Шилина И.С., заместитель директора
МАОУ «СОШ №1» города Миасс
Реализация методической поодержки педагогов через коучинг-занятие по теме «Как использовать уровни учебных целей Блума на уроке?»
Внедрение новых современных идей педагогики должно основываться на имеющемся опыте учителя и постоянно совершенствоваться, приобретая новые знания и новый опыт. Одним из направлений приробретения «нового знания о преподавании и учении» является сотрудничесвто педагогов через активное участие в коучинг-сессиях. С внедрением ФГОС 3 поколения существует потребность учителей в конкретизации отдельных тем и формировании конкретных навыков, помощь в выборе сути, того «самого главного», что позволит совершенствоввать учебный процесс. В основном педагогами при проведении уроков используются учебные задания, направленные на развитие навыков низкого порядка (до уровня применения). Педагоги испытывают затруднения в формировании навыков высокого порядка в рамках развития критического мышления учащихся. Основная причина – сложности в подборе и составлении заданий по таксономии Блума, что не позволяет дифференцировать учебный процесс для достижения всех целей урока. Более актуальной формой методической поддержки педагогов является коучинг по формированию навыка разработки дифференцированных заданий по таксономии учебных целей Блума. Форма работы в виде коучинга позволит не учить учителя, а поможет ему учиться и развиваться самому, раскрыть свой потенциал в процессе рефлексивного диалога. Коучинг направлен на модуль «Критическое мышление» и концентрирует усилия на создание более целостной формы обучения через разноуровневые дифференцированные задания на основе таксономии Блума уровней учебных целей от низкого до высокого порядка. Так, тема коучинга: «Как использовать уровни учебных целей Блума на уроке?» Через активное вовлечение участников коучинга в процесс обмена идеями, сотрудничество, принятия решения планирую помочь коллегам усовершенствовать актуальные и необходимые в дальнейшем навыки в рамках темы коучинга.
Для достижения цели коучинга: сформировать умение\навык составлять учебные задания по таксономии Блума можно использовать вопросы модели «GROW» в сочетании с активной практической работой, рефлексией, оценкой и обратной связью на каждом этапе.
В течение коучинг-сессии каждый учитель через «Лестницу успеха» может определить уровень существующей проблемы на начало занятия и поможет определить уровень приобретенного умения в конце коучинга. На стадии вызова педагоги через совместную практическую работу в группе составляют разноуровневые задания, опираясь на имеющийся опыт, что позволит определить уровень затруднений на начало коучинга. Взаимооценка работ и самооценка работы группы способствует получению обратной связи о продвижении по теме коучинга. Приобретение навыка использования 6 уровней таксономии Блума организовано через совместную в группе работу по ознакомлению с информацией и практическую работу по составлению заданий на основе уже приобретенных знаний. Вопросы, используемы в коучинге, способствуют рефлексивному диалогу, мотивируют и стимулируют педагогов на развитие.
Каждый участник коучинга будет знать классификацию целей обучения и 6 уровней целей обучения Блума. Результатом коучинга служит приобретение конкретного навыка по составлению учебных заданий по таксономии Блума. Данный коучинг поможет учителю поставить и реализовать на уроке дифференцированную цель, тем самым сделать обучение более успешным для каждого ученика, способствовать развитию одаренных учащихся, мотивировать слабоуспевающих учащихся через «ситуацию успеха» при выполнении посильных заданий и поможет в формировании критического мышления, как педагога, так и ученика как «образа мышления».
План коучинга Дата _______ |
|
Тема |
Как использовать уровни учебных целей Блума на уроке? |
Цель |
Сформировать умение\навык составлять учебные задания по таксономии Блума |
Результат |
Знание классификации целей обучения (в том числе дифференциацию цели) и 6 уровней целей обучения Блума, Умение составлять учебные задания в соответствии с уровнем мышления по таксономии Блума |
Время |
Ход коучинга |
2 |
Деление на группы. Создание колоборативной среды через приветствие. |
2 |
Сообщение темы и цели коучинга. Прием «Лестница успеха». Прикрепить стикеры на доску. |
|
Работа по вопросам (R-reality): Какова текущая ситуация? Что мешает тебе достичь цели? Что, по-твоему мнению, следовало бы изменить в себе для достижения цели? Кто или что может тебе помочь? |
5 |
Вызов - дается тема «Живая и неживая природа», нужно составить учебное задание на знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценку (группы вытягивают уровень мышления на карточке, каждой группе по 3 уровня) |
5 |
Обмен заданиями и оценка соответствия задания уровню мышления соседними группами письменно на стикере. Работа по вопросам (O-options): Каков самый простой путь решения этой задачи? Каков может быть первый шаг? Как создать ресурс, которого не хватает? Где может быть нужная информация? Как научиться этому? Что ты уже делаешь? Сколько ты видишь вариантов решения этой задачи? Какой вариант решения самый приемлемый? |
3 |
Презентация с целями познавательными, эмоциональными и психомоторными, цели в обновлении содержания образования, уровни таксономии Блума. Что такое таксономия? Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и nomos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение. (Российский энциклопедический словарь Орфографический словарь русского языка). Таксономия Блума определяет способы классификации мыслительных умений, начиная от простейших учебных действий |
|
до самых сложных. Блум и его команда разработали иерархию мыслительных умений, в которой более высокие уровни мышления включают все познавательные умения нижележащих уровней.
|
6 |
Теоретическая часть. Группы знакомятся по раздаточному материалу с характеристикой уровней таксономии Блума.
|
2 |
Самооценка своих работ письменно на стикере |
10 |
Практическая часть. Разработка 6 заданий по таксономии Блума. Каждая группа выполняет задание по разным предметам: 1 группа – математика, 2 группа –литературное чтение. Тема выбирается текущая по календарному плану. |
7 |
Обмен работами. Прием «Джигсо». Обратная связь на каждое из 6 заданий – наклейки смайлики. |
||
3 |
Рефлексия «Лестница успеха», переместить свой стикер или оставить на месте.
Работа по вопросам (W-way): Каким будет твой первый шаг и когда? Что станет вторым шагом и когда? А каким будет последний шаг? |
||
Приложени е |
|
||
|
|
Назови. |
Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин |
Почему. |
Это блок вопросов позволяет сформулировать причинноследственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
|
||
Объясни. |
Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
|
||
Предложи. |
Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
|
||
Придумай |
Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла |
||
Поделись |
Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.