Урок в 4 классе
Тема урока:
Работа с компьютером из цикла программы «Здравствуй, музей».
ГБОУ № 601 Приморского района
Г. Санкт – Петербурга.
Учитель: Мизгирева Людмила Николаевна,
высшая категория
Тема урока:
Работа с компьютером из цикла программы «Здравствуй, музей».
Оборудование: ПК, «Волшебная карта Русского музея из серии игр «Ровесники», репродукции с картин Маковского «Ночное», Пластова «Лето. Грибы».
Дополнительная литература: стихи И.Сурикова «В ночном», Ф.Тютчева, В.Жуковского, А.К.Толстого, А.С.Пушкина.
Урок проводится в компьютерном классе.
Цель урока: показать использование ресурсов медиатеки информационно – образовательного центра «Русский музей. Виртуальный филиал» в работе с детьми, развивать наблюдательность память, внимание, ассоциативное мышление средствами картин, музыкой, поэтическим словом.
Ход урока: (дети стоят, входят гости).
Учитель: - Добрый день уважаемые гости! Работая по программе «Здравствуй, музей», мы используем разные формы, такие как музейно – педагогические занятия в классе, занятия на экспозиции музея, работа с компьютером…
Сегодня мы покажем урок работы с компьютером. Урок у нас необычный, это будет урок путешествие в прошлое, в далёкую Русь. Вас, ребята, встретят ваши ровесники. Вы увидите, как они жили, во что одевались, чем занимались, какими предметами быта пользовались. А поможет нам в этом «Волшебная карта Русского музея из серии игр «РОВЕСНИКИ». Эту игру нам подарил Русский музей.
Итак, отправляемся в путешествие: будьте внимательны, постарайтесь запомнить фамилии художников, предметы, изображённые на картине, слова, которые будут в задании.
- открываем станцию «Музыкальная». Задание: оживи картину звуком. Здесь 5 изображений. Мы возьмём 2 изображения, это «Лето. Грибы»
- кто автор? (Пластов)
- что вы чувствуете, глядя на картину?
- а если бы не было названия картины, можно догадаться о каком времени года идёт речь? (ДА)
- почему, когда смотрите на картину, не хочется громко разговаривать?
- какие краски использовал художник? Тёплые или холодные? (ТЕПЛЫЕ)
- почему же у автора они не звучат громко, а тихо и в то же время радостно? (Чтобы не потревожить бабушку, мечтает о том, что можно сделать с грибами, удачный поход за грибами, приятная усталость…
- какими средствами художник создаёт ощущение тёплого ветерка, подвижности жаркого летнего воздуха, которым пропитан лес и луг? (листья, травинки, цветы детально написаны предметы…)
- к какому жанру относится эта картина? (БЫТОВОЙ)
- оживите картину звуком (Дети работают, надев наушники.) Кто закончит раньше, тот выходит снова в» комнату»
- а сейчас я прочту строчки из стихотворений, а вы подумайте и скажите, можно ли подписать ими картину: Жуковский В. «Жаворонок»
а) Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь Божий мир здесь вижу я…
б) А. Фет: Чудный день! Пройдут века –
Так же будут в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
в) Ф. Тютчев: О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье
Лови его – лови скорей!
г) А.Толстой: Клонит к лени полдень жгучий
Замер в листьях каждый звук.
В траве пышной и пахучей
Нежась, спит блестящий жук.
- можно ли соотнести слова и картину (ДА). Вам понравились стихи? Может и вы когда – нибудь напишите несколько строчек об этом удивительном времени года.
- а теперь снова выходим в «КОМНАТУ» и выбираем другое произведение «НОЧНОЕ».
- почему так названа картина? О чём она? Кто автор?
- кого видим на картине?
- чем заняты дети?
- какое время суток показывает художник?
- назовите жанр картины (БЫТОВОЙ).
- а теперь оживите картину звуком (дети, надев наушники, работают). Кто закончит раньше, ещё раз рассмотрите картину, героев, их позу, выражение лиц…
Какие ассоциации вызывает у вас эта картина? (Слияние с природой, чувствуем гармонию, тишину, стрекотание кузнечиков, хочется подсесть к мальчишкам и послушать их…)
- учитель:
- В жаркую летнюю пору лошадей на ночь выгоняли в поле кормиться: днём мухи и оводы не дали бы покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских ребятишек.
- Маковский написал картину красками, а вот как поэт Иван Суриков пишет словами:
1) Летний вечер. За лесами солнышко уж село.
На краю далёком неба зорька заалела.
2) Но и та потухла. Топот в поле раздаётся:
То табун коней в ночное по лугам несётся.
3) По траве высокой кони на просторе бродят;
Собралися дети в кучку, разговор заводят. (О чём они могли говорить? Давайте представим себя на их месте…) -дети рассуждают…
- а вот как продолжает поэт:
И на ум приходят детям бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма на ночные пляски.
Вот над лесом мчится леший с головой косматой,
А по небу сыпля искры, змей летит крылатый.
И какие-то, все в белом, тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети огонёк разводят. (А вам страшно было ?) :дети высказывают своё мнение.
- Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? Чем же? (рассматривали картины, прикоснулись к прошлому, оживляли картины звуком…). Узнали что-то новое?
- и мне понравилось, как вы работали. Молодцы. Спасибо всем! А раз понравилось путешествие по прошлому, то я дарю вам несколько минут, чтобы вы самостоятельно заглянули на станцию «ШКОЛЬНАЯ»,где должны найти предмет по описанию, а поможет вам загадка. Затем отправляйтесь на станцию «КРЕСТЬЯНСКАЯ». Там найдёте предмет по названию. Наденьте наушники и работайте. Дети выполняют задания…
-ребята, картина ожила не только звуком, но и предметом. Смотрите, к вам выполз жучок…(каждый участник урока и гости получают жучка – божью коровку).
Урок окончен. Всем спасибо за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.