Реализация деятельностного подхода в условиях ФГОС
Оценка 4.6

Реализация деятельностного подхода в условиях ФГОС

Оценка 4.6
doc
14.10.2021
Реализация деятельностного подхода в условиях ФГОС
реализация деятельностного подхода.doc

Реализация деятельностного подхода на уроках биологи в условиях перехода на ФГОС ООО

 

«Великая цель образования - это не знания, а действия»

                                                                                        Гербер Спенсер

           Слова Г. Спенсера как нельзя лучше раскрывают основную мысль ФГОС.

Главным результатом обучения и воспитания, в условиях введения ФГОС, является сформированная система личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных (метапредметных) компетентностей, формируемых на основе универсальных учебных действий как совокупности способов действий учащихся, обеспечивающих их способность к усвоению новых знаний.

Таким образом,  педагоги, реализуя ФГОС, формируют новый образ ученика, обладающего необходимыми компетенциями и умениями:

— умением работать с большими объемами информации;
— коммуникативными компетенциями;
— креативностью;
— способностью к самообразованию;

Но здесь есть и определенные трудности. Они заключаются в смене социальных ролей при реализации деятельностного подхода на уроке биологии. При данном подходе ученик выходит на первый план и получает возможность самостоятельно выстраивать свою образовательную траекторию. Учитель должен стать актером второго плана!

Важное место в  изучении биологии играют лабораторные работы. Формирование умений и навыков требует особого внимания к разъяснению способов работы и отработке действий. Важен не только конечный результат, но и порядок выполнения действий учащимися! Для этого определяются этапы формирования практических умений: введение знаний (формирование ориентировочной основы действий), демонстрация учителем образца действий, выполнение задания на отработку действий по образцу (под руководством учителя), самостоятельное выполнение задания, перенос умений (действий) в новые условия.

Не малую роль на уроке играет  моделирование. Через моделирование развиваются познавательные навыки учащихся, их критическое и творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решить проблему. Технология педагогического проектирования обеспечивает качество образования при реализации ФГОС нового поколения.

Работая   по новому учебнику Пономаревой хотелось бы отметить следующее. Отличительной особенностью учебников является система лабораторных работ, которая направлена на формирование универсальных учебных действий – главных результатов обучения биологии. Вопросы  и задания направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Умения предметные (биологические) нельзя сформировать с помощь рассказа, их можно сформировать, используя лабораторные работы.

Данная система практических заданий мне, как учителю-практику даёт следующие преимущества:

- позволяет сэкономить время на объяснение по выполнению работы;

-ученики имеют возможность получать оценки и по новой теме, и за пройденный материал.

-приветствуется и оценивается любой практический опыт ребенка.

опросы  и задания направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

-вопросы и задания к учебному тексту рассчитаны на разные уровни усвоения учебного материала. Моделирование  формирует у  учащихся более высокий теоретический уровень мышления, обеспечивает качественный анализ учебного материала, осознанный поиск решения учебных проблем. Дидактическая ценность моделирования заключается в моторности восприятий, в творческой самодеятельности учащихся при изготовлении моделей.

Моделирование применяется для мотивации учебной деятельности, при изучении нового материала, при проверке знаний, умений и их обобщения.

·      Описательные модели дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее

·       Конструктивные модели больше ориентированы на применение знаний

·      Эвристические – на овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию      

Опора на модели облегчает самостоятельное выполнение заданий творческого характера.

Использование приема моделирования способствует изучению темы более быстрыми темпами. Модель обеспечивает динамичность подачи информации, что позволяет снимать перегрузку учащихся

Применяя метод моделирования на уроках биологии, можно проследить динамику активности учащегося. Конечно, не все ученики сразу начинают изготавливать модели приборов, биологические макеты, но глядя на результат работы своих одноклассников, на положительную (чаще всего отличную) оценку начинают постепенно включаться в этот увлекательный процесс. Иногда ребенку надо предоставить возможность поработать в группе, посмотреть,  как это делают другие, попробовать выполнить работу по образцу…  Некоторые модели мне пришлось изготовить самостоятельно для наглядно-образного представления учебного материала на уроке по данным темам.

Использование различных приемов в работе помогает учителю добиваться высоких показателей визуализации предмета биологии и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках. Использовать везде и всегда в обучении возможности визуализации – можно и нужно. Особенно – в обучении технологиям. Визуализация в обучении часто называют использованием наглядных пособий, что, разумеется, неточно и неполно. Визуализация стимулирует у ученика осмысление, обобщение, уточнение воспринимаемых образов, полноту и целостность восприятия образов. Дополняет и развивает слуховое восприятие в вербальном обучении, активизирует различные виды памяти – словесно-логическую, наглядно-образную, эмоциональную и др. Визуализация позволяет актуализировать также различные формы мышления: наглядно-действенное, образное, ассоциативное и др.

Основной целью визуализации информации является использование зрительного восприятия человеком информации для усиления его познавательных способностей. Когда Эйнштейн обдумывал проблему, он всегда считал необходимым формулировать свой предмет как можно более разнообразными способами, включая схемы. У него было очень образное мышление. Он мыслил в терминах зрительных и пространственных форм, а не просто математическим или вербальным способом. В сущности, он полагал, что слова и числа, когда они написаны или произнесены, не играли существенной роли в его мыслительном процессе.

      Самые важные знания — это смыслы

      При этом люди уделяют ничтожно мало, или совсем не обращают своего внимания работе со смыслами. В мире экзабайты данных. Мегатонны информации.

          Смыслов совсем не много.

          Но именно они определяют ВСЁ.

      Друзья — учитесь РАЗЛИЧАТЬ смыслы.

      Учитесь СОЗДАВАТЬ смыслы.

      Учитесь их ТРАНСЛИРОВАТЬ во внешний мир.

      «Объясняшки» Вам в этом помогут. Кстати, у объясняшек появилось новое название. Русская аббревиатура - ЯПС (Язык Передачи Смыслов).

      Очень простая программа для создания прототипов мультимедиа презентаций. Всё что Вам потребуется – немного фантазии, совсем чуток артистизма и умение нарисовать простейшие образы, карандашиком на салфетке.

      «Объясняшки» помогут Вам превратить Вашу историю в мини-фильм и поделиться с окружающими, разместив его в YouTube или VIMEO.

      «Объясняшки» будут полезны как в образовательной среде для обмена смысловой информацией, так и для семейного использования – совместное творчество сближает родителей с детьми, а ребёнку позволяет быстрее развиваться.

Апробация – это интересная, и в то же время, сложная работа, которая требует от учителя кардинальных изменений по организации учебно-воспитательного процесса.


Скачано с www.znanio.ru

Реализация деятельностного подхода на уроках биологи в условиях перехода на

Реализация деятельностного подхода на уроках биологи в условиях перехода на

Эвристические – на овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию

Эвристические – на овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2021