Реализация ФГОС НОО на уроках обучения грамоте
Как жадно хватали знания наши бабушки и дедушки, дожидаясь очереди у керосиновой лампы или свечи. Завидовали тем, у кого была возможность окончить начальную школу, что уж говорить о тех, у кого за плечами было семилетнее обучение. Единицы в многомиллионной стране получали среднее, а тем более высшее образование. Так было в первой половине прошлого века.
И вот он ХХI век с его новейшими разработками, с возможностями каждого гражданина получить достойное образование. Но не все дети желают получить это образование. Современные дети не желают читать, не умеют логически мыслить, испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. В наш информационный век дети не умеют работать с информацией, они «тонут» в этом потоке информации. Учитель сегодня должен не только научить ребенка читать, писать и считать. Зачастую дети приходят в школу, уже умея это делать. Родители начинают «натаскивать» своих чад еще чуть ли не с пеленок, ориентируясь исключительно на умственное развитие ребенка и забывая о духовно-нравственном воспитании и личностном развитии. В дошкольных учреждениях занятия учебного типа вытеснили сюжетно-ролевые игры. Интернет, СМИ выступают источником получения знаний в различных областях, источником знаний, полученных в готовом виде. Постепенно это привело к потере интереса к учению, к снижению количества одаренных и способных детей, к увеличению категорий «интеллектуально-пассивных» учащихся, не умеющих работать самостоятельно, испытывающих трудности в обучении, проблемных детей. Большинство современных первоклассников не умеют элементарно слушать и слышать не только учителя, одноклассников, но и самих себя.
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного существа ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка.
В этом учебном году мне предстояло приступить к реализациина практике ФГОС НОО в 1 классе. Я отношусь к тому большинству учителей, которому необходимо перестраивать свое мышление исходя из новых задач. И это очень сложно. В первую очередь я решила заняться самообразованием, изучить теоретическую литературу, познакомиться с опытом коллег. И как всегда пришла к выводу, что новое – это старое, даже не забытое. Мы все это делаем каждый день на уроках и во внеурочное время. Только надо немного «отойти в тень» и предоставить возможность детям быть «героями» на уроке.
Жидкина Ирина Павловна в своей статье «Деятельность учителя по формированию УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО», отвечая на вопрос «Как сформировать УУД?», привела список технологий формирования УУД, показала связь УУД с содержанием учебных предметов, преемственность формирования УУД и преемственность результатов формирования УУД. Я взяла эти мысли себе на заметку и периодически к ним обращаюсь.Думаю, что всем, кто начинает работать по внедрению ФГОС НОО эта информация будет полезной.
Список технологий формирования УУД
1. Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.
2. Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами
3. Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.
4. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.
5. Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.
6. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их способам нахождения и исправления ошибки. Дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
7. Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, конце урока учитель совместно с детьми оценивает то, чему дети научились, что получилось, а что нет.
8. Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”.
9. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.
10. Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.
11. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации –и обучает детей применению обобщенных способов действий.
12. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
13. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
14. Учитель находит способ увлечь детей знаниями.
15. Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.
16. Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
17. Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка –это нормально –главное –уметь учиться на ошибках.
18. Учитель помогает ребенку найти самого себя, выстраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
19. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
20. Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что-то делать.
21. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости.
22. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
23. Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.
24. Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
25. Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.
26. Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
27. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
28. Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина.
29. Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.
30. Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.
31. Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
32. Учитель учит детей планировать свой досуг.
33. Учитель организует конструктивную совместную деятельность.
Связь УУД с содержанием учебных предметов
Смысловые акценты УУД |
Русский язык |
Литературное чтение |
Математика |
Окружающий мир |
личностные |
жизненное само- определение |
нравственно-этическая ориентация |
смыслообразование |
нравственно-этическая ориентация |
регулятивные |
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.) |
|||
познавательные общеучебные |
моделирование (перевод устной речи в письменную) |
смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания |
моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач |
широкий спектр источников информации |
коммуникативные |
использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. |
Преемственность формирования универсальных учебных действий
Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе из дошкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.
Готовность детей к обучению в школе при переходе от дошкольного к начальному общему образованию необходимо рассматривать как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовности.
Физическая готовность определятся состоянием здоровья, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.
Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность.
Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:
‒ ориентации на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
‒ четкого представления о планируемых результатах обучения на ступени обучения;
‒ целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе.
