Реализация технологии проблемно – диалогического обучения на уроках в начальной школе.
Проблемный диалог – технология Образовательной системы «Школа России».
Он используется на уроках различной целевой направленности, но в большей мере на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционное объяснение учителя «открытием» знаний. Технология проблемно – диалогического обучения, по мнению Е.Л. Мельниковой [6] даёт возможность наиболее полно соблюсти вопросы
- преемственности между различными ступенями образования;
- сделать учебный процесс единым и непрерывным;
- наиболее полно отражающим идею: «Хороша та школа, в которой хорошо каждому ребёнку и взрослому».
Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предмете и любой ступени.
Проблемный урок, считает М.И.Махмутов [4] обеспечивает тройной эффект:
• более качественное усвоение знаний
• мощное развитие интеллекта, творческих способностей
• воспитание активной личности.
Обеспечивая творческое усвоение знаний, ученик проходит четыре звена научного творчества:
-постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний;
-выражение решения и реализация продукта – на этапе воспроизведения, т.е. проговаривание знаний.
При этом, в отличие от научного творчества, ученик формирует исключительно учебную проблему и открывает новое знание, лишь для него самого, а не для всего человечества, выражая его в простых формах.
« Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете», – писал И.Гёте. Поэтому цель школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизнь, в работе, в любых ситуациях.
В.А.Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении»
Как же построить работу на уроке, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их?
Для этого обратимся к программе «Школа России» и рассмотрим технологию проблемно-диалогического обучения.
Проблемно- диалогическая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.
Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ".
Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа проблемности в обучении.
Принцип проблемности реализуется:
— как в содержании учебного предмета;
— так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.
Технологические приемы организации учебного процесса.
а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию,
б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;
в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.
Результативность можно оценить с помощью критериев:
а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации
("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),
б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере
(" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...")
в) переживание учащимися субъективного открытия:
("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я? вывел закон..."),
г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;
("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."),
д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.
Признаки применения подхода в учебном процессе.
Методы обучения — проблемные:
а) проблемного изложения;
б) частично-поисковый;
в) исследовательский.
Формы организации учебного пространства коллективные:
а) парное взаимодействие;
б) микрогрупповое взаимодействие;
в) бригадное (групповое) взаимодействие;
г) межгрупповое взаимодействие.
Технология проблемно – диалогического обучения содержитТРИглавных компонента:
а) потребность учащегося в новом знании или способе действия ("хочу узнать..., научиться ...")
б) неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить по проекту педагогических целей урока
в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы
Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера.
Интеллектуальное затруднение, которое возникает у ученика, когда он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом.
Ученик не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия.
Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия.
Проблемная ситуация включает в себя положение, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; особое психологическое состояние познающей личности, характеризующееся возникновением познавательной потребности.
Признаки учебной проблемы:
а) отсутствие у ученика необходимого для решения проблемной ситуации знания,
б) отсутствие достаточного опыта;
в) осознание учеником противоречивости ситуации, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений, процессов иди отношений между ними.
Учебная проблема имеет форму познавательной задачи или задания продуктивного типа, содержащей некоторое противоречие в своих условиях:
а) избыточные данные;
б) недостающие данные;
в) неверные данные;
г) альтернативные данные.
Проблема в образовательном процессе - это осознание учеником невозможности в данной ситуации разрешить противоречие (или возникшее затруднение) средствами имеющегося опыта и знаний:
• Обнаружение учеником противоречивости в проблемном задании, продуктивной задаче приводит к переживанию учеником состояния интеллектуального затруднения и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний.
• У учащегося возникает субъективная потребность в новых знаниях.
• Осознав недостаточность ранее усвоенных знаний, и пережив состояние интеллектуального затруднения, ученик строит предварительные гипотезы относительно способа разрешения проблемной ситуации.
• Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится проблемой (и соответственно, задачей продуктивного типа), либо — превращается в репродуктивную задачу, которую нужно решить путем преобразования определенных условий.
Моделирование уроков различной целевой направленности в технологии деятельностного метода в Образовательной системе «Школа России».
