построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьей;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДО:
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
СТАНДАРТ НАПРАВЛЕН НА РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ:
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
СТАНДАРТ НАПРАВЛЕН НА РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие
Направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей:
Физические (двигательные качества) – отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности.
Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития.
Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне.
Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в т. ч. физических качеств.
Координационные качества – это способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в меняющихся условиях, выполнять движения точно и рационально.
Улучшить координацию движений, выработать и закрепить навык правильной осанки, нормализовать состояние мышц помогают упражнения на равновесие
с поворотами на 180°;
вперед спиной;
вверх и вниз по наклонной скамейке;
с различными движениями рук;
с движениями свободной ногой (согнуть, выпрямить, поставить на бум);
приставным шагом, боком (приставным и скрестным шагом, поворотами);
на носках с различным положением рук;
на носках с различными движениями рук;
с перешагиванием через препятствия – мяч, веревочку и т.д.;
с полуприседанием на опорной ноге свободную ногу на каждом шаге опускать вниз или вытягивать вперед;
с опусканием на колено: сделать шаг, остановиться, опуститься на одно колено. Повторить для другой ноги;
с опусканием на колено, но в упоре на колене выполнять различные движения руками;
с выпадами: сделать шаг, остановиться, «переднюю» ногу согнуть, «заднюю» отвести назад, сделать несколько пружинящих приседаний на «передней» ноге. Выпрямиться, повторить для другой ноги.
Виды ходьбы на буме-бревне с подъемом:
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей:
обычная ходьба,
ходьба на носках,
ходьба с высоким подниманием бедра,
ходьба приставными и скрестными шагами,
перекатом с пятки на носок,
в приседе,
выпадами и др.
В программу по ФК дошкольников, как правило, входят:
бег в спокойном темпе,
скоростной бег,
бег со сменой темпа,
прыжковый бег,
бег с изменениями направлений (челночный бег),
также бег с высоким подниманием бедра, с «захлестыванием» голени назад, семенящий бег, бег с прыжками и др.
Виды бега, доступные дошкольникам:
подпрыгивание (2 года) и перепрыгивание (3,5-4 лет),
спрыгивание (мл. – 5-10 см, ср. – 20 см),
прыжки с разбега в высоту и в длину (с 5 лет),
прыжки в длину и высоту с места (с 3 лет),
прыжки со скакалкой (с 4 лет, обучение с 5 лет)
Виды прыжков:
Младшая группа: катание, броски, подбрасывание без ловли.
Средняя группа: подбрасывание с ловлей, с дополнительными заданиями.
Старшая группа: броски в даль вертикальную и горизонтальную.
Подготовительная группа: отбивание мяча, отскочившего от пола, забрасывание в баскетбольное кольцо, бросок и ловля двумя руками и одной после отскока от пола или стены
Метание
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей:
овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей:
Здоровый образ жизни – это поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья(З.И Тюмасева)
Невротические и астенические реакции.
Эмоциональные расстройства.
Минимальная дисфункция, гиперактивность (у 25-30 % дошкольников).
Расстройства речи (более чем у 40 %).
Задержка развития мелкой моторики у детей 6-7 лет (16-32 %).
Нарушения зрительно-моторной и пространственной координации (12-25 %).
Все чаще у дошкольников диагностируются:
!!!Психические расстройства и расстройства поведения
(в основном неврозы) занимают по частоте шестое место в структуре хронической патологии дошкольников!!!
Необходимость повышения стрессоустойчивости детей и подростков
ритмичность в труде и отдыхе, в жизни (режим дня),
оптимальный двигательный режим,
личная гигиена (гигиена тела, уход за волосами, гигиена полости рта, гигиена одежды и обуви, гигиена помещения),
правильное дыхание,
рациональное питание,
закаливание,
профилактика заболеваний (профилактика нарушений осанки, плоскостопия, инфекционных заболеваний, близорукости),
профилактика повреждений и травм у дошкольников
Слагаемыми здорового образа жизни:
Средства двигательной направленности.
Оздоровительные силы природы.
Гигиенические факторы
Средства оздоровительной работы в детском саду:
Нарушение баланса различных по характеру занятий, игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей детей увеличивает риск нарушений здоровья.
Повышенная степень невротизации чаще встречается у детей, имеющих дополнительные учебные нагрузки вне детского сада (подготовка к школе) снижение двигательной активности.
Более двух третей дошкольников недосыпают в ночное время и имеют другие нарушения в режиме дня восполнение дефицита сна во время дневного сна.
Переуплотненность групп снижает возможность для двигательно-активных игр, повышает уровень шума, снижает возможность индивидуальной работы.
Принцип гуманизации
Принцип демократизации
Принцип вариативности
Принцип региональной специфики
Принцип сознательности (осознанности) и активности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип наглядности
Принцип «Не навреди!»
Принцип повторения
Принцип постепенности
Принцип доступности и индивидуализации
Принципы оздоровительной работы в ДОУ:
Принцип непрерывности
Принцип цикличности
Принцип возрастной адекватности
Принцип индивидуализации
Принцип всестороннего и гармонического развития личности
Принцип оздоровительной направленности
Принцип формирования ответственности у детей за свое здоровье и здоровье окружающих.
Принцип связи теории с практикой
Принципы оздоровительной работы в ДОУ:
реализация мероприятий здоровьесбережения и физической культуры,
здоровьесберегающие технологии,
организация просветительской и методической работы участниками образовательного процесса,
организация досуговой деятельности по воспитанию здоровьеориентированной, физически крепкой личности ребенка,
самостоятельная работа дошкольников в личных дневниках,
формирование знаний о принципах физического развития и здорового образа жизни
В дошкольной организации возможно использование следующих форм работы:
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – это психолого-педагогические приемы и методы работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников;
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
организационно-педагогические технологии, определяющие структуру образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний
Здоровьесберегающие технологии можно распределить на три подгруппы:
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
валеологического просвещения родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Ритмопластика / фитнес – включение в работу музыкально-пластических композиций, каждая из которых имеет ярко выраженный игровой образ, понятный детям.
Игровой стретчинг - это целый ряд упражнений, направленных на совершенствование гибкости и развитие подвижности в суставах.
Фитбол-аэробика – упражнения на крупных гимнастических мячах, обеспечивающие щадящее воздействие на позвоночный столб и весь опорно-двигательный аппарат.
Ритмическая гимнастика
Инновационные технологии использования общеразвивающих упражнений:
Физкультурное занятие
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
Коммуникативные игры
Занятия из серии «Здоровье»
Точечный самомассаж
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Технологии музыкального воздействия
Сказкотерапия
Технологии воздействия цветом
Песочная терапия
Фитотерапия и др.
Коррекционные технологии:
Технология развития кисти руки и крупной моторики с целью подготовки детей к освоению графики письма (С.О. Филиппова).
Технология преодоления медлительности детей за счет подвижных игр и игровых упражнений (М.М. Кольцова, М.М. Безруких).
Технологии, обеспечивающие физическую готовность детей к школе:
Младший и средний возраст:
Современные технологии воспитания культуры здоровья у детей:
Младший и средний возраст:
Современные технологии воспитания культуры здоровья у детей:
Старший дошкольный возраст:
Современные технологии воспитания культуры здоровья у детей:
2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей:
в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
в раннем возрасте (1 год - 3 года) - двигательная активность;
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка
3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей;
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.