Реализация данных приема «Зигзаг» в процессе урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Фаза вызова |
Ввод в тему (вопрос - ответ) - Какой большой раздел мы изучаем? Какие вопросы мы уже рассмотрели? - Какие ещё вопросы можно задать по данному разделу? - А интересно, наверное, узнать, были или нет профессии у наших предков и сохранились или нет до наших времён. Вот сегодня и выясним, а для этого перед вами тексты на заданную тему. Комментарии: стадия вызова осуществляется при помощи любых приёмов. В данной стратегии может и не быть фаза вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объёма - само по себе служит вызовом. Текст изначально делится учителем на несколько частей. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в первичной группе. Объяснение задания.
|
Ответы детей: - Как жили наши предки. - Как узнают о жизни предков, чему они поклонялись, в каких домах они жили, чем современные города отличаются от городов тех времён. - Как одевались наши предки, были или нет школы, магазины и т.д. Каждая группа получает один и тот же текст. Комментарии: если текст слишком объёмный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше.
|
Деление на группы (умение договариваться) |
|
Учитель координирует работу каждого участника в отдельности (по необходимости). Комментарии: каждая группа получает один и тот же текст. Причём каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами. |
Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Причем сделать это он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему и т.д. Комментарии: учеников необходимо снабдить фломастерами, листами бумаги, где они смогут предоставить изученную информацию кратко. Конечно, дети должны уже уметь составлять схемы, кодировать содержание рисунками, составлять кластеры и т. д. - всё это отрабатывается постепенно, под руководством учителя.
|
|
Смысловая стадия |
Учитель прислушивается к выбору в группах, обсуждениям. Комментарии: «экспертные» группы составляют так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме.
|
Групповая работа. Теперь учащиеся переходят к своим «коллегам». Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста. Комментарии: по договорённости дети могут выбранный вариант ещё сообща дополнить «изюминками» других экспертов, улучшить свою версию части текста.
|
Обмен мнениями. Выбор лучшего варианта представления своего отрывка (умение принять чужую точку зрения или отстоять свою). |
Стадия размышления |
Следит за отведённым временем, объявляет о прекращении работы в рабочих группах. Комментарии: учитель обговаривает заранее, что на данном этапе во всех группах происходит обсуждение, объяснение друг другу, поэтому работа должна вестись в полголоса, не мешая остальным группам.
|
После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Комментарии: таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту, складывается общее представление изучаемой темы. Ученик, который слабо справился с заданием на этапе индивидуальной работы, побывав в экспертной группе, должен вернуться в свою рабочую группу уже подготовленным, с улучшенным вариантом презентации своей части работы.
|
Участники доносят свою информацию, ссылаясь на зарисовки, записи (умение объяснять) |
Презентация |
Учитель следит за регламентом времени при выступлении детей. Отмечает «изюминки» выступления. |
Завершается общая работа всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты «дополняют» коллегу. |
|
Рефлексия
Итог урока |
Следит за правильностью ответов на вопросы, уточняет, поправляет детские высказывания. |
На этапе рефлексии, учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить — либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.