Теоретические исследования показывают, что способность к саморазвитию формируется при организации учебной деятельности в соответствии со следующей структурой: индивидуальная деятельность ученика, затруднение в индивидуальной деятельности, выявление причин затруднения, определение пути выхода из затруднения и осознание
собственной деятельности по выходу из затруднения.
Научить развиваться можно только при постоянном включении ребенка
в деятельность по преодолению затруднений с последующим осознанием этапов деятельности, позволивших выйти из затруднения.
Уроки, организованные по вышеуказанной структуре – развивающие
уроки.
В соответствии с целями уроки развивающего типа можно распределить в
четыре группы ( по Г.Г.Щедровицкому и О.С.Анисимову):
• уроки открытия новых знаний;
• уроки рефлексии;
• уроки-тренинги;
• уроки контроля.
Для планирования и проведения уроков различной целевой направленности М.А. Кубышева [2] предлагает использовать следующие структуры.
А. Урок открытия новых знаний.
Основные этапы деятельностного метода
(структура урока открытия новых знаний).
Цель: формирование новых понятий.
• Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.
«Хочу, потому что смогу»
• 1-2 минуты
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
- девиз, эпиграф («С маленькой удачи начинается большой успех»);
- самопроверка домашнего задания по образцу.
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
• 4-5 минут
• Возникновение проблемной ситуации.
3. Постановка учебной задачи.
Цель; обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
• 4-5 минут
• Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
4. « Открытие» детьми нового знания.
Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения
проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково.
• 7-8 минут
• Способы: диалог, групповая или парная работа;
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
5. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут;
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
• Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.
• 7-8 минут;
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты;
• Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем надо поработать?
9. Домашнее задание.
Б. Уроки рефлексии.
Уроки рефлексии направлены на фиксирование затруднений в собственной деятельности учащихся, выявление причин этих затруднений и построение проекта устранения выявленной причины затруднения. На уроках этого типа деятельность ученика должна быть организована по следующей структуре:
• выявление индивидуальных затруднений;
• локализация места затруднения;
• выявление причины затруднения;
• самостоятельное построение проекта выхода из затруднения;
• анализ собственной деятельности по устранению причин затруднения.
Например, логика построения урока рефлексии в случае, когда этот урок направлен на закрепление изученного материала, может быть следующей:
• Во время организационного момента учитель устанавливает
тематические рамки повторяемого содержания.
• На этапе актуализации знаний организуется индивидуальная
самостоятельная деятельность детей, которая заканчивается сопоставлением
полученных результатов с образцами.
• На этапе постановки проблемы учащиеся анализируют ситуацию и
фиксируют допущенные ими ошибки.
• На этапе устранения затруднений организуется выявление причин
зафиксированных затруднений и построение проекта выхода их них.
Результатом этого этапа должно быть указание алгоритма, в котором
допущены ошибки, и места нарушения этого алгоритма. Ошибка должна быть исправлена в соответствии с правильным применением алгоритма.
• На этапе проговаривания причин типичных ошибок в громкой речи обсуждаются типовые затруднения, повторяются формулировки алгоритмов и объясняется механизм их использования.
6. На этапе самоконтроля с самопроверкой каждый учащийся выполняет только те задания из числа предложенных, в алгоритме выполнения которых он допустил ошибку, и сравнивает полученные ответы с образцом. Ребята, не
допустившие ошибок, выполняют творческое задание.
• Этап повторения проводится в соответствии с технологией.
• На этапе подведения итога урока дети повторяют алгоритмы, вызвавшие затруднения, и анализируют допущенные ошибки.
В. Уроки-тренинги
Уроки-тренинги – уроки активной мыслеречевой деятельности учащихся, формой организации которых является групповая работа.
В 1 классе – это работа в парах, со 2 класса – работа в четверках.
Наиболее целесообразно использовать тренинги при обобщении и
систематизации знаний учащихся.
Структура уроков – тренингов.
• Постановка цели.
- Определение основных целей урока.
Чтение эпиграфа к уроку, слова которого раскрывают свой особый смысл для каждого только в конце урока. Чтобы понять их, нужно «прожить» урок.
Подкрепление мотивации на работу в ресурсном круге. Дети встают в круг,
берутся за руки. Задача учителя, чтобы каждый ребенок почувствовал
поддержку, доброе отношение к нему.
• Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.
Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и три
варианта ответов. Правильным может быть один, два, а могут быть и все три варианта.
На этапе самостоятельной работы ученик должен рассмотреть все три варианта ответов, сделать выбор и подготовиться к объяснению своего выбора товарищу: почему он считает так, а не иначе. Для этого каждому необходимо использовать багаж своих знаний. Знания, полученные учащимися на уроках, выстраиваются в систему и становятся средством для доказательного выбора.
В процессе этой работы происходит не только систематизация, но и обобщение знаний, так как изученный материал выделяется в отдельные темы, блоки, происходит укрупнение дидактических единиц.
• Работа в парах (четверках).
- Поочередное высказывание мнений.
- Обсуждение.
- Принятие общего решения.
Работа в парах (четверках) требует от ребенка активной речевой
деятельности, развивает умения слушать и слышать. Психологи утверждают:
учащиеся удерживают в памяти 90% от того, что проговаривают вслух, и 95% от того, чему обучают сами. В процессе тренинга ребенок и проговаривает, и объясняет. Знания, полученные на уроках, становятся востребованными.
• Выслушивание классом различных мнений и доказательств.
• Экспертная оценка учителя.
После обсуждения учитель или учащиеся озвучивают верный вариант выбора.
• Самооценка.
Ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед.
Далее учащиеся открывают новую карточку с заданием, и работа вновь
идет по этапам – от 2 к 6. Например, в 1 классе урок-тренинг может
включать 5 заданий.
• Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа.
Подведение итогов проходит в ресурсном круге. Каждый имеет возможность высказать (или не высказать) свое отношение к эпиграфу, как он его понял.
В каждом тренинге последовательность заданий выстраивается
соответственно алгоритму действий, формирующих знания, умения, навыки учащихся по теме. Пары или четверки должны формироваться из детей с различным типом восприятия, с учетом их активности
Г. Уроки контроля.
Развивающие уроки контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
• написание учащимися варианта самостоятельной или контрольной работы;
• сопоставление с эталоном выполнения этой работы;
• оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее
установленными критериями.
В зависимости от того, кто является держателем эталонного варианта, различаются следующие формы организации развивающих контрольных уроков: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.
Приёмы создания проблемной ситуации.
Тип проблемной ситуации. |
Тип противоречия. |
Приёмы создания проблемной ситуации. |
С удивлением. |
Между двумя (или более) положениями |
1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. |
|
Между житейским представлением учащихся и научным фактом. |
3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
|
С затруднением |
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. |
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. 6.Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. |
(Примеры приёмов создания проблемной ситуации в приложении № 1.
5.4 Методы постановки учебной проблемы.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Побуждение к созданию противоречия. |
Побуждение к формулированию учебной проблемы. |
Приём 1. О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений? Приём 3. Вы сначала как думали? Приём 4. Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Приём 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? Приём 6. Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено? |
Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? |
(Примеры формулирования учебной проблемы в приложении № 2.)
Подводящий к теме диалог.
• Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.
• Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».
( См. Приложение № 3)
Мотивирующие приёмы.
Яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.
Актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.
( См. Приложение № 4)
Методы решения учебной проблемы.
Различаются два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников.
Подводящий к теме проблемно-диалогический диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока, которые не требуют создания проблемной ситуации, хорошо выстраиваются «от повторения». ( См. Приложение № 2)
Организация учебного процесса строится на реализации метода проблемности в обучении, который реализуется как в содержании учебного предмета, так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.
1. Побуждающий к гипотезам диалог.
Структура |
Побуждение к выдвижению гипотез |
Побуждение к проверке гипотез |
|
устной |
практической |
||
Общее побуждение |
К любым гипотезам: - Какие есть гипотезы? Догадки? Предположения? |
- Согласны с этой гипотезой? Мыслью? Почему? |
К плану проверки: - Как можно проверить гипотезу? |
Подсказка |
Решающей гипотезы (учителем приводится довод за или против гипотезы) |
Учитель сам сообщает аргумент или контраргумент. |
Плана проверки |
Сообщение |
Решающей гипотезы |
Учитель сообщает аргумент или контраргумент. |
Плана проверки |
2. Подводящий к открытию знания диалог.
