Тема: Реализация межпредметных связей в процессе обучения в начальной школе.
Реализация межпредметных связей - как одно из направлений повышения качества обучения в начальной школе.
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.
Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Новые требования, предъявляемые ГОС образовательными стандартами второго поколения, заставляют учителя строить обучение таким образом, чтобы у ребенка складывалось не фрагментарное представление о мире, а общая картина мира, в котором все взаимосвязано.
Межпредметные связи – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Следует отметить положительные результаты данного подхода в обучении учащихся начальных классов:
- повышение мотивации, интереса к учебной деятельности учащихся;
- активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
- расширение «горизонтов видения» в преподавании собственного предмета и новых перспектив деятельности;
- возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира, расширение кругозора учащихся;
- проявление индивидуальных творческих способностей детей;
- повышение эмоционального настроя в классе.
Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Следовательно, объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями могли бы способствовать и естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.
Как известно, метод обучения грамоте, созданный К.Д. Ушинским посредством интеграции письма и чтения, оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне.
В школьной программе интеграция чтения и письма заложена в основу, урок обучения грамоте проводится парой, на протяжении которой письмо и чтение чередуются и дополняют друг друга. Но, кроме этих близких областей знаний, на уроках обучения грамоте в 1 классе интегрируются и материалы ИЗО, окружающему миру.
Литературное чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению; возможно интегрирование с русским языком, ИЗО и технологией.
Окружающий мир включает сведения из географии, биологии, ботаники, астрономии, физики, экологии
Межпредметные связи позволяют:
- научить ребёнка самостоятельно добывать знания;
- развивать интерес к учению;
- повышать его интеллектуальный уровень.
В начальных классах эти уроки имеют свои особенности и носят обобщающий характер, т.е. "немного обо всём". Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся.
В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо, изобразительное искусство, труд. Только чтение и только письмо очень утомляют ребёнка и развивают у него отрицательные эмоции". А задача учителя первоклассников заключается именно в том, чтобы, с первых дней учёбы в школе у ребенка ни в коем случае не угас интерес к учению, не потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок.
Во втором классе можно интегрировать чтение, русский язык, природоведение и изобразительное искусство.
В третьем классе можно интегрировать чтение, русский язык, исторические рассказы, природоведение и изобразительное искусство.
В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных классах по новым программам.
Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Возможно сочетание с историей, окружающим миром, с технологией, чтением. Межпредметная связь математики и литературного чтения |
1.В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем это, выполнив первое задание.
Расположите числа в порядке возрастания и переверните их.
2 |
|
4 |
|
7 |
|
9 |
|
10 |
к |
о |
щ |
е |
И |
2.Игра «Вспомни сказку» 2 команды
Составить из букв название сказки «ПАКЕР», «ОКОКЛБО»
- Расположитесь друг за другом по сюжету сказки
(Дед, бабка ,внучка, Жучка, кошка, мышка)
(Бабушка, дедушка, медведь, волк, заяц, лиса)
3. Так, на уроке математики изучается тема “Симметрия тел”. На уроке окружающего мира “Осень пришла” демонстрируются фотографии, гербарии листьев, растений (клена, ясеня и т.п.) и обсуждаются вопросы: “В чем красота листьев? Какое значение имеет симметрия? Что симметрично?”. Это помогает учащимся увидеть и понять, что факты симметрии имеют место не только в математике, но и в природе, и в изобразительном искусстве, и в технологии изготовления.
4.Использование малых форм фольклора в обучении математике.
Из опыта своей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении математике, положительный результат оказывает использование малых форм фольклора. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с
чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей.
Так, загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (цифра, число, отношение, величина и т.д.). Например, при знакомстве с числом и цифрой 5 можно использовать такую загадку:
Что стоит в конце страницы. Украшая всю тетрадь? Чем вы можете гордиться? Ну, конечно, цифрой... (Пять.)
Еще один вид малых форм фольклора – скороговорка, соревновательное и игровое начало которой очевидно и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Например, при знакомстве детей с числом и цифрой 3 можно предложить такую скороговорку:
Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три – еще позавчера.
5. Математика и элементы азбуки.
Задания для устного счета по
математике:
А) Посчитайте количество букв в алфавите.
Б) Назовите букву, которая стоит между восьмой и десятой буквами.
В) Назовите букву, которая стоит по счету 16-ой.
Г) Назовите 25-ую букву.
Д) Назовите букву, предшествующую 17-ой.
Е) Назовите букву, следующую за 11-ой.
Ж) Назовите соседей буквы К. Какие они по счету?
З) Перечислите первых пять гласных по порядку.
И) Всегда твердые согласные? 3 (ж, ш, ц), всегда мягкие согласные? 3(й, ч,
щ).
Что можно сказать о них?
К) Игра «Расшифруй слово».
Какие слово здесь зашифровано, если учесть, что числа в клетках
обозначают номер буквы в алфавите?
