Реализация инновационных технологий на уроках изобразительного искусства.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённых знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
- формирование личностных качеств учащихся;
- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
- развитие различных типов мышления;
- формирование качественных знаний, умений и навыков.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
- оптимизация учебно-воспитательного процесса;
- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
- включение учащихся в креативную деятельность;
- тщательный отбор материала и способов его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитее критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество);
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в
себе знания о композиции, пропорциях, перспективе.
Задача современной школы – формировать способность действовать и
быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.
Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.
В педагогике существуют различные классификации методов обучения. В методике обучения изобразительного искусства различают четыре группы методов:
1.Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.
2.Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений
3.Методы самостоятельной работы школьников.
4.Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий и квалификационных пробных работ
Появляется возможность совмещать
теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка,
презентации к урокам). Так как уроки ИЗО построены на зрительном ряде,
использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку
учителя к уроку, где используется часто наглядность. Погрузиться в мир
искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при
этом материалов, которые детям порой не доступны. При этом надо учитывать, что
компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет.
Использование технологии мультимедиа на уроке сначала
воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную
творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.
В результате можно определить формы применения компьютера на уроках ИЗО:
1. Как источник информации
2. Поддержка учителя
3. Организация проектной деятельности учащегося
4. Использование графических программ, в качестве инструмента
художественной деятельности.
В соответствии с Законом РК «Об образовании и требованиями к
системе образования», возникает острая необходимость в новых подходах к
преподаванию ИЗО в общеобразовательной школе. Это во многом определяет успех
возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в
рамках регионального компонента.
Урок становиться более результативным, так как в его основу положено следующее:
- привлекательность учебного материала с использованием приемов
педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;
- принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких
знаний, и применение полученной информации;
- проведение урока с мультимедиа выступлением;
- выполнение домашнего задания и самостоятельная работа
учащихся;
Новое поколение учащихся с интересом вовлекаются в сферу
мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа,
творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала,
открытия нового.
В зависимости от типологии урока используются различные
фильмы-презентации, слайд-фильмы или тестовые задания.
Фильм – презентация – может
использоваться на уроках лекциях, беседах об искусстве, вернисаже. Демонстрация
фильма сопровождается лекцией или комментариями учителя. При этом
предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы делать
пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.
Слайд – фильм – используется
на всех уроках, можно включать в любой этап урока. При просмотре слайд-фильма
учащиеся включаются в работу как правило сразу. Идеально подходит на уроках
поэтапного рисования.
Компьютер также может использовать и сам
учащийся в качестве выполнения домашнего задания (проект). Тем самым показывая
высокий уровень самостоятельности – творческий.
Возможности компьютера неисчерпаемы, это действительно мощное
средство как в качестве информации, так и в качестве инструмента художественной
деятельности.
Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО очевидны:
- знакомство с любой темой с сопровождением показа видеофильмов,
фото, репродукций;
- «посещение» крупнейших музеев мира;
- «погружение» в пространство и время;
- самостоятельная работа учащихся;
- активизация учебного процесса;
Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей
работе педагог использует новые технологии. Как
говорил Е.И.Рерих «Чем
выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений
совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня,
а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.