( См. Приложение № 5)
Виды продуктивных заданий.
Типы продуктивных заданий |
Особенности применения |
На формулирование вопросов темы урока. |
Сразу после введения знаний: - если учебная проблема появилась как вопрос; - если новое знание открыто с помощью подводящего без проблемы диалога. В конце этого или начале следующего урока. («Задайте друг другу вопросы по новому материалу».) |
На создание опорного сигнала: символ, схема, таблица, опорные слова. |
В классе или дома, если опорный сигнал не составляется учителем при введении знания. |
На создание художественного образа: метафора, загадка, стихотворение. |
Дома по желанию. |
( См. Приложение № 6)
7. Список литературы.
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
2. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. – М.: УМЦ «Школа России…» 2005.
3.Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы. – Вып.4. – М.: УМЦ «Школа России»
4. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975.
5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.1977.
6. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа России. Образовательная программа и пути её реализации. – Вып.3.- М.: Баласс, 1999.
7. Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала // Школа 2100. – Вып.4. – М.: Баласс, 2000.
8. Петерсон Л.Г. Программа «Учусь учиться» по математике для 1 – 4 классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения. 2007.
Приложение №1.
Примеры приёмов создания проблемных ситуаций.
• Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова».
Учитель |
Ученики |
- В словах записанных на доске, выделите корень. - Все согласны?
|
Ученица у доски в слове «мухоловка» выделяет один корень. - Нет. В слове «мухоловка» два корня: -мух- и -лов-. |
2.Урок математики в 3 классе по теме «Сумма углов треугольника».
Учитель |
Ученики |
- Постройте треугольник с углами 90, 120, 60 градусов.
|
Оказываются в затруднении. |
3.Урок русского языка в 4 классе по теме «Глаголы – исключения».
Учитель |
Ученики |
- Какую тему проходили на прошлом уроке? - Поупражняемся в определении спряжения глаголов (даются глаголы) - А теперь определите спряжение глаголов «смотреть» и «стелить» - Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы заметили?
|
- Спряжение глаголов.
Выполняют задание.
- Смотреть – глагол первого спряжения, стелить – второго. Смотреть – глагол второго спряжения, а стелить – первого. |
4. Урок русского языка в 3 классе по теме «Образование наречий».
Учитель |
Ученики |
- Прочитайте столбики слов: редкий редко мягкий мягко лёгкий легко - Что можете о них сказать? - Разберите по составу слова каждого столбика. - Проверим. Слова второго столбика – наречия. Вспомните, что такое наречие. - Но тогда чего не может быть у наречий? |
- Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия.
Ученица у доски выделяет в наречиях окончание – о.
- Неизменяемая часть речи.
- Окончания.
|
5. Урок математики во 2 классе по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»
Учитель |
Ученики |
- На доске дан ряд чисел. Что это за числа? - Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. - Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. |
- Однозначные и двузначные.
Выполняют.
Испытывают затруднение.
|
Русский язык 3 класс тема: « Образование сложных слов».
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
- В словах, которые записаны на доске, выделите корень.
- Все согласны?
- Почему вы так решили?
|
Ученик у доски в слове «ледокол» выделяет один корень - ледокол.
- Нет. В слове «ледокол» два корня: - лёд - и - кол -.
- Дети исследуют лексическое значение слова с использованием знаний получаемых из толкового словаря и формулируют ответ.
|
Математики 2 класс тема: «Прямоугольники».
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
- Начертите прямоугольник.
-Почему вы испытываете затруднения?
-Какие? |
-Дети оказываются в затруднении, так как передними встаёт проблема, какой прямоугольник.
-Потому что прямоугольники бывают разные.
- Дети дают обоснованный ответ и приступают к выполнению задания. |
Русский язык 4 класс тема: «Спряжение глаголов - исключения».
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
- Чему мы научились на прошлом уроке?
- Определите спряжение глаголов, записанных на доске: хвалить, смеяться, юлить, разговаривать.
- А теперь определите спряжение глаголов: «держать» и «брить».
- Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске.
- Что вы заметили?
-А почему так произошло?
-Учитель выбирает правильную гипотезу из предложенных детьми или выдвигает свою с опорой на правило. |
- Определять спряжение глаголов.
