Реализация комплекса мер по воспитательной работе со студентами, проживающими общежития
Оценка 4.9

Реализация комплекса мер по воспитательной работе со студентами, проживающими общежития

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Взрослым
23.10.2021
Реализация комплекса мер по воспитательной работе со студентами, проживающими  общежития
Реализация комплекса мер по воспитательной работе со студентами, проживающими общежития
Реализация комплекса мер по воспитательной работе со студентами, проживающими общежития.docx

 

 

Реализация комплекса мер по воспитательной работе со студентами, проживающими  общежития

 

 

          Особое место в воспитательной системе учебных заведений занимает организация воспитательной работы среди студентов, проживающих в общежитии.

Общежитие учебных заведений – не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоление трудностей и противоречий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым условиям.

Для обучающихся пребывание в общежитии – особый период в их жизни. Этот период значительно отличается от жизни в семье, где он находится в центре внимания. А в общежитии все равны.

Ребята приобретают опыт межличностных отношений, взаимодействия и общения.

Организация воспитательной работы в общежитиях направлена на развитие воспитывающей среды как совокупности окружающих студента социально-ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих формированию гражданской позиции, социальной зрелости, готовности к выполнению функций гражданина, патриота, семьянина в обществе.

          Возможности общежития заключаются в создании хороших материально-бытовых условий для проживающих. В реализации социально-педагогической функции, направленной на реализацию у молодёжи коммуникативных, нравственных и социальных качеств личности: гуманности, порядочности, гражданственности, ответственности, профессиональной этики. Эта работа должна проводиться с учётом психолого-возрастных особенностей студентов и, прежде всего, с учётом того, что студенты становятся полноправными членами семей, у молодёжи активно формируются гражданские качества, развивается чувство коллективизма.

         Важнейшим фактором воспитательной работы в общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.

Особую роль в воспитательном процессе играет выбор форм и методов воспитания. Формы и методы воспитания - это способы взаимодействия воспитателя и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

 Не  бывает методов и форм хороших и плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учёта тех условий, в которых они применяется. 

При выборе форм и методов воспитательной работы следует учитывать:

• особенности воспитанников, их подготовленности к эффективному восприятию воспитательных влияний;

• особенности содержания воспитания;

• сравнительную характеристику эффективности используемых форм, методов воспитания, возможности каждого средства и последствия его применения;

• особенности ситуации;

• меру использования тех или иных средств, взаимосвязь форм и методов воспитания;

• морально-психологические, материальные, гигиенические, эстетические и прочие условия развития.

При организации воспитательного процесса создаются условия для:

- самоопределения - обретения человеком ценностей и смыслов жизни и их реализации;

- саморазвития - содержательного наполнения человеком своего жизненного поля, включающего в себя совокупность жизненных смыслов и пространства реального действия.

Рассматривая процесс воспитания, можно выделить несколько составляющих элементов, которые осуществляет воспитатель:

а) формирование у воспитанников потребности в выработке того или иного качества;

б) овладение воспитанниками знаниями о личностных качествах;

в) формирование умений, навыков и привычек поведения.

Все эти этапы осуществимы только при включении воспитанников в различные виды и формы активной деятельности. Для решения задач, стоящих на каждом из этих этапов, воспитатель организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него воспитанника. Только включив их в деятельность, можно добиться успешного решения задач, стоящих на данных этапах.

Воспитатель, выявляя и поддерживая отдельные положительные стороны, формирует у них ощущение постоянного успеха, атмосферу эмоционального подъема. Положительный эмоциональный фон позволяет воспитателю сделать удивительно притягательной для воспитанников саму деятельность, стиль воспитательских отношений и даже «дух» всего образовательного учреждения. В личностно-ориентированном воспитании недопустимо акцентировать внимание воспитанников на их промахах и недостатках. Рассказав о методах воспитания, мы не должны забывать и о целях воспитательной работы

  •  

Цель воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности, создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.

К числу важнейших воспитательных задач, стоящих перед воспитателем в современных условиях относятся: формирование личности; выявление и развитие духовных потребностей и творческих способностей учащихся; приобщение учащихся к определенному уровню общественной культуры – духовной, материальной, физической; развитие коллективизма как важнейшей нравственной черты личности.

 

Для достижения этих целей необходимо тщательно подойти к  планированию воспитательной работы.

Для проведения мероприятий используются разнообразные формы воспитательной работы: тематические вечера, диспуты, встречи с правоохранительными органами, лекции, собрания, ролевые игры, круглые столы, акции, циклы бесед. Наш коллектив работает над поиском и внедрением активных современных форм воспитания обучающихся, пытается увидеть в каждом ребенке личность и, уже исходя из этого, устанавливаю контакты с обучающимися. С этой целью  применяю следующие методы воспитательной работы:

убеждение, организация деятельности, стимулирование поведения и деятельности и др.

