Реализация концепции духовно-нравственного воспитания по ФГОС

  • ppt
  • 08.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Реализация концепции духовно-нравственного воспитания по ФГОС.ppt

Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках государственного образовательного стандарта нового поколения




















Базовые документы

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России

Концепция долгосрочного социально – экономического развития
Российской Федерации

Фундаментальное ядро содержания общего образования

http://www.standart.edu.ru/

4

Требования
ФГОС НОО

Концепция
ДН развития
и воспитания



Фундаментальное
ядро содержания
общего образования

Место Концепции в системе документов ФГОС

5

5

5

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Определяет:
Систему базовых национальных ценностей.
Современный национальный воспитательный идеал.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.
Принципы духовно-нравственного воспитания

Содержание Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Общие положения 1. Национальный воспитательный идеал 2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания 3. Духовно-нравственное развитие и воспитание 4. Базовые национальные ценности 5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

7

7

7

Базовые национальные ценности российского общества

Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Здоровье
Труд и творчество
Наука
Традиционные религии России
Искусство и литература
Природа
Человечество

8

8

8

Базовые национальные ценности российского общества

Определяют:
идеологию содержания образования
основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России
содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации

9

Требования
ФГОС НОО

Требования к
результатам
освоения ООП НОО

Требования к
структуре ООП
НОО

Концепция
ДН развития
и воспитания



Требования к
условиям реализации
ООП НОО

Фундаментальное
ядро содержания
общего образования

Личностные

Метапредметные

Предметные

Пояснительная записка
Планируемые результаты
Учебный план
Программа формирования УУД
Программы учебных предметов
Программа духовно-нравственного
воспитания
Программа формирования
культуры здорового
образа жизни
Система оценки достижения
планируемых результатов

Требования к
педагогическим
кадрам,
финансовому,
материально-
техническому
обеспечению

Личностные результаты освоения ООП НОО должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
и т.д. (ФГОС)

Личностные учебные универсальные действия (метапредметные результатты)

основы гражданской идентичности личности в форме
осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных
норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню
и т.д. (Планируемые результаты освоения ООП НОО)

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»


готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни
(ФГОС).

14

Требования к структуре основной
образовательной программы







Планируемые
результаты












Программа
здорового
образа
жизни











Учебный
план












Программа
Развития
УУД












Программа
духовно-
нравственного
воспитания













Программы
по
предметам












Программа
коррекционной
работы












Система
оценки






15

РАЗДЕЛ 6 Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы

Структура:
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания

Каковы шаги по созданию программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения ?

первый шаг

Выбрать основные направления духовно-нравственного воспитания:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде и др.
(примерная программа духовно-нравственного воспитания)

Второй шаг

По каждому выбранному направлению воспитательной работы оформить таблицу
«Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания младших школьников»

I уровень результатов – приобретение учащимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

II уровень результатов – получение обучающимися первоначального опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом


III уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия

У выпускника будут сформированы

Выпускник получит возможность для формирования

У выпускника будут сформированы

Выпускник получит возможность для формирования

У выпускника будут сформированы

Выпускник получит возможность для формирования












Направление «Воспитание нравственных чувств и этического сознания»


Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;
справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение
родителей; уважение достоинства человека, равноправие,
ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль,
честность, щедрость, забота о старших и младших;
свобода совести и вероисповедания; толерантность,
представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Каких результатов может достигнуть ребенок в своем духовно-нравственном развитии?

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания (примеры)


начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей
и др.

Усвоение школьниками значения понятия «щедрость»

Категории опрашивае-мых

Количество смысловых единиц

Недифферен-цированность понятия

Знание существенных признаков понятия

Дошкольники

8

З9,7 %

7 %

Младшие школьники

13

25 %

8,4 %

Подростки

13 (обновились на 50 %)

7,4 %

Более 50 %

Старшекласс-ники

15 (не обновились)

0 %

Около 100 %

Наиболее часто называемые признаки щедрости:
В ответах дошкольников и мл. школьников:
Возможность подарить радость людям,
дает деньги,
дает всем и все,
дает игрушки,
нежадный,
помощь людям и др.

В ответах подростков и старшеклассников:
бескорыстная помощь,
поделиться без сожаления,
пожертвовать чем-нибудь для другого,
отдать что-то возможное и др.

Редко упоминаемые или неупоминаемые признаки щедрости:

поделиться без сожаления,
пожертвовать чем-нибудь для другого,
отдать что-то возможное,
влияние щедрости на личность дарящего,
проявление милости, милосердия и др.

Принятие школьниками духовно-нравственных ценностей

Реализуемые ценности

Усваиваемые ценности

Подростки

13 % - щедрость,
7 % - справедливость, 0 % – милосердие

жестокость – 40 %,
жадность и ложь – 33 %

Старшеклассники

Щедрость –31,6 %, терпение – 27,8 %, милосердие – 22,25%, справедливость – 44,45 %

Щедрость – 30,9 %, терпение – 29,4 % , милосердие –28,2 % , справедливость - 40,7%

Покаяние

Православная гимназия

Грехи (5),
исповедь (2),
сильное,
любовь к Богу,
покой,
поклонение,
смерть

Светская школа

Искупление (3),
спокойствие,
трагедия,
церковь,
совесть

Смерть

Православная гимназия

Жизнь (4),
переход,
счастье,
дверь,
плохо,
покаяние,
конец жизненного пути,
ад (2)

Светская школа

Умер,
прощание,
скелет,
с косой,
темнота,
гроб,
погребение,
бесконечность,
яд

Третий шаг

Воспользоваться методическим конструктором внеурочной деятельности, предложенным Д.В. Григорьевым, П.В. Степановым с некоторыми изменениями