-Дети выполняют задание, используя знания правила.
-Дети выполняют задание согласно алгоритму предыдущего задания.
Дети внимательно просматривают предложенные учителем варианты ответа и сравнивают со своими.
Что наши ответы и учителя не совпадают.
Дети выдвигают свои гипотезы, предположения.
- Дети находят решение возникшей проблемной ситуации.
|
Русский язык 3 класс тема: «Образование наречий».
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
- Прочитайте столбики слов, записанных на доске: ловкий - ловко сладкий - сладко мелкий – мелко
- Что можете о них сказать?
- Разберите по составу слова каждого столбика.
- Проверим.
Почему вы считаете, что во втором столбике разбор слов выполнен неправильно?
Докажите. К какой части речи относятся слова 2 столбика?
-Что такое наречие?
- Но тогда чего не может быть у наречий? |
-Дети читают слова про себя.
- Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия.
- Ученик у доски выделяет в наречиях окончание – о.
-Дети выражают своё несогласие с результатом выполнения задания учеником у доски.
- Потому что в этих словах нет окончаний.
-Это наречия.
-Неизменяемая часть речи.
- Окончания.
|
Математики 2 класс тема: Письменные приёмы вычитания»
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
- На доске записаны два примера на вычитание: _ 98 _ 53 67_ 29_
-Выполните решение данных примеров.
Почему невозможно применить письменный алгоритм вычитания для решения второго примера?
Как бы вы предложили решить эту проблему?
-Учитель вместе с детьми выбирает правильное предположение и выстраивает алгоритм письменного приёма вычитания с переходом через разряд. |
-Решение 1 примера выполняют быстро, а с решением второго примера испытывают затруднения.
-Потому что невозможно от 3 отнять 9.
-Дети выдвигают различные предположения, приводят свои аргументы и доказательства.
-Дети согласно новому алгоритму выполняют решение 2 примера. |
Приложение №2.
Примеры формулирования учебной проблемы.
1.Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова».
Учитель (применяет приём 2) |
Ученики |
- Сколько мнений в классе? (Побуждение к осознанию противоречия) - Какой же вопрос возникает?
|
Два разных мнения (осознание противоречия).
- Кто прав? Сколько корней в слове «мухоловка»? (Учебная проблема как вопрос) |
2. Урок математики в 3 классе по теме «Сумма углов треугольника».
Учитель (приём 4) |
Ученики |
- Вы выполнили моё задание? - А почему? В чём затруднение? (Побуждение к осознанию противоречия) - Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы)
|
- Нет. - Не получается. Такой треугольник не строится. (осознание затруднения)
- Почему не строится треугольник? (Учебная проблема как вопрос.)
|
3. Урок русского языка в 4 классе по теме «Глаголы – исключения».
Учитель (приём 6) |
Ученики |
- Итак, что вы хотели сделать? - Какое правило применили? - Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.) - Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
|
- Определить спряжение глаголов. - Правило о спряжении. - Нет, не получилось (осознание неприменимости известного правила). - Глаголы – исключения (учебная проблема как тема урока)
|
4. Урок русского языка в 3 классе по теме «Образование наречий».
Учитель (приём 3) |
Ученики |
- Итак, что вы сначала думали по поводу «о»? - А что оказалось потом? (Побуждение к формулированию проблемы.)
|
- Сначала мы думали, что «о» - это окончание. - «о» не является окончанием (осознание противоречия) - Что же такое «о» в наречиях? (Учебная проблема как вопрос) |
5. Урок математики во 2 классе по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»
Учитель (приём 5) |
Ученики |
- Вы смогли выполнить моё задание? - Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия). - Какова же будет тема нашего урока? ( Побуждение к формулированию проблемы) |
- Нет, не смогли.
- В первом случае мы умножали однозначные на однозначные числа, здесь надо умножать двузначные числа на однозначные, а мы этого ещё не умеем (осознание затруднения) - Умножение двузначного числа на однозначное (учебная проблема как тема урока) |
Приложение №3.
Подводящий к теме диалог.
