РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ В УСЛОВИЯ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Г.З. Романова
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества «Радуга», г.Гай
Социальные перемены последнего десятилетия приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы базовых национальных ценностей российского общества, которая нашла отражение в Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе. Акцент на воспитании позволяет реализовать идею комплексного подхода к личности, которую наиболее эффективно можно реализовать в системе дополнительного образования, в условиях детского объединения.
Особую актуальность приобретает среда жизнеобитания ребенка. Организационная культура детского объединения представляет собой социальное пространство полисубъектного взаимодействия, с присущими ей целями и ценностями, нормами поведения, определяющими условия жизнедеятельности субъектов на личностном и социальном уровнях.
Воспитание - процесс длительный, системный, целостный. Он не может осуществляться эпизодически, фрагментарно. Также важным условием является активное включение обучающихся в процесс воспитания, в принятие и усвоение ими ценностных норм, предлагаемых педагогической средой и обществом. Воспитательная система детского объединения способна решить эту проблему, поскольку она охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами детского объединения, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, расширяющееся воспитательное пространство.
В своей работе мы определили следующий состав моделируемых компонентов воспитательной системы детского объединения: ценностно-целевой, субъект-субъектный, содержательный, процессуально коммуникативный, диагностико-результативный, рефлексивно-управленческий. Рассмотрим структуру воспитательной системы на примере детского объединения, осуществляющего дополнительное музыкальное образование.
Ценностно-целевой компонент включает в себя цели воспитательной системы, приоритетные идеи и направления воспитательной системы, ориентированные на формирование нравственных ценностей. Дополнительное музыкальное образование наполняет интересы обучающихся социально-значимым содержанием, приобщает их к общечеловеческим и культурным ценностям через освоение лучших образцов музыкального искусства. В музыкальных произведениях веками сохранялись нравственно-эстетические ценности, жизненные смыслы, нравственный, духовный опыт человечества. Поэтому музыка как культурное наследие человеческой цивилизации способна дать детям четкие нравственные ориентиры, незыблемые принципы, обогатить их духовный мир.
Субъект-субъектный компонент включает в себя взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательной деятельности: педагогов дополнительного образования, обучающихся, родителей (законных представителей), значимых взрослых (администрация, психолог, методист).
Содержательный компонент носит полиструктурный, системообразующий характер. Воспитание осуществляется через систему занятий на основе содержания дополнительной общеобразовательной программы детского объединения. Изучение основ музыкального искусства осуществляется через разные виды деятельности: теоретическую, практическую, собственное музыкальное исполнительство, хоровое исполнительство, слушание и анализ музыкальных произведений, музицирование, сочинительство.
Процессуально-коммуникативный компонент включает в себя: формы и методы воспитательного воздействия, ценностные отношения взрослых и воспитанников; внешние и внутренние связи коммуникации; сотрудничество с организациями и ведомствами. Этот компонент связывает все элементы системы в единое целое и обеспечивает коммуникативную связь с внешней средой. Музыкальное искусство является универсальным средством коммуникации, поскольку оно понятно всем. Просветительская и концертная деятельность обучающихся влияет на их эстетическое, нравственное и культурное развитие, формирует социальную активность.
Диагностико-результативный компонент включает формы, методы и приемы, изучение нравственных ценностей, критерии и показатели эффективности результатов. Мерилом эффективности системы являются усвоенные нравственные ценности обучающихся. Мы руководствовались следующими критериями:
- развитость нравственных стимулов, мотивов и поведения;
- развитость нравственного сознания;
- отношение к нравственным ценностям;
- формирование жизненной позиции.
Рефлексивно-управленческий компонент включает в себя критерии и показатели эффективности управления воспитательной системой детского объединения на основе рефлексивного управления. Управление воспитательной системой основано на самоуправлении, так как растет «включенность» педагогов, обучающихся, родителей в процесс управления жизнедеятельностью детского объединения.
Таким образом, воспитательная система детского объединения как среда жизнеобитания обучающихся в условиях дополнительного образования способствует ценностному обогащению личного опыта воспитанников, их включенности в творческую развивающую деятельность в условиях расширяющегося социокультурного пространства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.