как все, абсолютно не страшно. Специалисты подчеркивают: леворукость – индиви-дуальный вариант нормы. Левши часто выделяются благодаря всевозмож-ным творческим талантам. Левшами были Леонардо да Винчи, Микел-анджело, знаменитый физик Максвелл, Павлов, Маяковский, Мэрилин Мон-ро, бывший президент Соединенных Штатов Америки Билл Клинтон. Вообще, как утверждает статистика, среди левшей намного больше талант-ливых людей, чем среди правшей.
Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина, для них не редок абсолютный слух. Но, в то же время, им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков. Среди леворуких детей часто встречаются дети, отстающие в моторном и психическом развитии. Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика. Однако такое отставание не результат их леворукости. Скорее леворукость и отставание в развитии - следствие особенности их головного мозга. Активность правостороннего полушария у них выше, чем левостороннего. Правостороннее полушарие отвечает за эмоциональную сферу, гуманитарную науку, дети бывают «фантазийные», склонные к творчеству. Левое полушарие, которое больше развито у правшей, отвечает за математические способности, логическое мышление, а также технику чтения и письма. Бывает, что ребенок пишет левой рукой, но ведущие глаз и ухо - правые. Это означает, что, скорее всего, у него больше развито не правое, а левое полушарие головного мозга, как и у «право-руких» детей. Часто бывает, что такие дети сами хотят научиться писать, есть и т.д. правой рукой. Не рекомендуется мешать ребенку в этом. Он должен сам сделать свой выбор.
Довольно часто, неправорукие дети, несмотря на проводимую педагоги-ческую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами или чем-либо другим. Заставлять ребенка-левшу пользоваться правой рукой вместо левой не следует. Гуманитария невозможно превра-тить в человека с техническим складом ума. Насильственное переучивание может привести к тому, что ребенок станет нервным и раздражительным. Он будет лениться и плохо учиться в школе. Более того, впоследствии его орга-низм может так воспротивиться неудобствам, что у ребенка возникнут заи-кание, нервные тики и даже энурез. Вместе с тем отказ от смены ведущей руки должен сочетаться с работой по развитию содружественного действия обеих рук. Билатериальное (двустороннее) развитие не сказывается отрицательно на психике ребёнка. Дети в возрасте до 5 лет спокойно, особенно в игровой форме, относятся к выполнению упражнений «неудобной» рукой. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.
Методические рекомендации
При воспитании и обучении леворукого ребёнка необходим комплексный подход, единство правил и требований, предъявляемых ему педагогами детского учреждения, родителями, учителям, а также учёт особенностей его эмоционального статуса. Родителям и педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявле-ния и развития его индивидуальности. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в тоже время, испытывая присущие левшам затруднения, ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.
Данные, полученные при исследовании левшей показывают, что способы и приемы с помощью которых дети усваивают знания различны. Так, напри-мер, некоторые дети лучше усваивают учебный материал, представленный
в виде зрительных образов, другая часть детей лучше запоминает объяснения, а третья – образные сравнения. При построении плана коррекционной работы необходимо выявлять такие индивидуальные особенности, т. к. их учет может оказаться определяющим выбор путей коррекции детских трудностей.
Располагая детей в группе, педагогу целесообразно посадить левшу таком образом, чтобы доска находилась от него справа. Это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства, характерным для неправоруких. (При посту-плении ребёнка в школу родители должны обговорить этот момент с учителем). На индивидуальном занятии перед зеркалом учитель-логопед должен сидеть справа от ребёнка.
Как показывают эксперименты,
формирование вербальных и невербальных рядов, а также пространственно - временных
отношений у левшей-дошкольников задерживается по сравнению со сверстниками
правшами. Так значительная часть рисунков левшей отличается зеркальностью, а
положение элементов ряда относительно друг друга не отражает цели его
построе-ния. Работа по формированию рядов требует систематических занятий и
может осуществляться воспитателем и
родителями в различных
видах деятельности. При этом взрослый обязательно обращает внимание на направление
ряда слева – направо. Маркированная рука служит ориенти-ром, от
которого нужно начинать ряд. Здесь может использоваться мозаика, выкладывание
из ее элементов различных узоров, при соблюдении правила - начинать выкладывать с левого верхнего угла по направлению
к правому верхнему углу,
затем, как бы перейдя на нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому, по такой же схеме как осуществляется письмо и чтение.
Так же предлагается складывать кубики, от левого верхнего угла к верхнему
правому, каждый раз опускаясь на один ряд.
Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за
лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зрительный диктант, для
которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты,
картинки и т. п. Он проводится следующим образом: ребенок рассматривает
образец (ряд фигур или изображение предметов), перечисляет их несколько раз,
запоминая последовательность. Образец закрывается, и ребенок по памяти
воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала. По мере
тренированности детей протяженность ряда постепенно растет.
Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией,
которое основано на ряде и чередовании элементов, можно предложить составление
узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки,
бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определенной
последовательности, ребенок «превращает» их в вазы для цветов.
Логопеду целесообразно уделить особое внимание развитию фонемати-ческого анализа, т. к. слово представляет из себя ряд звуков, и несформиро-ванность
ряда, присущая леворуким детям, может стать причиной стойких дисграфических
ошибок. Так же следует вести работу по предупреждению и искоренению ошибок,
вызванных трудностями соблюдения правильной по-следовательности и количества
букв в слове и ошибок на уровне предложения. Полезно будет
предложить не праворукому ребенку разложить и составить рассказ по серии
сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-правосторонние направление, можно
использовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок.
Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов,
а затем пересказы-вание их с выстраиванием ряда картинок. Для закрепления
логической последовательности действий, событий, на зрительной основе можно
предложить ребенку делать вместе с взрослым схематичные рисунки, отображающие развертывание
этих действий, событий.
Начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения (как уже было сказано, ребенок – левша лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу. Скажите что буква Х – это шагающий человечек, буква Ф похожа на очки, а буква Ч – на носик чайника и т. д.
На занятиях по подготовке руки к письму посадка ребёнка стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди. Часто бывает, что дети левши пишут буквы не в ту сторону – «отзеркаливают» их. В этом помогут специальные упражнения. Заполните целую строчку, например буквами Р и парочку букв в этом ряду специально нарисуйте неправильно, «зеркально». Пусть ребенок найдет эти буквы. Можно в некоторых буквах «забыть» дорисовать какие-нибудь эле-менты, пусть ребенок сделает это сам. При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки.
При чтении левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку, если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ребенок читает таким образом пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой.
Все занятия с леворуким ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут.
Несколько советов родителям, как нужно вести себя с ребенком-левшой.
* Дополнительную информацию можно найти в
главах из книги: Семеновича А.В. «Эти невероятные левши» (Практическое пособие
для психологов и родителей) и на веб-сайте http://www.levshei.net/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.