  1. Методы формирования сознания:

рассказ, объяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

  1. Метод убеждения - главным образом обращен к сознанию личности. Основной инструмент, источник методов убеждения - слово, сообщение и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения воспитанников. Слово взрослого бывает сильным методом воздействия на умы и чувства воспитанников, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства. Поэтому метод убеждения я применяю в своей деятельности, когда рассматриваю какую-либо ситуацию наряду с такими методами, как беседа, рассказ, объяснение, пример, внушение.
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое требование применяются как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, обозначенных в «Правах и обязанностей проживающих в общежитии». По форме требования бывают прямые и косвенные. В моей воспитательной работе предпочтительны косвенные требования в виде просьбы, совета. Например: прошу нарисовать стенгазету или помочь с оформлением для проведения мероприятия.

Общественное мнение - это выражение группового требования. Его использую в коллективе при обсуждении поступков, проведения мероприятий. В решении обсуждения принимаю общественное мнение, побуждаю к выступлениям воспитанников с оценкой их деятельности.

Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. Это организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Напоминаю, что:

• в здании нужно головной убор снимать;

• входящий должен здороваться с людьми, находящими в здании, вежливо обращаться к сверстникам и взрослым;

• в комнате должно быть ежедневно порядок;

Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать.

Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию. Такие ситуации я применяю в мероприятиях темы, которых требуют обсуждения значения слов «долг» и «ответственность», а также показывают значимость этих понятий в жизни человека, создаю условия для сознательной активной деятельности, в которой формируются новые нормы поведения, ценности.

  1. Методы стимулирования:

 соревнование, поощрение, наказание.

Это методы стимулирования поведения и деятельности, в побуждении к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка воспитанника, осмысление поступка, вызванные оценкой товарищей. Человеку в коллективе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения воспитанника с помощью его оценки.

Метод поощрение, похвала, благодарность очень значимы в воспитании. Доброе слово вызывает у ребят чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, стимулирует воспитанника к улучшению его поведения. Методика поощрения позволяет нам одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется воспитанникам с девиантным поведением и неуверенным в себе.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В воспитательной работе применяется метод наказания при нарушении воспитанниками правил проживания в общежитии. Делаются замечания, предупреждения, проводятся беседы. Реже – используется вызов на Совет профилактики училища. Частым случаем наказания является метод естественных последствий: насорил - убери, нагрубил - извинись. Эта система форм и методов включает в себя: воздействие словом и другими средствами, обращенными к разуму и чувству с целью формирования этических представлений, организация деятельности и взаимодействия, обучающихся и взрослых с целью развития навыков поведения, усвоения опыта и способов деятельности.

В своей работе мы тесно сотрудничаем с социумом, вовлекаем желающих в кружки и секции, но при этом не забываем проводить мероприятия и мастер-классы с проживающими в общежитии. Уже не первый год мы с Е.А. и студентами участвуем в различных конкурсах декоративно-прикладного искусства, где наши студенты занимают призовые места. Нашими студентами неоднократно делались сувениры для наших сотрудников.Своим мастер классом мы хотим показать обучающимся то, что из любого бросового материала можно сделать красивый сувенир.

Мастер  класс

Приближается Новый год, праздник нарядных елок и подарков. И поэтому сегодня наш мастер класс мы посвящаем новому году. Всегда считалось Сувенир, выполненный своими руками, является самым лучшим и дорогим для сердца подарком.

Подсвечник может служить прекрасным подарком для друзей, и семейным сюрпризом, где каждый может индивидуально выполнить свою композицию и подарить ее.

Данный мастер-класс знакомит с основными принципами и технологией создания и декорирования новогоднего сувенира из материала – из бокалов, стаканов, мишуры, шишек, пенопласта,  искусственные ветки елки, бусины, ленты атласные, ленты со стразами и т.д.

Роль воспитателя мастер-классе это организация детей, и сопровождение в правильности выполнения работ.

Цель нашего мастер класса: привлечение обучающихся к деятельному творчеству в процессе создания декоративного подсвечника.

 •Задачи: формировать представления о бросовом материале как исходном материале для изготовления полезных вещей; научить делать из упаковочного материала подсвечник и декоративно его оформлять; научить конструировать; формировать интеллектуальные навыки; развивать: кругозор, восприятие, дизайнерское мышление, художественный вкус; воспитывать: аккуратность, самостоятельность, бережливость.

 


 

Реализация комплекса мер по воспитательной работе со студентами, проживающими общежития

Реализация комплекса мер по воспитательной работе со студентами, проживающими общежития

При организации воспитательного процесса создаются условия для: - самоопределения - обретения человеком ценностей и смыслов жизни и их реализации; - саморазвития - содержательного наполнения человеком…

При организации воспитательного процесса создаются условия для: - самоопределения - обретения человеком ценностей и смыслов жизни и их реализации; - саморазвития - содержательного наполнения человеком…

С этой целью применяю следующие методы воспитательной работы: убеждение, организация деятельности, стимулирование поведения и деятельности и др

С этой целью применяю следующие методы воспитательной работы: убеждение, организация деятельности, стимулирование поведения и деятельности и др

Человеку в коллективе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения

Человеку в коллективе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения

формировать интеллектуальные навыки; развивать: кругозор, восприятие, дизайнерское мышление, художественный вкус; воспитывать: аккуратность, самостоятельность, бережливость.

формировать интеллектуальные навыки; развивать: кругозор, восприятие, дизайнерское мышление, художественный вкус; воспитывать: аккуратность, самостоятельность, бережливость.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2021