18 16 5 10 15 1
(Родина)
6.Урок математики можно интегрировать с уроками изобразительного искусства и
музыки .
Например:
1. Рисование цветка из букв.
2. Рисование цветка из цифр.
3.Рисование картины из букв.
4.Рисование животных и птиц из цифр.
5. Пение алфавита под мелодию «В лесу родилась ёлочка».
Использование вышеназванных заданий на уроках математики помогает детям быстро
усвоить алфавит, вызывает у детей огромный интерес, стремление к познанию нового,
раскрывает творческий потенциал учащихся, музыкальный слух и эстетический вкус.
На интегрированных уроках русского языка и природоведения в начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о результатах наблюдений. Возможно сочетание русского языка с ИЗО, музыкой.
Благодаря такой работе новые слова, которыми овладевают дети, соединяются в их сознании с конкретными представлениямио предметах и явлениях природы, наполняются богатым жизненным содержанием. Все это подготавливает детей к сознательному чтению рассказов, статей, стихотворений, посвященных описанию природы. Дети с большим интересом читают и лучше понимают то, что перед этим сами видели, о чём беседовали с учителем.
При повторении темы "Предложение" ведётся разговор о русской белоствольной берёзе. Даётся словесное описание, определяется цвет, форма листа (у каждого на парте лист берёзы), обращается внимание на яркую белизну ствола, на его красоту. Затем с помощью магнитофонной записи прослушивается шелест листвы при дуновении ветра. После этого учащиеся составляют повествовательное, восклицательное и вопросительное предложения о берёзе. Лучшие записываются на доске и в тетрадях. Одно из них дети разбирают по членам предложения. Урок проходит живо и интересно, учащиеся быстро повторяют материал о предложении. Итогом работы является разговор и русский берёзе, о её удивительной красоте, о бережном отношении человека, как к берёзе, так и к другим деревьям.
Помня о том, что развитие речи - это принцип работы, как по чтению, так и по русскому языку, при обучении связной речи, при изучении темы "Текст" можно пользоваться сочинениями, на материале которых воспитывается в детях любовь к природе. Такие сочинения можно проводить один раз в неделю (от пяти до двадцати минут), объём составляет примерно 5-15 предложений. Сочинения воспитывают у детей любовь к природе, помогают им осознать нравственные требования современности. В свои рассказы дети вводят (в меру!) цитаты, создают яркие словесные зарисовки, вклеивают иллюстрации. Цель такой работы – создать художественную эмоционально- конкретную словесную картину о природе.
Также детям можно предложить коллективно составить небольшие рассказы по картине. В таком рассказе непременно бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Сколько возможностей таят в себе такие уроки!
В качестве методов, используемых на таких уроках и осуществляющих интегральный подход, выступают:
- эвристические беседы;
- экскурсии;
- творческие работы по развитию речи, написание их по
материалам природоведческого характера, наблюдение как на уроках русского языка, так и на природоведении;
- словесное рисование, выразительное чтение пейзажных описаний;
- написание диктантов, изложений природоведческого содержания.
Приведём пример: по предмету природоведения дети знакомятся с перелетными птицами: с внешним видом журавлей, дикой утки, ласточки, грача и других, с тем, как и чем питаются эти птицы , почему улетают в тёплые края, когда улетают, как готовятся к перелёту, как летят, в какой последовательности, когда и где выводят птенцов. По чтению дети в ряде произведений читают об этих же птицах: "Серая Шейка" Д. Мамина-Сибиряка,"Журка" Н. Бельева об отлёте журавлей, ласточек, диких гусей, грачей говорится в ряде стихотворений: "Осень" Трутнева, "Осеннее" И.Исаковского, "Уж небо осенью дышало" А. Пушкина.
На интегрированном уроке природоведения учащиеся получают научные знания в доступней, интересной для них форме. Они узнают, что птицы наши друзья, которые уничтожают вредных насекомых, оберегают урожай.
Поэтому нельзя убивать птиц, разорять их гнёзда, подбирать выпавших из гнёзд здоровых птенцов и приносить их домой. Воздействуя на чувства детей, художественные произведения воспитывают у них бережное отношение к природе.
Эти уроки позволяют учителю:
1. - сократить сроки изучения отдельных тем;
2. - ликвидировать дублирование материала по разным предметам;
3. - уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые . учитель выделяет в данный момент обучения
4. (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала)
5. - снять утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
С психолого-педагогической точки зрения :
1.- способствует активизации познавательной деятельности школьников;
2.- стимулирует их познавательную активность;
3.- является условием успешного усвоения учебного материала;
4.-расширяют их кругозор;
5.-способствуют целостному восприятию мира.
Таким образом, подводя итог, хочется сказать, что задуматься над тем, что межпредметные связи в современной школе - реальная потребность времени, эти уроки в начальной школе призваны научить ребенка с самых первых шагов в школе представлять мир как единое целое, в котором всё взаимосвязано.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.