Реализация требований ФГОС ОО к личностным результатам школьного исторического образования.
Согласно Концепции ФГОС ОО, «под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам».
В ФГОС основного общего образования / среднего (полного) общего образования к личностным результатам отнесены «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме».
Как всегда, сначала сравним оба определения, чтобы выделить основные признаки личностных результатов общего образования:
1) сфера их формирования и диагностики – весь образовательный
процесс, единый и неделимый на учебные предметы, образовательные
области, учебную и воспитательную работу и т.п.;
2) их ядро составляют «ценностные отношения», «ценностно-смысловые установки», «социальные компетенции», способности и готовность школьников к целенаправленной познавательной деятельности и шире – к самообразованию, самореализации, самоидентификации и саморазвитию;
3) формирование и применение личностных результатов происходит как в самом образовательном процессе, так и во всех сферах общественной жизни и социально-коммуникативной практики, а временные параметры этого процесса растягиваются на всю жизнь.
Особенности формирования личностных результатов общего образования в школьных курсах истории.
В Примерной программе по истории, как и в случае с метапредметными результатами, личностные результаты представлены в ее Пояснительной записке схематично:
«К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
– осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
– освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
– осмысление социально-нравственного опыта предыдущих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
– понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре
своего и другого народов; толерантность».
Методические приемы, типы и виды познавательных заданий, направленных на реализацию требований ФГОС ОО к личностным результатам изучения истории и критерии их диагностики.
Так же, как предметные и метапредметные, личностные результаты формируются на эмпирическом и теоретическом уровнях изучения истории, но главным образом в познавательной деятельности школьников творческого и проблемного характера.
Творческая реконструкция образов исторических фактов отличается более выраженным эмоционально окрашенным, интуитивным и личностным отношением школьников к прошлому, проживанием исторических событий, сопереживанием их героям и жертвам, соотнесением идей и поступков разных людей с собственной системой ценностей и своим жизненным.
Проблемное обучение представляет собой высший этап организации познавательной деятельности, поскольку исходит из собственного опыта
учащихся. В его основе лежат учебное исследование, выдвижение и проверка гипотез, мысленный эксперимент, прогнозирование и ролевое моделирование, критическое и рефлексивное мышление, поиск и определение личностных смыслов, ценностных ориентаций, обоснование и защита своей позиции, «отношения» с другим взглядом, другим мнением, другой позицией…
Эссе – один из видов открытых познавательных заданий, отличающийся свободной, произвольной, отчасти спонтанной и рефлективной формой индивидуального высказывания ученика по предложенной теме.
Основные характеристики ученического эссе, на историческую тему и направленность на личностные результаты общего образования :
1) предмет для рассуждений связан с прошлым, но оно каким-либо образом актуально и в настоящем;
2) автор эссе формулирует собственное мнение об исторических фактах, их версиях и оценках;
3) в поддержку своей позиции автор эссе конструирует аргументы, основанные как на исторических фактах и анализе источников, так и на собственных суждениях, но в контексте темы эссе;
4) свободное по форме, оригинальное по стилю, образное, эмоционально окрашенное изложение не исключает, однако, грамотного использования исторических понятий и фактов, корректного обращения с фактами истории, цитатами и источниками, уважительного отношения к иному мнению.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.