Преемственность результатов формирования УУД
Сформированность УУД у детей при поступлении в школу |
Планируемые результаты на конец 1 класса |
Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы |
Личностные: |
||
Развитие личности |
||
Понимает смысл понятия «семья» |
Понимает смысл понятий «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья» Умеет оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрении общечеловеческих норм Освоил роль ученика. Сформирован интерес (мотивация) к учению. |
Имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, Умеет ориентироваться на моральные нормы и их выполнение |
Коммуникативные: |
||
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. |
Имеет первоначальные навыки работы в группе
|
Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия; |
|
Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре) |
Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; |
Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений |
Умеет задавать учебные вопросы;
|
Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;
|
Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим |
Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою
|
Владеет способами разрешения конфликтов: ‒ выявляет, идентифицирует проблему, ‒ находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта, ‒ принимает решение и реализует его; |
Обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила |
Умеет договариваться |
Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия; |
Поддержать разговор на интересную для него тему |
Строит простое речевое высказывание |
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Познавательные: |
||
Общеучебные |
||
|
Выделяет и формулирует познавательную цель с помощью учителя; |
Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель; |
|
Осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя; |
Осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию; |
|
Находит информацию в словаре; |
Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; |
|
|
Структурирует знания; |
|
Строит речевое высказывание в устной форме с помощью учителя; |
Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме; |
Проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления; |
|
Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; |
|
Умеет давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя; |
Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; |
Умеет слушать, понимать и пересказывать простые тексты; |
Слушает и понимает речь других, выразительно читает и пересказывает небольшие тексты; |
Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное; |
|
|
Осуществляет выбор вида чтения в зависимости от цели; |
|
Находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию; |
Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; |
|
|
Определяет основную и второстепенную информацию; |
|
|
Свободно ориентируется и воспринимает тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; |
|
|
Понимает и адекватно оценивает язык средств массовой информации; |
|
Умеет работать по предложенному учителем плану; |
Самостоятельно создаёт алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
|
Использует знаково-символические действия; |
Моделирует преобразование объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); |
Умеет использовать предметные заместители, а также умеет понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и свое отношение к нему |
|
Преобразует модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область |
Регулятивные |
||
Умеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности |
Принимает и сохраняет учебную задачу;
|
Умеет ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися,и того, что ещё неизвестно; |
Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила, Умеет выбирать себе род занятий, |
Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; |
Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале |
|
Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, |
Умеет планировать, т.е определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; умеет составлять план и определять последовательность действий |
Способен выстроить внутренний план действия в игровой деятельности |
Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную |
Умеет прогнозировать результат и уровень усвоения знаний, его временныххарактеристик; |
|
Осваивает правила планирования, контроля способа решения;
|
Умеет вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; |
|
Осваивает способы итогового, пошагового контроля по результату |
Умеет соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном |
Учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века» позволяет решать одну из главных задач начального образования – формировать компоненты учебной деятельности через целенаправленное использование моделирующей деятельности, систему игр с правилами, контролирующую и оценочную деятельность учащихся. Школьник выступает в роли исследователя, равноправного участника процесса обучения. Он может выдвинуть свою гипотезу, вступить в дискуссию. Постоянный диалог рождает сотрудничество. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ, как процесса, так и результатов обучения. В комплекте существуют коррекционные тетради «Я учусь писать и читать», «Я учусь считать» и другие, обеспечивающие индивидуальное развитие учащихся.
Таким образом, работая по УМК и следуя рекомендациям авторам, можно реализовывать ФГОС на каждом уроке. Покажу, как я это делала на уроках обучения грамоте.
Фрагмент урока по теме:«Буква «я» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]).»Цель в соответствии с ФГОС: создать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации к учебной деятельности.
Предметные УУД: ознакомление с обозначением буквы я в начале слова, со стихотворениями Ю. Раевского, В. Кремнева; выполнение звукового анализа слов «рой», «яхта», «якорь».
Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему.
Познавательные УУД:общеучебные- воспроизводить звуковую форму слова по его схеме, объяснять работу гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного, соотносить звук и соответствующую букву; логические – составление слова из заданных звуков (трудное задание).
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.
Личностные УУД: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
На этапе организационного момента, когда необходимо подготовить учащихся к работе, ставлю конкретную цель: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность. В этом помогают рифмовки:
«- Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Станем буквы изучать
И научимся читать.
- Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.»
На этом этапе формируются личностные и регулятивные УУД: смыслообразование, организация учащимися своей деятельности, целеполагание.
Второй этап – актуализация опорных знаний. Цель: обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность; развитие логических операций. Идет формирование познавательных УУД.
«-Скажите, для чего нам нужны глаза? (Чтобы видеть.)
-А уши? (Чтобы слышать.)
-Что мы слышим: звуки или буквы? (Звуки.)
- На какие 2 группы можно разделить все звуки? (Все звуки можно разделить на гласные и согласные.)
- Как отличить гласные звуки от согласных? (Гласные поются, воздух проходит свободно, без преграды, а согласные не поются, при произнесении согласных воздух встречает преграду (язык, губы, зубы), слышится шум или голос и шум.)
