Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 8 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
РЕАКЦИИ РАЗЛОЖЕНИЯ И СОЕДИНЕНИЯ
У р о к 40
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : классификация реакций; понятие о
скорости реакции; катализаторы.
Т р е б о в а н и я : знать классификацию реакций.
О б о р у д о в а н и е : Cu(OH)2, раствор H2O2, MnO2, спиртовка,
спички, зажим, пробирка, стакан, ложка для сжигания веществ, фосфор
красный, колба с пробкой, вода, лакмус.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
Упр. 3 после § 27 (4 учащихся выполняют у доски).
II. Объяснение нового материала.
– Вы уже знакомы с одной из классификаций реакции по тепловому
эффекту. Как называются реакции, идущие с выделением энергии? С
поглощением энергии?
Сегодня мы с вами познакомимся еще с несколькими
классификациями.
Рассмотрим реакцию: возьмем гидроксид меди (II) синего цвета и
нагреем. Какие признаки реакции наблюдаются? Что произошло с этим
веществом? Оно разложилось:
Из одного вещества получилось два.
Другой пример. Возьмем раствор пероксида водорода. Нагреем.
Реакция почти не идет. А теперь добавим к раствору пероксида
несколько крупинок оксида марганца (IV). Что наблюдаем?
Запишем схему процесса:
Расставим коэффициенты.
Эта реакция также относится к реакциям разложения. Попытаемсясформулировать определение и запишем его в тетрадь:
Реакции разложения – это реакции, при которых из одного
вещества образуется несколько других.
→ n
1
Вы заметили, что реакция разложения пероксида водорода
значительно быстрее прошла при участии MnO2. В этом случае мы
можем говорить о скорости процесса.
Вещества, изменяющие скорость реакции, но сами при этом не
расходующиеся, называются катализаторами.
Реакции, на скорость которых можно повлиять катализатором,
называются каталитическими.
Реакции,
идущие без участия катализатора,
называются
некаталитическими.
В живых организмах все химические процессы происходят под
действием биологических катализаторов – ферментов. Ферменты
ускоряют биохимические процессы в сотни тысяч раз.
Рассмотрим следующую реакцию – горение фосфора (демонстрация).
Составим схему и уравнение:
4P + 5O2
2P→ 2O5
· Какова эта реакция по тепловому эффекту?
· Является ли эта реакция каталитической?
· Можно ли ее отнести к реакциям разложения?
· Почему?
Из двух веществ образовалось одно. Такие реакции относятся к типу
соединения.
Прильем к Р2О5 (в колбе) воду и подкрасим фиолетовым лакмусом.
Что наблюдаем?
Образовалась кислота:
P2O5 + 3H2O
H→ 3PO4
К какому типу можно отнести эту реакцию?
Дайте определение реакциям соединения.
Реакции соединения – это реакции, при которых из нескольких
веществ образуется одно:Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 29, упр. 1, 4; § 30, упр. 1, 2.
1.→
n