Урок русского языка в 3 классе по теме « Безударные гласные в приставках»
Учитель |
Ученики |
- Спишите из упражнения слова: долетел, забежал, надписал и др. - Поставьте ударение. - Подчеркните безударные гласные. - В каких частях слова находятся безударные гласные? - Обозначьте их. - Какое правило о безударных гласных мы уже знаем? - А какого правила о безударных гласных ещё не учили? - Значит, какая сегодня тема урока? |
Записывают слова.
Ставят ударение. Подчеркивают.
- В корне и приставке.
Обозначают. О безударной гласной в корне.
- Наверное, о безударных гласных в приставках.
Безударные гласные в приставках (тема).
|
Подводящий к открытию знания диалог.
Русский язык 3 класс тема: «Образование сложных слов»
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Что же это за необычное слово «ледокол». (Использует подводящий диалог).
- Давайте обратимся к толковому словарю и попробуем найти ответ на ваш вопрос.
Почему корабль так называется?
- Подберите и запишите однокоренные слова к слову «лёд». Выделите корень.
- Подберите однокоренные слова к слову «колет». Выделите в них корень.
- Есть ли корни -лёд- и -кол- в слове «ледокол»? - Так сколько же корней в слове «ледокол»? - Такие слова называются сложными. |
-Дети формулируют вопрос: сколько корней в слове «ледокол»?
- Это специальный большой корабль, с помощью которого ломается лёд и прокладывается водная дорога для других кораблей.
-Потому что он колет, разламывает лёд.
-Дети выполняют работу.
-Дети выполняют работу.
- Да, есть.
- Два корня.
- Сложными называются слова с двумя корнями (открытие нового знания)
|
Приложение №4.
Мотивирующие приёмы.
Урок чтения в 3 классе по теме «Пьеса»
Зачитывается фрагмент текста учебника, сквозным героем которого является девочка Настя.
Настя с папой побывали в детском театре, глее они посмотрели спектакль «Тили – бом» по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Кошкин дом». Спектакль был музыкальный, яркий, красочный, и Настя вернулась весёлая и счастливая. По дороге домой она рассказала папе, что они в классе решили поставить к новогоднему празднику спектакль, и, наверное, это будет сказка.
- Пап, а любую сказку можно поставить на сцене? – спросила Настя.
- Да, любую, но для этого она должна быть написана как пьеса.
- А что это значит – «как пьеса»?
Учитель. Ребята! Давайте поможем Насте разобраться, что такое пьеса (сообщение темы).
Урок математики в 1 классе по теме «Числовой отрезок».
Учитель. В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда – он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и перенумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. «Ты построишь, - сказал Умный Паровозик, - волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.
Приложение № 5.
Подводящий к открытию знания диалог.
Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова»
Учитель |
Ученики |
Использует подводящий диалог.
- Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос. Почему птичка так называется? - Запишите «ловит мух» - Подберите и запишите однокоренные слова к слову «муха». Выделите корень. - Подберите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите в них корень. - Есть ли корни -мух- и -лов- в слове «мухоловка»? - Так сколько же корней в слове «мухоловка»? - Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение. |
Формулирует вопрос: сколько корней в слове «мухоловка»?
- Она ловит мух.
- Да, есть.
- Два корня.
- Сложными называются слова с двумя корнями (открытие нового знания)
|
Подводящий к теме диалог.
Русский язык 2 класс тема: « Правописание безударных гласных в корне слова».
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
- Спишите из упражнения слова: зимовка, зелёный, вылепил.
- Поставьте в словах ударение.
- Подчеркните безударные гласные.
- В какой части слова находятся безударные гласные?
- Подчеркните их.
- Какое правило мы не знаем?
- Значит, какая сегодня тема урока? |
-Записывают слова.
-Ставят ударение.
-Подчеркивают.
- Безударные гласные находятся в корне слов.
-Подчёркивают.
О правописании безударной гласной в корне.
- Правописание безударных гласных в корне слова. (Тема урока). |
Приложение № 6.
Примеры продуктивных заданий.
Урок математики в 1 классе по теме «Скобки».
Метафора: скобки – это регулировщик, показывающий, кому ехать первым.
Загадка: в примерах бывает, первое действие называет.
Стихотворение: Скобки найдём,
Остальное потом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.