- На какие группы можно разделить все согласные звуки? (Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие.)
- Назовите буквы, которые мы изучили. ( А, я.)
-
Эти буквы обозначают гласные или согласные звуки? Почему?
- Какая гласная
отдает команду твёрдости согласным звукам, а какая гласная – команду мягкости?
(Букваа отдает команду твердости, буква я – мягкости.)»
На этапе введения в тему урока стараюсь подвести учащихся к формулированию темы урока (реализация идеи педагогического сотрудничества, формирование познавательных и регулятивных УУД).
«- Ребята, сегодня к нам на урок пришел гость. В его имени есть изученные вами буквы. Посмотрите на доску и скажите, как зовут медвежонка. (По звуковой схеме дети определяют, что гостя зовут Вася.)
- Не успел Вася появиться в нашем классе, как за ним устремилось множество пчел (с. 34 учебника). Поможем мишке от них отбиться?
– Скажите, как называется множество пчел, летящих вместе. (Рой.)
– Верно. Но пчелы улетят, только если мы выполним звуковой анализ слова «рой».
– Назовите первый звук в слове. (Рррой – первый звук [р].)
– Какой это звук, гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой. (Твердый согласный, синяя фишка.)
– «Прочитайте» слово «рой» так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. Назовите второй звук. (Рооой – второй звук [о].)
– Какой это звук? Обозначьте соответствующей фишкой. (Гласный, красная фишка.)
– «Прочитайте» слово так, чтобы был отчетливо слышен третий звук. Назовите третий звук. (Рой – третий звук [й’].)
– Какой он: гласный или согласный? (Мягкий согласный, зеленая фишка.)
– «Прочитайте» слово «рой», ведя указку по схеме звукового состава слова.
– Вася принес вам в подарок стихотворение. Слушайте внимательно и запоминайте слова, в которых есть одна и та же буква.
Учитель читает стихотворение В. Лунина (показ иллюстраций на доске).
Я однажды видел сам:
Як летал по небесам,
Ястреб плавал в океане,
Ягуар бежал от лани.
Ясень по полю ходил,
Язь в лесу грибы удил…
Я не вру, поверьте мне,
Я видал это во сне.
– Какие слова с буквой я вы запомнили?
– Кто догадался, какую букву будем изучать на уроке?
– Ребята, а кто заметил, чем похожи слова с буквой я в стихотворении Лунина? (Во всех словах буква я стоит в начале слова.)
- Так вот сегодня на уроке мы не просто будем изучать букву я, мы должны выяснить, обыкновенная эта буква или особенная. И если особенная, то в чем состоит ее особенность.»
На первых уроках обучения грамоте я ставила перед учащимися учебные задачи, сначала вместе со мной, а потом и сами дети объясняли последовательность своих действий. Ориентируясь на модель слова при проведении звукового анализа, первоклассники проговаривали свои действия и выработали следующий алгоритм:
1. Определяю количество звуков в слове.
2. Называю эти звуки.
3. Даю им характеристику.
4. Обозначаю каждый звук фишкой.
Сначала эти действия выступают как предметные, а в дальнейшем план выполнения учебной задачи используется, как алгоритм действий и может быть использован при работе с любым учебным содержанием. Предметные действия переходят в формирование познавательных и регулятивных УУД.
Использую в своей работе метод «фиксации ошибки». Сама не исправляю ошибку в «Прописи», которую допустил ученик, а только фиксирую ее место. Ребенок самостоятельно находит ошибку, выясняет причину ее возникновения, собственной рукой исправляет. Также использую и взаимоконтроль при работе в парах. Дети обмениваются тетрадями и находят ошибку в работе соседа. Таким образом, школьник вводится в ситуацию самоконтроля взаимоконтроля, выступает ответственным за свою деятельность, у него формируются регулятивные УУД.
На уроках литературного чтения с целью внедрения сотрудничества в обучение и формирования коммуникативных УУД приучаю детей совместно планировать деятельность. Предварительно мы договариваемся о правилах сотрудничества в группе и в дальнейшей работе стараемся им следовать. При чтении по ролям дети сами распределяют роли в группе, функции каждого члена группы, корректируют ошибки. Тем самым вырабатывается умение слушать друг друга и позиция партнера по общению или деятельности.
Формирование личностных УУД – процесс долгий и сложный, требующий проведения кропотливой работы и в урочное и во внеурочное время. Сейчас работаю над созданием детского коллектива класса, отработкой умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Стараюсь в работе с первоклассниками создавать ситуацию успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.
Совет коллегам: при планировании уроков ставить понятные и значимые для учеников цели, продумывать каждое их действие, потому что любое действие должно быть осмысленным. Удачи, творческих полетов!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.