Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках государственного образовательного стандарта нового поколения
Базовые документы
http://www.standart.edu.ru/
4
Требования
ФГОС НОО
Концепция
ДН развития
и воспитания
Фундаментальное
ядро содержания
общего образования
Место Концепции в системе документов ФГОС
5
5
5
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Определяет:
Систему базовых национальных ценностей.
Современный национальный воспитательный идеал.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.
Принципы духовно-нравственного воспитания
Содержание Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Общие положения1. Национальный воспитательный идеал2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания 3. Духовно-нравственное развитие и воспитание 4. Базовые национальные ценности 5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
7
7
7
Базовые национальные ценности российского общества
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Здоровье
Труд и творчество
Наука
Традиционные религии России
Искусство и литература
Природа
Человечество
8
8
8
Базовые национальные ценности российского общества
Определяют:
идеологию содержания образования
основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России
содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации
9
Требования
ФГОС НОО
Требования к
результатам
освоения ООП НОО
Требования к
структуре ООП
НОО
Концепция
ДН развития
и воспитания
Требования к
условиям реализации
ООП НОО
Фундаментальное
ядро содержания
общего образования
Личностные
Метапредметные
Предметные
Пояснительная записка
Планируемые результаты
Учебный план
Программа формирования УУД
Программы учебных предметов
Программа духовно-нравственного
воспитания
Программа формирования
культуры здорового
образа жизни
Система оценки достижения
планируемых результатов
Требования к
педагогическим
кадрам,
финансовому,
материально-
техническому
обеспечению
Личностные результаты освоения ООП НОО должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
и т.д. (ФГОС)
Личностные учебные универсальные действия (метапредметные результатты)
основы гражданской идентичности личности в форме
осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных
норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню
и т.д. (Планируемые результаты освоения ООП НОО)
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни
(ФГОС).
14
Требования к структуре основной
образовательной программы
Планируемые
результаты
Программа
здорового
образа
жизни
Учебный
план
Программа
Развития
УУД
Программа
духовно-
нравственного
воспитания
Программы
по
предметам
Программа
коррекционной
работы
Система
оценки
15
РАЗДЕЛ 6 Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы
Структура:
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания
первый шаг
Выбрать основные направления духовно-нравственного воспитания:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде и др.
(примерная программа духовно-нравственного воспитания)
Второй шаг
По каждому выбранному направлению воспитательной работы оформить таблицу
«Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания младших школьников»
I уровень результатов – приобретение учащимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | II уровень результатов – получение обучающимися первоначального опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом |
| |||
У выпускника будут сформированы | Выпускник получит возможность для формирования | У выпускника будут сформированы | Выпускник получит возможность для формирования | У выпускника будут сформированы | Выпускник получит возможность для формирования |
Направление «Воспитание нравственных чувств и этического сознания»
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания (примеры)
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей
и др.
Усвоение школьниками значения понятия «щедрость»
Категории опрашивае-мых | Количество смысловых единиц | Недифферен-цированность понятия | Знание существенных признаков понятия |
Дошкольники | 8 | З9,7 % | 7 % |
Младшие школьники | 13 | 25 % | 8,4 % |
Подростки | 13 (обновились на 50 %) | 7,4 % | Более 50 % |
Старшекласс-ники | 15 (не обновились) | 0 % | Около 100 % |
Наиболее часто называемые признаки щедрости:
В ответах дошкольников и мл. школьников:
Возможность подарить радость людям,
дает деньги,
дает всем и все,
дает игрушки,
нежадный,
помощь людям и др.
В ответах подростков и старшеклассников:
бескорыстная помощь,
поделиться без сожаления,
пожертвовать чем-нибудь для другого,
отдать что-то возможное и др.
Редко упоминаемые или неупоминаемые признаки щедрости:
поделиться без сожаления,
пожертвовать чем-нибудь для другого,
отдать что-то возможное,
влияние щедрости на личность дарящего,
проявление милости, милосердия и др.
Принятие школьниками духовно-нравственных ценностей
Реализуемые ценности | Усваиваемые ценности | |
Подростки | 13 % - щедрость, | жестокость – 40 %, |
Старшеклассники | Щедрость –31,6 %, терпение – 27,8 %, милосердие – 22,25%, справедливость – 44,45 % | Щедрость – 30,9 %, терпение – 29,4 % , милосердие –28,2 % , справедливость - 40,7% |
Покаяние
Православная гимназия
Светская школа
Смерть
Православная гимназия
Светская школа
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.